Русская линия
Радонеж25.06.2008 

Собор и единство Церкви
Редакционный комментарий

Главное событие церковной жизни сегодня — это, несомненно, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Собор, естественно, готовился давно, и было известно, что одним из главных предметов соборных суждений станет единство Церкви. Необходимость соборного обсуждения этой темы очевидна — все мы помним, что в прошлом году состоялось воссоединение Церкви в Отечестве с Русской Зарубежной Церковью. Было преодолено многолетнее болезненное разделение, русские православные люди делом засвидетельствовали, что церковное единство, заповеданное Спасителем, молившимся перед Своими Крестными страданиями: «Да будут все едино» (Ин. 17, 21), хранится и исполняется ими.

Разделение в Русской Церкви в 20-м веке произошло по политическим причинам, но от этого не было менее болезненным. Тем более неприятно, что в веке 21-м нас опять хотят подвинуть к разделению, и вновь мотив — политический. Только недавно договорились о совместном государственном праздновании 1020-летия Крещения Руси в России и Украине, как вскорости последовали очередные «инициативы» украинских властей по части создания «единой поместной украинской церкви». Несмотря на речи о единстве, цель — именно разделение. Цель — оторвать от Русской Православной Церкви ее многомиллионную паству на Украине, завершив тем самым вековую историю Русской Катастрофы 20-го века, историю разлома России, задуманного на Западе, начатого большевиками и ныне продолжаемого их преемниками на всем пространстве так называемого «бывшего СНГ».

Мнение самих православных граждан Украины в расчет, конечно же, не принимается. Как и в вопросе о вхождении в НАТО, относительно которого 70% граждан высказало ясное «нет», так и в отношении к пастве канонической Церкви, украинские власти демонстрируют полную глухоту. Просто надо побольше средств вложить в пропаганду, и все получится. Украина, мол, суверенное государство, и вполне может иметь не только свои финансы и свою армию, но и свою «суверенную церковь». Обратить подобную же аргументацию к украинским греко-католикам, с предложением оторвать их от Католической церкви, украинские власти, однако, даже не пытаются — за это западные друзья не похвалят.

Западные друзья, впрочем, тоже не блещут логикой: на днях в Киев явился с инспекцией генсек НАТО Я. де Хооп Схеффер и изложил свое видение перспектив «евроатлантической интеграции» для Украины. Оказывается, «евроатлантическая интеграция не заключается в том, что украинские военные будут участвовать в миссиях под руководством НАТО. Все это мифы», сообщил генсек. И тут же было распубликовано совместное заявление по итогам заседания комиссии Украина-НАТО, где сообщалось, что Украина, не являющаяся членом Североатлантического альянса, уже намерена участвовать в Силах реагирования НАТО. Т. е., украинские военные будут участвовать в миссиях Сил реагирования НАТО, но миссии эти будут происходить не под руководством НАТО, так что ли надо понимать хитромудрого Яака (или де Хоопа)? Некоторые люди, судя по всему, убеждены, что единственный достойный способ общения власти с подданными — это забалтывание…

В этих обстоятельствах православным, конечно же, нужно укреплять единство. И в преддверии Собора в Русской Церкви было твердо заявлено, что Собор, безусловно, выразит поддержку канонической Украинской Православной Церкви. Было отмечено также, что провоцирование властями церковных разделений на Украине создает угрозу не только для единства Украинской Церкви, но и для Вселенского Православия. Ибо, если заболевает одна ветвь, болезнь сказывается и на всех остальных ветвях.

Нельзя, впрочем, не отметить, что проблемы с единством православных имеются вовсе не только на Украине. Уже отмечалось, что на протяжении последних лет Константинопольский Патриархат энергично добивается закрепления за своим Предстоятелем роли «восточного Папы», главы всего православного мира. «Главным оппонентом Константинополя и единственной Церковью, которая способна оспаривать его притязания на гегемонию в православном мире, является сейчас Русская Церковь. Поэтому Константинополь на всех фронтах пытается ее ослабить, разделить и обескровить», — отмечал в интервью Радио «Радонеж» епископ Венский и Австрийский Иларион. По его словам, прежде всего Константинополь использует любую возможность для отторжения от Московского Патриархата отдельных приходов и целых епархий, будь то Успенский собор в Будапеште, Сурожская епархия в Англии или Православная Церковь в Эстонии. А буквально перед самым открытием Собора было обнародовано заявление по поводу вынужденного неучастия представителей Русской Православной Церкви в межправославном совещании на о. Родос, которое проводилось в рамках подготовки будущей встречи Предстоятелей Православных Церквей. Неучастие это стало последствием нелепых заявлений представителей Константинопольского Патриархата, вроде высказывания митрополита Галльского Эммануил, который от лица Константинопольской Церкви заявил, что вопрос о статусе участия представителя т. наз «Эстонской Апостольской Православной Церкви» (сочиненной константинопольцами и непризнанной другими Поместными Церквами) в данном заседании и других общеправославных мероприятиях Константинополем решен и не подлежит пересмотру. Ну, точно, как когда-то говорилось: «Рим высказался — дело решено». Это, конечно, великолепно звучит, но только не от стамбульской патриархии.

В заявлении ОВЦС поэтому и констатировалось, что подобные действия «представителей Константинопольского Патриархата несут в себе серьезную угрозу реальному осуществлению православного единства, укрепление которого является одной из важнейших забот Русской Православной Церкви. Ответственность за такие действия полностью лежит на представителях Константинопольского Патриархата».

Вообще влияние нынешнего, вполне уже безумного, мира на церковную жизнь иногда проявляется и в еще более диковинных формах. В том числе и в сфере, т. ск. «внутрицерковного единства». Вот недавно появились сообщения о том, что группы православных священников в различных регионах Румынии начали объединяться… в профсоюзы для защиты собственных интересов перед лицом церковного руководства. В частности, некоторое время назад 20 священнослужителей подали уставные документы в Ясский суд о регистрации «Профсоюза Покрова Божией Матери». Спустя некоторое время 35 клириков из провинции Олтения объявили об официальной регистрации независимого профсоюза «Добрый пастырь» и о намерении провести забастовку в защиту своих прав. Так и представляется объявление в газете: мол, профсоюз «Добрый пастырь» завтра проводит предупредительную забастовку. Выскажем робкую надежду, что к неприсоединившимся, по крайности, не будут присылаемы «увещеватели» с бейсбольными битами, но в подрясниках… А то ведь и такая практика на заре профсоюзного движения имела место быть, хотя и без подрясников.

У нас пока профсоюзов пастырей не наблюдается, но диковины бывают. В процессе подготовки к Собору о церковном единстве, стали сыпаться «обращения к Собору», непохоже чтоб к этому единству призывающие. Подписи под обращениями оказываются при этом каким-то «мигающими» — то ли честные оо. бумаги подписывали, то ли нет, то ли читали, что подписывают, то ли только думали, что читают. Начиналось все благочинной заботой о сохранении церковнославянского языка богослужения и «догматического строя Церкви». На догматику-то уж вроде бы никто не покушается, да и переводов богослужения на русский, кроме общины о. Кочеткова, тоже нигде особо не наблюдается. Владыка Иларион, цитированный выше, на вопрос о переводе богослужения на русский язык в надежде на его большую понятность прихожанам, в одном из интервью отметил, что чтение Великого канона по-русски, по его наблюдению, понятности прихожанам не добавило, поскольку оригинал представляет собой образец утонченной византийской литературы, совершенное понимание которого требует, помимо всего прочего, очень хорошего знания Священного Писания. Чего сегодня явно не наблюдается.

Но дискуссия о том, как лучше открыть всем прихожанам сокровищницу церковного учения посредством богослужебных текстов, хотя бы осмысленна — по этому поводу и свт. Феофан Затворник в свое время высказывался, и к его суждению пора бы, наконец, прислушаться. А вот последовавшие «чукотские» обращения о «предательстве церковной иерархии», не ведущей решительной борьбы с мобильниками, прививками и генно-модифицированными продуктами, явно уже отдают фарсом и демонстрируют совершенную безответственность их сочинителей. И как-то все это единству Церкви не способствует…

http://www.radonezh.ru/analytic/articles/?ID=2759


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru