Фонд стратегической культуры | Николай Головкин | 01.07.2008 |
В настоящее время идет воссоединение Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии, начатое 17 мая 2007 года подписанием в храме Христа Спасителя Акта о каноническом общении. Однако на фоне этого великого события на постсоветском пространстве — канонической территории Русской Православной Церкви — продолжаются конфликты, в основе которых — попытки раскола.
Одной из главных тем, обсуждавшихся на соборе, стало положение Украинской Православной Церкви Московского Патриархата (УПЦ МП). Святейший Патриарх Алексий в своем докладе о единстве нашей Матери-Церкви заявил о продолжающемся давлении властей на Украинскую Православную Церковь МП с целью получения последней «независимости» от Москвы и последующего объединения с раскольниками — непризнанными «киевским патриархатом» и УАПЦ.
«Любые попытки механического объединения канонической Украинской Православной Церкви с раскольническими группами без покаяния в грехе раскола обречены на провал. Народ Божий не поддержит такую искусственно созданную церковь, а на Украине начнется новый виток конфликтов между братьями по вере», — сказал Предстоятель Русской Православной Церкви. По словам Его Святейшества, уже сейчас давление в пользу автокефалии (независимости от Московского Патриархата), оказываемое на Украинскую Православную Церковь, вызывает обеспокоенность у многих архиереев, клириков и мирян. «Это видно, в частности, из множества поступающих в мой адрес с Украины обращений, под которыми стоят тысячи и тысячи подписей», — отметил Святейший Патриарх.
Особое внимание в своем докладе Святейший Патриарх уделил участию представителей государственной власти Украины в разрешении церковных проблем. Он добавил, что «раскол украинского Православия возник именно вследствие вторжения политических стихий в церковную жизнь». Идею создания «единой Украинской поместной церкви» активно лоббирует даже не столько местное духовенство, например, отлученный от Церкви раскольник Филарет (Денисенко), провозгласивший себя «патриархом Киевским», сколько власти Украины, и не в последнюю очередь президент Виктор Ющенко. Таким образом, вопрос о принадлежности «канонической территории» вышел за рамки внутрицерковного и приобрел политическое измерение.
«Государственные органы могли бы внести свой вклад в разрешение кризисных ситуаций, выполняя свое прямое предназначение — обеспечивая законность, в частности, способствуя исполнению решений судов о возвращении Украинской Православной Церкви захваченных у нее храмов», — отметил Патриарх Алексий.
«Стояние за церковное единство — призвание всех нас, где бы мы ни жили,? подчеркнул Патриарх. — Но празднуемое в этом году 1020-летие Крещения Руси побуждает нас прежде всего сказать о древнем и священном для всех нас Киеве, изначальном престоле Предстоятелей Русской Церкви, откуда, по словам преподобного Нестора Летописца, русская земля пошла есть, и откуда началось христианское просвещение нашего народа, становление подвижничества и духовной жизни, развитие русской культуры и государственности».
Отметив, что ныне на Украине достойно, мудро и рассудительно совершает свое служение Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир, который в окружении сонма архиереев и пастырей окормляет самоуправляемую Украинскую Православная Церковь, получившую в 1992 году широкие права автономии, Его Святейшество засвидетельствовал: «Прошедшие 16 лет подтвердили правильность этого решения, принятого соборным разумом: Украинская Православная Церковь с честью несет свою спасительную миссию; число ее приходов неуклонно растет, ее просветительское служение, как и авторитет в обществе, ширятся». Однако от УПЦ МП «требуется особое мужество, чтобы безбоязненно отстаивать канонические устои церковного единства. И все мы призваны поддерживать наших братьев в их подвиге. Они проявляют бесстрашие, находясь на переднем крае борьбы за Православие, за церковное единство».
Предстоятель Русской Православной Церкви предложил отцам Собора подумать, какие еще совместные усилия в этом направлении следует предпринять. Полезным, по его мнению, может стать сотрудничество епархий, развитие паломничества и взаимного общения. «Полагаю, что в Москве с этой целью стоило бы учредить подворье древнейшей монашеской обители на Руси — Киево-Печерской Лавры, а в Киеве — Патриаршее подворье,? сказал Его Святейшество.? Тем самым мы вновь подчеркнули бы особое значение „матери градов, богоспасаемого Киева“ как древнейшего центра нашей церковной жизни и укрепили бы взаимосвязи между двумя столицами Русского Православия».
По мнению Его Святейшества, той же цели соответствовало бы более торжественное празднование памяти Святого Крестителя Руси. «Сегодня в общецерковном календаре день 15/28 июля, когда мы чтим память равноапостольного князя Владимира, „идолы поправшаго и всю Российскую землю Святым Крещением просветившаго“, даже не выделен красным цветом и рассматривается как „средний“ праздник. А ведь Крещение Руси, совершенное святым князем, духовным вождем нашего народа и героем наших народных былин, стало величайшим событием отечественной истории, без которого не родилось бы в ней все лучшее и возвышенное, что неразрывно связано с православной верой. Полагаю, что день великого князя Владимира надо и отмечать как великий праздник»,? подчеркнул Святейший Патриарх Алексий.
Напомнив, что в апреле 2008 года Священный Синод Украинской Православной Церкви предложил сделать этот день государственным праздником Украины, Его Святейшество заявил: «Собор мог бы поддержать эту инициативу и обратиться к руководству Российской Федерации, Украины и Белоруссии с предложением включить день князя Владимира в число не только церковных, но и государственных праздников и памятных дат, подобно тому, как отмечается в наших государствах День славянской письменности и культуры в праздник святых равноапостольных Кирилла и Мефодия».
«Сохраняя духовную связь с Русской Православной Церковью, мы стали подлинной Церковью украинского народа»
Сотни верующих — представители всех епархий Украинской Православной Церкви приехали в эти дни в Москву поддержать церковное единство с Московским Патриархатом. Они молились у входа в нижнюю Преображенскую церковь храмового комплекса храма Христа Спасителя. «Мы хотим жить дружно и быть вместе с Россией, быть подчиненными Московскому Патриархату. Мы — за единую Русь», — говорит одна из организаторов акции — член братства Архистратига Михаила Украинской Православной Церкви Московского Патриархата Мария Манкиш.
Согласно данным опроса, проводившегося в 2007 году, среди прочих общественных институтов Православная Церковь на Украине лидирует по уровню доверия, получив наиболее высокую степень общественной поддержки — 58%. Вместе с тем, как подчеркнул в своем докладе на Соборе Митрополит Киевский и всея Украины Владимир, что Украинская Православная Церковь сталкивается сегодня с целым рядом угроз. Среди этих угроз владыка особо отметил национализм, секуляризацию, консюмеризм.
Популярность идеологии национализма достигла своего пика в девяностые годы прошлого столетия, констатировал митрополит Владимир. Одним из главных объектов критики со стороны адептов этой идеологии стала каноническая и молитвенная связь Украинской Православной Церкви с Московским Патриархатом, которая, по мнению националистов, делает невозможной независимость Украины. «Какие только обвинения не звучали в наш адрес, к каким только средствам не прибегали националистически настроенные политики, чтобы максимально усложнить жизнь и служение Украинской Православной Церкви, — вспоминает владыка. — Мы жили в условиях информационной блокады, нашу Церковь пытались объявить „антиукраинской“, у нас незаконно отбирали храмы и имущество».
Мужественное противостояние идеологии национализма не отразилось негативным образом на готовности Церкви участвовать в процессах национального и государственного возрождения Украины, подчеркнул митрополит Владимир «…сохраняя духовную связь с Русской Православной Церковью, мы стали подлинной Церковью украинского народа»,
Вместе с тем продолжающиеся почти двадцать лет церковные расколы чрезвычайно ослабляют Церковь, препятствуя ее миссии в обществе и способствуя процветанию различных сект. Больше того: «С каждым годом, — отмечалось в докладе владыки Владимира, — стена, которая разделяет православных в нашей стране, становится все крепче и выше, так что уже в скором времени общество будет воспринимать наличие в Украине нескольких православных церквей как норму…. Мы не можем забывать о наших братьях и сестрах, остающихся по другую сторону этой стены. Если в состав Украинской Православной Церкви сегодня входит около одиннадцати тысяч приходов, то общее число приходов, находящихся вне общения со вселенским Православием, составляет около четырех тысяч. Эти цифры означают, что миллионы православных в Украине находятся вне церковного общения. Они лишены благодати Таинств, и их вечное спасение подвергается угрозе. Поэтому наша пастырская ответственность требует от нас предпринимать самые решительные меры, направленные на уврачевание раскола».
Митрополит Владимир указал на необходимость принимать во внимание все причины и предпосылки раскола — политизацию церковной жизни, проникновение в жизнь Церкви националистической идеологии этнофилетизма, человеческую гордыню и культурную поляризацию украинского общества на восток и запад (социальной базой раскола стал западно-украинский регион, превратившийся в очаг движения в сторону автокефалии — там сегодня находится до 70% всех автокефальных структур).
Состоявшийся в декабре 2007 года Собор епископов УПЦ осудил попытки политизировать церковную жизнь, «указав экстремистки настроенным силам внутри нашей Церкви на то, что их деятельность вредит церковным интересам, в том числе усилиям, направленным на преодоление церковного раскола». Владыка Владимир выразил надежду на то, что аналогичный шаг будет сделан представителями самопровозглашенного Киевского патриархата, в идеологической платформе которого лежит «политическое православие».
В докладе был отмечен определенных прогресс в диалоге Украинской Православной Церкви с так называемой Украинской автокефальной православной церковью. Владыка Владимир с удовлетворением констатировал, что «УАПЦ сегодня существенно пересмотрела многие позиции, которые ранее вызывали смущение у духовенства и верующих нашей Церкви. В частности, она публично осудила этнофилетизм и отказалась от него как от метода церковного строительства». В раскольнических группах УПЦ КП и УАПЦ вопрос об уврачевании раскола связывается с обретением Украинской Православной Церковью нового канонического статуса; аналогичную позицию, по словам митрополита Владимира, занимает и украинское государство в лице сегодняшнего его руководства.
«С большой долей вероятности можно предположить, что усовершенствование канонического статуса Украинской Православной Церкви способствовало бы присоединению к ней раскольнических групп. Однако оно не решило бы проблему единства Церкви в Украине, поскольку очень многие представители епископата, духовенства и мирян в нашей Церкви не готовы отказаться от наличествующей сегодня канонической связи с Русской Православной Церковью, — убежден владыка Владимир. — С одной стороны, некоторые утверждают, что автокефалия разрушительна для церковного единства. Однако такая точка зрения, будучи доведенной до своего логического завершения, означала бы, что между Поместными Православными Церквами, имеющими автокефальный статус, не существует церковного единства, а это коренным образом противоречит православному учению о Церкви. С другой стороны, существует мнение, что автокефалия — это единственный и безальтернативный способ разрешения украинской церковной проблемы. Эта позиция не менее нелепа. Автокефалия не может быть инструментом достижения консолидации Церкви — она может быть лишь результатом уже достигнутого общецерковного консенсуса. К тому же, как свидетельствует исторический опыт, поспешная автокефалия может послужить причиной дальнейших разделений внутри Церкви. В силу названных причин Украинская Православная Церковь сегодня предпочитает рассматривать проблему уврачевания существующего церковного разделения в пастырском ключе, избегая вопросов, вокруг которых на данный момент существует множество спекуляций. Это означает, что мы готовы обсуждать проблемы, связанные с преодолением раскола, но не готовы обсуждать изменение статуса Украинской Православной Церкви, поскольку считаем это преждевременным и неполезным для современной церковной жизни», — заявил митрополит Владимир.
Именно на таких позициях остается УПЦ и в диалоге с государством. Владыка выразил надежду на то, что украинские власти удовлетворят «законные требования предоставить Церкви статус юридического лица и вернуть отобранное у нее имущество». Вместе с тем, по его словам, активное участие государства в разрешении церковных проблем, даже при благих намерениях, может привести к тяжким последствиям и появлению новых расколов.
«Церковное единство не должно стать разменной картой в политических играх»
Впервые в работе Архиерейского Собора приняла участие делегация Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) во главе с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом (Капралом). «В последнее время, — сказал в своем докладе владыка Илларион, — мы с тревогой и болью смотрим на положение Церкви в Украине. Нельзя не ужасаться раздроблению Православной Церкви на этой древнейшей территории отечественного Православия. Мы сами жили в разделении десятилетиями, и всего лишь год назад восстановили евхаристическое и каноническое единство со всей полнотой Русской Православной Церкви. Однако, живя в разделении, мы всегда ощущали его как недуг, требующий уврачевания, и никогда не забывали о спасительности единения.
Если в наши дни существуют люди, которые стремятся к скороспелой автокефалии (даже ценой возможной впоследствии унии с католиками) или иному отделению от Русской Церкви, то мы можем только молиться о том, чтобы Господь наставил их на правый путь. Церковное единство не должно стать разменной картой в политических играх. Оставим проблемы национальной самости и государственности политикам. Задумаемся о другом: нужна ли автокефалия церковному народу? Разве не можем мы все вместе жить и спасаться в одной церковной ограде — малороссы, белорусы, великороссы и все множество других народностей, веками входящих в единую Русскую Церковь, получившую свое начало именно на территории нынешней Украины? Никто не отрицает особенностей трех восточнославянских народов. Но с момента своего Крещения они были связаны узами любви и взаимоуважения в единой Церкви. Никому не пойдет на пользу раздирание ее нешвенного хитона».
Архиепископ Берлинский и Германский Марк назвал Архиерейский Собор Русской Православной Церкви историческим, оговорившись, что обычно он старается не употреблять такие эпитеты «необдуманно и неоправданно». Ведь Акт о каноническом общении Русской Православной Церкви в Отечестве и рассеянии, подписанный 17 мая 2007 года, по-настоящему вступает в силу лишь по утверждению на Архиерейском Соборе. «В человеческой истории, увы, разделения совершаются быстро, с легкой руки и часто несправедливым образом. Но разделенная когда-то внешними трагическими событиями Русская Церковь, читавшая с обеих сторон молитву о спасении России, дожила до соединения, до единства, — сказал владыка Марк, — которое еще два десятилетия назад показалось бы многим из сегодняшних участников Собора невероятным».
Собор призвал политиков Украины прекратить попытки отделения Церкви в этой стране от Московского Патриархата. В определении Собора сказано: «К сожалению, до сих пор имеют место случаи вмешательства во внутренние церковные дела со стороны некоторых политических деятелей, выступающих за механическое объединение Украинской Православной Церкви с раскольническими группировками с целью отрыва ее от единства с Русской Православной Церковью». Собор призвал украинские власти «уважать внутренние установления Церкви и не привносить светские, политические методы в сугубо церковное дело преодоления раскола».
«То же следует сказать о весьма деликатной сфере межправославных отношений. Собор также просит украинское государство признать за Церковью права юридического лица и способствовать исполнению решений судов о возвращении Украинской Православной Церкви захваченных у нее храмов и другого имущества», — говорится в документе.
Единство Святой Руси — «величайшее достояние» народов России, Украины и Белоруссии
27 июня 2008 года, после своего выступления на Соборе, Патриарх Алексий обратился к президенту России Дмитрию Медведеву с просьбой учредить новый государственный праздник — день памяти Святого равноапостольного князя Владимира, Крестителя Руси, «учитывая значимость для народов России, Украины и Белоруссии Крещения Руси, которое определило их исторический путь».
Собор в своем определении призвал народы России, Украины и Белоруссии сохранить духовное единство, в основе которого лежит православная вера. «Днепровская купель Крещения явилась общим истоком подвижничества и духовной жизни, государственности и христианской культуры наших народов. Здесь родилась Святая Русь, которая есть Родина для всех нас, наше общее цивилизационное пространство», — говорится в определении Архиерейского Собора.
Целостность этого пространства «не раз подвергалась тяжким испытаниям», на протяжении веков «многие силы пытались разрушить или радикально перекроить это пространство, но по милости Божией эти попытки не достигли своей цели. И ныне мы решительно заявляем, что единство Святой Руси является величайшим достоянием нашей Церкви и наших народов, сокровищем, которое мы будем хранить, отдавая все свои силы на преодоление искушений, соблазнов и попыток разделения», — говорится в документе.
Собор признал необходимым укреплять сотрудничество епархий в России, на Украине и в Белоруссии, «развивая паломничество и взаимное общение между различными частями исторической Руси». Собор также поддержал предложение Святейшего Патриарха Алексия учредить в Москве подворье древнейшей монашеской обители на Руси — Киево-Печерской лавры, а в Киеве — Патриаршее подворье, «дабы укрепить взаимосвязь между двумя столицами Русского Православия».
