Татьянин день | Протоиерей Максим Козлов | 01.07.2008 |
Епископ: служение или «функция»?
Как конкретно осуществляется епископская хиротония? Откуда взялось это слово? Зачем нужно рукоположение и собор епископов?
Обращаясь к тому, как осуществлялось доставление епископов, мы остановимся на принципиальных составляющих постановления.
Термин «хиротония»
Термин «хиротония», усвоенный доставлению епископов (также пресвитеров и диаконов), по свидетельству Юстелла (толков. на V правило Лаодик. Собора), заимствовано Церковью («от внешних»). У классических народов хиротония имела значение избрания, совершающегося через подачу голосов, причем голоса подавались через протягивание рук, — отсюда. С течением времени рассматриваемый термин из светского стал собственно церковным и получил значение, с одной стороны, избрания в клир, а с другой стороны — самого акта поставления в ту или другую степень. С таким значением мы дважды встречаем его уже в Новозаветном тексте. Ап. Павел во II послании к Коринфянам пишет, что он послал с Титом, отправившимся к Коринфянам, «брата…, избранного от церквей,» — по греч. тексту, а в Деяниях 14, 23 повествуется, между прочим, что св. ап. Павел, проходя Листру, Иконию и Антиохию, рукоположил к каждой Церкви пресвитеров. Выражение «рукоположил» в греческом тексте обозначается тем же глаголом.
У греческих церковных писателей, в апостольских и соборных правилах слово «хиротония» тоже употребляется в указанном двояком значении. Зонара в толковании на упоминавшееся выше I апостольское правило, которое требует, чтобы епископ был поставляем двумя или тремя епископами, пишет: 'Ныне хиротонией называется совершение молитв посвящения над избранным во священство и призывание на него Святаго Духа, потому что архиерей, благословляющий рукополагаемого, простирает руку). А в древности и самое избрание называлось хиротонией, как говорят, потому, что когда гражданам разрешено было избирать епископов и когда они собирались все вместе, чтобы подавать свой голос за того или другого, то они для того, чтобы узнать на чьей стороне большинство голосов, простирали руки и по простертым рукам считали избирателей каждого кандидата. Кандидат, получивший большинство голосов, считался избранным в епископы. Отсюда и взято слово «хиротония». Это слово, в указанном смысле, употребляли и отцы разных соборов, называя самое избрание «хиротонией"[1]. Примеры такого употребления можно указать в 4 пр. I Вселенского Собора, 13 и 19 пр. Антиохийского Собора, 5 Лаодикийского и многих других. Однако, как видно уже из приведенных слов Зонары, термин «хиротония» с течение времени утратил свое древнее значение стал употребляться только для обозначения поставления в степени клира. Поэтому все чины поставлений в греческих и славянских богослужебных книгах и носят названием чинов хиротоний.
Рукоположение
Что поставление епископов уже при апостолах совершалось через рукоположение, свидетельствуется множеством примеров. Так апостол Павел в своем послании епископу Тимофею советует хранить дар, полученный им через возложение рук священства (I Тим. 4, 14) т. е. благодать Тимофею была преподана собором старейших священнослужителей, под которыми, согласно авторитетному толкована Св. Иоанна Златоуста, следует понимать старших пастырей Церкви, епископов (in 1 Тим. 4, 14)[2].
Кроме того, в этих словах мы находим указание на еще одно весьма важное обстоятельство, которое отличает доставление в епископы от доставления в другие иерархические степени, а именно, что епископа должен поставлять собор епископов или по крайней мере (как зафиксирует в последствия 1-е апостольское правило) три или два епископа. Так должно быть потому, что все епископы по своей духовной власти равны между собою, как были равны между собою по власти и апостолы, преемниками которых являются епископы. Стало быть, ни один епископ самолично не может передать другому всю ту власть, которую имеет сам, удерживая в то же время эту власть и для себя, а это может сделать только собор епископов, т. е. совместная власть нескольких епископов. Этого правила строго придерживается и в настоящее время наша Православная Церковь.
Таким образом, уже при апостолах определились существенные моменты чина епископской хиротонии, она должна была совершаться собором епископов и состоять из руковозложения и (можно принять за несомненное) молитвы.
В Апостольских постановлениях (кн. VIII) в чине епископского рукоположения с полной ясностью различаются три отдельных момента:
1) предварительное избрание и наименование пресвитерством и народом местной общины кандидата на епископство,
2) торжественное испытание собором епископов наименованного кандидата в присутствии местного пресвитера и народа.
3) торжественное рукоположение (с возложением на главу Евангелия и молитвой архиереев) и посаждение на престол.
Первый и второй из указанных в Апостольских Постановлениях моментов епископского рукоположения не имели характера литургического, так как совершались не по определенному чину и не соединялись с молитвословиями и священными обрядами. Но с течением времени избрание епископов и их испытание утратили прежний свой характер и из приготовительных действий, предварявших совершение чина хиротонии, превратились в составные части этого чина, приобрели характер литургический. Причиной такого изменения их характера послужило изменение в самом порядке избрания епископов. Ибо, если участие иерархии в избрании и доставления епископов, которым она передает божественные полномочия, осталось и не могло не остаться неизмененным, то участие народа с течением времени подверглось различным изменениям и в целом значительно умалилось, хотя и не потеряло все-таки значения, как это засвидетельствовал Иерусалимский собор 1672 г. (в своем 10 члене, вошедшем в символические книги Православной Церкви, именно в послание восточных патриархов 1723 г).[3]
Когда избрание епископов стало совершаться одним только собором епископов, тогда оно приобрело характер литургический, вследствие чего выработан был даже особый чин, строго регламентирующий порядок этого избрания и входящий в состав чина епископского хиротонии. Равным образом, и, прежний порядок испытания кандидата, тот порядок, о котором говорят апостольские Постановления, вследствие предоставления права избрания лиц для замещания епископских кафедр собору иерархов, утратил характер публичного расследования; путем опроса народа, о правоспособности избранного и получил тоже характер литургический, превратился в особый чин исповедания веры кандидатом в епископы. И этот чин, подобно чину избрания в епископы, стал частью сана епископской хиротонии.
Исповедание хиротонисуемым веры, засвидетельствование им знания церковных канонов имело место при хиротонии епископа по крайней мере уже во времена Юстиниана[4]. В разные века форма клятвенных обещаний и форма исповедания веры менялись, соответствуя; внешнему положению Церкви и степени развития христианской догматики, но самый обычай давать клятвенные обещания и произносить исповедание веры оставался неизменным.
Таковы основные моменты доставления в высшую степень церковной иерархии — степень епископскую. Укажем лишь еще, что чин архиерейской хиротонии совершается с чрезвычайным великолепием. Присутствуя на нем, верные чада Церкви видят, на какую степень церковного управления поставляется их пастырь. Сам посвящаемый, произнося торжественные обеты и участвуя в таинственных обрядах, познает всю духовную важность и долг своего звания, того звания, о котором отцы Иерусалимского Собора 1672 г. говорят буквально следующее:
«Без епископа ни Церковь Церковью, ни христианин христианином не только быть, но и называться не может. Ибо епископ, как преемник апостольский, возложением рук и призванием Св. Духа, получив преемственно данную ему от Бога на земле и, по священнодействующей силе Духа Святого, обильный источник всех таинств Вселенской Церкви, которыми приобретается спасение. Епископ столько же необходим для Церкви, сколько дыхание для человека и солнце для мира"[5].
[1] Правила Православной Церкви с толкованиями еп. Никодима Милоша, т. ?, СПб., 1911, с. 47.
[2] Толкование на I Посл. к Тимофею, том. 13, 1.
[3] Послание Восточных Патриархов, изд. 1848 г., с. 24.
[4] ?ovel, 137, cap.11.
[5] Послание восточных патриархов, М., 1848.