РИА Новости | Петр Романов | 21.04.2005 |
Таким образом, позиции двух «церквей-сестер» сблизились, что тут же и подтвердил профессор Московской Духовной Академии, диакон Андрей Кураев, заявивший, что «очень рад избранию кардинала Ратцингера Папой Римским».
По мнению Кураева, «новый Папа «человек честный, принципиальный умный,… открытый в сторону творческого диалога с православной мыслью. В католической церкви много разнонаправленных векторов движения, и если бы Папой был избран человек, который, прежде всего, искал бы общий язык с Лютером, а не с Церковью Иоанна Златоуста и Сергия Радонежского, то это было затруднением на пути нашего дальнейшего диалога». Кроме того, Кураев отметил, что кардинал Йозеф Ратцингер «был мозгом Ватикана, по меньшей мере, последние 10 лет: как декан коллегии кардиналов и глава конгрегации по вопросам вероучения он в значительной степени вырабатывал богословские координаты папской политики. Иоанн Павел II был тихим подпольным консерватором: он на словах выражал верность курсу второго Ватиканского собора на обновление жизни католической церкви, но всегда старался сдержать темп реформ и сохранить традиционные устои Римского католичества, — заявил Кураев. — А его интеллектуальной опорой был как раз кардинал Ратцингер».
Не обошли вниманием наблюдатели и то, что во главе двух крупнейших христианских Церквей мира — Римско-католической и Русской православной — теперь стоят два немца по происхождению — Йозеф Ратцингер (Папа Бенедикт XVI) и Алексей Ридигер (Патриарх Алексий II), что так же, по их мнению, поможет Церквам теперь лучше понимать друг друга.
Во всех этих рассуждениях, возможно, есть свой резон. Главная проблема для обеих «сестер», однако, в другом, чем ортодоксальнее становятся обе «сестры», тем труднее двум церквям найти общий язык с современным миром.
В интервью итальянской газете Repubblica Ратцингер, например, прямо заявил: «Европа, колыбель и опора католицизма, утрачивает свой христианский дух. Для Церкви Рима это решающий вызов. Культура, которая распространилась в Европе, абсолютно и радикально противоречит не только христианству, но и религиозным и моральным традициям всего человечества».
Таков по существу Манифест нового Папы. Бенедикт XVI решительно выступает в защиту ценности жизни и недопустимости абортов. Еще в 1986 году он сурово осудил гомосексуализм и однополые браки, а в 2004 году заклеймил и «радикальный феминизм» как идеологию, которая подрывает основы семьи и данные Богом различия между мужчиной и женщиной. Новый понтифик резко выступает против разводов, браков гомосексуалистов, клонирования и т. д. Заметим, что все эти позиции полностью разделяет и РПЦ. Так что нынешние различия между «сестрами» касаются лишь внутрицерковных дел и, так сказать, разногласий «двух хозяйствующих субъектов» — в основном дележа храмов на Украине, что к Господу ни малейшего отношения, естественно, не имеет.
Либералы выборами нового понтифика разочарованы, но в свою очередь настаивают практически на невозможном, поскольку весь консерватизм и Папы, и Патриарха на самом деле в первую очередь касается лишь соблюдения тех вековых канонов и христианских заповедей, которые они просто обязаны считать незыблемыми. Иначе, и католики, и православные просто перестанут быть христианами. Ни одна из церквей не в состоянии вместо «не убий», говорить «убий». Это уже по другому ведомству.
Новый Папа предлагает испорченному, с его точки зрения современному миру, «возращение к истокам», но шансов на то, что чета гомосексуалистов его призыв воспримет всерьез, естественно, нет. Таким образом, максимум, на что может рассчитывать новый Папа, это еще больше сплотить внутрицерковные ряды. Католическим либералам при новом Папе придется не сладко, недаром, будучи еще кардиналом, нынешний понтифик получил характерное прозвище Panzerkardinal (кардинал-броненосец).
Многие отмечают и геронтологическую проблему католической церкви, чья верхушка действительно все больше напоминает Политбюро ЦК КПСС накануне распада СССР. 78-летний новый понтифик на такие мысли наводит и никуда от этого не деться. Кстати, именно поэтому некоторые аналитики полагают, что новый понтификат представляет собой лишь переходный период. Что-то вроде череды Брежнева-Андропова-Черненко. Параллель может быть и яркая, только не стоит забывать, чем закончился этот переходный период — приходом молодого, энергичного, настроенного на реформы Горбачева и…. конечным крахом СССР.
Ситуация едва ли не тупиковая. Можно строить католические церкви в самом экстравагантном стиле, можно приветствовать в церкви рок и рэп, но вот отступать от основополагающих идей христианства церковь не может. Иначе ее ждет примерно та же участь, что и КПСС, когда та отказалась от своей ортодоксальной идеологии. Вот только, если для России, как общественной системы, либеральные реформы означали как потери, так и при обретения, то для церкви тот же самый путь будет означать, скорее всего, отказ от самого Христа, а значит, гибель.
Новый Папа это понимает, а потому и не спешит с реформами, предоставляя решить все мудрому времени.