Русская линия
Русская линияСвященник Владимир Сушков03.07.2008 

Духовная жизнь в Церкви и деньги
Размышления священнослужителя

«Больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте,
бесов изгоняйте; даром получили, даром давайте.
Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в поясы свои,
ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха,
ибо трудящийся достоин пропитания»
(Мф. 10: 8−10)

«Пастырь добрый душу свою полагает за овцы: а наемник,
иже нeсть пастырь, емуже не суть овцы своя, видит волка грядуща,
и оставляет овцы, и бeгает: и волк расхитит их,
и распудит овцы: а наемник бeжит, яко наемник есть,
и нерадит о овцах».
(Ин. 10: 11−13)

Три года назад, выступая на ежегодном Епархиальном собрании Московского клира, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II указал на опаснейшую тенденцию «коммерциализации» Церкви и уподобил храмы, торгующие «церковными услугами», коммерческим фирмам. «Ничто так не отторгает от веры людей,— подчеркнул он, — как корыстолюбие священников и служителей храмов. Не напрасно сребролюбие называется гнусной, убийственной страстью, иудиным предательством по отношению к Богу, адским грехом». Предстоятель Русской Православной Церкви предостерег, что «материальная заинтересованность все чаще выходит на первое место, заслоняя и убивая собой все живое и духовное» и запретил взимать плату за совершение Таинств (крещение, венчание, отпевание и соборование), то есть торговать «церковными услугами». Превосходство коммерческих интересов над духовными задачами в приходской жизни Святейший Патриарх назвал «тревожным признаком обмирщения православного сознания, умаления церковности, духовного ослепления».

Проблема обращения благодатного дара священства в средство наживы явилась в Церкви с самых давних времен. Уже в «Деяниях апостолов» описывается, как Симон волхв, «увидев, что через возложение рук Апостольских подается Дух Святый, принес им деньги, говоря: дайте и мне власть сию, чтобы тот, на кого я возложу руки, получал Духа Святаго» (Деян.8:18−20). И услышал в ответ строгое прещение апостола Петра: «серебро твое да будет в погибель с тобою, потому что ты помыслил дар Божий получить за деньги. Нет тебе в сем части и жребия, ибо сердце твое неправо пред Богом» (Деян.8:20,21). От этого случая посвящение в священный сан за деньги (прямо или косвенно — через «пожертвование на храм») получило в Церкви название «симонии».

Священномученик архиепископ Александр (Трапицын) в своем исследовании на тему симонии [1] пишет: «Как купля и продажа за деньги благодатных даров Святаго Духа, духовного за вещественное, симония есть тяжко-преступное действие. Прежде всего ею наносится оскорбление самим благодатным дарам. Покупаясь и продаваясь за деньги или что-либо подобное, они чрез это в своей ценности приравниваются к временному, земному, потому что купля и продажа, как контракт, требуют некоторого равенства между теми предметами, которые обмениваются, а все это противно должной ценности и достоинству благодатных даров Святаго Духа. Следовательно, такой акт порочен и по справедливости приравнивается к духовному святотатству. Кроме того, симонист-святопродавец вместо того, чтобы быть ему только простым раздаятелем того, что он получил от Бога туне, своею продажею благодатных даров претендует на господство или претендует на ту власть, которая принадлежит только одному Богу».

Понятно, что симония не ограничивается попытками купить священный сан. Если нельзя преподавать за деньги одно дарование Святаго Духа, значит нельзя продавать и другое. Отсюда следует, что любое богослужение за оговоренное вознаграждение является разновидностью симонии и вменяется в грех как служащему за деньги, так и оплачивающему его службу.

Могут возразить, что «деньги священнослужитель получает не за благодать, а за совершаемые им богослужебные действия, а благодать, снисходящая от Бога, не оплачивается, а воспринимается даром как превосходящая всякую цену на земле». При такой трактовке священнического служения нелепость оплаты его еще более очевидна. Ведь «богослужебные действия» не магический ритуал, а молитва Богу. Поводом для молитвы не может быть купля! Денежная «молитва» мерзка Богу: «Не можете Богу работать и мамоне» (Лк. 16:13).

Но если сами апостолы раздавали полученные ими свыше сокровища божественной благодати безвозмездно, то некоторые из их последующих преемников, несмотря на суд апостолов над Симоном, уже в апостольские стали увлекаться его примером и ввели корыстолюбие. Потому Святая Церковь издревле строго запрещает священнослужителям требовать воздаяний или платы за богослужения, ибо «благодать не продается, и мы не за деньги преподаем освящение Духа» (Всел. 6:23). Сила этого правила очевидно простирается на все виды богослужений, и священник должен служить не ради прибытка, а как бескорыстный и заботливый пастырь овец, поставленный Богом для соблюдения стада. Апостол Петр заповедовал епископам и пресвитерам: «Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним не принужденно, но охотно и богоугодно, не для гнусной корысти, но из усердия» (1Пет. 5:2).

Подобно учат и святые отцы Церкви. Например, блаженный Иероним Стридонский в Толковании на Евангелие от Матфея, где рассказывается об изгнании торгующих из храма, учит: «Написано: Дом Мой назовется домом молитвы, а вы сделали его пещерой разбойников. В самом деле, разбойник — тот человек, который из веры в Бога извлекает прибыль, и храм Божий он обращает в пещеру разбойников, когда его служение оказывается не столько служением Богу, сколько денежными сделками. Таков прямой смысл. А в таинственном значении Господь ежедневно входит в храм Отца своего и извергает всех, как епископов, пресвитеров и диаконов, так и мирян, и всю толпу, и считает одинаково преступными как продающих, так и покупающих, ибо написано: Даром получили, даром давайте».

Истинным пастырем движет любовь к ближнему и ответственность перед Богом за души вверенных ему словесных овец. Ко всякому служению своему он должен приступать покаянно, со страхом и благоговением, с осознанием своего недостоинства и величия Того, к кому обращается. Мирянин же приходит к пастырю как чадо, а не как «заказчик молитвы». Иначе он уже не рассматривает пресвитера ни как отца, ни как наставника, ведущего к Богу. При таком подходе священник для него не молится, а просто исполняет предписанный в требнике ритуал, подобно языческому жрецу, за который получает по прейскуранту. Явная нравственная ущербность торговых отношений между клириком и мирянином очевидна и лишает их благодатного содержания, ибо Господь гнушается торгующих в храме.

Идеалом христианского общества является первохристианская община, в которой было все общее, и всем давалось потребное для жизни, независимо от их вклада в общее достояние. Важность чистоты этого принципа изначально было засвидетельствовано быстрой гибелью несчастных Анании и Сапфиры, привлеченных славой, радостью и красотой жизни первохристиан, но не решившихся полностью лишиться своей собственности.

В дальнейшем принцип выделения содержания каждому по его потребности Церковь старалась максимально сохранить в чистоте и святости. Уже в первой общине христиан были назначены специальные благочестивые люди — семь диаконов — для несения обязанности честного распределения потребных материальных благ. И далее в церковных общинах всегда сохранялась бескорыстная благотворительность, как одна из форм христианского благочестия. Апостол Иаков пишет в Соборном Послании: « Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцем есть то, чтобы призирать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от мира» (Иак. 1:27).

Этот же дух, естественно, должен был являться с особенной силой среди клириков, коль скоро они изначально призваны созидать человеческие души «во всяком благочестии и чистоте». И поскольку епископы, пресвитеры и диаконы имели непосредственное отношение к приношениям мирян, то апостолы установили правило: «Повелеваем епископу иметь власть над церковным имением /имуществом/. Если драгоценные человеческие души ему вверены быть должны; то насколько важнее заповедать о деньгах, чтобы он всем распоряжался по своей власти, и требующим через пресвитеров и диаконов подавал со страхом Божиим и со всяким благоговением…, чтобы они не терпели недостатка ни в каком отношении. Ибо закон Божий постановил, чтобы служащие алтарю от алтаря питались; так же как и воин никогда не поднимет оружие на врага для своего пропитания» (Апост. 41).

Это правило не проводит никакой взаимосвязи между объемом служения и количеством выплачиваемых денег. Главный критерий размера выплат здесь, чтобы требующие содержания «не терпели недостатка ни в каком отношении». Священник и диакон имеют право на необходимое содержание, которое должно отделятся им от приношений, но доля его определяется не от длительности или вида богослужений, а от их реальных потребностей. Эта мысль подтверждается и следующим апостольским правилом: «Если кто, епископ, или пресвитер, или диакон, кому-нибудь из клира нуждающемуся не подаст потребного: да будет отлучен. Закосневая же в том, да будет извержен, как убивший брата своего» (Апост. 59).

Ныне в Русской Православной Церкви все более укореняется совершенно иной принцип материального обеспечения членов клира. Размер вознаграждения теперь ставится в зависимость от «объема выполненных услуг». В иных местах установлена месячная «зарплата"(!) клирика, которая вычисляется путем перемножения общего времени его богослужебных действий на некий коэффициент в рублях, то есть производится «сдельно-повременная» (иногда и с учетом «разряда») оплата труда священнослужителя, превращающая Божию службу в торговый договор. Допустимо ли это с канонической точки зрения? Не является ли такая система оплаты грубейшим нарушением духа и буквы апостольских постановлений и узаконенной симонией? Несомненно является! И это не может в свою очередь не привести страшным последствиям в духовной жизни Церкви. Безблагодатное денежное служение лишает церковную общину жизни во Христе, обессиливает Церковь, как оплот совести и любви, как крепкое и авторитетное основание общественной нравственности и морали. Но самое главное, узаконенное богослужение «за мзду» удаляет Церковь от Бога, превращает ее в некую земную социально-финансовую корпорацию, которая уже не способна быть Христовым Телом и решать возложенную на нее Богом задачу спасения человеков.

Примечание:

Св. сщмч. Александр (Трапицын), архиепископ Самарский (29.08.1862 — 14.01.1938). «Постановления против симонии в Греко-Восточной и Русской Церкви». Жур. Духовный Собеседник, 2002 г. № 1(29)

http://rusk.ru/st.php?idar=113005

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  ок.С.    01.11.2009 15:54
Спасибо батюшка! Очень хорошая статья! По моему Вы пытались поднять крайне актуальную тему для всей нашей Церкви (и для Москвы и для провинции). Это вопрос "жизни и смерти" для Церкви… Жаль, что ее "замылили" на этом форуме!
Конечно же проблема очень сложна, и корни ее наверно лежат глубинах нравственного состояния всего нашего общества, из которого и выходят священники… Но молча терпеть все же нельзя! Это убаюкивает правящее священоначалие. Мне думается, что именно оттуда и должен начаться строжайший тестовый отбор на предмет сребролюбия и распространиться на приемные комиссии в семинарии. А для тех, кто его пройдет, наверно должен появиться "моральный кодекс священослужителя" в котором можно прописать представление сегодняшней Церкви о должной скромности священника.
Наверно подошло время задуматься о переносе усилий с восстановления "золотых куполов" на духовное строительство, где не потребуется от батюшек столько несвойственного труда и искушений при поиске благодетелей? Если упустить это время, то вся красота вновь отстроенного внешнего благолепия останется лишь для глянцевых альбомов…, если ее опять не сокрушат отчаявшиеся в поиске чистоты духовности прихожане…
Пусть даже незначительное наличие "коммерсантов в рясах" – это "ложка дегтя…", которая у многих вызывает отвращение и соблазн. Наверно не стоит дожидаться когда ГОСПОДЬ СВОЕЙ КРЕПКОЙ ДЕСНИЦЕЙ СНОВА НАЧНЕТ САМ ВРАЗУМЛЯТЬ НАС?
  р.Б. Галина    12.03.2009 18:34
Простите, благословите. Скажит, а если священника лишили права служить потому, что он не угодил владыке И сейчассвященник знает, что может заплатить и опять служить. Владыка тот же. А если через этого священника спасеться много людей или к вере придут?
  Вера (Одна из многих)    12.07.2008 22:29
Может быть, кто-то не читал статью священника Димитрия Познанского
"О совместных молитвах с иноверцами"

http://www.rusk.ru/st.php?idar=26738
  Вера (Одна из многих)    12.07.2008 22:04
«Храм не в бревнах, а в ребрах»

Беседа с протоиереем Георгием Лагодичем, и.д. настоятеля Свято-Николаевского Кафедрального собора в г. Монреале. Эта беседа была опубликована в еженедельнике «Место встречи – Монреаль»

Отец Георгий, ваш собор известен, можно сказать, всему Монреалю – и потому всем памятен пожар в ночь ледяного шторма 1998 года, когда от храмового здания остались, пожалуй, одни обгорелые стены. В новом году этому печальному событию минует шесть лет, – а ведь храм до сих пор не отстроен окончательно. Что уже сделано, а что еще только предстоит?
– Наши деды и прадеды говаривали: «Храм не в бревнах, а в ребрах». Потому-то я могу сказать, что наибольшей трагедией для Свято-Николаевского прихода оказался не сам пожар, а то, что за ним последовало. Отсутствие мира и согласия, споры и свары – все это привело к тому, что на восстановление собора за первые три года работ были затрачены огромные, невообразимые суммы, на которые можно было бы, если действовать с любовью и умом, построить два новых храма… Деньги ушли, а работы были выполнены чуть больше, чем наполовину, да и то далеко не лучшим образом. «В ребрах», то есть в человеческих сердцах не было мира и согласия, и оттого все «бревна» раскатились… Это же отсутствие мира «в ребрах» вызвало церковные конфликты. А такие конфликты – неизбежно приводят к главной беде: недоверию между паствой, прихожанами – и пастырями. К осени-зиме 2001 г. приход наш уменьшился почти втрое… А отсутствие доверия со стороны оставшихся привело к тому, что никто больше не хотел жертвовать на дальнейшие строительные работы…

Многое из того, что Вы рассказываете, русским монреальцам отчасти известно: по слухам, по разного рода сообщениям в газетах и Интернете. Но вот сегодня, насколько можно судить, положение изменилось. На Рождество в Свято-Николаевском соборе присутствовало более четырехсот богомольцев! Такого, как говорится, и старожилы не упомнят. И это нельзя объяснить случайностью, ведь ваш храм – не единственная русская церковь в Монреале и ближних окрестностях. За последний год дважды в лучших церковных залах Монреаля устраивались благотворительные концерты русской духовной музыки – сперва это был Рахманинов, а совсем недавно – вокальный ансамбль знаменитого Валаамского монастыря. На них присутствовало столько людей, что на последнем концерте дело дошло до, – как бы это помягче выразиться? – дискуссии о местах. Стулья пришло приносить. Говорю как свидетель. А над собором в ноябре поднялся великолепный медный купол, вполне достойный церковного Монреаля. Насколько можно судить, такая обновка стоит больших денег?
– До ста тысяч долларов. И еще много важных работ было проделано внутри здания этой осенью.

А нельзя ли поинтересоваться – откуда появились у прихода такие возможности? Ведь не секрет, да Вы и сами об этом говорили, что касса прихода к концу 2001 года опустела.
– Деньги на восстановление крыши, включая установку купола, мы собрали только за последний год. Среди своих же прихожан, среди богомольцев. Разумеется, концерты, о которых вы упомянули, очень нам помогли, но главное пришло в соборную кассу – от самих же прихожан.

Но ведь еще недавно жертвователей не находилось?..
– Мы начали восстанавливать наш храм «в ребрах» – в сердцах людей. Еще весной 2002 года управляющим Восточно-Канадской епархией был назначен молодой епископ – владыка Гавриил, Секретарь Архиерейского Синода. А всей Канадской епархией ведает непосредственно глава Русской Зарубежной Церкви – Митрополит Лавр. Обновилось все епархиальное и приходское руководство. Лучше даже сказать, не просто обновилось, а восстановилось, так как к нам вернулись давние наши прихожане, которым собор святителя Николая-Чудотворца, да и вся наша епархия очень многим обязаны. Как принято на Руси, помолясь, взялись мы за дело. А дел было, попросту сказать – начать и кончить. Но теперь все решалось сообща, как в большой семье, где случилась беда – и только с любовью, только с терпением и уважением к ближнему. И – чудесным образом людские сердца оттаяли, раскрылись. Произошло что-то неопределимое в обычных, повседневных понятиях. Верующие люди называют это – благодать Божия. Восстанавливается во всей красоте наш соборный хор. Постоянных, так сказать, «зарегистрированных», платящих членские взносы, прихожан у нас сегодня больше 250 человек. В храме сейчас служат два священника, вскоре будет и новый диакон. А сколько пришло к нам помолиться на Рождество Христово – вы видели сами. Причащать пришлось из двух чаш. Добавлю только, что накануне, то есть на рождественских вечерних службах, богомольцев было немногим меньше. А это очень важный показатель. Опытные церковные люди, желая узнать – каково положение в том или ином храме, интересуются: а сколько людей приходят на вечерню, на всенощную, на утреню? Но дело здесь, конечно, не в статистике. В храме должно стать тепло для души, чтобы утомленный житейским холодом человек потянулся на это тепло, пришел в храм Божий отогреться… Люди, приходя к Богу, должны, по евангельскому слову, найти покой душам. И если в храме есть этот особенный, молитвенный покой, благодатная, умиротворяющая тишина – человеческая душа ее почувствует, и безошибочно распознает – это настоящее. Только тогда Господом возводится церковь «в ребрах». И тогда-то и на «бревна» деньги найдутся, часто совершенно неожиданно. Так на Руси и строили когда-то храмы. А теперь все хотят сразу.

У святого Николая нынешней осенью, буквально один за другим, прошли сначала, в октябре, Церковно-певческий съезд, а за ним – Свято-Германовский молодежный съезд. Едва он закончился – на другой же день открылся молодежный певческий семинар. Может ли Ваш приход позволить себе столь «широко жить»?
– Если вы говорите о стоимости всего этого, то ее, в основном, берут на себя особые комитеты – устроители таких съездов. Нам же пришлось, прежде всего, проявить как можно больше организованности и гостеприимства. Я надеюсь, судя по результатам, что нам это удалось. Но если воспользоваться вашими словами, то мы непременно должны «жить широко», особенно, когда дело касается молодых прихожан Русской Православной Церкви заграницей, среди которых сегодня появляется все больше и больше детей тех, кто приехал из бывшего СССР. Но, знаете, это стоило увидеть: наш собор заполнили сотни молодых лиц, среди которых были правнуки тех, кто с боями покинул Отечество в годы Гражданской войны – и те, чьи родители год-два тому назад поселились в Северной Америке, приехав из Белоруссии, Украины, Казахстана, России.

Известно, что в приходах Русской Зарубежной Церкви в последние годы чуть ли не большинство составляют новоприбывшие. Между ними и потомками ветеранов русской эмиграции возникает культурная несовместимость, доходящая до открытой враждебности. Как в этой области обстоят дела в Свято-Николаевском соборе?
– У нас, слава Богу, ничего этого нет. Староста нашего храма – из новоприбывших. Секретарь Приходского Совета – потомок белых эмигрантов. Все вместе, соборно, наши старые и новые прихожане – недавно совершили паломничество в Лавру Русского Зарубежья: посетили Свято-Троицкий монастырь в Джорданвиле, который находится на севере штата Нью-Йорк. Такая же гармония у нас в сестричестве, и во всех наших приходских комитетах: строительном, бальном, юбилейном…

Да, ведь у вас началось празднование 75-летие основания Свято-Николаевского прихода – потому и возник такой комитет. А чем занимается комитет бальный?
У нас, после многолетнего перерыва, намечается благотворительный русский бал в Монреале. А 15 февраля – соборное сестричество приглашает на блины.

http://www.russianorthodoxchurch.ws/Novosti-2003/lag2004.html
  Одиноков    12.07.2008 19:36
Я не знаю, что с Вами сегодня произошло, может быть, разговелись неудачно… Но, честно говоря, несколько обалдел от Вашего наезда. Трёп, стало быть… У Вас какая-то странная склонность во всём видеть подвох. Вот и с этим участком тоже. Чего Вы так взъелись-то, не пойму? Если тут что-то личное – простите, что невольно задел Ваши чувства, но желания посмеяться на Ваш счёт у меня и в помине не было, Бог свидетель. Для чего Вы пришли на форум – это Ваше дело, и я не стану давать оценку тому, что Вы тут на форуме выкладываете по разным поводам. Специально развлекать Вас у меня тоже нет никаких намерений. Мне в последние дни показалось, что между нами устанавливается какое-то более-менее нормальное общение. Однако, вижу, что ошибаюсь. А жаль.
Всего Вам самого наилучшего.
  Вера (Одна из многих)    12.07.2008 16:15
Всё правильно, мусор бросают в мусорные ящики.

Подумайте, кому нужны Ваши предположения по поводу участка?
Вы, с чувством собственного достоинства развлекаетесь на форуме, пытась превратить каждую тему в какой-то не добрый спам (трёп).

Может, кому-то это нравится, но я пришла на форум РЛ не для этого.
Слишком уж много "развлечений" в жизни…
  Одиноков    12.07.2008 08:04
В Исландии земли не так много, в конце концов один и тот же участок пообещают снова, наверное… Но искренне хочу, чтобы глаза Ваши увидели эту землю, а потом и храм Божий на ней.

""…поделитесь опытом…""

Я не придумал ничего лучшего, чем завести на том же домене другой ящик. Но, похоже, придётся скоро заводить третий по счёту и в другом месте – прежние отчего-то заваливает спамом (видимо, у меня большие способности притягивать к себе мусор…).
  Вера (Одна из многих)    11.07.2008 23:55
"В новостях сообщают, что позавчера, кажется, земля для храма властями выделена?"

+Пока своими глазами эту землю не увижу, – не поверю!
Все уже со счёта сбились от таких сообщений.

Кстати, брат Одиноков, поделитесь опытом, каким образом возможно сократить/изменить зарегистрированный псевдоним?
  Вера (Одна из многих)    11.07.2008 22:16
"Я бы предпочел северную страну, чем Африку."
+Мне от одного слова "Африка" жарко становится невмоготу…+

"Но Россия – лучше! Тут все родное."
+Это точно!
А африканцы, конечно, свои пески и скорпионов любят.
Хорошо, что и там православные храмы есть.+

"У нас подчас некоторым более одиноко среди людей."
+Единодушия нам не хватает.+

"Не знаю, каким ветром Вас занесло на ледяной остров."
"Попутным"… :) Но, остров-то по ошибке был назван "ледяным", как и Гренландия.+

"Вода поднимется, на плоту вас принесет на Средне-русскую возвышенность."
+Может, уж сразу ковчег начать строить… надо подумать.+
  Вера (Одна из многих)    11.07.2008 21:26
Матушка Ksenija!
Для начала поймите, что я НЕ ОБВИНЯЮ батюшку.
Не думаю, что я должна пояснять Вам "в чем собственно
заключалась «совместная молитва»" и отвечать на Ваши странные вопросы.
Думаю, сообщение содержит вполне достаточную и однозначную информацию.
"Стало уже доброй традицией, что в начале нового года в Исландии проходит неделя молитв о единстве христиан."
В вашей епархии ешё нет такой традиции?

"В качестве гостей на богослужении присутсвовали представители евангелическо-лютеранской церкви Исландии, римско-католической церкви и других христианских конфессий, зарегистрированных в Исландии."
Где Вы прочитали, что "В качестве гостей перечислены только ТРАДИЦИОННЫЕ для Исландии христианские конфессии."
Не удивлюсь, если в Исландии зарегистрированы все существующие "конфессии", называющие себя христианскими.
Вы склонны считать, что гости целую неделю ходят друг к другу, ПРОСТО стоять в храмах, следя по текстам и негромко повторяя слова молитвы.
Я так не считаю. Более того, мне хотелось бы знать, – на каком основании это (как и многое другое) делается.
Но, это вопрос не к Вам.

Страницы: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | Следующая >>

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru