Русская линия
Православие.Ru Елизавета Меркулова01.07.2008 

Сербский завет: помни о смерти.

Спрашиваю своего знакомого:

- Ты, наверное, очень любишь князя Лазаря, ведь он основал ваш Крушевац…

- Не могу сказать, что я его люблю, просто он всегда живет в моем сердце, всегда живет в этом городе.

Для вечности нет прошлого и нет будущего, но все совершается «ныне». Сербия осмыслила свою историю церковно, в вечности. Она «ныне» плачет о Видовдане (один из важнейших памятных сербских дней, установленный в честь битвы на Косовом поле 28 июня 1389 года). Князь Лазарь, святой Савва, Александр Карагеоргиевич живут в сердцах сербов.

«Мы живы только потому, что помним мертвых», — говорит мой знакомый серб. Мы стоим на холме в пригороде Крушевца. Внизу две долины: живых и мертвых. Между ними Тропа уважения. Огромные спокойные зеленые холмы, освещенные солнцем. В долине мертвых скульптурные изображения крыльев. «Их оставили мертвые, когда возносились на небо», — поясняет Бошко. Комплекс был сооружен после Второй мировой войны в память о погибших воинах.

Крушевац находится в двух часах езды от Косово. Именно из этого города в 1389 году, причастившись в последний раз в Лазарице, представители лучших сербских семей отправились на битву на Косовом поле. Отправились умирать. На вершине холма вдруг ощущаешь: ведь это памятник смерти, и вся история Косова поля, ключевого момента сербской истории, — это история смерти, великой, героической. Здесь пропасть между жизнью церковной и нецерковной. Можно ли прославлять смерть, не веря в воскресение Господа? Это бессмысленно. Ведь Христос, упразднивший смерть, сказал: воспойте смерть временную — за ней жизнь вечная, воспойте поражение земное — за ним победа небесная.

В 1389 году состоялась решающая битва между турками и сербами, которыми руководил князь Лазарь. В ночь перед боем ему явился ангел и спросил, что он выберет — чтобы Сербия сохранила Православие до конца времен или земную победу. Князь Лазарь сделал свой выбор. И, подобно русским воинам, защищавшим Рязань от татар, сербские воины «вси равно умроша и едину чашу смертную испиша». Князь Лазарь осознанно отказался от земного благоденствия, вместе со своим войском принял смерть ради Царства Небесного. Поэтому для сербов святой князь Лазарь стал символом духовности — жизни по духу. Именно это событие вспоминают сербы в день Видовдана. В переводе это название означает «день святого Витта», так как на 28 июня также приходится праздник святого Витта, христианского мученика первых веков.

Видовдан принес поражение, плен на протяжении четырех веков, насилие, смерть… Но для сербов этот день священен и «ныне». Что воспевают национальные гимны, песни? Косово поле. Что живописуют многие художники XXI века? Косово поле. Сербы чтят день своего земного поражения как величайшую дату. И вот я спрашиваю себя: как живет народ, вершиной истории которого является гибель самых доблестных мужей? Надеждой на вечность. Не идеализирую ли я сербский народ? Не знаю. Но знаю, что во время воскресной литургии в Лазарице люди стоят на улице и молятся, так как храм переполнен. Все вместе они поют молитвы во время богослужения. Я видела, как в середине рабочего дня в церковь святого Георгия Победоносца в Крушевце приходило так много родителей с детьми, что казалось, будто это детский храм. А после литургии в духовном центре святителя Николая (Велимировича) в Кралево старики и молодые с радостью слушали архимандрита Савву из Студеницы. На столе у них не было ничего, кроме специально испеченного хлеба. Но у них были улыбки на лицах и открытые сердца.

Только с верой в воскресшего Иисуса Христа можно веками чтить день земной смерти. Но не один Видовдан был в истории Сербии. Был и предательский 1999 год. В центре Белграда стоит разбомбленное здание бывшего телецентра. Рядом камень: «За што? ёелица Мунитлак, 21, Ксенија Банковић, 27, Томислав Митровић, 61, Дејан Марковић, 39, Иван Стукало, 33…» Проезжая по Белграду, видим разрушенные жилые дома. Огромное правительственное здание вдруг обрывается чернотой там, куда попала бомба…

Многие, наверное, помнят книгу, вышедшую после событий 1999 года, — «Распятое Косово». Это книга без слов: для трагедии нужна тишина. Только фотографии разрушенных старейших монастырей. Камни «вопиют». Хочется отвернуться, чтобы не видеть этого горя. Но сербы видят. Чтобы смотреть горю в глаза, необходимо мужество. В XIV веке сербский народ в земном поражении князя Лазаря воспел его духовную победу и сейчас за смертью и разрушением воспевает вечную жизнь.

Так сложилась сербская история, что этому маленькому народу пришлось постоянно отстаивать свою независимость и веру. Пришлось побеждать и проигрывать. Впрочем, ничто не складывается само. «Складывает» судьбу народа Бог. Так Он судил, что свободолюбивые сербы знали многовековой плен; жизнелюбивые, они видели смерть лучших. Святитель Николай (Велимирович) пишет, что в то время как английский философ Локк писал трактат «О воспитании людей», у сербского народа вообще не было школ. Они привыкли жить «вопреки», в нищете, преданные соседями-славянами. В 1992 году Совет Безопасности ООН наложил санкции, запрещавшие проведение любых торговых и финансовых операций с Сербией. Эти меры продлились три года. Три года страна была отрезана от мирового экономического пространства, фактически обречена. Но сербы пережили и это. Святитель Николай (Велимирович) говорил о том, что две трети сербской истории — это страдание и терпение. Если отступают люди, приступает Бог. Там, где кончается закон земли, начинается закон неба. «Голос правды небесной против правды земной», как написала Марина Цветаева.

…В Кралевской церкви ставим свечи за живых и умерших отдельно. Диакон Радош подходит и, улыбаясь, переставляет свечи в один ряд: «Мы все вместе, живые и мертвые». Поэтому жив князь Лазарь, косовские герои и святой Савва. Смерть открывает вечность. Христос воскресе!

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/80 627 105 135


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика