Русская линия
Православие.Ru Николай Головкин09.07.2008 

Языческие идолы масскультуры

«Все смешалось в доме Облонских» — нынешней «Москве златоглавой». Примеров несть числа. Так, 28 июня 2008 года, по завершению Архиерейского Собора Русской Православной Церкви, концертом в Кремле в России начались торжества, посвященные 1020-летию Крещения Руси. И в этот же день в объединенном музее-заповеднике «Коломенское» прошел языческий праздник «Купальская ночь». Его гости, по информации пресс-службы заповедника, «смогли принять участие в купальских обрядах с традиционными развлечениями, играми и забавами».

Мы все прекрасно знаем, что это за «традиционные развлечения, игрища и забавы». Вот как писал о них в XVI веке игумен Псковского Спасо-Елеазаровского монастыря Памфил: «Егда бо приидет праздник… мало не весь град возмятется, и в селах возбесятся, в бубны и сопели и гудением струнным, плесканием и плясанием; женам же и девкам и главами киванием, и устнами их неприязнен крик, вся скверные песни, и хребтом их вихляние, и ногам их скакание и топтание; ту есть мужем и отроком великое падение, мужеско, женско и девичье шептание, блудное им воззрение и женам мужатым осквернение, и девам растление».

Для сравнения — один из современных откликов на языческий праздник: «Я — купальский ребенок!», — радостно признается посетительница одного из интернетфорумов. Ее мама ей, мол, открыла «тайну рождения»: она зачала ребенка во время праздника Ивана Купалы.

Если сама посетительница форума и не поступит так же «романтично», как ее родители, то камень в воду, то есть в интернет, уже брошен — круги долго будут расходиться по воде.

Язычество как источник заблуждений, признает святая Церковь, никогда не иссякал. Поэтому она все усилия употребила на борьбу за человеческую душу, освобождение ее от этого яда. В Древней Руси после ее крещения христианская душа долго продолжала питаться старыми, «природными», образами и переживаниями. Иван Купала — один из них.

Этот языческий праздник, который у восточных славян и у прибалтийских народов был одним из самых почитаемых (у латышей это праздник Лиго), отмечается в самую короткую ночь года — в день летнего солнцестояния. Считалось, что в этот день «солнце в воде купается», и если на зорьке окунуться, то весь год здоровым будешь.

«В годину ту сатана красуется; яко же сущии древнии идолослужителие бесовский праздник сей празднуют», — так говорили о празднике Ивана Купалы служители Церкви.

Когда христиане-миссионеры пришли на берега Москвы-реки, они столкнулись здесь именно с этой языческой стихией, которая буквально бушевала в погожее летнее время.

Наименование первого московского храма в честь Рождества святого Иоанна Предтечи на Боровицком холме, срубленного из деревьев сакральной рощи, явно указывает на бытовавшие здесь прежде языческие празднества. У этого храма было особое, миссионерское назначение.

Языческий праздник Ивана Купалы оказался очень живуч, и Москва здесь как держала, так и держит первенство. В «Московских ведомостях», первой городской газете, в одном из номеров середины XIX века читаем: «На сей недели во вторник, то есть сего месяца 24 числа, на гульбище, что на Трех горах, было такое множество народу, какого редко в прежние годы запомнят. Так что напоследок к находящемуся там известному князя Гагарину дому за множество карет в близость подъехать, а по прудам за теснотою разойтись едва возможно было».

А вот что пишет современная столичная газета «Ваш досуг» (24.06.2008) в заметке «В поисках цветущего папоротника»: «О том, что в ночь на Ивана Купалу деревенские жители жгут костры, плетут венки и водят хороводы, большинство горожан (и взрослых, и маленьких) только читали.

28 июня в Коломенском решили провести праздник, на котором все это можно будет увидеть своими глазами. Познакомят гостей с древними языческими обрядами своих народов русские, латышские и украинские актеры… Из Киева привезут премьеру — музыкальное действо „Страшная месть“ по повести Гоголя, которое покажут на берегу Москвы-реки. Кто не испугается, сразу после представления может отправляться в Коломенский лесопарк на поиски цветущего папоротника».

Языческий праздник в Коломенском — только «цветочки».

5 июля, накануне православного праздника — дня, в который Церковь чтит Владимирскую икону Божией Матери, много раз спасавшую Москву и Россию от бед, — в столице прошло еще одно языческое шоу: «Иван Купала. Фестиваль музыки и огня». Вот что можно прочитать об этом фестивале на специальном сайте: «День Ивана Купалы — пожалуй, единственный народный праздник, сохранившийся в наше время, который начали отмечать наши предки еще более тысячи лет назад. Природа, стихии земли, огня и воды, танцы, музыка и песни — это все, что было в распоряжении человека для того, чтобы выразить свои чувства по отношению к мистическому окружающему миру, полному неизведанных тайн. Спустя много столетий мы все еще помним те чувства людей, заставлявшие их собираться вместе в день солнцестояния и совершать церемонии, обращенные к природе. Именно этому и посвящен наш фестиваль… Современная фолк-рок-музыка, традиционные купальские традиции, развлечения и игры для всех посетителей откроют фестиваль. А продолжит его ослепительное представление „Карнавал огня“: живой огонь, фейерверки, пиротехника, несколько часов огненных выступлений от лучших огненных театров России».

Питательная среда для новых язычников, а скорее для тех, кому все равно, на какой тусовке убить время, есть не только в Москве, но и в других городах России.

Так, руководитель миссионерского отдела Архангельской и Холмогорской епархии Русской Православной Церкви, настоятель домового храма святого праведного Иоанна Кронштадтского при Поморском государственном университете протоиерей Евгений Соколов осудил решение музея деревянного зодчества «Малые Корелы» о проведении здесь языческого праздника Ивана Купалы.

По словам протоиерея Евгения Соколова, «между епархией и музеем заключен договор о сотрудничестве. В деревянные храмы музея вернулось богослужение, стали регулярно служить литургию. Но, оказывается, светские власти слово „договор“ понимают по-своему. Нельзя же, заключив договор о сотрудничестве и предоставив Церкви возможность совершать богослужения, тут же устраивать языческие и бесовские игрища!?».

«Из года в год люди от культуры нам пытаются навязать мнение о том, что это — народные праздники, народный фольклор, — отметил епархиальный миссионер. — Никто не спорит, до принятия христианства на Руси все это было. Но потом последовал запрет этих языческих обрядов, которые далеко не безопасны. Наши предки это хорошо понимали и боролись с язычеством достаточно жестко. Что нас сегодня заставляет пропагандировать эти сомнительные обряды, что мы от них ждем или какую пользу желаем извлечь? Ответ, наверное, достаточно прост: деньги любой ценой».

В сообщении пресс-службы «Малых Корел» о празднике читаем: «Считается, что трава на Ивана Купалу, обладает не просто целебной, но и магической силой». Предлагаются, как говорится здесь же, очистительные обряды водой и огнем, поцелуйные игры, русалочьи хороводы. А если умыться росой, то никакие болезни и напасти не страшны…

«Как все просто! — говорит отец Евгений. — Все проблемы решаются в культовых языческих обрядах… И не надо с милой улыбкой говорить, что это все шутки, игры. Нет! Все гораздо серьезней. Нельзя даже в шутку заигрывать с сатаной, последствия всегда страшные! Понимают ли эти люди, которые в погоне за „золотым тельцом“, похоже, готовы продавать свои души кому угодно, что они уродуют в этих непристойных оккультных игрищах души доверившихся им людей. Не могут не понимать, но революционный ленинский лозунг „Цель оправдывает средства“ стал превалирующим для работников музея. Деньги любой ценой!»

«Бог им судья, — отметил священник, — если они к тому же крещены в православной вере; видимо, просто не ведают, что творят. Только обидно, что в таком удивительном, уникальном музее так небрежно и вульгарно могут охаивать веру предков. Что же это за музей, где главная задача русского народа — „Святая Русь, храни веру православную!“ — так охаивается?!»

А вот позиция «Малых Корел»: «Музей деревянного зодчества — это учреждение культуры, и его задача состоит в том, чтобы донести до людей народную культуру во всем ее многообразии, в том числе в фольклоре и языческих обрядах».

«Мы, — отметили в пресс-службе музея, — со всей ответственностью подходим к организации православных праздников, но считаем, что гостей музея необходимо знакомить и с языческими традициями Древней Руси, поэтому подобные обрядовые праздники будем проводить и в дальнейшем».

Комментарии, как говорится, излишни.

А куда зовет реклама некоторых российских турфирм?! С началом «купальского сезона» она, ссылаясь на народные традиции, умильно и красочно приглашает побывать на языческих игрищах в разных городах и весях страны.

