Татьянин день | Марина Селиверстова | 21.06.2008 |
Ну, конечно, это Шмелев, милое и светлое «Лето Господне», Троица! Герои повести на Праздник отправились в Троице-Сергиеву Лавру. А мы собираемся в Сергиев Посад. Величественная Лавра, столица русского Православия, могучей тенью заслоняет сам город. Паломники и просто туристы, приезжая в главную русскую святыню, подчас забывают посмотреть Посад. А в городе тоже немало интересного: небольшие улочки с деревянными домами, приодетые в резьбу, каменные храмы времен Ивана Грозного… Перед самой Лаврой раскрылась красная мощеная площадь и бульвар с лебединым прудом. Вокруг приютились здания бывших монастырских гостиниц, раньше их тут было не счесть. А по всему периметру идет бойкая торговля местными промыслами и сувенирами.
Сергий, как говорилось, поселился в глуши. Срубил себе хижину, келью и небольшую церквушку, освещенную во имя Святой Троицы. Постепенно к Святому начали приходить монахи. Образовался Троицкий монастырь, а Сергий стал игуменом. Монастырь разрастался и приобретал славу по всей Руси. Вокруг монастыря стали селиться крестьяне, и оформившейся деревни как таковой долго не было: просто скопления домов, где жили торговлей или давали приют паломникам. Как город Сергиев Посад сложился в 1782 году.
С 1919 года он носил название Сергиев, с 1930 года стал Загорском (не могли все же коммунисты смириться с упоминанием Святого, отраднее их ушам было имя революционера В.М. Загорского). А после 1991 года город снова превратился в Сергиев Посад.
На первый взгляд, кажется, что местных жителей сложно встретить, особенно в летние или праздничные дни — огромное количество приезжих, причем не только из России, а из Германии, Америки и особенно Японии! Но если все же посчастливится познакомиться с сергиевцами, непременно удивит их радушие — наверно, традиция ещё с древних времен принимать у себя несчетное количество богомольцев со всей необъятной Руси.
Немного кто знает, что город славится как игрушечная столица России. Почти триста лет здесь развивается крупнейший промысел игрушки. Ни один богомолец не возвращался из этих святых мест без «потешного товара». Так расходились по свету деревянные фигурки, прозванные «троицкими». К концу XIX века половина жителей Сергиева Посада занималась изготовлением и продажей игрушек!
Купить игрушку у стен Лавры — значит совершить богоугодное дело. Сам Преподобный Сергий резал игрушки, симпатичных зверушек. Этими игрушками Святой одарял детишек, которых приводили с собой богомольцы.
Напротив Троице-Сергиевой Лавры находится красное кирпичное здание знаменитого Музея игрушки — сладкое место для ребятишек. тридцать тысяч игрушек разных народов мира. В помещениях музея так и слышится детское: «мам, купи!», «мама, дай!» А поделки мастеров из древнего села Богородское вызывают прямо-таки недетский восторг. Липовые (в прямом смысле) игрушки вырезаны без предварительного рисунка, одним духом. Богородские медведи, кони, крестьяне, пастухи, могут пилить, ковать, кланяться, ходить.
Население игрушечного царства разнообразно: и барышни, и гусары, и модницы, и простые русские девушки, и советские типажи, игрушки детей последнего российского императора Николая II и даже «деревянные игрушки, прибитые к полу». Ну, где вы ещё увидите столетнюю… матрешку? (Это одна из первых!)
Столица русских игрушечников знаменита точеной расписной матрешкой. Первая русская матрешка была восьмиместная. За девочкой с черным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все матрешки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спеленатого младенца. Идея создания разъемной деревянной матрешки была подсказана японской игрушкой. Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукуруму, в которой находилось еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Но вот курьез: японцы утверждают, что первым выточил подобную матрешку на острове Хонсю русский монах.
Одно из самых интересных мест в городе — это Конный двор — недавно отреставрированное и отштукатуренное здание, в котором, однако, угадывается изящество постройки двухсотлетней давности. Сейчас в нем расположились Краеведческий музей, в центре двора за музеем — звонница из колоколов и колокольчиков разной величины. Каждый колокол имеет свой красивый звук. А главное — в них может позвонить любой желающий! Там же находятся два деревянных колокола, которые использовались как формы для отливки колоколов.
Знакомство с Лаврой у многих начинается со смотровой площадки. Но если идти от неё вниз по ступенькам, вы не сможете пройти мимо маленькой часовни среди лужка, внутри которой необычный колодец-фонтанелла. Это Успенский кладезь с часовней. А у южного склона холма, «на подоле», нас встречает удивительный по красоте ансамбль из двух церквей — Пятницкой и Введенской. Это самые древние церкви Сергиева Посада, построены по приказу Ивана Грозного. В середине XVII века их превратили в тюрьму, и там, говорят, сидел Стенька Разин. Это легенда, наверное, но есть даже народная песня о том, как Стенька тут срок мотал.
Ильинская церковь. Тут редко можно увидеть людей, только изредка проходят старушки, живущие рядом. Церковное подворье густо заросло травой и полевыми цветами, у входа стоят красивые ели.
Приезжая в Сергиев Посад, как и полагается, попадаешь сначала на вокзал. Последний раз я была в городе несколько лет назад и отметила его довольно унылый вид: пусто, осень, голодные рыжие собаки, небольшой рынок, где черные вороны роются в отбросах… Сегодня многое изменилось. Железнодорожный и автобусный вокзалы недавно отремонтировали, они стоят рядом, соперничая друг с другом. Автовокзал стал заодно и торгово-развлекательным центром. Рядом строятся элитные жилые дома.
Жизнь бурлит, город развивается, и от этого должно становиться радостно. Но на душе что-то не то. В этом сверкающем благолепии припомнился мне почему-то тот старый осенний вокзал, заметенный листьями, собаки, провожающие путника по дороге к Лавре, одинокая старушка, продающая семечки в газетных кульках. Тоскливо защемило в груди, нет, не ностальгия, а ощущение неравной замены. В тихий, родной Сергиев Посад пришла столичная жизнь.