Радонеж | Сергей Худиев | 02.07.2008 |
Это очень важная инициатива, и очень хотелось бы, чтобы она была поддержана государством. «День России», который отмечается в день подписания «Декларации о государственном суверенитете» так и не стал всенародным праздником по ряду причин — отсчитывать историю России от одного из эпизодов развала СССР было бы странно, нашей стране явно не 18 лет, прошедших с этого события. Нашей стране нужен праздник, который был бы «праздником основания», точкой, с которой мы отсчитываем наше национальное бытие, праздник, в который мы бы вспоминали событие, действительно основополагающее для нашей истории.
Читая «Повесть временных лет» мы находим в дохристианскую эпоху конгломерат славянских и неславянских племен, объединенных только тем, что они «дают дань Руси», господствующей сословно-племенной группе. У них нет ни общего языка, ни общей культуры, ни общей веры; народ, называющий себя «русскими» и говорящий на славянском языке мы видим только на выходе из крещальной купели. Тем более чудесное, почти сверхъестественное впечатление производит расцвет новой, христианской культуры. Наш народ с самого начала возникает и осознает себя именно как православный, объединенный не «кровью и почвой», но истинной верой. Наш язык, наша письменность, наши храмы, наша иконопись, наша литература, наша музыка, все то, что делает нас русскими, коренится в этом в этом великом событии — Крещении Руси при святом князе Владимире.
Важна и другая сторона этого праздника — наши корни лежат в Киеве; вернее сказать, корни духовной традиции, сформировавшей три наших народа, восходят к Киевской Руси. Есть достаточно желающих превратить политическое, государственное разделение в отчуждение и вражду; и памятование наших общих истоков, того, что мы принадлежим к общему духовному и культурному пространству, сохранение исторической истины тут особенно необходимо.
Важна и истина о недавних исторических событиях. В определении Собора «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви», принятом 27 июня, говорится: «Признавая важность исторической правды по отношению к жертвам безбожной власти, участники Собора считают недопустимым политизацию истории для возбуждения вражды между народами». Действительно, богоборческая диктатура, которая несет ответственность за Голодомор, носила интернациональный характер; непосредственными исполнителями политики партии на Украине были в то страшное время этнические украинцы Косиор и Чубарь. Жертвами голода также были люди самых разных национальностей, в самых разных регионах тогдашнего СССР. Нынешние попытки представить дело так, будто Голодомор был преступлением русских против украинцев, можно счесть только вопиюще лживыми.
Участники Собора подчеркнули, что Русская Церковь «хранит молитвенную память о погибших от голода в 1920-е и 1930-е годы, о невинных жертвах раскулачивания, коллективизации и депортаций». Даже с чисто мирской сточки зрения историческая память, ясное представление о совершенных в те страшные годы преступлениях атеистической власти — необходимое средство против злонамеренных фальсификаций.
Наиболее пристальное внимание внешних, привлекло, однако, другое решение собора — определение «О деятельности Преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского». Собор принял решение извергнуть епископа Диомида из священного сана. У некоторых сторонников епископа это решение вызвало резкое несогласие, можно было услышать крайне резкие отзывы о соборе и о Русской Православной Церкви в целом. Хотелось бы, чтобы все, кто вовлечен в этот конфликт, задумались о своих мотивах — и своих целях. Может ли подлинная ревность о святом Православии побуждать к расколу? Может ли горячее желание угодить Богу проявляться в грубом поношении архиереев и Патриарха? Является ли стремление занять самую крайнюю, самую непримиримую позицию проявлением благочестивого усердия или чего-то совсем другого? Святой Апостол Павел говорит о плодах Святого Духа: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал.5:22,23)». «Ссоры и распри» Апостол, напротив, относит к плодам плоти. Неукротимая воинственность, желание во что бы то ни стало настоять на своем, которую выказывают некоторые из сторонников епископа Диомида, не могут принести пользы ни ему самому, ни Церкви Христовой в целом.
Церковь отнюдь не пренебрегает теми вопросами, которые их волнуют; многие документы, принятые собором — свидетельство тому. Перед тем, как произносить резкие слова, которые потом будет трудно взять назад, стоит задуматься, кому на пользу они послужат и кого порадуют. В интернете можно видеть, как люди, враждебные Церкви, буквально потирают руки в ожидании церковного раскола, безобразных скандалов, соблазна внешним и смущения верующих. Можно видеть и вполне сознательные попытки подлить масла в огонь. Хотят ли сторонники владыки Диомида быть орудием в руках очевидно антицерковных сил?
Если нет, то всем нам следует стремиться не к углублению конфликта, но к его уврачеванию. Каждый из нас даст отчет Богу за свои слова и поступки; как заповедует святой Апостол,
Ибо, кто любит жизнь и хочет видеть добрые дни, тот удерживай язык свой от зла и уста свои от лукавых речей; уклоняйся от зла и делай добро; ищи мира и стремись к нему (1Пет.3:10,11)