Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне | Диакон Павел Бубнов | 10.07.2008 |
Продолжаем знакомить вас, дорогие читатели, с сокровищницей православного литургического богословия.
В субботу вечером:
Удивительную богословскую панораму спасения человечества мы видим в богородичном догматике гласа:
Прейде сень законная, благодати пришедши, якоже бо купина не сгараше опаляема, тако Дева родила еси и Дева пребыла еси, вместо столпа огненнаго праведное возсия солнце, вместо Моисея — Христос, спасение душ наших. — Прошла эпоха закона, пришла благодать (Воплощения): как куст терновника горел и не сгорал (Исх. 3,2), так и Дева (Мария) родила и осталась девой; и вместо огненного столба (который вел евреев в пустыне ночью — Исх. 13, 21) — воссияло праведное солнце, и вместо Моисея — Христос, спасение наших душ.
Воскресный тропарь гласа светит радостью Пасхальной победы:
Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества; егда же и умершия от преисподних воскресил еси, вся силы небесныя взываху: Жизнодавче Христе Боже наш, слава тебе.
Когда Ты, Бессмертная жизнь, снизошел в смерть, тогда блистанием Своего Божества Ты умертвил ад; когда же Ты и всех умерших воскресил, тогда все небесные силы взывали: Жизнодавец Христос Бог наш, слава Тебе!
Канон на воскресной утрени:
Песнь 1. Во глубине постла иногда фараонитское всевоинство преоруженная сила, воплощщееся же Слово всезлобный грех потребило есть, препрославленный Господь, славно бо прославися.
Когда-то сила Божия потопила войско фараона, а Воплотившееся Слово (Иисус Христос) уничтожило зло из зол — грех. Препрославленный Господь, так славно прославился!
Песнь 3. Процвела есть пустыня, яко крин, Господи, языческая неплодящая церковь, пришествием Твоим, в нейже утвердися мое сердце.
Господи, Твоим пришествием (в мир) пышным цветом расцвела пустыня язычников, которые прежде были духовно бесплодны (потому что не знали истинного Бога — жили в духовной пустыни, а теперь пришли в Церковь Христову); в ней (в Церкви) утвердилось мое сердце.
Песнь 4. Пришел еси от Девы, не ходатай, ни ангел, но Сам Господи воплощься, и спасл еси всего мя человека. Тем зову Ти: слава силе Твоей Господи.
От Девы пришел не ходатай, и не ангел, но Сам Воплотившийся Господь (Бог) и спас всего меня, человека. От этого я взываю: Слава Твоей силе, Господи!
Песнь 5. Ходатай Богу и человеком был еси, Христе Боже, Тобою бо, Владыко, к Светоначальнику Отцу Твоему от нощи неведения приведение имамы.
Ты был ходатаем между Богом и человеком, Христе Боже, потому что Тобой, Владыка, мы были приведены из ночи незнания к Начальнику Света, Твоему Отцу.
Песнь 6. В бездне греховней валяяся, неизследную милосердия Твоего призываю бездну: от тли Боже мя возведи.
Валяясь в бездне греха, я призываю неисследованную бездну Твоего милосердия: Боже, возведи меня от тления!
По шестой песни звучит кондак: «Воскресл еси от гроба всесильне Спасе, и ад, видев чудо, ужасеся, и мертвии восташа; тварь же видящи срадуестя тебе, и Адам свеселится, и мир, Спасе мой, воспевает Тя присно». — «(Ты) Воскрес из гроба, Всесильный Спас, и ад, увидев (это) чудо, ужаснулся, и мертвые восстали; (все) творение срадуется Тебе, и Адам веселится с Тобой, и мир, мой Спас, воспевает Тебя вечно».
Песнь 7. Богопротивное веление беззаконнующаго мучителя высок пламень вознесло есть; Христос же простре богочестивым отроком росу духовную, сый благословен и препрославлен.
В этом, и в следующем, восьмом, ирмосах в новозаветной перспективе вспоминаются события, описанные в третьей главе книги пророка Даниила. — Богоборческим распоряжением беззаконного (т.е. не почитающего Бога) Вавилонского царя-мучителя был разожжен сильный огонь; но Христос подал чтущим Бога юношам духовную росу (благодаря чему огонь не повредил их), благословенный и препрославленный (Христос)!
Песнь 8. Пещь иногда огненная в Вавилоне действа разделяше, Божиим велением халдеи опаляющая, верныя же орошающая поющия: благословите вся дела Господня Господа.
Когда-то огненная печь в Вавилоне Божиим повелением разделила свое действие: сожгла вавилонян, оросила (и сохранила в огне невредимыми) верных (Богу) отроков, которые пели: (люди!), благословите все дела Господа!
Песнь 9. Безначальна родителя Сын, Бог и Господь, воплощься от Девы нам явися, омраченная просветити, собрати росточенная: Тем всепетую Богородицу величаем.
Безначального Родителя Сын, Бог и Господь, воплотившись от Девы, явился нам, чтобы просветить омраченных, собрать рассеянных, поэтому (мы) величаем всепетую Богородицу.
На Литургии прокимен перед чтением Апостола — исповедание христианской надежды: «Крепость моя и пение мое Господь и бысть мне во спасение».
В понедельник на утрени в умилительном каноне Господу Иисусу Христу мы взываем: «Человеколюбец Господи! Спаси меня, как Петра обдуваемого ветрами лукавого и захлестываемого волнами грехов» (тропарь 6-й песни). «Развращением ума и бесовскими искушениями я исполнился всяческого студа, далек стал от Твоих заповедей, как блудный, сейчас же обращаясь зову: я согрешил как он, не возгнушайся меня, Иисус, воплотившийся ради меня!"(тропарь 7-й песни).
Во вторник на утрени в умилительном каноне Господу Иисусу Христу: «Леностным дреманием я отяготил свою душу, воздвигни, Христе, меня к бдению покаяния, творить Твои повеления!» (тропарь 3-й песни)
Особенно замечателен тропарь четвертой песни (приведем его по церковно-славянски и в русском пересказе): «Руце и очи оскверних Господи, содеяв яже нелепо есть творити, и в гнев подвигох щедроты Твоя, иждив Твое долготерпение; призрев ущедри мя Блаже». — «Я осквернил руки и глаза, мои поступки нелепы. Твою щедрость я переменил на гнев, долго испытывая Твое долготерпение; призри на меня и яви Свою щедрость ко мне!» (Тропарь 4-й песни).
В среду на утрени, в каноне Животворящему Кресту мы находим удивительно емкое выражение христианского учения о спасении: «Не терпел еси зрети заблуждаема, егоже рукама создав, руце распростерл еси Слове на древе умерщвляемь, и оживил еси сего древом древле умершаго». — «Ты не мог смотреть на заблуждающегося человека, которого Ты создал руками, и потому Ты, Слове, распростер Свои руки на древе (Крестном)умерщвляем, и (этим) оживил человека умершего вкушением от древа (познания добра и зла)» (Тропарь 5-й песни).
В четверг на утрени, в каноне святым апостолам: «Приношу неисправляющуюся душу, и совесть, погребенную грехами, и оскверненное сердце, и загаженный ум, и вопию Тебе, Человеколюбец: апостолов ради ущедри меня Твоей милостью!» (Тропарь 9-й песни).
В пятницу на утрени, в каноне Кресту мы прославляем и мучеников: «Возлюбленные друзья вас Возлюбившего, избавьте меня льстивой дружбы по плоти, святые Господни мученики; и всем совершающим вашу память испросите просвещение и разрешение лютых прегрешений!» (тропарь 9-й песни).
В субботу мы очередной последний раз слышим песнопения второго гласа.
В следующей статье мы поразмышляем над песнопениями третьего гласа.
Диакон Павел Бубнов, кандидат богословия
http://www.ioannp.ru/publications/124 836