Радонеж | Сергей Худиев | 10.07.2008 |
Чтобы понять это, надо взглянуть на секту, к которой они принадлежат — «Свидетели Иеговы». Иногда ее относят к протестантам, но сами протестанты наотрез отказываются признавать «свидетелей» своими. Эта организация была основана в конце 1870-тых годов Чарльзом Тейзом Расселом в Соединённых Штатах Америки. Тогда движение называлось «Исследователями Библии», ее нынешнее название было принято в 1931 году. Уже с самого начала организация отрицала фундаментальные догматы христианства — Троицу и Божественную природу Иисуса Христа; уже в ходе ее развития она пришла и к отрицанию креста (по мнению иеговистов, Христос был распят на столбе). Согласно вероучению «Свидетелей» их организация учреждена Богом чтобы «возвещать Его царство», а все Церкви христианского мира («так называемого» — добавляется в иеговисткой литературе) являются отступническими, Иисус Христос — не Бог, а воплощенный Архангел Михаил. Несколько раз организация возвещала конец света (последний раз в 1975 году); от каждого иеговиста требуется проводить определенное время «возвещая царство» — многие из нас видели людей, попарно ходящих с яркими журналами в руках. Объем этой статьи не позволяет подробно рассматривать это причудливое и нелепое лжеучение; читатель может обратиться к специальной литературе. Заметим только, что даже само название «Свидетели Иеговы», как и постоянно задаваемый иеговистами вопрос «знаете ли Вы имя Бога» связано с переводческой ошибкой. На самом деле, Бога никогда не звали «Иегова». Дело в том, что еврейский текст Ветхого Завета не содержал гласных букв; иногда, чтобы помочь чтецу, над согласными буквами ставили значки, напоминающие, какие гласные тут должны читаться. Имя Божие в Ветхом Завете обозначалось четырьмя согласными; но вот вслух его произносили крайне редко, только во время богослужения в Иерусалимском Храме. Опасаясь нарушить заповедь «не произноси имени Господа Бога твоего напрасно», при чтении Писания вне Храма имя Божие заменяли на слово «Адонаи» — «Господь». Так над четырьмя согласными имени Божьего в древнееврейских рукописях появляются гласные от другого слова — «Адонаи». Европейские переводчики, не зная этой особенности, просто подставили эти гласные к согласным — и в итоге получили имя «Иегова». Сейчас это ошибка исправлена, но «Свидетели» продолжают называть себя именем, возникшим только при ошибочном переводе Библии на европейские языки.
Для подобных религиозных движений важно связать адептов бессмысленными и опасными запретами; это играет важную психологическую роль — человеку, который терпел лишения и подвергался опасностям ради верности учению культа, будет труднее признать, что он заблуждался. Одним из таких запретов для «свидетелей» стал запрет на переливание крови. Он увязывается со словами ветхозаветного Закона «только строго наблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа: не ешь души вместе с мясом (Втор.12:23)» Со стороны связь этих слов с переливанием крови выглядит притянутой за уши; «свидетели», однако, верят, что руководство их организации поставлено Богом в качестве «верного и благоразумного раба» (Мф.24:25) и принимают самые причудливые — иногда с точностью до наоборот — перетолкования Писания, исходящие от «Сторожевой Башни».
Запрет на переливание крови уже приводил к смертям — и только благодаря вмешательству суда не привел в этот раз. Какие выводы нам следует сделать из этого? Популярная в наше время мысли о том, что «все религии учат одному и тому же» еще раз показывает свою крайнюю нелепость — далеко не все религии (и слава Богу) учат лишать своего ребенка необходимой медицинской помощи. Для воинствующего атеиста все религии одинаково вздорны и вредны; для воинствующего сторонника «толерантности» — одинаково почтенны; для любого человека, который не закрывает глаза на реальное положение дел, религии — очень разные. И по своему вероучению, и по своим социальным последствиям.
Тем временем в России, на Украине и в Белоруссии готовятся к празднованию 1020-летия Крещения Руси. Эта дата, напоминающая об общих духовных — да и просто исторических — корнях наших народов, побуждает обратить внимание на то, что важнее текущих политических разделений. Как сказал Святейший Патриарх Алексий II, «Сегодня народы исторической Руси живут в условиях новой государственности, но их единство в вере не должно быть ничем поколеблено». Вопрос о необходимости хранить единство особенно остро встал и в связи с положением вокруг Епископа Диомида; однако в последние дни появились свидетельства того, что ситуация постепенно успокаивается.
Временный управляющий Чукотской епархией архиепископ Хабаровский и Приамурский Марк призвал сторонников бывшего Чукотского епископа Диомида к сотрудничеству. «Мы приехали сюда для того, чтобы продолжить работать все вместе. Давайте молиться вместе, вместе трудиться, — сказал архиепископ Марк. — Единство дается большими и великими трудами, за это единство нам всем нужно молиться». Архиепископ Марк также готов встретиться с епископом Диомидом, «Владыка пока находится под запрещением, но если он пожелает помолиться у святынь, ему будет оказана честь в соответствии с его саном. Он все еще пребывает в сане епископа». По мнению иеромонаха Агафангела (Белых), который прибыл на Чукотку вместе с Архиепископом Марком, опасности церковного раскола нет:
«Раскола среди верующих Чукотки нет. Скандал не состоялся», — сообщил он в понедельник корреспонденту «Интерфакс-Религия» По его словам, представители духовенства, которые приехали вместе с архиепископом Марком, «совершенно не чувствуют какого-либо противодействия со стороны местной православной общины».
Иеромонах Агафангел отметил, что, ходя по улицам Анадыря, чувствует «интерес и приветливость его жителей, которые при виде представителей духовенства часто останавливают, спрашивают, просят разъяснить, что случилось с епископом Диомидом, в чем проблема…. То есть агрессии нет совершенно, за исключением выпадок двух-трех одних и тех же фанатично настроенных людей», — подчеркнул отец Агафангел.
Развитие событий подает надежду на то, что раны, вызванные конфликтом вокруг Епископа Диомида, будут уврачеваны, не успев углубиться.