Русская линия
Православная газета г. ЕкатеринбургМитрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий (Морарь)07.07.2008 

«Нам нужно учиться на горьком опыте предков..»
Ответы архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия на вопросы телеканала «Союз» и радиостанции «Воскресение»

— Здравствуйте, наши дорогие друзья, зрители телеканала «Союз», слушатели радиостанции «Воскресение». Сегодня в нашем эфире вновь программа «Архипастырь», и на ваши вопросы отвечает архиепископ Екатеринбургский Верхотурский Викентий. Владыка, благословите наших телезрителей, радиослушателей и начало нашей беседы.

- Бог благословит. Помоги всем нам Господь.

- Владыка, спасибо. А начнем мы нашу сегодняшнюю передачу с событий исторических — с 9 мая, со дня победы. Расскажите, пожалуйста, каково значение этого дня в судьбе России и судьбе Православия?

- День Победы — это великий день для нашей страны. Когда на нашу землю напали фашистские войска, чтобы уничтожить Россию как страну православную, весь народ православный восстал против врага, и церковь с первых же дней этой кровопролитной войны благословила народ на победу, на борьбу, милостью Божией и слезами и молитвами наших отцов. Хотя в то время еще бушевал атеизм и была очень сложная ситуация с церковью, враг мог нанести еще больший удар по Церкви, поэтому трудами наших солдат и офицеров была одержана Великая победа. Конечно, для нас это и урок в какой-то степени, потому что на войне многие обратились к Богу, к Церкви. Мы знаем, что после окончания войны тысячи и тысячи людей стояли в очереди и крестились в храмах Божиих, потому что они обещали перед Богом: если Господь даст жизнь, избавит от смерти, они обязательно крестятся и станут ходить в Церковь Божию. Это был новый подъем духовной, церковной жизни в нашей стране. Можно сказать, это было и покаянием за соделанные грехи — убийства и кровопролития, уничтожение храмов. Страданиями в годы войны Господь омыл, очистил народ от скверны греховной и возвратил многих к Церкви, к церковной жизни. Поэтому для нас имеет большое значение эта победа, и дай Бог, чтобы мы всегда помнили об этой войне и понимали, что мы должны жить так, чтобы гнев Божий не допускал бедствий, подобных Великой Отечественной войне.

Отступление от Бога, от Церкви, от Христа приносит великие страдания и трудности. Чем ближе мы будем к Христу, тем больше Господь сохранит нас и поможет нам утвердиться в мире, благополучии, в жизни по заповедям Божиим и стремлении к вечному блаженству.

- Владыка, мы празднуем 63-ю годовщину Победы; после войны прошло много лет. А как Вы считаете, современное поколение смогло бы одержать такую победу?

- Я думаю, что смогло бы. Конечно, есть определенные трудности: люди мало воспитаны в патриотизме. Но Россия — особая страна, она может найти в себе силы в любое время сплотиться и дать отпор любому врагу. Поэтому не советуем никому покушаться на Русскую землю: Господь поможет нашему народу отразить любые нападения.

- Владыка, спасибо за ответ. Перейдем к вопросам, которые поступили нам в перерывах между передачами. Вопрос от Фотинии из Екатеринбурга: «10 лет назад мой отец покончил жизнь самоубийством. Можно ли его поминать один раз в год в Церкви? Какую молитву читать дома? Его грех может перейти на меня и на моих детей?»

- Нет такого дня, в который можно было бы помянуть один раз в год в Церкви самоубийцу. Нет такого правила. Я знаю, в народе бытует убеждение, будто в Троицкую родительскую субботу можно поминать самоубийц, но это неправильно — никогда не позволяется в Церкви поминать самоубийц. Нужно молиться домашней молитвой, совершать дела милосердия, добродетели, жить благочестиво. И благочестивая жизнь даст свои плоды, если мы понимаем, что побуждает нас к этому благочестию память о родственнике, ушедшем из жизни таким греховным образом. Совершая добрые дела в жизни ради своего родственника, мы верим, что Господь облегчит участь усопшего. Но и для нас это будет ограждение — Господь хранит благочестивых от всякого зла, от всех нападений вражьих.

- Владыка, в одной из предыдущих передач Вы говорили, как нужно молиться об убиенных во чреве детях. Телезрительница просит: повторите, пожалуйста.

- Да, этот грех очень тяжел — грех детоубийства, убийства невинного беззащитного существа. Подумайте: на какие страшные муки обрекают младенца — вырывают руки и ноги; хотя они маленькие, но это руки и ноги уже сформировавшегося человека! И душа убиенного находится в неопределенном месте, поэтому отцу и матери, которые совершили такой грех, нужно молиться, чтобы Господь помиловал, простил и их, и душу, загубленную таким страшным грехом.

Необходимо молиться дома за своих детей, погубленных в чреве, ходить регулярно в церковь в праздничные и воскресные дни, исполнять обязанности православного христианина, поститься в среду и пятницу круглый год, соблюдать многодневные посты. Часто исповедоваться, каяться, причащаться в праздничные и воскресные дни, когда есть благословение духовника. Очень важно, конечно, совершать поступки, противоположные содеянному греху — добрые дела. Например, взять на воспитание брошенных детей. Их очень много в роддомах, в домах ребенка. И они нуждаются в помощи, нуждаются в домашнем семейном уюте, хотят обрести маму и папу. Если человек будет воспитывать это дитя и доводить его до духовного, нравственного совершенства и сподобит его небесных обителей таким воспитанием, это послужит прощению содеянных грехов и тому, что ребенок, который был загублен абортом, тоже получит от Бога милость.
Это очень важное дело, как и обращение человека, находящегося далеко от Церкви, от Бога, который глубоко заблуждается, погряз в каких-то страстях, пороках. У нас есть возможность его отвратить от ложного пути, привести к Богу. Тогда есть надежда, что Господь помилует, простит, покроет множество грехов наших, если мы отвратим от ложного пути людей, которые нас окружают, заблуждающихся, пораженных грехом. Вот путь и труд, за который Господь дает милость и избавляет нас от наказаний за совершение тяжких грехов — от вечных мучений за соделанные грехи.

- Владыка, телезритель задает такой вопрос: «Кто такие кочетковцы и стоит ли с ними общаться?»

- Есть такое движение среди современных верующих, которые придерживаются особого мнения московского священника Георгия Кочеткова. У них либеральное отношение к богослужению, к вере. Хотя они стараются быть в Церкви, но имеют какие-то свои особенности. Отец Георгий утверждал: такой подход — для того, чтобы молодых людей, живущих «свободной» и греховной жизнью, обратить к Богу, к Церкви, к церковной жизни. Но, к сожалению, обратившись таким образом, они продолжают жить, как и прежде. И живут по своим соображениям, хотя христиане должны жить не по своим воле и желаниям, а по воле Божией. Мы отличаемся от других религиозных конфессий тем, что стараемся отречься от своей греховной воли и стремиться жить по воле Божией. Такой у нас должен быть жизненный подвиг — самоотречение и приближение своей жизни к жизни евангельской, святоотеческой, к жизни церковной, к жизни по воле Божией.

- Владыка, у нас телефонный звонок. Алло, здравствуйте!

- У меня такой вопрос. Видел, как прихожанка одного из храмов принесла землю с могилы усопшего и высыпала в храме для отпевания родственника. Правильно ли это? И как поступать в таких случаях?

- Обычно так и делается, если не было возможности отпеть усопшего в храме Божием. Лучше обязательно делать отпевание в храме, чем заочно, но если невозможно было отпеть очно, то берется с могилки усопшего земелька, приносится в церковь, и там над ней совершается чин погребения, отпевания. Потом ее вновь сыплют на могилку. Или берут землю в храме и тоже отсыпают на могилки. Если усопший похоронен далеко и невозможно в ближайшее время это сделать, то отсыпают эту земельку на любую могилку и потом перенносят на ту могилку, где похоронен усопший, над которым совершилось отпевание. Такова церковная практика. Но лучше всего отказаться от заочного отпевания. Сейчас у нас храмов много, в большинстве населенных пунктов есть храмы, можно отпеть усопшего в храме — привезти в церковь и дать ему возможность последний раз побывать на службе в храме Божием, попрощаться с прихожанами и с храмом. Поэтому лучше всего, еще раз повторяю, отпевать очно.

