Русская линия | Матвей Славко | 02.07.2008 |
Обратим внимание на информационную открытость нынешнего Собора, который никак нельзя считать лишь внутрицерковным делом: на первом заседании находилось более 800 журналистов и гостей, а доклад Святейшего Патриарха транслировался в прямом радио- и телеэфирах.
Перед началом работы форума Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил Божественную литургию.
«Надо осознавать, — отметил затем в своем слове Патриарх, — что современное секулярное сознание, ориентированное на идеалы общества потребления с его жаждой удовлетворения подчас низменных страстей и инстинктов, уверовавшее в тотальную власть денег, культ материального благосостояния и возделывающее в себе „похоть плоти, гордость очей и гордость житейскую“ (1 Ин. 2, 16), сопротивляется принятию Христовой истины, отвергает Евангельское Откровение. Оно противопоставляет христианскому учению о свободе и достоинстве личности свое обмирщенное понимание „прав“ и „свобод“ человека. Однако такое понимание, оправдывающее в человеке проявления его греховности и прикрывающееся защитой либеральных свобод, таит в себе опасность разрыва с нравственными законами и придает вид легитимности нарушению евангельских заповедей».
Киев и другие
Остановимся в контексте Собора в большей мере на самой близкой нам теме — Украинского Православия.
По поводу визита Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в Киев в дни празднования 1020-летия Крещения Руси митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл сообщил на пресс-конференции: «Его Святейшество положительно откликнулся на приглашение Президента Украины и Блаженнейшего митрополита Владимира. В настоящее время идет практическая подготовка визита».
В этой связи следует сказать об инициативе Патриарха — объявить День памяти святого равноапостольного князя Владимира Крестителя государственным праздником. С таким предложением Патриарх от имени Собора направил послания президентам России и Белоруссии. Президенту Украины такое послание не направлялось.
Наблюдатели обратили внимание, что приветствия в адрес Архиерейского Собора поступили от Президентов России, Белоруссии и Молдовы, на что Собор ответил благодарственными письмами-обращениями. В частности, письма к Д. Медведеву и А. Лукашенко заканчивались словами пожелания «помощи Божией в трудах на благоединства единоверных народов Беларуси, России и Украины».
В этом списке президентов отсутствует украинский, то есть ему ни Собор, ни Патриарх «помощи Божией» не пожелали. Видимо, человеку, который участвует в молебнах с раскольниками и прилагает усилия к отрыву от Московского Патриархата, тем самым нарушая заветы всех украинских преподобных, который игнорирует значимость самого Собора, в таком пожелании нет смысла. Совершенно очевидно, что В. Ющенко, тяготеющему к раскольникам и греко-католикам, «озабоченному» (по заокеанской указке) проблемой обособления Украинского православия, тема внутрицерковного единства, мягко говоря, не близка.
Здесь следует подчеркнуть, что, по мнению митрополита Кирилла «молитва в храмах раскольников является опасной для единства Церкви, так как чревата соучастием в расколе».
С докладом «Украинское Православие на рубеже эпох. Вызовы современности, тенденции развития» выступил во второй день работы форума Предстоятель УПЦ, Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир.
Сегодня УПЦ состоит из 43 епархий, — сообщил докладчик, — которые управляются 54 архиереями и насчитывает около 10 900 реальных общин. В УПЦ несет послушание 8517 священников и 445 диаконов, действуют 1 академия, 7 семинарий и 12 училищ, 3 850 воскресных школ. Четыре 4650 монашествующих подвизается в 175 монастырях (85 мужских и 90 женских). УПЦ является учредителем 56-ти газет и 16-ти журналов, 67-ми интернет-изданий, под патронатом УПЦ действует православный медиа-холдинг «Глас», которому удалось создать профессиональный православный телеканал.
Согласно данным опроса 2007 г. среди общественных институтов Православная Церковь в Украине лидирует по уровню доверия (58% поддержки).
Осуществляя свое спасительное служение в современном обществе, — подчеркнул Блаженнейший Владимир, — УПЦ обязана учитывать социокультурные особенности нашей страны. По мнению американского ученого Сэмюеля Хантингтона, «Украина — это расколотая страна с двумя различными культурами». Хотя это утверждение, возможно, излишне категорично, оно, тем не менее, в значительной степени отражает действительность. Сегодня мы вынуждены говорить о двух полюсах украинской культуры, двух различных цивилизационных орбитах: «восточной и «западной».
Восточно-украинский мир, сконцентрированный преимущественно по левую сторону Днепра, сформировался в результате творческого взаимодействия украинской и российской культуры. Западно-украинская цивилизационная общность, расположенная главным образом на правом берегу Днепра, напротив, сложилась в результате взаимодействия с польской, австрийской, румынской, литовской и другими европейскими культурами. Именно поэтому для Правобережной Украины характерна культурная и цивилизационная ориентация на Запад. Эти две общности — украинский восток и запад — различны, но нераздельны — между ними много объединяющего. Это и язык, и история, и культура, но, пожалуй, самое главное — христианство, имеющее единый источник — Крещение святого князя Владимира…
Украинская Православная Церковь — это единственная церковная структура и один из немногих общественных институтов в Украине, имеющий твердую опору и на обоих берегах Днепра, подчеркнул пастырь.
Фрагментация Православия в Украине, разделение на несколько православных юрисдикций, не принесет церковного мира Украине и от расколов не спасет, — отметил Митрополит Владимир. — Напротив, такая политика гибельна для единства Церкви в Украине; она неизбежно приведет к новым разделениям и противостояниям, которые, к тому же, могут негативно повлиять на общеправославное единство.
Основными угрозами Митрополит назвал национализм, секуляризацию, консюмеризм. «Что касается национализма, то популярность этой идеологии достигла своего пика в Украине в 90-е годы прошлого столетия и была обусловлена процессами национального возрождения и обретения государственности. Одним из главных объектов критики со стороны адептов этой идеологии стала каноническая и молитвенная связь УПЦ с Московским Патриархатом. «Ваша Церковь чужда украинскому духу. Вы — противники украинской независимости. До тех пор, пока Московский Патриархат существует в Украине, ее независимость эфемерна». — Какие только обвинения не звучали в наш адрес, к каким только средствам не прибегали националистически настроенные политики, чтобы максимально усложнить жизнь и служение УПЦ. Мы жили в условиях информационной блокады, нашу Церковь пытались объявить «антиукраинской», у нас незаконно отбирали храмы и имущество. Все это время мы мужественно противостояли нападкам и притеснениям. Вместе с тем, сопротивление идеологии национализма не отразилось негативным образом на нашей готовности участвовать в процессах национального и государственного возрождения Украины. Сохраняя духовную связь с Русской Православной Церковью, мы стали подлинной Церковью украинского народа, которая с должным уважением относиться к национальной истории и традициям нашей страны, той страны, в которой мы живем и совершаем свое служение, и органической частью которой мы являемся. Смиренно переживая незаслуженные обвинения в измене национальным интересам, мы не словом, а делом доказали украинскому обществу, что наша Церковь — плоть от плоти украинского народа, наша родина — Украина, что нам дорога украинская история и традиции, и мы являемся органической частью современного украинского общества.
Секуляризм разрывает живую связь личности с Богом и Церковью. В результате Церковь превращается в конфессиональную группу, вера — в систему взглядов, носящих релятивистский характер, молитвенный опыт — в частные психологические переживания индивида. Как пишет французский исследователь Жан-Поль Виллем, положение религий в современном мире может быть описано как фразой «верить, но не принадлежать», так и фразой «принадлежать, но не верить"…
Человек, потерявший связь с Церковью, неминуемо превращается в сосредоточенного на потреблении эгоиста. Секуляризированное общество неизбежно приводит к идеологии потребления… В наших странах консюмеризм — это новое явление, но показательно, что за последние несколько лет эта идеология стремительно распространила свое влияние на общество, особенно на молодежь.
Каким же образом Церковь может помочь обществу в противостоянии новым искушениям? Приобщая человека к благодати спасения, Церковь сообщает ему тринитарный образ бытия, которому чужд эгоизм… Церковь не может и не должна ограничивать свободу личности, навязывая ей те или иные решения. Но мы можем и должны вернуть человеку остроту зрения, указав ему на те опасности, которые таит в себе разрушительная идеология потребления.
