Русская линия
Српска.Ру Бошко Йованович03.07.2008 

Царь Лазарь и Царствие Небесное

У сербского народа много святых. Одни известны больше, другие — меньше, но все они едины перед Господом; все они — молитвенники во спасение сербского народа.

Пути к Господу у каждого свои. Одни Святые своим подвигом оставляют значительный след в истории народа, другие — меньший. Самые почитаемые святые те государи, которые отреклись от всех радостей земной жизни и приняли монашество. Одним из таких святых был Великий жупан Стефан Неманя, основатель первого сербского средневекового государства. Он пошел по стопам своего сына Растко Неманича, оставившего отчий дом и прелести мира сего, чтобы посвятить себя Богу — так он стал монахом Саввой на Святой Горе. Тот же монах Савва станет первым сербским архиепископом, основателем первых больниц, школ и, конечно, монастырей в средневековом сербском государстве. Среди сербских государей было большое число тех, кто после передачи власти уходили в монастырь, где, подвизаясь, удостаивались святого венца, дарованного им Богом. Одним из них был святой, который стал для сербской нации образцом сербского правителя — Святой мученик Князь Лазарь.

Святой мученик Князь Лазарь Князь Лазарь Хребелянович родился около 1329 г. в местечке Прилепац рядом с известным городом Ново Брдо в Косово. Первый раз он упоминается в дипломатических списках в 1363 г. как чиновник при дворе Царя Душана. Около 1353 г. женится на Милице, дочери князя Вратка из династии Неманичей[1].

После смерти Царя Стефана Душана, известного в народе как «Царь Душан Сильный», 20 декабря 1355 г., власть переходит к его сыну Стефану Урошу, прозванного в народе «Никакой Урош». После принятия власти Царем Урошем состояние в сербском царстве становится нестабильным. «В смутное время стольник Лазарь не покинул Царя Уроша. Он доказывал легитимность царствования ослабленного правителя. Самовольная сербская знать поспешно формировала самостоятельные феодальные власти на местах, меняя тем самым политическую карту государства"[2].

«Вукашин Мрнявчевич в 1365 г. выдвинул свою кандидатуру на царский престол, провозгласив себя царем, а своего сына Уроша — деспотом. Вукашин стал править вместе с Урошем. Наступило время нетерпеливых и безмерно мощных областных государей. Царский авторитет был под угрозой, а государственное единство поставлено под вопрос"[3].

Князь Лазарь начал приобретать политическую и экономическую самостоятельность в конце седьмого десятилетия XIV века. Этот период был одним из самых тяжелых. Наряду с ослабленной централизованной властью и неспособностью царя Уроша подчинить себе областных государей, феодалы на местах начали создавать области под своим руководством. Сила, которой обладал князь Лазарь, была слишком слаба для короля Вукашина с большими захватническими амбициями. Также, Лазарю угрожал и жупан Никола Алтоманович. Царь Урош и жупан Никола Алтоманович столкнулись на Косовом Поле в 1369 г. Пораженный Никола Алтоманович продолжал нападать на каждого из своих соседей[4]. В 1370 г. он пробовал обманным путем убить Лазаря, спасенного Милостью Божьей, так как секира, которой он должен был быть убит, попала в золотой крест на его груди. От руки неприятеля он не пострадал — по Замыслу Божьему ему было суждено пострадать со стороны турок за веру Христову[5].

В 1371 г. Лазарь основал новую столицу меж берегов двух рек. Город получил имя Крушевац. Сегодня это один из самых больших городов Сербии. В нем находятся остатки и того старого города Царя Лазаря, и знаменитая церковь Лазарица, которую князь Лазарь воздвиг около 1375 г.

В 1371 г. войска короля Вукашина и его брата деспота Уроша потерпели поражение от турок в битве на реке Марице. В битве погибли братья Мрнявчевичи. В том же году умирает Царь Урош, со смертью которого пресекается святородная ветвь Неманичей. Обезглавленная Сербия так и остается без правящей династии и государя. Сербские великаши, недостойные Благословения Божьего, боролись за наследство Неманичей. Сербская православная церковь хотела, чтобы наследником сербского трона стал человек с теми же достоинствами первых Неманичей. Сербская Церковь такого человека нашла в лице князя Лазаря Хребеляновича. Никола Алтоманович обогатился за счет смерти Вукашина, заняв некоторые его области. Никола Алтоманович был взят в плен в 1373 г. в Ужице и ослеплен. Его владения поделили князь Лазарь, бан Твртко и Балшичи. Твртко в 1377 г. провозгласил себя королем Боснии и Сербов. На эту коронацию дал согласие князь Лазарь[6].

Лазарева Сербия была единственной надеждой против турецкого набега. В 1354 г. турки захватили Галиполи, а потом заняли и укрепленные местности в долине реки Марицы. Сербские господари из Македонии после Марицкой битвы стали турецкими вассалами. Хорошо организованное сербское войско отразило турецкое нападение в 1381 г. на Дубравице у Парачина. В 1386 г. турецкий султан Мурат возглавил нападение на Сербию. Встретил неприятеля князь Лазарь в Топлице и отразил наступление войска Мурата. Отступая, турки заняли город Ниш. Султан Мурат готовился к решительной битве против князя Лазаря. Он собрал все свое войско, а вспомогательные отряды предоставили его вассалы: сербские правители Марко[7] и Константин Драгаш, как и византийский царь, в обязанность которого входило предоставление султану отрядов. Из всех зятьев Лазарю помог только Вук Бранкович[8], тогда как остальные не отважились. Сербский король Твртко не участвовал в битве на Косовом Поле, но выделил большой отряд под командованием воеводы Влатка Вуковича[9].

«Старейшее упоминание русского монаха и паломника Игнатия, находившегося на турецкой территории, о Косовской битве датировано 12 днями после произошедшего: «Мурат пошел войной против Лазаря, сербского князя. Ходили слухи, что они оба были убиты в одной битве. Обеспокоенные беспорядками, так как мы находились на турецкой территории, митрополит отпустил монаха Михаила, епископ Михайло отпустил меня, Игнатия и Сергея Азакова, своего монаха"[10].

В битве на Косовом Поле, которая произошла 15/28 июня 1389 г. погиб князь Лазарь и большинство сербской знати. Князь Лазарь был обезглавлен. Турецкий султан Мурат, пораженный мученической смертью князя Лазаря, позволил забрать его тело двум монахам. Тело святого князя было погребено в православной церкви Вознесения Господня в Приштине. В 1390 г. его сыновья Стефан и Вук Лазаревичи по совету тогдашнего Сербского Патриарха, отправились в Приштину, где в церкви открыли нетленные и благоухающие мощи Святого великомученика Лазаря. Оттуда их переместили в его задужбину* Раваницу[11].

«Согласно древнему преданию, Святому князю перед битвой явился Ангел Господень и спросил его, в каком царстве он бы хотел оказаться, земном или Царствии Небесном? Помолившись, стремящийся к Богу князь ответил: Если окажусь в царстве земном, оно будет мало для меня, преходяще и сиюминутно, а Царство Небесное во веки вечные"[12].

Почитание князя Лазаря мы можем объяснить, как почитание народом героического образа, обитающего в его сознании и в котором собраны лучшие качества и достоинства[13].

«Лазарь Хребелянович подписывался на указах, как князь. В народном предании он остался сербским царем. Исторически достоверное стихотворение гласит: «Наша корона славный князь Лазарь, ты царь еси, но князем называешься"[14]. Особенное значение для почитания Царя Лазаря сыграли Сербские героические песни докосовского, косовского и послекосовского цикла. Читателю они могут многое объяснить, почему Святой мученик царь Лазарь — самая значительная личность в сербской истории. Народ его запомнил как царя в своих преданиях, хотя он и не был им в действительности. Значение его личности вневременное, вечное — нам он оставил ответ на самые важные жизненные и национальные ответы. Значение жизненного подвига св. мч. Лазаря актуально для каждой жизненной ситуации, даже по той простой причине, что он на собственном примере показал нам, что царство земное преходяще, а Царство Небесное вечно. В момент, когда у Сербии отнято Косово и Метохия, сербы заново возвращаются к Святому Лазарю — он напоминает им, что Косово и Метохия значат для сербского народа.

Святой Мученик Царь Лазарь, его житие и дела могут быть значимыми и для остальных православных народов в эру глобализации. Почему? Просто потому, что все православные земли пребывают в той же опасности, а опасность велика, ввиду того, что, стремясь к материальным благам Европы, мы можем потерять нашу православную духовность. Потеряем ли мы православную духовность из-за европейского материализма, тогда станет ясно, что мы приняли царство земное, преходящее, а потеряли Царство Вечное на небесах. Да поможет нам всем Бог, чтобы наши державы не повторили судьбу Византии.

Перевод — Анна Травкина


* В средневековой Сербии задужбина — храм, монастырь, построенный во спасение души на собственные средства. Человек, окормляющий храм, назывался задужбинаром. А данная традиция получила название задужбинарство. Прим. пер.


[1] «Свети Кнез Лазар и косовски завет» Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора

Цетиње, 2007. с. 15

[2] «Свети Кнез Лазар и косовски завет» Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора

Цетиње, 2007. с. 17

[3] «Свети Кнез Лазар и косовски завет» Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора

Цетиње, 2007. с. 16−17

[4] «Свети Кнез Лазар и косовски завет» Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора

Цетиње, 2007. с. 18.

[5] «Свети Кнез Лазар и косовски завет» Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора

Цетиње, 2007. с. 39.

[6] «Свети Кнез Лазар и косовски завет» Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора

Цетиње, 2007. с. 18−19

[7] Господарь Марко из окрестностей Прилепа в народных песнях известен как Королевич Марко. Он воспет как герой и защитник сербского народа от турок, что совершенно не соответствует историческим фактам. Ему посвящен цикл сербских героических песен «Цикл героических песен о Королевиче Марко».

[8] Вук Бранкович в народных песнях и преданиях незаслуженно описан как личность, предавшая князя Лазаря и погубившая сербское государство и народ.

[9] «Свети Кнез Лазар и косовски завет» Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора

Цетиње, 2007. с. 22−23.

[10] «Свети Кнез Лазар и косовски завет» Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора

Цетиње, 2007. с. 24

[11] «Свети Кнез Лазар и косовски завет» Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора

Цетиње, 2007. с. 48.

[12] «Свети Кнез Лазар и косовски завет» Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора

Цетиње, 2007. с. 48

[13] «Свети Кнез Лазар и косовски завет» Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора

Цетиње, 2007. с. 3.

[14] «Свети Кнез Лазар и косовски завет» Митрополија Црногорско-приморска, ИИУ Светигора Цетиње, 2007. с. 20.

http://www.srpska.ru/article.php?nid=8686


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика