Правая.Ru | Пётр Мультатули | 01.07.2008 |
Но это было внутри храма, а снаружи его, если верить информационным сводкам, бушевали страсти. Чего стоят одни заголовки: «Наши» подрались с чукотским епископом, Зачем «Наши» напали на православных, «Наших» избили иконами и т. д. Причем, судя по всему, все произошло как в пословице: «Что за шум, а драки нету» — несмотря на то, что никто никого на самом деле не бил, СМИ нужен был скандал, и они его получили.
Читая комментарии на Правой.ру, я поразился тому, сколько обвинений пишется в адрес Святейшего Патриарха! Какая-то «Елена», естественно глубокий «поборник Православия», сразу же после размещения текста доклада Патриарха, спешит его прокомментировать, хотя наверняка ещё и прочитать-то его толком не успела. «Елена» обвиняет Святейшего ни много ни мало в том, что он…губит русский народ. «Поборник православия» пишет о Первоиерархе: «Вот так тихо с любовью патриарх предложит русскому народу уйти в небытие. Лично от него слышала по телевизору (обращался к президенту): „Всякая власть от бога“. Смиритесь, братие, раз эта власть от бога, то и геноцид от этой власти — провидение божие».
Заметим, «поборник Православия» слова «Бог» и «Патриарх» пишет с маленькой буквы. Случайно? Нет, не случайно.
Во-первых, «поборник Православия» забыла поучение святого Апостола Павла: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии». (1 Тимофею 2:11−14).
Если только, конечно, «Елена» является женщиной.
Во-вторых, конечно, поражает богословская наивность «Елены»: «Лично от него (то есть от Патриарха — П.М.) слышала по телевизору (обращался к президенту): „Всякая власть от бога“» Душенька, «Елена»! Хорошо, что Вы это услышали, наконец-то от Патриарха! Но если бы вы читали Священное Писание, хотя бы иногда, то узнали бы, что слова эти и вовсе не Патриарх первым сказал, а святой Апостол Павел: ««Несть бо власть аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть» (Рим. 13, 1−2).
Таких мнений, подобных «Елене», осуждающих и оскорбляющих Святейшего Патриарха много: и в интернете, и в некоторых СМИ. Можно было бы, конечно, отмахнуться от них как от безграмотных и маргинальных, но просто так от них не отмахнёшься. Подобные высказывания есть проявление болезни, имя которой гордыня. В последнее время этот грех охватил многих людей, мнящих себя православными, и затронул даже некоторых иереев и даже иерархов.
Я не хочу сейчас обсуждать высказывания и деятельность владыки Диомида, которого сегодня Архиерейский собор заочно лишил сана. Судья ему Бог и Церковь. Но нельзя не заметить, что среди тех, кто активно поддерживал, а может быть, и толкал Владыку на его поступки, много людей с сомнительным прошлым, а есть и такие, которые вообще не принадлежат нашей Церкви. Главной причиной поддержки подобными людьми владыки Диомида является не их согласие или несогласие с высказанным им мнением, не желание помочь Церкви Христовой, а желание ослабить авторитет Святейшего Патриарха, а значит, и авторитет Церкви.
Да, сегодня внутри Церкви есть немало проблем. Есть там, наверное, и случайные люди, и карьеристы. Точно так же, как они есть и во всех сферах нашего больного общества. Но разве нет всех этих грехов в душах самих «обличителей»? Некоторые из них, вчера ещё были правоверными атеистами, членами КПСС, а некоторые может быть и гонителями Церкви. Другие — диссидентствовали, критиковали всех и вся, подготавливая гибель великой державы. Им бы каяться в своих грехах, вчерашних и настоящих, а не разбираться в чужих, да ещё и грехах священнослужителей! Кто дал им право судить Патриарха? Кто может подняться даже на малую часть той высоты ответственности, на которой находится он?
Одному святому старцу, который рассуждал о Патриаршем служении, было явление ангела. Ангел предложил старцу подержать патриарший посох. Старец взял посох и упал, настолько тот быт тяжёл и неподъёмен. Тогда ангел сломал посох пополам и вновь дал его старцу. Но и половины Патриаршего посоха старец не смог поднять. Тогда, ангел ещё раз сломал посох и дал старцу его четвертину. И четвертину не смог старец поднять. И тогда сказал ангел: «Понял ли ты, как тяжек и неподъёмен Патриарший посох?»
К сожалению, нынешним критикам Патриарха это невдомек. На радость врагам Церкви Христовой они собираются в группы, и подосланные провокаторы выкрикивают слоганы, типа «нет ИНН и мобильным телефонам», «защитим Диомида!». Тут же появляются телекамеры, в которые демонстрируются звериные лики «истинноправославных», что-то выкрикивающих или рвущих плакаты. И медиа-картинка готова.
Причём не стоит думать, что все проблемы, о которых говорят на «православных» митингах, не существуют или они выдуманные. Я думаю, что никому из нас не нравятся процессы глобализации, духовного омерщвления общества, существующая социальная несправедливость, так называемый церковный модернизм, граничащий с ересью, явственная концентрация зла в мире. Но вместо того, чтобы объединиться в борьбе с этими явлениями вокруг Церкви и ее Первоиерарха, с помощью так называемых «ревнителей» заинтересованными лицами делается всё возможное, чтобы придать этой борьбе маргинальный характер. Невольно возникает вопрос: а не именно ли это и требуется для вписывания Русской Церкви в Новый мировой порядок?
Превращая обсуждение насущных и животрепещущих вопросов церковной и внутриполитической жизни в шутовской балаган с драками и ругательствами, его организаторы делают обсуждение и осуждение вышеназванных проблем невозможными. Модераторы конфликта сознательно выдвигают такие требования и в таких формах, что ни один по-настоящему православный, да и просто нормальный человек обсуждать их не будет. Невозможно разговаривать с людьми, которые объявляют войну мобильным телефонам и требуют предать анафеме существующую государственную власть. Единственное, к чему может привести деятельность подобных людей, — это церковный раскол. И, похоже, кто-то этого страстно желает. Неслучайно, что открытие Собора ознаменовалось активизацией всех недругов и врагов нашей Церкви.
Так главный редактор ФОРУМа. мск Анатолий Баранов заявил, что под претензиями владыки Диомида: «к руководству РПЦ, причем основной половиной, я бы и сам подписался. Лобызанием взасос с преступным государством русская церковь отвращает от себя миллионы тех, кто в иной ситуации, может быть, хотел бы видеть среди тех, кто борется за гражданские права и православных священников. Почему священники в Латинской Америке и даже Африке стоят горой за своих прихожан, простых людей, а у нас «православный» клир целиком лежит под бандитами, чекистами и коррумпированными бюрократами? Почему первоиерарх целуется с государственными преступниками? Второй вопрос — экуменизм, точнее поспешная канонизация сомнительных исторических персонажей ради того, чтобы «воссоединиться» с зарубежной церковью».
Заметим, каков тон у очередного «борца за чистоту»! И Церковь у него названа «РПЦ», и православный клир у него «лежит» под чекистами, и Патриарх — с маленькой буквы! Но это ладно, издержки воспитания и вкуса. Но вот последняя фраза г-на Баранова просто замечательная. Баранов обвиняет нашу Церковь в «экуменизме» и тут же объясняет нам, что это такое: «поспешная канонизация сомнительных исторических персонажей ради того, чтобы «воссоединиться» с зарубежной церковью». Таким «историческим персонажем» несомненно является Святой Царь-Страстотерпец Николай II. Своим невольным признанием, г-н Баранов сам сказал, за что в первую очередь ненавидят Патриарха враги Церкви: за реальную, а не мнимую борьбу с экуменизмом, за прославление Новомучеников Российский во главе с Царской Семьёй, за единство Церкви, за воссоединение с Русской Православной Церковью Заграницей. Ненависть к Святейшему Патриарху носит вполне сознательный и антицерковный характер. Но, что интересно: коммунист и антицарист Анатолий Баранов фактически поддерживает организаторов «сторонников» владыки Диомида, которые на словах чтут Царя-Мученика, являются монархистами. Но и те другие ненавидят современную Церковь и ее иерархов. Вот уж действительно — все крайности от бесов!
А ведь г-н Баранов не случайно обмолвился о Святом Царе-Страстотерпце. Сегодняшняя ненависть к Патриарху очень похожа на другую ненависть почти столетней давности — на ненависть к Императору Николаю II. Тогда клеветники тоже говорили, что «Царь продался католикам», что ему «наплевать на народ», что «он танцевал на балу, когда народ давили», что он приказывал «стрелять в рабочих» 9-го января и так далее. Чем все это закончилось, нам хорошо известно. Тогда, сто лет назад, народ против Царя настраивали подстрекатели, которые оставались в тени. Их цель была любой ценой свергнуть монархию и ослабить Россию.
Сегодняшние подстрекатели толкают легковерный народ против Святейшего Патриарха: их цель — любой ценой расколоть Церковь. Они хорошо понимают, что Патриарх Алексий II, его авторитет являются непреодолимым препятствием для достижения этой цели. Поэтому все силы врагов Церкви брошены, с одной стороны, на компрометацию «правого дискурса» в Церкви (монархизм, антимодернизм), с другой — на компрометацию Святейшего Патриарха.
Пользуясь реальными и мнимыми проблемами внутри Церкви и внутри государства, создаются мифы о якобы отступничестве Патриарха от Православия, критикуются любые его слова и поступки, сознательно выдвигаются невыполнимые требования, — одним словом, делается попытка нарушить хрупкий мир, достигнутый между Церковью и Государством. Для этого, в частности, пытаются представить весь советский период нашей с вами истории как один сплошной кошмар. Даже Победа в Великой Отечественной войне объявляется «большевистским кровопусканием», а возложение Патриархом цветов к могиле Неизвестного Солдата у кремлёвской стены — поклонением «сатанинской пентаграмме».
Все эти вопиющие нарушения церковного устава, за которые вообще-то отлучают от Церкви, представляются «борьбой за чистоту Православия». Впрочем, как мы уже писали, некоторые вдохновители так называемых «сторонников Диомида» даже не являются членами нашей Церкви и, по некоторым сведениям, вообще не имеют отношения к Православию.
Святейшему Патриарху Алексию II приходится нести тяжкий крест своего служения в очень сложное и противоречивое время. Одному Богу известно, что пришлось пережить Святейшему за годы его патриаршества. Какие неимоверно сложные, нечеловеческие проблемы стояли и стоят перед ним. Сколько он сделал для единства нашей Церкви, для того, чтобы правда побеждала ложь. Тот, кто хоть раз имел возможность видеть и общаться с Патриархом, знает, какая это духовная радость.
Сегодня, в отсутствие Самодержавной Монархии, Патриарх для православного христианина — единственная легитимная, установленная Богом власть. Противиться этой власти есть великий грех и великий соблазн. Поэтому вознося на каждой Великой Ектенье молитву за здравие Алексия, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси, — будем просить Господа всегда помогать нашему Отцу, нести свою неимоверно тяжкую ношу — посох Патриарха.