На фоне этих вызовов, которые сегодня представляют серьезнейшую угрозу для Церкви и, в конечном итоге, для общества, особую актуальность приобретает вопрос уврачевания церковных расколов в Украине.
Возникновение раскола, как известно, было обусловлено целым рядом причин, среди которых политизация церковной жизни, проникновение в жизнь Церкви националистической идеологии этнофилетизма, гордыня и нераскаянность предводителей раскола. Еще одной существенной предпосылкой раскола является поляризация украинского общества на восток и запад. Так, социальной базой раскола является западно-украинский регион, для которого, как уже отмечалось выше, свойственна культурная и цивилизационная ориентация на запад. Именно там родилось автокефальное движение и именно там сегодня расположено до семидесяти процентов всех автокефальных структур…
Как показывает диалог УПЦ с так называемой Украинской автокефальной православной церковью, сотрудничество в деле преодоления раскола становится конструктивным и плодотворным, когда наши партнеры демонстрируют искренность в намерениях и готовность принимать аргументы другой стороны. УАПЦ сегодня существенно пересмотрела многие позиции, которые ранее вызывали смущение у духовенства и верующих нашей Церкви. В частности, она публично осудила этнофилетизм и отказалась от него как от метода церковного строительства. Она сделала важное заявление о том, что считает приоритетным преодоление раскола на основе канонического предания Церкви. Руководство УАПЦ внесло необходимые экклезиологические уточнения в понимание таких понятий как «автокефалия», «национальная церковь», «национализм», вокруг которых в Украине сегодня ведется дискуссия.
Представители раскольнических групп УПЦ КП и УАПЦ обратились к нашей Церкви со специальными обращениями, в которых было изложено их видение церковного кризиса в Украине и путей его преодоления. Как показал анализ этих документов, и в УАПЦ, и в УПЦ КП вопрос об уврачевании раскола связывается с обретением Украинской Православной Церковью нового канонического статуса. Аналогичную позицию занимает и украинское государство в лице сегодняшнего его руководства.
Действительно, с большой долей вероятности можно предположить, что усовершенствование канонического статуса Украинской Православной Церкви способствовало бы присоединению к ней раскольнических групп. Однако оно не решило бы проблему единства Церкви в Украине, поскольку очень многие представители епископата, духовенства и мирян в нашей Церкви не готовы отказаться от наличествующей сегодня канонической связи с Русской Православной Церковью. Участвуя в дискуссиях вокруг понятия автокефалии и будущего Православной Церкви в Украине, мы сталкиваемся с двумя противоречащими друг другу позициями. С одной стороны, некоторые утверждают, что автокефалия разрушительна для церковного единства. Однако такая точка зрения, будучи доведенной до своего логического завершения, означала бы, что между Поместными Православными Церквами, имеющими автокефальный статус, не существует церковного единства, а это коренным образом противоречит православному учению о Церкви. С другой стороны, существует мнение, что автокефалия — это единственный и безальтернативный способ разрешения украинской церковной проблемы. Эта позиция не менее нелепа. Автокефалия не может быть инструментом достижения консолидации Церкви — она может быть лишь результатом уже достигнутого общецерковного консенсуса. К тому же, как свидетельствует исторический опыт, поспешная автокефалия может послужить причиной дальнейших разделений внутри Церкви.
В силу названных причин Украинская Православная Церковь сегодня предпочитает рассматривать проблему уврачевания существующего церковного разделения в пастырском ключе, избегая вопросов, вокруг которых на данный момент существует множество спекуляций. Это означает, что мы готовы обсуждать проблемы, связанные с преодолением раскола, но не готовы обсуждать изменение статуса Украинской Православной Церкви, поскольку считаем это преждевременным и неполезным для современной церковной жизни…»
Взгляд извне
В своем докладе украинскую тему затронул и первоиерарх РПЦЗ Митрополит Илларион, прибывший на форум из Нью-Йорка.
«В последнее время мы с тревогой и болью смотрим на положение Церкви в Украине, — сказал Митрополит Иларион. — Нельзя не ужасаться раздроблению Православной Церкви на этой древнейшей территории отечественного Православия…
Если в наши дни существуют люди, которые стремятся к скороспелой автокефалии (даже ценой возможной впоследствии унии с католиками) или иному отделению от Русской Церкви, то мы можем только молиться о том, чтобы Господь наставил их на правый путь. Церковное единство не должно стать разменной картой в политических играх. Оставим проблемы национальной самости и государственности политикам. Задумаемся о другом: нужна ли автокефалия церковному народу? Разве не можем мы все вместе жить и спасаться в одной церковной ограде — малороссы, белорусы, великороссы и все множество других народностей, веками входящих в единую Русскую Церковь, получившую свое начало именно на территории нынешней Украины? Никто не отрицает особенностей трех восточно-славянских народов. Но с момента своего крещения они были связаны узами любви и взаимоуважения в единой Церкви. Никому не пойдет на пользу раздирание ее нешвенного хитона».
Что еще сделал Собор
Архиерейским Собором причислены к лику святых и включены в Месяцеслов для общецерковного почитания имена святителя Воронежского Антония (Смирницкого; 1773−1846), святителя Шанхайского и Сан-Францисского Иоанна (Максимовича; 1896−1966), преподобных жен игумении Иулиании (1300−1393) и монахини Евпраксии (1302−1394) Московских.
Кроме того, Собором решено включить в программы духовных школ основы агиологии новейшего времени, чтобы глубже ознакомить студентов с историей гонений 1920-х — 1930-х годов, подвигом новомучеников и особенностями их почитания народом в годы советской власти.
26 июня Архиерейский собор Русской Православной Церкви принял «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека». Этот документ основан на убеждении, что институт прав человека сам по себе может наилучшим образом способствовать развитию человеческой личности и организации общества, но, вместе с тем, не может оправдывать греха.
Кто-то остроумно заметил, что либеральных взглядов, придерживаются, в частности, «правозащитники», которые обычно защищают тех, кто грешит, а не те, против кого грешат. А православная концепция прав человека опирается на принятые христианством правила поведения, не забывает об ответственности человека перед обществом, поэтому нам этот документ необходим.
Одним из решений Собора стал также вердикт, что совместные молитвы с представителями иных вер и конфессий остаются недопустимыми: «Православная Церковь придерживается канонов, которые препятствуют таким молитвам. Участие православных в инославных богослужениях не является возможным».
Святейший Патриарх Алексий вручил архиереям УПЦ церковные награды.
Собор проделал богословский анализ публичных посланий епископа Анадырского и Чукотского Диомида (Дзюбана; кстати, епископ в прошлом — выпускник Харьковского института радиоэлектроники) и, высказавшись с решительным осуждением его деятельности, лишил сана.
27 июня 2008 года Архиерейский Собор обратился c Посланием ко всей полноте РПЦ.
В этом документе, в частности, есть напоминание, что на нынешний год приходится еще 90-летие страдальческой кончины Царской семьи, и Собор, воздавая честь святым Царственным Страстротерпцам, призывает «черпать в почитании их подвига силы и мужество и, взирая на их противостояние злу кротостью и смирением, подражать их вере (ср. Евр. 13,7)». «Мы также убеждены в том, что современное общество и государство должны дать нравственную оценку совершенному в 1918 году преступлению», — подчеркивается в соборном Послании.
Для сохранения единства Церкви, мира, согласия и церковной дисциплины Собором воссоздан церковный суд, который призван блюсти чистоту веры, канонический порядок и незыблемость нравственных принципов Православия.
Собор обратился к тем православным христианам, которые не смогли избежать соблазна разделения и оказались вне лона Святой Соборной и Апостольской Церкви, последовав расколоучителям: «Церковь, исполняя заповедь Спасителя о прощении кающегося, готова с кротостью и смирением принять в свое лоно всех, кто, отвергнувшись душепагубного раскольничьего сообщества, с покаянием прибегнет к ее материнскому покрову».
Фото — www.patriarchia.ru
http://rusk.ru/st.php?idar=113002
|