«Праздновать надо вместе»
В своем выступлении на Архиерейском Соборе Глава Русской Православной Церкви упомянул об изменениях в Уставе УПЦ МП: «Прошедший в декабре 2007 года Архиерейский Собор Украинской Православной Церкви принял новую редакцию ее Устава. В текущем месяце произведенные изменения были зарегистрированы государственными органами Украины. Согласно нормам Устава Русской Православной Церкви, который был принят на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году при участии архиереев Украины, новая редакция Устава Украинской Православной Церкви вступает в силу после одобрения Священным Синодом Русской Православной Церкви и утверждения ее Предстоятелем. С связи с этим нам следует обсудить пути и средства укрепления единства и взаимосвязей Украинской Православной Церкви со всей полнотой Московского Патриархата… Нам надлежит выслушать голос как украинского епископата, ряды которого заметно пополнились, так и собратьев-архиереев из других стран».
Выступление Святейшего Патриарха вызвало оперативную реакцию Госкомрелигии Украины (председатель — Александр Саган). Там обвинили Патриарха Алексия в «ошибках», заявляя, что якобы «Священный синод РПЦ не имеет компетенции утверждать, одобрять или согласовывать устав УПЦ». В ответ на этот выпад секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Николай Балашов сделал необходимое уточнение: «В главе 8 Устава Русской Православной Церкви, который был принят на юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году при участии всего епископата Украинской православной церкви, говорится, что Устав Украинской Православной Церкви одобряется Патриархом Московским и всея Руси, это обозначено в 17-й статье. А о процедуре такого одобрения более подробно говорится в 13-й статье той же главы, согласно которой устав самоуправляемой церкви подлежит одобрению Священным синодом и утверждению Патриархом Московским и всея Руси…. Сотрудники Комитета по делам религии и национальностей Украины, видимо, не дали себе труда ознакомиться с документом, на который они ссылаются в своём официальном заявлении».
Как подчеркнул в связи с этим инцидентом народный депутат Украины Леонид Грач, «возмутительный выпад Госкомитета Украины по делам национальностей и религий в адрес Московского Патриархата — лишь следствие общей раскольнической русофобской политики проамериканской власти». Л. Грач выразил особо выделил «важность заявленной на Соборе совместной позиции Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и митрополита Киевского и всея Украины Владимира о недопустимости отделения Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата», отметив, что «тексты выступлений Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины Владимира, в которых выражена их созвучная позиция единения Русской и Украинской Православных Церквей Московского Патриархата и духовного единства православных народов России и Украины, надо порекомендовать В. Ющенко разместить на видном месте в своем президентском кабинете как памятку для вразумления заблудшего «отца нации».
Завершение работы Архиерейского Собора совпало с началом празднования в России 1020-летия Крещения Руси. 28 июня в Кремлевском дворце в Москве состоялся праздничный концерт, в котором приняли участие Большой симфонический оркестр им. П. И. Чайковского под управлением Владимира Федосеева, мужской хор Сретенского монастыря, Патриарший хор храма Христа Спасителя, хор Государственной Третьяковской галереи, детский хор «Преображение», Юрий Башмет и камерный ансамбль «Солисты Москвы», Государственный академический хореографический ансамбль «Березка», Национальный заслуженный академический украинский народный хор им. Г. Веревки, Национальный академический оркестр народных инструментов России им. Н. П. Осипова под управлением Владимира Понькина, Государственный ансамбль танца Беларуси, духовой оркестр Министерства обороны России, оркестр кадетов, Государственный академический кубанский казачий хор. Прозвучали произведения Рахманинова, Мусоргского, Чайковского, Чеснокова, русские, белорусские и украинские народные песни.
А в Киеве 1020-летие Крещения Руси будут отмечать в июле. Святейший Патриарх Алексий II согласился присутствовать на этих торжествах, он должен возглавить делегацию Русской Православной Церкви. Выразил желание принять участие в праздновании этого исторического события и премьер-министр России Владимир Путин. Встречаясь с В. Путиным, Его Святейшество отметил, что не был на Украине с 1997 года, назвал нынешнее приглашение приехать в Киев «объединяющим моментом» и подчеркнул, что «праздновать надо вместе», так как «Киевская купель» у России и Украины — общая.