Хит «купальского сезона» — ставшие ныне модными в турбизнесе совмещенные маршруты: попутно «добрые организаторы» досуга россиян готовы (читай: для зарабатывания денег — все способы хороши!) показать и православные святыни. Смотрите: древний монастырек! Несмотря на татаро-монгольское и большевистское иго, как ни странно, сохранился…

Спору нет: купальские обрядовые традиции, восходящие к глубинным мировоззренческим представлениям наших предков (кстати, дошедшие до нас, как можно предположить по некоторым свидетельствам, в искаженном виде как оргии), способны привлечь своей внешней эффектностью. И все же лучшие традиции русской народной культуры, бережно сохраняемые на протяжении многих столетий отечественными музеями, совсем другие. Но в наши дни такое наследие предков (например, народные промыслы), увы! планомерно уничтожается. Зато сегодня все напористей внедряются в нашу культуру и жизнь массовые неуправляемо-стихийные «действа», «содомные игрища», столь подозрительно отсылающие к западной индустрии растления. Взять хотя бы столь модные в сегодняшних богатых домах танцы молодежи с огнем. Только вот и сама игра с огнем — от «декоративного» до настоящего — не оказывается ли она все чаще свидетельством нашей наивной и, увы, уже почти апокалиптической инфантильности? Не трудно догадаться, кто окажется в этой, уже отнюдь не «виртуальной» игре победителем.

Но вернемся в Коломенское, место поистине святое, тесно связанное со становлением и укреплением нашей державы.

8 июля 2008 года, в день любви, семьи и верности, в старый православный и новый официальный праздник, все в том же музее-заповеднике «Коломенское» будет проводиться праздник благоверных князей Петра и Февронии, покровителей семьи и брака. А ровно месяц назад, 8 июня, здесь же, в храме Казанской иконы Божией Матери, завершились восемь крестных ходов Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы», посвященной историческому воссоединению Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии.

В храме Казанской иконы Божией Матери, где собралось так много богомольцев со всей Руси Святой — из России, Украины, Белоруссии, что трудно было совершить крестное знамение, прошли Божественная литургия и молебен у Державной иконы Божией Матери, явленной здесь в марте 1917 года после вынужденного «отречения» святого царя-мученика Николая. И вот объединенный крестный ход, возглавляемый восьмью списками чудотворного Державного образа, в течение нескольких часов освящал Иисусовой молитвой и этими святынями Москву. Среди Державных икон — пять, которые стали мироточить в Коломенском в день ее празднования — 15 марта 2008 года. Тогда их освящал Святейший Патриарх Алексий.

Преодолев 18 километров, молитвенно-покаянное шествие проследовало по Софийской набережной и мимо Кремля, достигло к часу дня храма Христа Спасителя. Здесь крестноходцев встретил и отслужил благодарственный молебен Его Святейшество.

Слава Богу за все!

И все же невозможно не упомянуть об одном наблюдении. Уже в 7 часов утра 8 июня в музей-заповедник «Коломенское» никого из все подходящих и подходящих верующих не пускали. Милиция на слезные просьбы разводила руками: мол, кто успел сюда придти, приехать на первых поездах метро, тот успел. Вот так! А в ежегодный языческий праздник «Купальская ночь» можно без ограничений ходить по территории заповедника и участвовать в игрищах.

Да, сегодня многие учреждения культуры России, в том числе и музеи, поставлены на грань выживания — выживания любой ценой. При отсутствии должной финансовой поддержки государства и скоординированной государственной политики музеи в этом «свободном плавании» не всегда сеют «разумное, доброе, вечное». Нередко они напрямую заигрывают с грехом.

Против греха выступал некогда Иоанн Предтеча, рождество которого Церковь празднует 24 июня / 7 июля. И пал жертвой, предварившей жертву Спасителя, не отступив от своей нравственной позиции. Кстати, святой Иоанн Предтеча уже давно «прописан» в Коломенском. В 1960-х годах частью Москвы, как и Коломенское (в состав которого его включили), стало бывшее село Дьяково, где стоит церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи. Точная дата постройки этого пятиглавого храма неизвестна. Предполагают, что он был заложен в 1547 году Иваном Грозным в память о венчании на царство.

Современная пресловутая масскультура в погоне за золотым тельцом реанимируют древних идолов. И если взрослые дяди и тети, музейные работники, ради того, чтобы привлечь на культурно-массовые мероприятия больше зрителей, склонны к так называемому плюрализму, стоит ли удивляться, что у определенной части нынешней молодежи нет твердых духовно-нравственных ориентиров?!

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/80 707 111 951


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru