Русская линия
Седмицa.Ru23.06.2008 

Священник и прихожанин
Телепрограмма «Православная энциклопедия» 14.06.2008

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Здравствуйте. В прямом эфире «Православная энциклопедия». Сегодня мы хотим поговорить с вами о том, какими должны быть отношения между священником и прихожанами. Какие проблемы прихожанин должен обсуждать со священником, а что должен решать самостоятельно. В чем состоит послушание? Имеет ли право мирянин принимать решения самостоятельно, или ему необходимо брать благословение у священника на каждый шаг своей жизни? Как найти духовника и насколько это необходимо? Эти и другие вопросы мы сегодня обсудим в прямом эфире с нашим гостем, настоятелем храма святых Косьмы и Дамиана протоиереем Феодором Бородиным. И постараемся вместе с ним ответить на них. Звоните, задавайте вопросы, делитесь своими переживаниями, и своим опытом. Телефон прямого эфира 789−30−30. А пока Вы готовитесь к беседе, новости православной жизни.

Сюжет: Годовщину со Дня интронизации Святейшего Патриарха Алексия

10 июня Русская Православная Церковь отметила 18-ю годовщину со Дня интронизации Святейшего Патриарха Алексия. В этот день Его Святейшество совершил Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. За годы первосвятительского служения Алексия II в Русской Церкви открылись десятки тысяч храмов, сотни монастырей. Миллионы людей пришли к вере. Год назад при активном участии Святейшего Патриарха состоялось Воссоединение Русской Церкви, разделенной многие десятилетия.

Святейший Патриарх Алексий: — Мы верим в то, что Господь благословит нашу Церковь единством, которое всем нам надо укреплять и сохранять.

Сюжет: Крестный ход «Под звездой Богородицы»

Восемь крестных ходов, участников международной акции «Под звездой Богородицы», соединились в Москве. Паломники из Владивостока, Барнаула, Архангельска и многих других регионов России несколько месяцев шли ко Храму Христа Спасителя с Державными иконами Божией Матери. Маршрут крестного хода из Иерусалима проходил через Украину. По пути его участники собрали больше 15 тысяч подписей в защиту единства Русской и Украинской Православной Церкви.

Крестный ход «Под звездой Богородицы»

Павел Буцай, координатор крестного хода «Иерусалим-Москва»: — Это праздник, это Милость Божия, что все ходы дошли сюда и соединились, такого раньше не было. В мире не было таким масштабных крестных ходов".

В Храме Христа Спасителя участников крестных ходов встречал Святейший Патриарх. Алексий II возглавил благодарственный молебен и поздравил всех с юбилеем главного храма страны.

Святейший Патриарх Алексий: — Завершается крестный ход в день 125-летнего юбилея со дня освящения первого Храма Христа Спасителя. С праздником!

Сюжет: Презентация проекта «История письма в России»

«История письма в России» — так называется уникальный проект, который был представлен в эти дни в Государственном архиве России. Его авторы объединили вместе информацию из библиотек, музеев и архивов нашей страны. На одном компакт-диске собраны сведения и иллюстрации по истории отечественного слова: от появления письменности на Руси и первых русских азбук до самых современных технологий. Здесь можно увидеть, как выглядят такие древние святыни как «Остромирово Евангелие» и «Новгородская Псалтырь» и многие другие редкие книги.

Сюжет: Фестиваль «Живая старина»

Фестиваль старинной музыки «Живая старина» уже в шестой раз проходит в Ростовском Кремле. В эти дни сюда приезжают любители русского фольклора из самых разных регионов. А в этом году в рамках большого фестиваля прошел и детский концерт, в котором участвовали больше десяти коллективов народной музыки из Москвы и Петербурга, Тулы и Петрозаводска, Ростова и Варницы. Самым маленьким участникам — из дома ребенка в Петровске — всего четыре-пять лет. Они вызвали в зале настоящую овацию. А ребята постарше выступали как настоящие артисты.

Второй детский фестиваль «Живая старина» завершился, а его участники уже готовят новую программу, которую покажут в Ростове будущим летом.

***

Напоминаю о том, что сегодня в прямом эфире я отвечаю на Ваши вопросы. Тема нашей беседы: священник и прихожанин. Как должны строиться отношения в приходе. Мы ждем ваших звонков, ваших вопросов на эту тему. Делитесь своими переживаниями, и своим опытом. Номер телефона в студии: 789−30−30. Мы попросили одного из известных и авторитетных московских духовников, протоиерея Владимира Волгина рассказать о своем взгляде на эту проблему.


Сюжет: Приход отца Владимира Волгина

В самом центре Москвы, напротив Кремля стоит храм Софии — Премудрости Божией. Среди его прихожан есть ученые и военные, политики и люди творческих профессий. Практически все здесь имеют высшее образование. Но это единственное отличие от других приходов с налаженной жизнью церковной общины: здесь так же молятся, исповедуются, причащаются. И так же стремятся больше поговорить с батюшкой, и учатся отделять случайное от действительно важного.

Протоиерей Владимир Волгин настоятель храма святой Софии — Премудрости Божией: — Благословите пойти в магазин… Не надо спрашивать благословения на повседневные дела — все равно, что спящий бы сказал: благословите проснуться и встать.

В этом приходе у каждого есть свое дело. Отец Владимир помогает людям понять, что изменить в своей жизни, и чем помочь другим. Ведь наше спасение напрямую зависит от нас самих. И каждый шаг навстречу тем, кто нуждается в помощи — это шаг на пути ко Христу.

Борис Манвелидзе, прихожанин храма святой Софии — Премудрости Божией: — Мы можем многое очень делать. Вопрос в том, чтобы это узнать и организовать. Община складывается из этого — когда мы начинаем таскать трудности друг друга. Конечно, не всем двигать «огромные камни», кто-то может просто отнести просфору больному. Как я сегодня. Причем я знаю, он не ждет ее и будет счастлив.

У каждого в Церкви есть свое призвание: не только у священников, но и у мирян. По мнению отца Владимира, смысл послушания и состоит в том, чтобы исполнить это призвание.

Протоиерей Владимир Волгин настоятель храма святой Софии — Премудрости Божией: — Сначала призыв Христа — будьте светом для мира и солью для земли. Это призыв не только к священникам, иерархам Церкви, но и ко всем христианам. Как говорил преподобный Серафим Саровский — Стяжите Духа Святого! Вот что должен делать каждый христианин, каждый из нас!

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Напоминаю о том, что сегодня в прямом эфире я отвечаю на Ваши вопросы. Тема нашей беседы: священник и прихожанин. Как должны строиться отношения в приходе. Мы ждем ваших звонков, ваших вопросов на эту тему. Делитесь своими переживаниями, и своим опытом. Номер телефона в студии: 789−30−30. Наш гость сегодня настоятель храма святых Косьмы и Дамиана протоиерей Феодор Бородин. Здравствуйте, отец Феодор! У нас уже есть первый звонок.

Телезритель: — Я попросил священника из нашего прихода, чтобы он стал мне духовным отцом, но он мне отказал, что мне делать? У нас других церквей нет поблизости, и я остался в недоумении.

Протоиерей Феодор Бородин: — Мне кажется, что отношения со священником-духовным отцом должны складываться достаточно долго. И бывает так, что незнакомый священнику человек подходит к нему и говорит: «Будьте моим духовником». Священник говорит: «Давайте познакомимся. Походите, посмотрите». Если Вы будете достаточно долго ходить к этому священнику то, эти отношения сложатся сами собой. Я думаю, именно поэтому батюшка и отказал.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Отец Феодор, как Вы считаете, каждый верующий должен иметь духовника? Или его жизнь может быть нормальной, цельной и без духовника?

Протоиерей Феодор Бородин: — Наверно, все-таки нет. Я слышал такое мнение: сирота может жить хорошо, но ему многое недоступно, по сравнению с человеком, которого воспитывали отец и мать. И если человек живет без духовника, то какая-то ущербность в его духовной жизни все-таки будет, хотя это и не является препятствием на пути в Царствие Небесное.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Духовник — это тот, кто помогает человеку встать на ноги, но не живет за него духовной жизнью.

Протоиерей Феодор Бородин: — Эти отношения можно сравнить с отношениями в семье: цель отца и матери — не прожить жизнь за ребенка, не подчинить его волю себе, а подготовить его к взрослой самостоятельной жизни, когда человек принимает решения и за них несет ответственность.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Я, пожалуй, с Вами не соглашусь. Бывает много случаев, когда человек просто не может найти себе духовного отца. Мы живем в большом городе, где много храмов, священников и всегда можно выбрать, познакомиться, наладить отношения с человеком опытным, душой созвучным по духовному устроению. А бывает в деревне есть храм, где служит один священник, и его в духовники себе не выберешь, он естественным образом является настоятелем прихода, и настоятелем всех людей которые в храм приходят. Можно ли его считать духовником или это уже другие отношения? Я думаю, отношения прихожанина и священника, который принимает у него исповедь — это уже духовные отношения. И настоятель в приведенном случае является духовником своих прихожан.

Протоиерей Феодор Бородин: — Мне кажется, задача священника, чтобы эти отношения постепенно переросли в то, что прихожанин относился к нему как к духовному отцу, старшему брату. Все перед Богом — братья и сестры, просто кто-то более опытный. Это цель настоящего духовничества — возрастить человека.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — У нас есть еще звонок.

Телезрительница: — Здраствуйте. Меня зовут Светлана. Когда мне было 18 лет, я приняла христианство. Мои родители — другого вероисповедания. Когда они стали приходить в мечеть, их не пускали, говорили, что они плохо воспитали свою дочь. Я не знаю, как мне быть.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Вы после крещения ни разу не исповедовались и не причащались?

Телезрительница: — Нет.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Вы с родителями общаетесь?

Телезрительница: — Общаемся, но говорят, что может какое-то проклятье быть, хотя я в это не верю.

Протоиерей Феодор Бородин: — Вам 18 лет уже исполнилось, и Вы можете принимать самостоятельные решения и в духовной жизни. Вам надо ходить в храм, исповедоваться и причащаться. Господь Вам поможет, поможет и отношения родителями наладить. Они должны уважать свободу Вашего выбора.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Я так понимаю, отношения у Светланы с родителями остались доверительными и нормальными. Это не удивительно, что когда Вы делаете такой серьезный шаг в своей жизни: выбираете Веру Христову и приходите в Церковь ко Христу с Вами могут случиться такие тяжелые жизненные обстоятельства, которые будут заставлять Вас сделать настоящий, серьезный выбор. Не бойтесь этого, Вы познали Истину во Христе, увидели, что Господь Иисус Христос — истинный Ваш Отец, поэтому продолжайте шаги ко Христу так, как Вы уже сделали первый шаг. После Крещения приходите в храм: хотите к отцу Феодору, в храм Косьмы и Дамиана на Маросейке или ко мне, адрес нашего храма Хохловский пер. д.12 это близко от храма отца Феодора, центр Москвы. Мы с удовольствием с Вами побеседуем, примем Вас на исповеди и постараемся помочь Вам добрым советом.

Мы не случайно позвали в гости отца Феодора. При его храме уже не первый год работает духовно-просветительский центр. И там каждый на своем месте — и священник, и прихожане.

Сюжет: Центр свт. Иоанна Златоуста

Мы приехали в Златоустовский центр в четверг, обычный будний день. Оказалось, что этим вечером здесь пройдут сразу три события. Просмотр фильма о праведном старце Алексие Мечеве, экскурсия в храм святителя Николая в Клениках, и встреча со священником в клубе «Самовар». Ну и конечно, общение с теми, кто тебе интересен — пожалуй, это главная причина, по которой сюда приходят люди.

Мария Балашова, координатор клуба православных встреч «Самовар»: — Сюда приходят и новоначальные и неверующие, постепенно приходят мужья, жены, дети. У нас есть семьи, которые начались с паломнических поездок и концертов в этом центре".

Молодежный клуб «Самовар» появился всего месяц назад. Первыми сюда пришли те, кого принято называть «трудными подростками» — на самом деле, обычные ребята, которые стремятся больше узнать о вере. И задают прямые вопросы.

Вопрос: — Мне важно понять, какое Богу дело до того, как мы живем, грешим мы или нет?

Отвечает священник Алексий Агапов: — Христос говорит о грехах, которые делают нас несчастными. Мы этого не знаем, а Он пытается нас уберечь от того, чтобы мы были несчастны.

Как жить по-православному, если тебя не понимают ни родители, ни ровесники? Ответ на этот вопрос волнует не только самих ребят, но и тех, кто приходит сюда, чтобы помочь им обрести свою веру.

Мария Балашова, координатор клуба православных встреч «Самовар»: — Кто-то придет в Церковь, и возможно даже быстрее, чем собирался. А кто-то старушку переведет через дорогу, или придержит дверь в метро. Мне кажется, что все, что мы делаем для ребят, откладывается в копилку.

***

Напоминаю о том, что сегодня в прямом эфире мы с нашим гостем отцом Феодором Бородиным отвечаем на ваши вопросы. Тема нашей беседы: священник и прихожанин. Как должны строиться отношения в приходе. Мы ждем ваших звонков, ваших вопросов на эту тему. Номер телефона в студии: 789−30−30. Я слушаю вас.

Телезрительница: — У меня в прошлом году погиб мой 15-летний сын, его сбил пьяный водитель. Батюшка сказал, что это — расплата за мои грехи. Мне очень тяжело с этим жить.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — К сожалению, встречаются такие священники, которые лучше бы за порог храма не пускать. Вроде того, который Вам сказал такие страшные, ужасные вещи. Такое бывает в нашей жизни, что от тех, кто носит крест и рясу, от тех, кто призван свидетельствовать, что Бог есть Любовь, высшее Милосердие и Жизнь, человек может услышать не слова любви и утешения, а такие жуткие страшные, фарисейские вещи, которых Вы в Евангелии никогда не найдете. Не принимайте этого, это не так: мы не платим за наши грехи жизнью и смертью наших детей.

Протоиерей Феодор Бородин: — Господь видит судьбу каждого человека, Он видел судьбу Вашего сына и взял Его к себе тогда, когда он был ближе всего к Небу. Пройдет время, и Вы с ним встретитесь и сейчас это человек, который прожил самую чистую часть жизни — отрочество. Он — Ваш молитвенник. Здесь у нас нет ответов на вопросы: «Почему?», «Почему именно с ним?», «Почему именно с Вами произошла такая беда?». Наверно, когда мы будем там, мы все поймем. Мы поймем, что Господу он нужен был там. Мы пока не знаем, что там делают люди, попадающие в Царствие Небесное. Когда Вы будете стоять перед Господом, Вы поймете, что Он был прав. И, как мне это не страшно сейчас Вам говорить, будете Ему благодарны. А пока просто молитесь о его упокоении, и Вы будите находить утешение в этой молитве, и ему будет радость.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — У нас есть еще звонки, мы слушаем Вас.

Телезрительница: — Существует ли разница между понятиями духовник и духовный отец?

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Я думаю, духовником мы можем назвать любого внимательного, вдумчивого священника, который принимает нашу исповедь и дает нам духовные советы. Любой священник, принимающий исповедь, говорит не от себя, а от опыта Церкви, Священного Писания, канонов, догматов нашей Святой Церкви.

Касательно духовного отца, то эти отношения, которые должны сложиться после долгого пути узнавания и самораскрытия. Мне кажется, и духовный отец должен раскрываться перед своими прихожанами, и духовные чада должны быть совершенно открыты и доступны для своего духовного отца.

Протоиерей Феодор Бородин: — Должны измениться от простого узнавания отношения священника к прихожанину, и меняется оно так: священник часто видит человека, принимая его на исповеди начинает за него молиться и его просто любить, слово «отец» предполагает любовь. Священник начинает любить этого человека и ему сопереживать, он начинает за него молиться и душа его трепещет за все что с этим человеком происходит: если беда, то больно. И в начале передачи прозвучал вопрос об ответственности священника за духовный путь его чада, то эти слова должны звучать не формально, а как со взрослым сыном, дочерью, у пожилых родителей. Они корят себя, даже если это был его выбор, их ошибки становятся ранами на их сердце. Когда такие отношения складываются, то это — отношения духовного отца и его чада. С другой стороны человек должен полюбить священника как старшего брата. Эти отношения чрезвычайно крепки. Мирянин должен пройти этап очарованности: понять, что священник — это тоже слабый человек, тоже грешный, превозмочь накатившееся разочарование и раскрыть для себя священника как того, кого дал Господь, который просто любит и молиться за него.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Я благодарю вас отец Феодор за то, что вы приняли участие в нашей программе. Эта тема поднимает очень много вопросов, конечно, ответить на все просто невозможно.

***

Часто христиане воспринимают себя только так пасомое стадо, безынициативное и безответственное, забывая слова апостола Петра, который говорил «вы царственное священства, народ избранный», обращаясь ко всем христианам. Вот что по этому поводу сказал митрополит Сурожский Антоний: «Что такое цаpственное священство? в этом смысле всякий верующий в Цеpкви является священником, то есть человеком, который освящает тварь, который делает ее святой, что значит — Богу посвященной и пpонизанной Божественной благодатью. Это призвание каждого христианина, не только священника. И мирянин — это не только человек, который живет „в миру“, это человек, котоpый Хpистом послан в миp для того, чтобы все, к чему он пpикоснется, сделать святыней: он священник в этом отношении».

Наша программа подошла к концу. Ее полную версию вы можете найти на сайте Седмица.ру, где всегда помещаются самые последние новости жизни русской Православной Церкви, а также религиозные новости со всех концов света. В следующий раз мы расскажем об одном из древних Московских монастырей — Новоспасском, о его святынях, о прошлом и современной жизни обители. Я прощаюсь с вами и желаю всего доброго. Храни Вас Господь!

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=53 234&p_comment=belief


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru