Русская линия
РПМонитор Александр Гапоненко02.07.2008 

Как помочь балтийским русским?
Россия должна усилить поддержку соотечественников в Латвии и Эстонии

СООТЕЧЕСТВЕННИКИ «МЕШАЮТ» ПОСТРОЕНИЮ МОНОЭТНИЧЕСКОГО СОЦИУМА

После распада СССР за пределами России осталось большое количество людей, которые с этнокультурной точки зрения идентифицировали себя с русской нацией, но, по различным обстоятельствам, не смогли связать себя с Россией политически — отношениями гражданства. Россия признала их своими соотечественниками и рассматривает в настоящее время как составную часть такой единой социальной общности, как Русская цивилизация (Русский мир).

Во многих бывших союзных республиках в постсоветский период к власти пришли титульные элиты, которые стали строить свои политические нации на чисто этнической основе. От этого пострадали окружающие их народы. В составе этих нетитульных народов большинство составляли российские соотечественники.

В особенно сложном положении оказались российские соотечественники в странах Балтии. Еще в период борьбы за выход из СССР руководство балтийских стран взяло курс на принудительное выдавливание русского, в широком смысле этого слова, населения за пределы страны. За период с 1989 по 1999 годы из рассматриваемых стран, по различным оценкам, вынуждено было выехать за границу от 450 до 500 тысяч русских. Выезд проходил с потерями личного имущества, оставлением рабочих мест и социальной инфраструктуры, трагическим разрывом семейных отношений.

После 1999 года давление властей балтийских государств несколько ослабло, массовый выезд русских за рубеж прекратился. Русские остались в Латвии, Эстонии и Литве, поскольку постоянно жили на этих землях на протяжении более чем трех столетий и, вполне обоснованно, считали себя такими же коренными жителями, как латыши, эстонцы и литовцы.

Если исходить из такого достоверного показателя национальной принадлежности, как использование в качестве родного русского языка, то на начало 2008 года численность русских составила в Латвии более 860 тыс. человек, или 37,5% всего населения, в Эстонии более 400 тыс. человек, или 30% населения, в Литве более 275 тыс. человек, или 8% населения. Всего в странах Балтии в настоящее время проживает более полутора миллионов русских.

Численность представителей национальных меньшинств, которые отождествляют себя с другими нациями в странах Балтии не превышает 2−3% населения (поляки, западные украинцы и некоторые другие).

Сразу после провозглашения независимости руководство стран Балтии поставило целью построение моноэтнического общества. Реализуя эту цель, оно стало проводить по отношению ко всем нетитульным жителям, прежде всего по отношению к русским, политику национальной дискриминации и попыталось ассимилировать их. Главным инструментом этой политики стала этнократическая система власти.

ЭТНОКРАТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА: ВСЯ ВЛАСТЬ — «ТИТУЛЬНЫМ»!

Этнократическая система обеспечивает концентрацию всей власти в руках элиты титульной нации при сохранении внешних атрибутов демократии. Полученную власть титульная элита использует для присвоения политических, экономических и социальных благ лично для себя и, частично, для подкупа масс титульного населения, в ущерб населению нетитульному.

Этнократическая система включает в себя следующие основные элементы:

1. Несменяемые у власти политические партии, которые построены по этническому принципу и проводят политику построения моноэтнического общества.

2. Комплектование правящими партиями органов власти, управления и суда только из представителей титульной нации.

3. Резервирование за представителями титульной нации управленческих и просто рабочих мест на государственных предприятиях и организациях.

4. Закрепление за титульной нацией всех общественно значимых свободных профессий: нотариусов, адвокатов, архитекторов, землемеров и т. д.

5. Мифологическую идеологическую составляющую, оправдывающую неравное положение не титульных народов. (В специфическом балтийском варианте это набор мифов о преимущественных правах титульных жителей; о том, что все нетитульные народы являются малокультурными мигрантами; о советской оккупации и нанесенном ею ущербе и т. д.). Принудительное распространение национальной идеологии в учебных заведениях, музеях, в СМИ, через памятники, символы, государственные праздники.

6. Законодательное закрепление неравенства народов целым рядом правовых норм и принуждение к их исполнению этих норм с помощью государственного репрессивного аппарата.

7. Лишение значительной части нетитульного населения политических прав посредством принудительного присвоения им статуса «неграждан».

ИНСТИТУТ «НЕГРАЖДАН» — УНИКАЛЬНОЕ ИЗОБРЕТЕНИЕ ЭТНОКРАТОВ

Институт «неграждан» имеет ключевое значение для этнократических систем стран Балтии. Этот институт возник в результате принудительного деления граждан бывших советских прибалтийских республик на граждан, обладавших всей полнотой прав, и постоянных жителей, которые были полностью лишены политических прав. Деление это произошло на основании отрицания правопреемства гражданства Советской Латвии и Советской Эстонии гражданству довоенных республик и восстановления гражданства последних. Решения о восстановлении довоенного гражданства были приняты верховными советами рассматриваемых стран, хотя они избирались еще советскими гражданами и права на лишение своих собственных избирателей гражданства не имели. Поэтому решения о восстановлении довоенного гражданства должны расцениваться как конституционные перевороты.

Данные этнократические перевороты и породили обширную группу людей без гражданства — «неграждан» (aliens). В Латвии, например, общее число «неграждан» к моменту их регистрации в специально созданном для этого в 1993 году Регистре жителей составило 876 тысяч человек, из которых 161 тысяче (преимущественно противозаконно) отказали даже в регистрации. В Эстонии число «неграждан» в 1992 году составило 404 тысячи человек. Таким образом, треть населения этих стран была принудительно лишена всех политических прав, по существу политически репрессирована.

В составе корпуса довоенных граждан в Латвии и Эстонии преобладали представители титульных наций, поэтому восстановление гражданства позволило исключить из нового круга граждан большую часть не титульного населения. Это были, в основной своей массе, русские люди, приехавшие в Латвию и Эстонию в послевоенное время.

С конца 90-х годов в рассматриваемых странах начался процесс натурализации «неграждан». Однако он идет крайне медленными темпами, и сокращение числа «неграждан», в основном, происходит за счет естественной убыли населения.

На начало 2008 года в Латвии оставалось 372 тыс. «неграждан», или 43% русского населения, в Эстонии 116 тыс., или почти 39% русского населения.

В Литве после обретения независимости формально гражданство предоставили всем желавшим его приобрести. Однако реально и в ней в настоящее время существует более 10 тыс. «неграждан». Это тоже, в основном, русские люди.

Институт «неграждан» — уникальное изобретение латышских и эстонских этнократов. В мировой правовой практике есть понятие «лицо без гражданства». Однако статус «лиц без гражданства» не был присвоен латвийским и эстонским русским, поскольку тогда перед властями возникли бы определенные обязательства. В частности, по Международной конвенции 1954 года «О статусе лиц без гражданства» и по Международной конвенции 1961 года «Об ограничении безгражданства» необходимо было бы предоставить гражданство всем тем, кто родился на территории Латвии и Эстонии.

При сложившихся темпах натурализации институт «неграждан» может быть ликвидирован только в течение четырех десятков лет. В принципе, власти делают расчет на то, что за это время старшее поколение русских уйдет из жизни, а молодежь удастся отсечь от ядра нации в России и ассимилировать.

Этнократическая система дает явные преимущества части политиков, бюрократов, предпринимателей, интеллигенции — представителей титульных наций, и рассчитывать на то, что они добровольно откажутся от получаемых выгод, не приходится.

ТЕХНОЛОГИЯ «ПРАВОВОЙ ДЕПОРТАЦИИ»: ЧЕГО ЛИШЕНЫ БАЛТИЙСКИЕ «НЕГРАЖДАНЕ»?

«Неграждане» Эстонии и Латвии лишены, прежде всего, права избирать и быть избранными в государственные и муниципальные органы власти (в Эстонии активное избирательное право при выборах муниципалитетов недавно было предоставлено, но и то, с рядом важных оговорок). В силу этого русские отстранены от процесса принятия политических решений и не имеют возможности демократическим образом преобразовать сложившуюся этнократическую систему власти. Однако помимо этого существует еще огромное количество различий в статусе граждан и «неграждан».

«Неграждане» не имеют права быть государственными и муниципальными чиновниками, занимать все посты на гражданской службе, быть судьями, прокурорами, работниками учреждений государственной безопасности и бюро по предотвращению коррупции, дипломатами и консулами. Им не разрешается быть государственными контролерами и ревизорами, членами советов регуляторов общественных услуг, присяжными, землемерами, полицейскими, охранниками в местах заключения, пожарниками и спасателями, пограничниками, работниками службы государственных доходов и государственной трудовой инспекции, работниками отделов актов гражданского состояния. «Неграждан» нельзя допускать к информации, объявленной государственной тайной.

В общественно-политической сфере «неграждане» лишены права избираться судебными заседателями, служить в народном ополчении, быть членами Национального совета по радио и телевидению. «Неграждане» также не могут основывать политические партии. Политические партии могут действовать, если среди их членов менее половины «неграждан».

«Неграждане» не признаются принадлежащими к национальному меньшинству в латвийском и эстонском понимании Рамочной конвенции о защите национальных меньшинств. Это исключает почти полмиллиона русских из сферы защиты Рамочной конвенции.

«Негражданам» не гарантируется невыдача их за границу по требованию иностранного государства. Правом на репатриацию обладают только граждане или лица, у которых один из родителей является представителем титульной нации. Только гражданам гарантирована правовая помощь заграницей в целом ряде стран.

Гражданин может быть лишен своего статуса лишь решением суда, «негражданин» лишается своего статуса в административном порядке.

Правом на воссоединение с взрослым ребенком обладают только граждане. Приглашение для получения визы не требуется, если его запрашивает представитель титульной нации.

Лишены «неграждане» и права на самооборону: им запрещено хранение и ношение огнестрельного оружия.

Защита от публикации корреспонденции, телефонных разговоров и телеграфных сообщений без согласия адресата и автора или их наследников, невмешательство в личную жизнь также гарантированы только гражданам.

В других странах подобного рода различия существуют только в правовом положении граждан и иностранцев. Так что, фигурально, этнократичесие власти превратили половину русских в иностранцев, «депортировали» их в правовом плане за пределы Латвии и Эстонии, оставив только бесправные физические тела, которые предназначались для выполнения функций рабочей силы.

РУССКИХ ПРЕВРАТИЛИ В «ЛЮДЕЙ ВТОРОГО СОРТА»

Этнократическая система в целом, и институт «неграждан» в частности, оказывают крайне негативное воздействие на экономическое и социальное положение всех российских соотечественников, которые, как мы уже отмечали, являются в подавляющем своем большинстве русскими людьми.

Русские вытеснены из сферы управления, образования, науки и вынуждены заниматься, по большей части, неквалифицированным трудом. Из-за этого у них более низкие заработки, они хуже защищены в социальном отношении. Среди русских значительно выше уровень безработицы, чем среди титульных жителей стран Балтии. Существует ряд ограничений для ведения бизнеса «негражданами», действуют негласные правила поддержки властями только титульных бизнесменов.

Русский язык вытеснен из сферы официального общения, и это затрудняет профессиональную деятельность русских людей. Специальные языковые инспекции штрафуют и принуждают уволить с работы тех, кто, по их мнению, слабо знает язык титульной нации.

Обучение всех уровней принудительно переводится на языки титульных наций. Закрываются русские школы и учреждения культуры. Длительное время действовали ограничения на деятельность русскоязычных СМИ.

В своих крайних проявлениях этнократия порождает запреты на проведение русских праздников, русскую символику, ведет к уничтожению русских памятников. Возрождающаяся в обществе неонацистская идеология — это тоже прямое следствие действия этнократической системы.

Как следствие усиленного экономического давления и невозможности обеспечить нормальное социальное воспроизводство, значительная часть русских маргинализируется. Рождаемость, продолжительность жизни у русских ниже, а смертность значительно выше, чем у титульного населения.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО? СПАСИБО, НЕ НАДО!

Дискриминацию и массовые нарушения прав человека в Латвии и Эстонии, в том числе и в отношении русского населения, неоднократно отмечали в последние годы в своих докладах специальные комиссии ООН, Совета Европы, ПАСЕ, Еврокомиссии.

Все они ссылались на нарушение рассматриваемыми странами: ВсеобщейЕвропейской конвенции по правам нацменьшинств 1994 года; Гаагских рекомендаций по правам нацменьшинств на образование 1996 года; Декларации ООН о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам, 1992 года; Европейской Хартии о региональных языках или языках меньшинств 1992 года, Рамочной Конвенции Совета Европы о защите национальных меньшинств и множества других международных норм.

Достаточно привести только несколько оценок:

1. Комитет ООН по ликвидации расовой дискриминации, заключительные замечания, CERD/C/304/Add.79, 23/08/1999:

Ст. 23. Стране-участнику также рекомендовано пересмотреть различия между гражданами и негражданами, в большинстве своем лицами, принадлежащими к этническим группам, с целью устранить любые неоправданные различия, в свете норм статьи 5е [права в экономической, социальной и культурной областях] Конвенции [Международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации].

2. Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ЕКРН), Второй доклад по Латвии, CRI (2002) 21, 14/12/2001:

П. 34. «Неграждане» не обладают правом избираться и быть избранными, как на парламентских, так и на муниципальных выборах. Учитывая то, что большинство неграждан прожили в стране большую часть жизни или всю жизнь, ЕКРН рекомендует властям Латвии наделить неграждан правом быть избранными и избирать на муниципальных выборах.

В своем первом докладе ЕКРН указал на то, что правовые нормы исключают для неграждан некоторые права собственности, право работать по определенным профессиям в государственном и частном секторе и право получать определенные социальные пособия.

ЕКРН призывает власти Латвии устранить… несправедливые ограничения.

3. Бюро по институтам демократии и правам человека ОБСЕ. Итоговый доклад по парламентским выборам в Латвии, 20/11/2002:

П. 2. Вопрос о правах избираться и быть избранными для неграждан на муниципальных выборах в Латвии — ОБСЕ/БДИПЧ поддерживает исчерпывающую и открытую дискуссию в вопросе об избирательных правах неграждан на муниципальных выборах.

Совет Европы и Совет государств Балтийского моря уже раньше призывали Латвию предоставить право негражданам избираться и быть избранными на муниципальных выборах. Вовлечение неграждан в принятие решений на уровне самоуправлений может стать первым и реальным шагом к устранению имеющегося дефицита демократии, такого рода, когда 22% населения лишены избирательных прав как на парламентских, так и на муниципальных выборах.

4. Комитет по правам человека ООН, заключительные замечания, CCPR/CO/79/LVA, 05/11/2003:

П. 18. В отношении статуса негражданина, Комитет обеспокоен большим удельным весом неграждан в государстве-участнике, которые согласно закону не являются ни иностранцами, ни апатридами, а особой категорией людей, которые проживают в Латвии долгое время и тесно с ней связаны, которые во многих аспектах приравнены к гражданам, но в других аспектах у них нет всех тех прав, которые предполагает наличие гражданства. Комитет выражает беспокойство продолжением такой исключительной ситуации, в результате чего жителям — негражданам не гарантированы эффективное пользование правами, предусмотренными настоящим Пактом [Международный пакт о гражданских и политических правах], в том числе политическими правами, возможностью занимать отдельные государственные и общественные должности, возможностью работать по отдельным профессиям в частном секторе, есть ограничения на право собственности и на землю, используемую в сельском хозяйстве, а также на социальные пособия (ст. 26).

Государству-участнику следует предотвратить сохранение такой ситуации, когда часть жителей квалифицируются как «неграждане».

Балтийская правящая элита все эти рекомендации игнорирует. Более того, ей часто удается добиться серьезных политических успехов на международной арене как в вопросе признания разделения населения Латвии и Эстонии на граждан и «неграждан», так и в дискуссии на тему «советской оккупации», которая оправдывает политику национальной дискриминации. Следуя основному тезису своей внутренней политики, что «суверенных Латвии и Эстонии с 1940-го по 1990-й год не было», эта правящая элита смогла произвести буквально переворот во внешней политике Европы. Она развязала дискуссию о нелегитимности соглашений в Ялте и Потсдаме, признание чего ставит под удар всю послевоенную систему международного права, включая и закрепленный в Уставе ООН принцип неприкосновенности государственных границ. Инцидент со сносом Бронзового солдата в Таллинне в апреле прошлого года только один из многих аргументов в этой дискуссии.

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ ОТВЕТ РОССИИ?

Для решения проблемы массового безгражданства российских соотечественников в странах Балтии представляется необходимым:

1. Государственной Думе РФ:

— признать решения Верховного Совета Латвии и Верховного совета Эстонии о лишении части постоянно проживавших на их территории людей прав гражданства неправомерными и не соответствующими требованиям международного права;

-оценить латвийский и эстонский политические режимы, как недемократические и поставить под сомнение результаты выборов во все органы власти на протяжении всего времени независимости на основании того, что из них была исключена треть населения стран;

— отметить, что дискриминация населения в странах Балтии носит системный и институциональный характер, осуществляется этнократической системой.

2. Активизировать работу российских органов власти и управления в международных организациях по ускорению решения через них проблемы массового безгражданства в Латвии и Эстонии. Проводить в этих организациях линию на предоставление «негражданам» прав гражданства в заявительном порядке.

3. Включить вопрос о положении российских соотечественников в Европе в целом, и в странах Балтии в частности, в повестку дня переговоров ЕС-Россия. Отдельно выявить проблему «неграждан» Латвии и Эстонии.

На переговорах подлежат решению следующие проблемы:

— признание русского языка одним из официальных языков ЕС на том основании, что на нем говорят более 10 млн жителей Европы;

— признание права русских стран Балтии на получение образования на всех уровнях на родном языке, на подготовку на русском языке преподавателей;

— признание права русских стран Балтии на национально-культурную автономию, включая раздельное финансирование и управление учреждениями образования и культуры;

— введение положительной дискриминации при заполнении должностей в органах власти, управления, суда, при комплектовании мест в государственных предприятиях и организациях представителями русской нации;

— признания права русских на двойное гражданство;

— взаимное участие граждан России и стран ЕС в муниципальных выборах в том случае, если они постоянно проживают на территории каждой из сторон в течение более полугода.

4. При заключении Россией двухсторонних договоров с Латвией, Литвой и Эстонией необходимо предусмотреть принятие мер по прекращению дискриминации русского населения:

— русские должны получить право обращаться и получать ответы от государственных и в муниципальные учреждений на родном языке там, где они составляют более 20% населения;

— в уголовном и гражданском судебных процессах на любом уровне обвиняемый, или любая другая сторона, должны иметь право на перевод на русский язык за государственный счет всего судопроизводства, так же как и всей документации;

— любые официальные личные документы граждан, говорящих на русском языке, должны быть выданы также на этом языке, в дополнение к официальному языку;

— русские и национальные меньшинства должны иметь право на употребление имен и фамилий в соответствии с правилами их оригинального употребления;

— русские должны иметь право на повсеместное использование национальных эмблем, размещать их на фасадах местных общественных зданий, характеризующих идентичность общности, составляющей большинство в муниципалитете;

— русские должны иметь право на свободное публичное распространение всей необходимой им информации на родном языке без всяких ограничений;

— русские должны получить возможность вернуть топографическим объектам их русские наименования, если они когда-то их имели;

— должны быть восстановлены все памятники и мемориальные доски, связанные с жизнью русских в странах Балтии;

— законы, которые непосредственно затрагивают культуру, использование языка, образование, личную документацию и использования символов, так же как и законы о местных финансах, о выборах в местные органы власти, должны получить в верховных органах власти Балтийских стран большинство голосов, в числе которых должно быть большинство голосов представителей, принадлежащих к русской общине;

— русские получают право на дошкольное, начальное, среднее, профессиональное, высшее образование и переквалификацию на родном языке за государственный счет при сохранении единообразных стандартов для академических программ. Для реализации этого права все государственные и муниципальные учебные заведения, в которых идет преподавание на русском языке, передаются в управление русским общинам;

— все культурные учреждения, обеспечивающие воспроизводство русской идентичности и финансируемые из средств государственного или муниципальных бюджетов передаются в управление русским общинам.

— во всех странах Балтии создаются Русский музей, Русский архив и Центр русских исследований. Средства на их создание и текущее содержание выделяются из госбюджета, управление учреждаемыми институтами осуществляется русскими общинами.

— русские общины самостоятельно определяют содержание и объем курсов русской истории, языка и литературы, культуры, географии, общественного устройства России, Православия, которые изучаются в школах, техникумах и вузах;

— православные и древлеправославные (старообрядцы) христиане должны получить возможность беспрепятственно отмечать свои религиозные праздники, для чего эти дни должны быть объявлены выходными (праздничными) днями;

— должна быть предусмотрена особая процедура для принятия конституционных поправок и законов, касающихся местного самоуправления, культуры, образования, документов, удостоверяющих личность, изменения границ существующих общин, употребления языка и национальных символов. Они должны быть проголосованы квалифицированным большинством членов высших органов власти, которое бы включало абсолютное большинство голосов русских депутатов;

— должны осуществляться мероприятия, направленные на искоренение из общественного сознания элементов тоталитаризма, нацизма, расовой, национальной и языковой нетерпимости.

Все данные требования включены в Охридские соглашения в отношении ряда народов бывшей Югославии и признаны Европой в качестве международной нормы. Они должны быть распространены и на русское население бывших республик Прибалтики.

5. При ведении Россией переговоров со странами Балтии в качестве экспертов должны приглашаться представители российских соотечественников в этих странах.

6. Предоставить латвийским и эстонским лицам без гражданства, из числа соотечественников, права на приобретение российского гражданства в ускоренном порядке.

7. Ускорить введение в действие норм «Закона о соотечественниках», которые позволяют соотечественникам приобрести льготный правовой статус в России. В частности, начать выдачу удостоверений соотечественников «негражданам» Латвии и Эстонии.

8. Учредить международный общественный «Комитет по борьбе с национальной дискриминацией в Латвии и Эстонии».

Правовым основанием деятельности вновь учрежденного Комитета будет служить Всеобщая декларация прав человека, которая, в статье 15, провозглашает: «1. Каждый человек имеет право на гражданство. 2. Никто не может быть произвольно лишен гражданства или права изменить свое гражданство».

9. Оказать поддержку российским соотечественникам в странах Балтии в их борьбе за возвращение прав гражданства в безусловном порядке и в требованиях компенсации потерь за поражение в правах.

10. Предусмотреть за счет средств России создание теле- и радиопрограмм, проведение научных исследований, осуществление публикации, проведение конференции, семинаров, выступлений, в которых дается объективное освещение истории стран Балтии, места и роли в ней русских, роли России.

Текст подготовлен на основе доклада Александра Гапоненко «Институт „неграждан“ в странах Балтии: причины появления, место и роль в политической системе, перспективы ликвидации».

Об авторе:
Александр Владимирович Гапоненко — сопредседатель Объединенного конгресса русских общин Латвии

http://www.rpmonitor.ru/ru/detail_m.php?ID=9926


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru