Храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне | Диакон Павел Бубнов | 28.06.2008 |
Протоиерей Сергий Булгаков, один из первых православных исследователей идеологии нацизма, еще в 30-е годы пришел к выводу, что «гитлеризм, как религиозное явление, есть еще более отрицательное, даже чем воинствующий атеизм большевизма».
Сам Гитлер испытывал плохо скрываемую ненависть к христианству. В 1933 году он заявил в частной беседе: «Итальянские фашисты предпочитают мириться с Церковь. Я поступлю так же. Но это не удержит меня от того, чтобы искоренить христианство в Германии, истребить его полностью вплоть до мельчайших корешков… Без собственной религии немецкий народ не устоит. Что это за религия, еще никто не знает. Мы ощущаем ее…»
Антихристианское воспитание нацисты начинали с молодежи в «Гитлерюгенде» и с членов партии. Большинство их принуждалось к выходу из церковных общин и к участию в новых языческих празднованиях. Противопоставлением кресту стала свастика — языческий символ, связанный с культом солнца и огня. Особого размаха обращение к язычеству достигло при подготовке кадров для СС, о полном разрыве с христианством которых с гордостью заявлял Гитлер.
Антирелигиозные настроения нацистов очень быстро привели их к противостоянию с основными христианскими конфессиями Германии — католичеством и протестантизмом. Тысячи священнослужителей обеих конфессий подверглись репрессиям, в том числе и пыткам и казням. В 1939 году нацисты разработали план создания обязательной для всех немцев «государственной религии». Согласно этому плану, к 1964 году все христианские конфессии на территории Третьего Рейха предполагалось полностью уничтожить.
Несмотря на то, что с начала войны в 1939 году, давление на христианские конфессии в Германии по личному распоряжению Гитлера было ослаблено, эксперименты по выработке будущей антицерковной политики не прекратились. После захвата Польши в новообразованной области Вартегау с центром в Познани была провозглашена политика полного уничтожения всех христианских общин. Здесь с 1939 по 1944 годы было закрыто 97% храмов всех христианских конфессий, а из 1900 священников 90% было арестовано, депортировано либо убито. Очевидно, что после планировавшегося благополучного для нацистов окончания войны, результаты данного «эксперимента» планировалось использовать на всех остальных территориях, подконтрольных нацистам.
В русле общей политики нацистов по отношению к христианству в целом, их политика к Православию в Германии и затем на оккупированных территориях если и была в определенной степени благожелательной, то строилась исключительно на пропагандистских соображениях.
Да, нацисты не препятствовали возрождению частично уничтоженной в СССР церковной жизни, зарабатывая себе на этом авторитет «освободителей верующих» и организаторов «крестового похода против коммунизма», противопоставляя себя советскому правительству «прославившемуся» преследованием религии. Но Православная Церковь была им нужна исключительно на время войны, только для победы над СССР. В их дальнейших планах, Православную Церковь ждала та же участь, что и другие христианские конфессии.
Кроме того, на оккупированных территориях в церковном вопросе нацисты последовательно воплощали принцип «разделяй и властвуй», грубо вмешиваясь во внутреннюю жизнь Церкви. Они всеми силами стремились разрушить каноническую связь православных епархий на оккупированных территориях с церковным центром в Москве и сделать их независимыми — автокефальными.
Любую Церковь нацисты воспринимали как явление общественное и политическое и могли терпеть Церковь, только если это было выгодно для их политики. Христианство противоречило основным идеологическим доктринам нацистов и просто мешало их пропаганде «промывать мозги» массам. Если религия и нужна была им, то уж только своя, но никак не чужая. Хотя нацисты не успели разработать вероучение новой религии, ее алтари они воздвигнуть успели. Вот их названия: Хатынь, Освенцим, Майданек и Треблинка и многие иные безвестные братские могилы.
Бубнов П. В., преподаватель МинДАиС, кандидат богословия
http://www.ioannp.ru/publications/117 766