Русская линия
Радонеж Елена Санаева,
Протоиерей Александр Новопашин
07.07.2008 

Елена Санаева: «Если воспитывать с «бревном в глазу»

Елена Всеволодовна Санаева — дочь известного киноактера Всеволода Васильевича Санаева и вдова актера и кинорежиссера Ролана Анатольевича Быкова. Ее сын — Павел Санаев — российский актер, режиссер, сценарист.

В свое время Елена Всеволодовна окончила Государственный институт театрального искусства им. А. В. Луначарского (ГИТИС, ныне Российская академия театрального искусства) и дебютировала на экране в фильме «Генерал Рахимов». Затем последовали такие великолепные работы в кино, как «Приключения Буратино», «Пена», «Приключения Али Бабы и сорока разбойников», «Тайна черных дроздов», «Чучело» и другие.

Но в последние годы актриса больше занимается общественной деятельностью. Будучи вице-президентом Детского фонда имени Ролана Быкова, она устраивает акции и выставки, выезжает на фестивали детского творчества. Поэтому тема нашего разговора изначально была посвящена детству, вернее воспитанию детей.

— Елена Всеволодовна, Вы, конечно, согласитесь, что хорошее воспитание детей сегодня представляется одной из серьезнейших проблем современной общественной жизни. За пробелы в воспитании мы часто виним школу, дескать, эта она упустила, сконцентрировавшись на образовании и забыв о человеке. Или — улицу, «суровые законы» которой отнюдь не закаляют характер, а скорее развращают душу. Реже мы виним себя — не досмотрели! Хотя, конечно, воспитание начинается с семьи и в семье. Именно здесь в ребенке закладываются духовно-нравственные основы, растолковываются понятия добра и зла, честности и бесчестия, словом — созидается фундамент порядочности.

— Совершенно верно. Что бы школа не делала, если в семье ребенком не занимаются, или занимаются не весть как, то большого толку от этого не будет. Ребенок должен выйти на улицу уже подготовленным, он должен уметь правильно воспринимать то, что будет происходить вокруг него. А такое возможно только при изначально хорошем воспитании.

Правда, здесь существует еще одна очень серьезная проблема. Казалось бы, что может быть проще — объяснить ребенку, что такое хорошо, и что такое плохо, что можно делать, а чего нельзя, на кого нужно равняться, а от кого «бежать подобает и отвращаться». Но ведь нужно сначала разобраться в себе, найти и искоренить в себе недостатки, или, по крайней мере, начать бороться с ними, и только потом уже приступать к воспитанию. Как Вы считаете?

— Господь сказал: «Вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 5).

— Если воспитывать с «бревном в глазу», то ничего хорошего из этого не выйдет. Дети очень чутки к фальши, они сразу увидят несоответствие между тем, что говорят им родители и как сами себя ведут. Соответственно, отношение к родительскому слову у них будет далеко неоднозначное. И сами они в будущем, скорее всего, будут вести себя также.

— Сегодня происходит много разводов. Семьи рушатся одна за другой. К чему это может привести, и что нужно делать?

— Очень много женщин одни воспитывают детей. Такое воспитание нельзя назвать полноценным. Мальчики, воспитанные матерью, часто не понимают, что такое семья, и, не зная отцовской руки, не представляют, что создавать семью — значит, брать на себя ответственность. И у девочек нередко наблюдается потребительское отношение к замужеству. Он должен мне дать, он должен заработать, он должен-должен-должен… И ведь совершенно правильно: он должен!.. А ты разве ничего не должна? Тебе нужно проявлять смирение, уважение к супругу, доверять ему, любить его, и сохранять упование на помощь Божию. Жениться или выйти замуж просто, сложнее — жить вместе, а еще труднее — создать семью. Это труд, требующий большого терпения как со стороны молодой женщины, так и со стороны мужчины. Представьте себе голый каменистый остров. Чтобы он ожил, заколосился, сюда нужно в горсти наносить землю и воду. Также строится и семья. Ошибки на пути неизбежны, но нужно учиться прощать. Истинная любовь есть всепрощающая любовь. Разве не сказал Господь: «если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему» (Лк. 17, 4)? В такой семье, я уверена, и дети получат настоящее воспитание.

— Святитель Феофан Затворник называл воспитание самым святым из всех святых дел. Русская Православная Церковь, православные иерархи, священники много времени и сил уделяют воспитанию детей и молодежи, в том числе православному воспитанию, которое не есть религиозное воспитание в чистом виде. По словам Высокопреосвященнейшего Тихона, архиепископа Новосибирского и Бердского, лучшее, что может дать детям и молодежи Церковь — это чистота совести, милующее сердце и спасение души как залог вечного спасения человека.

— Мы видим, как Церковь заботится о своих чадах, как старается сохранить свое стадо и призвать еще невоцерковленные, но уже ищущие Бога души. Однако мир, лежащий во зле, обладает страшной разрушительной силой, которая уводит человека с истинного пути. Наша молодежь, наши девочки одурманены гламурными историями из глянцевых журналов и прочими светскими прибамбасами, носятся по закрытым тусовкам в поисках принца на белом коне. Недавно я разговаривала с одним человеком, который весьма преуспел в этой жизни. Так вот он ехал из Москвы в какой-то периферийный город делать предложение простой девушке из небогатой семьи. Он рассказал мне, что за «невесты» его окружали в столице. «Девочки осознают себя товаром, и стараются быть как можно более эффектными, чтобы продать себя подороже, — говорил мне этот человек. — Им не нужна семья, они не хотят рожать детей, а замуж им нужно выйти только для того, чтобы на деньги мужа жить в свое удовольствие, ничем не обременяя себя».

— Конечно, чтобы исправить положение, необходимо все силы положить на воспитание подрастающего поколения. Необходима целенаправленная политика государства, которое совместно с Русской Православной Церковью начнет прививать нашим детям основные духовно-нравственные понятия, лежащие в основе формирования цельной духовной личности.

— Дай-то Бог! Но, а пока, что мы видим? Как-то в сердцах Ролан Анатольевич Быков, в очередной раз столкнувшийся с откровенным нежеланием чиновников обратить внимание на детство, сказал: «В нашей стране вместо утренней молитвы поют арию Мефистофеля». Мне кажется, что с тех пор мало что изменилось. Помню, десятилетнего мальчика спросили, как он живет, и он ответил: «Когда дома есть, что покушать, то хорошо, нет — плохо». И это на фоне диких плясок в Куршевеле!

Впрочем, есть люди, которые вопреки всему воплощают в жизнь замечательные, добрые идеи, умудряются делать хорошие детские фильмы, финансируют проекты, посвященные детству, разрабатывают детские благотворительные программы. Но все это — капля в море.

Последние 10−12 лет своей жизни Ролан Анатольевич хотел создать детский канал и разработать в рамках существующей государственной программы «Дети России» свою программу «Дети. Экран. Культура». Одна из его идей заключалась в организации видеоуроков в школе, благодаря которым дети, не выходя из-за парты, посредством кино могли бы попасть на Мойку, по которой ходил Пушкин, или в село Михайловское, услышать стихи великого поэта в прекрасном исполнении Смоктуновского.

Но в те годы все перевернулось вверх дном, и у людей помутилось в голове. Видимо, все-таки не было в советской стране крепких нравственных устоев. Ведь первое, что начали делать — отнимать детские дома, детские сады, дома пионеров, дома детского творчества. Вихрь, начавшийся с распадом страны, закружил всех, и стало не до детей. Ролан Анатольевич сказал тогда: «Наше государство сделало аборт»!

И на что только надеются люди? Голыми они пришли в этот мир, голыми и уйдут. Погрузят их на каталку, закроют простыней и увезут. И к чему тогда развеселое времяпровождение, многочисленные дома, машины, ночные клубы, рестораны, казино?..

— Позволю себе процитировать Евангелие: «Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6,19−21). Впрочем, и богатство не грех, если не превращать его в кумира. Сказано: «Богатство аще течет, не прилагайте сердца» (Пс. 61, 11). Достаток — тоже Божий дар, которым нужно правильно и со страхом Божиим управлять, а не расточать его. Кто мешает сегодня богатым людям вкладывать деньги в отечественное детское кино? Но, увы, видимо, выгоднее показывать американские кинокартины, американские мультипликационные фильмы, приобщать детей к американскому образу жизни, лишая их своей собственной культуры.

— Это так сильно расстраивало Ролана Анатольевича! Он везде говорил о том, что 95 процентов мирового кинопроката — уже американский, и нам следует спасать отечественный кинематограф. Что касается детских фильмов, то даже тогда, в достаточно благополучные для детского кино времена, студию Горького ругали за то, что они мало делают для детей. А сегодня я снялась только в одной сказке, сыграла Бабу Ягу, но, думаю, проката не будет. Хотя, может быть, какой-нибудь канал и купит, чтобы показать фильм в шесть часов утра, когда все еще спят. Прокатчики не заинтересованы в детских фильмах, поскольку это жанровое кино, а значит, оно очень дорогое. И в результате, целое направление в воспитании детей выпадает. Недавно мне пришлось услышать мнение о том, что искусство не воспитывает, ибо в противном случае люди давно бы стали лучше. Мнение не новое. Когда-то я даже прочла ответ одного из наших отечественных литературных классиков, который возразил: «Откуда вы знаете?! Если бы не было искусства, то, может быть, люди были бы еще хуже!».

Уверена, испытав потрясение от настоящего искусства, люди делаются лучше. Сколько девчонок заливалось слезами над ролью Марецкой в фильме «Сельская учительница». А «Серая шейка»?! Как мы все переживали за уточку, что ее съест лиса, и как ликовали, когда Серая шейка спаслась! На этих фильмах, а не на «чипах и дейлах», «томах и джерри» мы учились сопереживать, любить, защищать слабых, противостоять злу. Хорошее детское кино, хорошие детские книги — вещи душеобразующие, и не уделять им достойного внимания — большой пробел в воспитательном процессе. Считаю, что таким же серьезным пробелом является и нежелание вводить в школах «Основы православной культуры» — нашей культуры, родной, жизнеутверждающей.

Иногда смотришь на все это противостояние, и руки опускаются. А потом вдруг появляется ясное понимание того, что ты не одна, что рядом с тобой Господь, Который любит тебя, как никто другой на свете и никогда не оставит, если ты полностью доверишься Ему. И приходит успокоение, уверенность, что все еще наладится. И не из таких бед выкарабкивались с Божией-то помощью!

— Елена Всеволодовна, в заключение хочу задать Вам традиционный вопрос: что бы Вы пожелали нашим читателям?

— Жизнь — это путь, на котором неизбежны и потери, и обретения. Но как справиться с первыми и правильно распорядиться последними? Ведь потери и обретения бывают разные. Иной раз обретешь такое, что в пору плакать, а человек радуется, не понимая того, что происходит. То же самое касается и потерь, которые приводят нас в уныние, хотя, по большому счету, идут нам только на пользу. Поэтому в жизни нужен мудрый Наставник, Который просвещал бы нас, вразумлял, оберегал нас и наших детей от бед, напастей, не давал бы оступиться, помогал бы идти праведным путем. Помоги, Господи!
Записал протоиерей Александр Новопашин

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2770


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru