Фонд стратегической культуры | Валериан Адвадзе | 10.07.2008 |
Так, 85% потребляемых Грузией топливно-энергетических ресурсов завозилось из других союзных республик (в том числе из России — 57%). 25% потребляемой электроэнергии, почти весь объем нефти и природного газа, более 80% деловой древесины, почти половина цемента, 75% зерна, 60% молочных продуктов, 1/3 мяса приходилось на завозимые ресурсы. Крупнейшее предприятие Грузии — кутаисский автомобильный завод 95% материалов и комплектующих изделий получал из других республик. 90% сырья для легкой промышленности Грузии было привозным.
В Грузии добывалось 22% всей марганцевой руды Советского Союза, 1/3 углеродистых ферромарганцевых сплавов, производилось 7% металлорежущих станков, 8% шелковых тканей. Союзное значение имело выпуск магистральных электровозов, грузовых автомобилей, сельскохозяйственных машин, приборов, средств автоматизации, стальных труб.
В Грузии производилось 25% виноградного вина и коньячной продукции, около 1/3 минеральных вод, 20% винограда, плодо-овощные консервы и др. На долю республики приходилось 97% всесоюзного сбора цитрусовых и 92% сортового чайного листа.
Преобладающая часть привозимой в Грузию и вывозимой из Грузии вышеуказанной продукции приходилось на Россию. И считалось общепризнанным, что Грузия являлась самой процветающей республикой в составе Союза.
Эти показатели приведены только для того, чтобы напомнить, насколько сильны были экономические связи между Грузией и Россией перед распадом СССР. Продолжать экономическое сотрудничество, которое отвечало долгосрочным стратегическим интересам двух наших стран, можно было бы и после 1991 года. Это определялось и необходимостью:
— максимального использования созданного ранее взаимодополняющего производственного потенциала;
— гарантированного взаимного доступа к сырьевым источникам, возможным совместным действиям по их разведке и рациональному использованию;
— взаимовыгодного использования транспортной инфраструктуры и, прежде всего, той ее части, которая необходима для выхода на внешние рынки;
— использования емкого рынка двух стран на основе взаимных поставок товаров;
— решения гуманитарных проблем, и в первую очередь заботы двух государств о судьбе своих граждан, проживающих в другой республике, взаимовыгодного развития рекреационного комплекса на новом качественном уровне, использования огромного бальнеологического потенциала Грузии для лечения граждан России и т. д.
Гендрик Лоренц, голландский физик, сказал как-то про голландцев: «Моя нация, к счастью, слишком малочисленна, чтобы совершить большие глупости».
К великому сожалению мы, грузины, не можем сказать о себе то же самое. В моей недавно изданной книге «Дефицит экономического мышления» специальная глава под названием «Страна абсурда» посвящена глупостям, проделанным грузинскими политиками за последние 15 лет.
Затеяли гражданские войны в самом сердце Грузии — Южной Осетии и в Тбилиси, пролилась кровь, продолжилось разрушение экономики страны, начались процессы, беспрецедентные по своей абсурдности. Я называю эти процессы первым стихийным бедствием, обрушившимся на Грузию.
Затем был ажиотаж по поводу того, быть или не быть Грузии в СНГ, эту организацию стали именовать «имперской структурой», с помощью, которой Москва якобы хочет восстановить СССР, не хотели в СНГ вступать. Бывшие союзные республики, которые с самого начала стали членами СНГ, были ничуть не менее свободными и независимыми, чем Грузия, и пользовались всеми преимуществами членства в этой организации. А Грузии за те же ресурсы, которые покупали у России эти страны, приходилось платить в 2−3 раза дороже. Сегодняшняя задолженность Грузии перед Россией — 157 миллионов долларов — берет начало оттуда. Абсурд и глупость. Грузия абсолютно не была более независимой, чем те, кто с самого начала стали членами СНГ
Затем была абсурдная война в Абхазии, и в связи с этим — постоянное противостояние с Россией. Только в апреле 1999 года на собрании кредитного союза фермеров и крестьян президент Грузии Э. Шеварднадзе признал: «была большой ошибкой, когда после провозглашения независимости Грузии отказались от сотрудничества с Россией, тем самым нанесли большой урон себе. У нас и сегодня имеется в отношении с Россией жестко выраженный курс, но без ее рынка грузинскому селу будет трудно».
Запоздалое признание… При этом Шеварднадзе не объяснил, зачем он, «великий политик современности», нанес столь большой урон своей стране и народу. В результате его преступной внутренней и внешней политике Грузия получила разрушение производства, расстройство экономики, обнищание 80% населения и бегство около двух миллионов грузинских граждан за рубеж в поисках куска хлеба, огромный государственный долг, разрушение природы, развал страны, расцвет коррупции, проституции, наркомании. Одним словом, страна была ввергнута в экономическую, социальную, демографическую и экологическую катастрофу. Правление Шеварднадзе — это второе стихийное бедствие, обрушившееся на Грузию.
Несмотря на то, что правление Шевардназде в прошлом, мы ясно видим его последствия в настоящем.
В феврале 2004 г., после вступления в должность нового президента Грузии М. Саакашвили, первый его визит состоялся в Москву. Тогда встречи и выступления Саакашвили оставили хорошее впечатление на россиян, и опросы это подтвердили. Со стороны Тбилиси то был разумный шаг, после многолетних противостояний и ненависти народа к Шеварднадзе.
К сожалению, практических результатов у этого визита не было. 18 февраля 2004 года в грузинской газете «24 часа» я опубликовал статью, в которой писал: «Успешный визит, который нуждается в продолжении». Все надеялись на продолжение, но оно, увы, не последовало.
Вскоре, к великому сожалению, стало ясно, что напряжение между Россией и Грузией, которое продолжалось целых 14 лет, осталось и даже усилилось. Россия, в конце концов, устала и вообще отказалась от экономических связей с Грузией — закрыла рынок для традиционной продукции, производимой в Грузии. Бесспорно, это нанесло огромный удар экономике Грузии и поставило её на грань краха.
Руководство же Грузии посчитало, что ничего особенного не произошло. Экономическая блокада — даже хорошо, это большое благо для страны, так как, вытесненные с рынка России, грузины научатся находить другие, например, европейские рынки для наших вин.
Однако это говорилось лишь для самоуспокоения и для того, чтобы ввести в заблуждение производителей и народ. Что касается Европы, то Европейский союз каждый год выделяет 500 миллионов евро Франции и Италии для уничтожения огромного количества ординарных и марочных вин, и найти там нишу для грузинских вин, заменить российский рынок, даже подключив к этому делу главного специалиста по фекальным массам — бывшего министра Окруашвили, — просто невозможно.
Вызывает смех и акция, проведенная осенью прошлого года, когда предпринимателей Грузии заставили покупать по 10 тонн винограда, независимо от сферы их деятельности, радуясь при этом, что все обошлось хорошо. Во-первых, это был государственный рэкет, во-вторых, то, что виноград, из которого раньше получали вина и продавали их на российском рынке, в результате чего Грузия получала десятки миллионов, теперь пустили в канализацию. Никто не стал богаче, наоборот: потерпели убытки и производители, и бизнесмены.
Разговоры о том, что, несмотря на блокаду, экономика Грузии растет быстро и даже быстрее, чем до блокады, — также ложь и обман. Если все хорошо, почему при таком быстром росте экономики не сокращается безработица, почему цены растут катастрофически и так же катастрофически ухудшается положение основной массы грузинского населения?
Все дело в том, что мы имеем дело не с темпами роста экономики, а с темпами компенсации, восстановления. В 2005 году по валовому внутреннему продукту Грузия достигла только 65% от уровня 1990 года, а по уровню промышленного производства — только половины. И это по официальной статистике (напомню высказывание Марка Твена: есть три вида лжи: просто ложь, наглая ложь и статистика.
Действительно, за последние 15 лет в материально-технической базе ни одной отрасли реального сектора грузинской экономики не произошло улучшения, наоборот, — экономика разрушалась. Из-за огромной безработицы и обнищания масс внутренний рынок остается на очень низком уровне, внешние рынки потеряны, инвестиций в реальном секторе экономики катастрофически недостаёт, внешние и внутренние факторы экономического роста отсутствуют. А тут еще экономический и транспортный разрыв с Россией, прекратившей всякие экономические отношения. Так о каких экономических успехах вообще можно говорить?
Все вышеизложенное — азы экономической науки, которая, к сожалению, в Грузии не в почете. Более того, в нынешнем правительстве Грузии находятся люди, которые не признают экономическую науку как таковую вообще, а мощный и высокопрофессиональный научно-исследовательский институт экономики при министерстве экономики просто ликвидировали.
Как возродить экономику Грузии? Сегодня ни одна национальная экономика не может развиваться изолированно от внешнего мира. В каком геополитическом пространстве есть благоприятные условия для роста грузинской экономики? Сегодня и в обозримом будущем таким пространством для Грузии является Россия и в целом СНГ, где есть ресурсы для роста производства, есть емкий рынок для реализации произведенной продукции, людские ресурсы, опыт совместной работы, дружеские отношения между народами, язык общения и все остальное. Только здесь и нигде больше нужна грузинская экономика, нужны грузинские специалисты. Там, на Западе, давно уже все расписано: и объем производства, и цены, и покупатели уже известны. Грузию там никто не ждет. Нам следует найти общий язык с Россией, и если мы думаем о подъеме экономики и о своём народе, мы должны договариваться с Россией. В этом — благополучие Грузии.
Еще 10 лет тому назад автор статьи писал: не верится, что Запад денно и нощно думает о том, как возродить нашу экономику, как сделать наши страны процветающими и народы наши счастливыми. Если бы политики об этом заботились, они не навязали бы своим народам «реформирование» экономики по модели «шоковой терапии», приводящей к геноциду.
В феврале 2003 года президенты России, Белоруссии, Украины и Казахстана подписали заявление о подготовке создания единого экономического пространства этих государств. В связи с этим, в интервью корреспонденту грузинской газеты «24 часа» я сказал, что, если Грузия присоединится к этому единому экономическому пространству, она только выиграет.
В декабре 2007 года в статье «Шанс спасения», опубликованной в одной грузинской газете, осмыслив сложившуюся ситуацию, я пришел к выводу, что если Грузия присоединится к указанному единому экономическому пространству, — а она присоединится не иначе, как со своими взбунтовавшимися автономиями, — в перспективе образуется единое экономическое пространство в самой Грузии, что станет реальной основой восстановления территориальной целостности страны. Свободное передвижение внутри этого пространства товаров, капитала, труда и услуг создаст все условия для мощного экономического роста, а ведь экономика — основная база для объединения. Правда, я тут же указал на три «если»: если руководство Грузии осознает значение этого присоединения к ЕЭП и решится на такой шаг; если США разрешат им это сделать; если Россия на это будет согласна.
С исторической точки зрения (два века совместной жизни), с точек зрения экономической, религиозной, культурной, соседской и с учетом того, что миллион грузинских граждан в эпоху катаклизмов нашли приют в России, в интересах восстановления территориальной целостности нашей страны, в интересах национальной безопасности и с учетом перспектив развития самой России, мощь и авторитет которой в мире растут с каждым днем, — Россия для Грузии значит больше, чем любая другая страна в мире, больше чем вся Европа и Америка вместе взятые. Без России мы не решим ни одной проблемы.
История Грузии последних 17-ти лет показывает, что никакие другие дороги не приведут нас к Храму, они лишь сулят большие потрясения стране и её народам.
______________________
АДВАДЗЕ Валериан Сергеевич — Посол Грузии в России в 1993 — 1995 годах, доктор экономических наук, профессор.
http://www.fondsk.ru/article.php?id=1470