Радонеж | Сергей Белозерский | 03.07.2008 |
Что привлекает людей в мирских идеологиях? Надо сказать, что в них присутствует некая частичная правда. Даже в коммунизме было стремление к справедливости и сострадание к бедным. Однако, как показывает пример того же коммунизма, благими намерениями бывает вымощена дорога в ад. Прекрасные, глубоко человеколюбивые, и, казалось бы, тщательно продуманные учения могут оборачиваться чем-то очень плохим. Поэтому Церковь, исполняя свое миссионерское и пастырское служение, выносит свое суждение о тех или иных текущих идеологиях с точки зрения Евангельской истины.
Идеология, в наши дни завоевавшая общее признание — это идеология прав человека. Было бы неверно полагать ее полностью антицерковной; в первоначально в ее основании лежала вера в Создателя, который и наделяет людей правами и обязанностями. Многие из тех, кто говорит о правах человека, руководствуются искренним человеколюбием. Нельзя не заметить однако, что утратив свои теистические основания, идеология прав человека постепенно сползает к отрицанию нравственности и к насилию над совестью людей, прежде всего, верующих. Поэтому Русская Православная Церковь и выступила с документом, разъясняющим христианский взгляд на права человека.
Этот документ стоит прочитать полностью — в этой статье мы остановимся лишь на некоторых его аспектах.
Любое высказывание Церкви по общественной проблематике немедленно вызывает шквал обвинений в попытках ввести «клерикальную диктатуру», подчинить жизнь всех и каждого религиозным требованиям. «Основы» разъясняют, что это вовсе не так; «подчинение воли человека с помощью манипуляций или насилия некоему внешнему авторитету рассматривается как нарушение порядка, установленного Богом». Речь идет, напротив, о том, чтобы защитить верующих людей от насилия над их совестью: Христиане оказываются в условиях, когда общественные и государственные структуры могут принуждать, а зачастую уже принуждают их мыслить и поступать вопреки Божиим заповедям, что препятствует достижению самой важной цели в жизни человека — избавлению от греха и обретению спасения.
Примеров такого принуждения уже достаточно — из недавних можно вспомнить попытки заставить христианские агентства по усыновлению в Великобритании отдавать детей в однополые пары. В России Церковь пока не сталкивается с такими проблемами, однако это лишь вопрос времени. В документе также отмечается, что
Слабость института прав человека — в том, что он, защищая свободу выбора, все менее и менее учитывает нравственное измерение жизни и свободу от греха. Общественное устройство должно ориентироваться на обе свободы, гармонизируя их реализацию в публичной сфере. Нельзя защищать одну свободу, забывая о другой. Свободное стояние в добре и истине невозможно без свободы выбора. Равно и свободный выбор теряет свою ценность и смысл, если обращается ко злу.
В самом деле, сейчас мы имеем дело с таким восприятием свободы, при котором любой акт личного произвола приветствуется, как проявление свободы, не подлежащее не только юридическому стеснению, но и моральному порицанию. Впрочем, не любой; юридические стеснения, уже актуальные в ряде стран, и резкая критика в СМИ — достается тем, кто по своему выбору придерживается библейских (и вообще сколько-нибудь здравых) взглядов на нравственность.
Церковь также обратила внимание и на опасность использования современных технологий для контроля над людьми. К такому контролю тиранические режимы стремились и в прошлом, однако в наше время технологии предоставляют для этого новые, немыслимые ранее возможности. Как отмечается в документе, «частная жизнь, мировоззрение и воля людей не должны быть предметом тотального контроля. Для общества опасны манипуляции выбором людей и их сознанием со стороны властных структур, политических сил, экономических и информационных элит. Недопустимы также сбор, концентрация и использование информации о любых сторонах жизни людей без их согласия… Методы сбора и обработки информации о людях не должны принижать человеческое достоинство, ограничивать свободу и превращать человека из субъекта общественных отношений в объект машинного управления. Еще более опасным для свободы человека станет внедрение технических средств, постоянно сопровождающих человека или неотделимых от его тела, если их можно будет использовать для контроля над личностью и управления ею.» В разделе «Принципы и направления правозащитной деятельности Русской Православной Церкви» особо говорится о «недопущении тотального контроля над человеческой личностью, над ее мировоззренческим выбором и частной жизнью через использование современных технологий и политических манипуляций»
Верные чада Церкви могут вполне положиться на то, что Церковь внимательно следит за происходящим в современном мире и дает свои оценки тем или иным явлениям, опираясь на божественное Откровение, Священное Писание и Предание. Обетование Спасителя «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; (Матф.16:18)» остается непреложным, и именно к Церкви в мятущемся и запутанном современном мире христианам следует обращаться за советом и руководством.