Русская линия | Андрей Широков | 05.07.2008 |
Интересующиеся историей Киева знают, что согласно преданию, на месте, где в конце16 века возник храм, ставший известным под именем Добро-Николаевского, еще в древнерусские времена существовала церковь, посвященная Святителю Николаю.
В период польского владычества, выдерживая беспримерный по силе натиск католиков-бернардинцев, посягавших на его имущество, Добро-Николаевский храм, несмотря ни на что, оставался православным. Показательно, что своего расцвета храм достиг в период существования Российской Империи, что нашло выражение в величественном комплексе, выросшем вокруг возведенного в 1807 году каменного здания главной церкви во имя Св. Николая. На момент революции, кроме основного храма, он включал каменную церковь во имя Святой Великомученицы Варвары с колокольней, гостиницу для паломников, пребывавших в Киев со всех концов России, а также целый ряд других построек жилого и хозяйственного назначения.
Из исторического очерка «Церковь Николая Доброго с колокольней в г. Киеве. Комплексные изыскания», подготовленного специалистами Украинского специального научно-реставрационного проектного института «Укрпроектреставрация», можно узнать, что благотворителями храма были предводители малороссийского казачества, мещане и купцы, а также представители административного аппарата Российской Империи. Например, в середине 50-х годов 19 века материальную помощь Добро-Николаевской церкви оказал киевский губернатор и историк Иван Фундуклей, внеся на ремонт церковного здания денежную сумму, насчитывающую 300 рублей.
Особенный интерес заслуживает информация о том, что среди благотворителей Добро-Николаевской церкви был и русский Царь Александр I, в 1812 году утвердивший за храмом право владения девятистами квадратных сажен земли в самом центре Киева, а кроме того двумя дополнительными земельными участками для обеспечения жильем приходского духовенства.
Показательно, что основную известность храма составлял чудотворный образ Святителя Николая, представлявший собою список с другой иконы, хранившейся в Новосильском монастыре Тульской епархии. Именно с этим почитаемым образом принято связывать и само необычное название храма, особенностью которого является употребление слова «добрый».
До настоящего времени из всех строений храмового комплекса сохранилась лишь трехъярусная колокольня с церковью Святой Варвары, в 1992 году переданная общине греко-католиков, которую возглавляет священник Валерий Шкарубский.
Не удивительно, что львовские издатели буклета, посвященного храму Св. Николая Доброго, не посчитали возможным сообщить об этих и других интересных фактах его истории, которые, в наши дни, когда Украина и Россия оказались разделенными, приобретают особое значение. При этом, они посчитали нужным акцентировать внимание читателей на факте несостоявшейся ликвидации Добро-Николаевского храма в 1799 году, связанном с намерением одного из генерал-губернаторов разобрать ветхое здание церкви, переведя ее приход в один из соседних храмов. Таким образом, данное издание характеризуется свойственной для националистической публицистики тенденцией, в соответствии с которой деятельность представителей административного аппарата дореволюционной России, немало потрудившихся на благо Киева и его жителей, принято сводить исключительно к различным непопулярным решениям и мерам репрессивного характера.
Не затрагивая вопросов, связанных с использованием общиной греко-католиков здания православного храма, возведенного в период Российской Империи, авторы буклета постарались составить текст таким образом, чтобы у неосведомленного читателя сложилось впечатление, будто бы строения храма всегда находились в cобственности униатов.
Нет нужды говорить о том, что нынешнее положение, создавшееся в результате решения киевских властей в 1992 году передавших общине католиков-униатов сохранившееся здание колокольни церкви Св. Николая Доброго, кажется противоестественным многим православным верующим Киева. Возможно, что необоснованность этого решения понимают и сами униаты, подтверждением чему могут служить такие публикации, как статья Виктора Заславского «Блаженны миротворцы или Покровская улица и ее герои», размещенная популярным на Украине веб-порталом Львовского греко-католического университета «Религиозно-информационная служба Украины» (www.risu.org.ua). В данной публикации, включающей упоминание и о «небольшой церкви Николая Доброго», вопреки реальным историческим фактам рисуется благостная картина совместного существования православных и католиков в средневековом Киеве, которых, по мнению автора, объединяло некое «общее дело и общая беда».
Значительную часть сохранившегося храмового здания сегодня занимает коммерческая структура — магазин вышеупомянутого издательства «Свичадо». По сведениям автора книги «Уния в Украине XX ст.» священника Алексия Добоша, «Свичадо» считается крупнейшим униатским издательством Украины, выпускающим в год до 60-ти наименований религиозной литературы. Выставленная на витрине литература весьма разнообразна по своей тематической направленности и охватывает широкий круг вопросов от сохранения и развития украинского языка до семейных отношений и половой этики.
Приход УГКЦ, функционирующий в помещении колокольни Добро-Николаевского храма, широко известен благодаря той пропагандистской работе, которую осуществляет его настоятель Валерий Шкарубский как на территории Украины, так и за ее пределами. Из публикаций электронных СМИ можно узнать, что Валерий Шкарубский сочетает свои пастырские обязанности с общественно-политической деятельностью и пользуется авторитетом в националистических кругах.
Свою деятельность в Киеве он начал в 1988 году, совершая богослужения на частных квартирах, а позже в помещениях таких одиозных объединений как «Рух» и «Просвита». Известно, что в последние годы существования СССР Валерий Шкарубский, поддерживая тесные связи с выходцами из западных областей Украины, проживающими на востоке республики, способствовал становлению нелегальной националистической организации «спилка украинской молоди» в г. Харькове. Между прочим, создатели этой «спилки» и сегодня гордятся тем, что одними из первых стали использовать в своих публичных акциях красно-черный флаг, ранее известный как символ Организации украинских националистов и украинской повстанческой армии.
В целом, деятельность Валерия Шкарубского может служить лишним подтверждением того, что украинская греко-католическая церковь, в лице ее наиболее активных представителей, оказывает поддержку прозападным и антирусским политическим силам.
Показательно, что, посещая столицу России, он выступал со своими лекциями «Украинская церковь и ее конфессиональные особенности», а также «Брестская уния и Петр Могила» в одном из рассадников идеологии украинского национализма — Украинском историческом клубе г. Москвы. В настоящее время одним из приоритетных направлений деятельности Валерия Шкарубского, которого его сторонники называют не иначе как «великим миссионером», является работа с украинской диаспорой Российской Федерации с целью организации приходов УГКЦ.
Будучи настоятелем храма, расположенного в помещении колокольни Добро-Николаевской церкви, Валерий Шкарубский параллельно возглавляет один из московских приходов УГКЦ, который, хотя и существует около двух десятков лет, не имеет постоянного адреса. Следует отметить, что если в отношении целого ряда других униатских общин в России СМИ украинской диаспоры предоставляют более или менее подробную информацию, то в данном случае сложно выяснить даже то, какому празднику или святому посвящен этот приход УГКЦ.
Таким образом, передача помещения исконно православного храма представителям УГКЦ способствовала формированию организационной базы для работы греко-католиков и украинских националистов как на территории Украины так и России.
Очевидно, что представители православно-патриотической общественности, препятствуя продвижению идей унии и католического прозелитизма, должны способствовать восстановлению исторической справедливости и добиваться возвращения этого объекта его законному владельцу — канонической Украинской Православной Церкви.
Широков Андрей , Православное братство Александра Невского, г. Киев
http://rusk.ru/st.php?idar=113026
|