- Жительница Каменска-Уральского Кристина задает такой вопрос: «В настоящее время навязчиво говорят о необходимости каяться за убийство Царя и священников. На мой взгляд, человек никого не убивал, да и сама Церковь была виновата — обладая богатством и землями, заставляла ходить людей в храм. Должно ли новое поколение каяться в грехе цареубийства?»

- Церковь, хотя имела земли и какой-то достаток, в этом не согрешала пред народом, а наоборот, имела возможность больше помогать нуждающимся людям. Благодаря Церкви все земли были очень хорошо ухожены и приносили много земных плодов, которые питали множество и множество народа. Поэтому вменять это Церкви в грех или обвинять ее в чем-то — неправильно. Что касается покаяния в грехе цареубийства, то нужно понимать это таким образом: к греху цареубийства наше общество привело отступление от Бога. И это отступление от Бога и ожесточение своего сердца к добродетельной жизни, милосердию, состраданию привело к тому, что нашлись злодеи, убившие невинных людей, притом еще и детей. В настоящее время нам нужно учиться на горьком опыте предков, стараться жить церковно, благочестиво, в покаянии своих грехов, которые мы совершаем ежедневно, может, ежечасно — видеть свои грехи, замечать недостатки, быть внимательным к своей жизни. Если наша жизнь не соответствует евангельской, мы должны её поправить. И тогда это будет путь покаяния, который нам необходим в современной жизни, чтобы не отступать от Бога, а приближаться к Нему — избегать того пути, по которому шли наши отцы и деды и довели Россию до революции, цареубийства, кровопролитной гражданской войны. Нам сейчас нужно знать: отступление от Бога, Церкви, церковной жизни приводит к страшным явлениям! И чтобы не повторить грех наших предков, нам нужно жить благочестиво, богоугодно, приступать часто к таинству Покаяния — это великая милость Божия, что Господь дал нам такое таинство. И мы должны благодарить Бога, что имеем возможность постоянно, может быть, даже ежедневно приступать к этому таинству, очищать свою душу от содеянных грехов, быть в мире с Богом, с людьми. Поэтому, когда мы призываем к покаянию, и Святейший Патриарх нас призывает в рамках наших церковных правил каяться в своих грехах, жить по воле Божией, жить в покаянии за содеянные грехи, исправляться и жить добродетельно, не возвращаясь к тем грехам, которые делали наши отцы — жить более нравственно, духовно, благочестиво и богоугодно. Это будет истинный путь покаяния, который приведет нас к обновлению жизни и возрождению великой славы нашего Отечества.

- Владыка, у нас телефонный звонок. Алло, здравствуйте!

-Здравствуйте! Раба Божия Надежда из Екатеринбурга. Моему брату было 57 лет. Его сбила машина насмерть. Как мне за него молиться, как его поминать и как свечку ставить? Он был крещен.

- Надо молиться, поминать его и свечку ставить. Молиться дома и в церкви за его упокоение.

- Сын нашел на земле икону. В церковной лавке храма сказали, что с земли ничего поднимать нельзя. Как правильно поступить?

- Можно и нужно поднимать с земли иконочку или крестик — не дай Бог, чтобы было поношение святыни. Надо обязательно поднять, почистить икону или крестик и поставить их на достойное место дома или там, где с особым почтением относятся к святым иконам — это святыня, и к ней надо относиться с благоговением, а не оставлять её на поругание ближних, которые могут по незнанию её топтать… В обязанность православным христианам вменяется, если мы найдем иконочку или крестик, обязательно их взять и с благоговением установить в том месте, где они будут в должном почтении.

- Вопрос от Валентины связан с известными словами: «Один Господь, одна вера, одно Крещение». Она говорит: «Я была крещена четыре раза. В детстве в православном храме, потом у баптистов, затем в православном храме окроплением и четвертый раз — в православном храме через погружение. Нагрешила ли я?»

- В нашей Церкви мы крестимся только раз в жизни. Если случилось, что человек православный перешел, по своему неразумию, в другую веру, то, если он пришел в себя и раскаивается в этом, возвращается в Церковь через покаяние, через особый чин присоединения к Православной Церкви, — но не крестится еще раз. Поэтому если человек четыре раза крестился, три раза в Православии, это неправильно. Один раз он должен креститься, несмотря на то, что попал в какие-то заблуждения. Нужно каяться в этом, отвергать все заблуждения, которые он имел. И нужно хорошо изучить православные истины и их принимать, придерживаться и жить благочестиво, каясь в содеянных грехах, чтобы Господь простил и помиловал. Есть здесь грех, нужно каяться, молиться. В первую очередь надо сходить на Исповедь, обо всем рассказать и постараться исправиться.

- У нас звонок из Мичуринска. Алло!

- Здравствуйте, Владыка. Я хочу задать вам три вопроса. Первый вопрос: почему не захоронили Ленина? В чем проблема? Второй вопрос: почему аборт — грех? Третий вопрос: можно ли умершего от алкогольного отравления отпевать?

- Что касается Ленина, все мы, православные люди, знаем, что лучше было бы захоронить его останки. Но это не дело Церкви, церковных деятелей. Это дело всего народа. Есть власть, к которой мы как полноправные члены общества имеем право обращаться с этими вопросами, и она должна прислушиваться. Видимо, еще не пришло время. Мало таких людей, которые желают, чтобы захоронили Ленина. Пока многие, наверное, больше желают, чтобы он остался в мавзолее. Если люди будут требовать, чтобы было захоронение, то власть прислушается к этому. Главное, чтобы в нашей стране не было разделения, а было единое мнение: пришло время, нужно его хоронить.
Что касается абортов, то, конечно, это большой грех: грех детоубийства. И нужно на государственном уровне принять закон, чтобы исключить из нашей жизни такой страшный грех. Но опять-таки принимаем решение не мы с вами, а все наше общество. Мы должны обращаться к законодательной власти — каждый из нас идет на выборы, мы выбираем того или иного депутата в Государственную Думу и имеем полное право к нему обращаться и требовать, чтобы включили в повестку дня вопрос об абортах и приняли решение, чтобы этот грех не совершался в нашей жизни.
Третий вопрос… По нашим каноническим правилам отпевать таких людей не положено. Но мы идем навстречу родственникам, которые плачут, сокрушаются и просят, убеждают: хотелось бы, чтобы был отпет этот человек, оправдывая его тем, что он был таким больным — уже сам не понимал, что делает, так был захвачен этой страстью, что уже не мог себя сдерживать. Это все правильно, но ведь все с малого начинается… Поэтому сначала нужно было себя ограничивать, заставить не употреблять чрезмерную дозу спиртного. И не случилась бы эта беда! Сейчас есть ситуации, когда таких людей не отпевают, а есть — когда отпевают. Индивидуально этот вопрос решается.

- Владыка, Капитолина просит разъяснить, для кого предназначена церковь — для народа или для церковнослужителей? Если для народа, то почему тогда очень часто меняются облачения у служителей?

- Вопрос немножко непонятен. Во-первых, Церковь — это все мы вместе с вами. Человек, который задает такой вопрос, понимает Церковь как какой-то отдельный институт, а народ — это что-то другое. Все мы, весь народ, который крещен во имя Христа Спасителя в Православной Церкви, в Православии, в Православной вере, — члены нашей Церкви, сама Церковь. И глава нашей Церкви — Христос Спаситель, а мы ее члены. Нельзя отделять народ от Церкви и Церковь от народа.

А что касается облачений священнослужителей в храмах Божиих, то у нас есть такое правило: каждый праздник имеет свой цвет; у нас есть облачения семи цветов, которые мы в течение года меняем по праздникам. Богородичный праздник — голубой цвет; Пасха — красный цвет; воскресные и святительские праздники — желтый цвет; мученические праздники — бордово-красный цвет; Великий пост — черный цвет; дни Преображения — белый цвет; каждый праздник имеет свой цвет. Это делается не по каким-то прихотям священников, а по Уставу Церкви.
Беседовал Илья ЮКОВ
Расшифровка аудиозаписи —
Анастасия Медведева

http://orthodox.etel.ru/2008/27/_otveti.htm


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика