Православие.Ru | Татьяна Пономарева | 11.07.2008 |
Оценить, «за дорого» или «за дешево» была продана Русская Америка, довольно сложно: такие сделки, согласитесь, дело исключительное. В 1858 году, то есть девятью годами раньше, генерал-губернатор Восточный Сибири Николай Николаевич Муравьев подписал с Китаем договор (Айгунский трактат), по которому Россия приобретала обширные земли Приамурского края, а 1860 году по Пекинскому договору еще и Уссурийский край (дельта реки Амур), и не за деньги или военным путем, а в результате мирных переговоров, то есть «даром». Механизм присоединения этих земель, заселенных не китайцами, а свободными местными племенами, был известен русской дипломатии. Необходимость приобретения для России земель Приамурья была очевидна, и генерал-губернатор для их приобретения готов был применить и оружие. Это и послужило основной причиной подписания договора китайской стороной. В свое время Россия потеряла Амур также под угрозой оружия — китайского. Тогда отдаленность этих восточных земель и их малозаселенность сделали невозможным сохранить их за Россией. Что же говорить о Русской Америке, расположенной еще дальше, да к тому же на другом континенте и отделенной океаном. В России прекрасно понимали, что рано и или поздно эти землю отойдут к быстро набирающей мощь стране — Соединенным Штатам Америки.
Тем более что прецедент продажи заокеанских владений в мировой практике был: в 1803 году Франция продала Соединенным Штатам свои огромные владения в Северной Америке. Земли Франции составляли 2 100 000 км², то есть были существенно больше, чем российские. Земля была продана за 15 миллионов долларов в акциях, так что в результате Франция получила немного больше 8 миллионов долларов. Эта Луизианская покупка вошла в историю США. На отошедших в пользу США территориях в настоящее время располагаются современные штаты Арканзас, Миссури, Айова, Оклахома, Канзас, Небраска, южная часть штата Миннесота, большая часть штата Северная Дакота, практически весь штат Южная Дакота, северо-восточная часть штата Нью-Мексико, часть штата Монтана, Вайоминг, восточная часть Колорадо, Луизиана (по обе стороны реки Миссисипи), включая город Новый Орлеан. Продешевили французы или нет? Что лучше: журавль в небе на другом континенте или синица в руках? Наверное, в каждом конкретном случае ответ будет свой.
Долгое время в Русской Америке занимался миссионерской деятельностью святитель Иннокентий (Вениаминов; память 31 марта/13 апреля, 23 сентября/6 октября) — просветитель Сибири и Америки. Это был необыкновенно одаренный человек, патриот, всем сердцем болевший за Россию и Православие, Промыслом Божием окормлявший эти земли большую часть своей жизни. В то время он был архиепископ Камчатский, Курильский и Алеутский. Продажа Аляски, где он строил храмы, школы, обучал алеутов, не могла не вызвать глубоких чувств у владыки. В бумагах после его смерти была найдена пространная записка русского посланника в Вашингтоне барона Эдуарда Андреевича Стекля, написанная им после продажи Русской Америки. Приведем некоторые фрагменты из нее:
«Другого рода опасность угрожала нашим владениям. Я говорю об американских флибустьерах, которыми кишит Тихий океан.
Как ни обширны пределы конфедерации Соединенных Штатов, они все еще кажутся тесными для лихорадочной деятельности и духа предприимчивости американцев. < > Они первые мало помалу захватывали Техас, сделавшийся впоследствии одним из штатов Союза. Новая Мехика и некоторые другие части юга приобретены таким же путем.
Можно было надеяться, что незначительные богатства наших колоний спасет их от хищничества флибустьеров, но случилось иначе. Рыбная ловля, пушной промысел и некоторые другие произведения, сравнительно малоценные, наших владений, конечно, не стоят роскошных равнин Миссисипи и Рио-Гранде, ни золотоносных россыпей Калифорнии, а все же они не ускользнули от алчности американцев.
Не стану исчислять здесь всех жалоб, возникших вследствие их насильств по нашим берегам. На все наши представления по этому поводу федеральное правительство всегда отвечало нам: „Мы не можем возбранять нашим гражданам выход за границу; если затем они производят беспорядки на вашей территории, так это уж ваше дело ее защищать“. Было бы одно только средство положить конец такому порядку вещей, а именно — содержать в тех водах многочисленную эскадру.
Несмотря на довольно значительные силы, которыми располагает Великобритания в Тихом океане, ее владения были не более наших в безопасности от насильственных действий флибустьеров. Три года назад разнесся слух, что стали находить золото на реках Фрезер (Fraser) в Британской Колумбии. Менее чем в несколько недель от четырех до пяти тысяч американцев находились уже в местах и производили разведки. Английский губернатор, не в состоянии будучи их выслать или не отваживаясь на такую меру, позволил им оставаться в крае с тем, чтоб они подчинялись колониальным законам; американцы отказались — объявили, что не признают иной власти, кроме Соединенных Штатов, и образовали у себя временное правительство. Англия махнула рукой. К счастью для нее, золота оказалось не в таком изобилии, как предполагали. Вскоре оно истощилось, и американцы разбрелись — не то Колумбия была бы теперь во владении Соединенных Штатов.
Из всех колоний, составлявших некогда Новый Свет, оставались в последнее время, за исключением островов, только Британские провинции в Канаде и наши владения. У Англии в настоящее время одна цель — избавиться от Канады, для удержания которой за собой она несет огромные жертвы и издержки, не соответствующие извлекаемым из нее выгодам. Более же всего ей желательно не находиться долее в соприкосновении с соперничествующей нацией, всегда готовой бросить ей вызов…
Мы оставались бы тогда единственной европейской державою, владеющей колониями на этом материке. Но если Испания, Франция, Португалия и даже Англия должны были потерять или уступить свои колонии, не извлекши из них никакой выгоды, то можно ли нам было надеяться, что мы будем счастливее? Можно ли нам было ожидать лучшей будущности от этой территории, которая в течение почти целого столетия не приносила России ничего, кроме затруднений и денежных затрат? Выгодно ли было бы для нас ради удержания за собой этих негостеприимных берегов губить наши добрые отношения и даже накликать на себя серьезные столкновения с великой нацией, пред которой преклоняются Англия и Франция — эти две великие морские державы? Предоставляю печати, нападающей на трактат об уступке, отвечать на эти вопросы.
Ничего не прибавляя к нашему политическому значению, обширная территория, которою мы владели в тех морях, составляла только нашу слабую сторону. Наши прибрежья начинались от Японии, простирались по всей северной Азии до Беренгова пролива и переходили оттуда по Американскому материку до 540 северной широты, раскинувшись таким образом на многие тысячи миль в длину. Возможно ли было охранять берега на таком огромном протяжении, и в особенности так далеко лежащие от центра Империи?
Иное дело — наша Приамурская область и в особенности ее южные части. Вот где следует нам сосредоточить наши средства и нашу деятельность. Край этот плодоносен и легко привлечет переселенцев. В нем есть великолепные порты, и соседство с Японией и Китаем обещает ему выгодную торговлю. Вот где должно основаться наше могущество на Тихом океане…
В числе обязанностей поста, который я имел честь так долго занимать, одною из важнейших было блюсти интересы наших Американских владений. Я посвятил на это все мое внимание. Нельзя мне было не видеть, что усилия Компании были тщетны, что будущность того края была бесплодна и что, угрожаемые соседством американцев, наши владения должны будут вовлечь нас в серьезные столкновения с федеральным правительством и кончить тем, что сделаются добычею американцев. Отдавая отчет императорскому правительству о состоянии наших колоний, я всегда добросовестно излагал истину. Если чрез это я содействовал уступке колоний, то я готов принять на себя мою долю ответственности в полном убеждении, что я исполнял долг верноподданного нашего августейшего монарха и поступал согласно истинным интересам моего Отечества».
Можно обвинить нашего дипломата Эдуарда Стекля в субъективной оценке положения русских колоний в Америке. Хотя, вероятно, именно его аргументы способствовали возникновению самой идеи продажи Русской Америки. Он же вел и дальнейшие переговоры в Америке по продаже наших земель.
Каково было мнение по этому вопросу самого преосвященного Иннокентия? Смиренный Иннокентий всегда в складывающихся обстоятельствах видел волю Божию и промыслительность. Миссионер Сибири и Америки, владыка с необыкновенным энтузиазмом относился к просвещению народов этих земель. Но если о полезности занятия левого берега Амура он много писал и говорил, советовал, где закладывать города, то на поселения в Америке он смотрел как на факт совершившийся и без сознания необходимости расширения этих территорий.
В письме к обер-прокурору Святейшего Синода графу Д.А. Толстому от 2 декабря 1867 года святитель Иннокентий писал:
«До меня дошел из Москвы слух, будто я в письме кому-то выразил свое большое неудовольствие относительно продажи наших колоний в Северной Америке американцам. Это совершенно неверно. Напротив, я усматриваю в этом событии один из промыслительных путей, посредством которых Православие сможет проникнуть в Соединенные Штаты, где оно уже стало привлекать к себе серьезное внимание. Если меня спросили бы, я посоветовал бы предпринять следующие меры.
А) Не следует упразднять Американскую епископию.
Б) Место пребывания епископа должно быть перемещено из Новоархангельска в Сан-Франциско.
В) Нынешний епископ и все новоархангельское духовенство, за исключением одного чтеца, должны быть возвращены в Россию. В Америку должен быть назначен новый епископ, знающий английский язык. Его сотрудникам должны быть назначены люди, также знающие английский язык.
Г) Епископу должно быть дозволено нанимать сотрудников, а также поставлять во священство американских граждан, обратившихся в Православие.
Д) Епископу и духовенству всех приходов должно быть дано дозволение совершать Божественную литургию и другие церковные службы на английском языке. Совершенно очевидно, что с этой целью богослужебные книги должны быть переведены на английский.
Е) Предметы во вновь открываемых школах для подготовки миссионеров и священнослужителей в Сан-Франциско должны преподаваться на английском, а не на русском языке, который рано или поздно будет вытеснен английским"[1].
Советы преосвященного Иннокентия, видимо, были приняты во внимание. В договоре о продаже русских земель США оговорено, что имущество Церкви остается в ведении Русской Православной Церкви. Русские люди, покидая Америку, оставляли самое ценное для этого края — Православие, православный взгляд на мир. 10 июня 1870 года была образована новая епископия — Алеутских островов и Аляски, с кафедрой в городе Ситке, а в 1872 году кафедра была перенесена в Сан-Франциско. При другом святителе — Тихоне (Белавине; память 25 марта/7 апреля, 26 сентября/9 октября), будущем Патриархе Московском и всея Руси, — епископия была переименована в Алеутскую и Североамериканскую, а кафедра вскоре была перенесена в Нью-Йорк. Так через русскую Аляску, проданную американцам, Православие прочно утверждалось на американском континенте. Строились храмы, формировались приходы, умножались епископские кафедры. После революции в России многие наши соотечественники оказались за океаном, на земле, где промыслом Божием уже стояли русские храмы, где были островки родной России.
Сегодня православные храмы и монастыри вы встретите и в США, и в Канаде, и в Бразилии, и в Аргентине, и в Чили. Нет, не напрасны были усилия наших первопроходцев в далеких американских землях. Не напрасны были труды преподобного Германа Аляскинского (память 27 июля/9 агуста) и святителя Иннокентия, просветителя Сибири и Америки; не напрасны труды и последующих святителей.
Что же касается денег, которые Россия якобы недополучила, продавая Аляску… Вспомним, что сказал Господь просящему справедливого распределения наследства: «Блюдите, и хранитеся от лихоимства: яко не от избытка кому живот его есть от имения его» (Лк. 12: 15). Да и о желании сохранить город в своем ведении сказано: «Аще не Господь созиждет дом, всуе трудишася зиждущии. Аще не Господь сохранит град, всуе бде стрегий» (Пс. 126: 1). Поверим святому Божиему угоднику, видевшему промыслительность продажи наших колоний в Америке. Когда-нибудь и мы, грешные, увидим умножение динария, вложенного в богоугодное просветительное дело далекой Америки.
[1] Письма Иннокентия, митрополита Московского и Коломенского. СПб., 1901. Т. 1. С. 139−140.