Православие.Ru | Фарида Савельева | 19.06.2008 |
Авторами книги — Неделько Виталием Ильичем, кандидатом физико-математических наук, доцентом физического факультета МГУ, и Хунджуа Андреем Георгиевичем, доктором физико-математических наук, профессором физического факультета МГУ, — выбраны главные концептуальные вопросы, без знания которых нет правильного понимания объективной реальности. В издании освящены темы, не подвластные науке и требующие привлечения философских и теологических знаний, раскрыты основы естественнонаучных дисциплин и предпосылки формирования целостного мировоззрения.
Книга рассчитана на широкий круг читателей, она будет полезна студентам-гуманитариям при знакомстве с курсом «Концепции современного естествознания», учителям физики, химии, биологии, студентам и аспирантам технических специальностей, школьникам старших классов.
Авторы отдают себе отчет, что не скажут ничего принципиально нового, но считают предлагаемый на суд общественности учебник полезным, ибо, как отметил Блез Паскаль: «Пусть не корят меня за то, что я не сказал ничего нового: ново уже само расположение материала; игроки в мяч бьют по одному и тому же мячу, но не все с одинаковой меткостью. С тем же успехом меня могут корить и за то, что я употребляю давным-давно придуманные слова. Стоит расположить уже известные мысли в ином порядке и получится новое сочинение, равно как одни и те же, но по-другому расположенные слова образуют новые мысли». Да и что можно сказать принципиально нового, ведь «нет ничего нового под солнцем. Бывает нечто, о чем говорят: «смотри, вот это новое», но [это] было уже в веках, бывших прежде нас (Еккл. 1: 9−10).
Задачей курса «Основы современного естествознания» является формирование у студентов целостного мировоззрения гармоничной совокупности современных представлений об окружающем нас мире. Сумма знаний, составляющих современное естествознание, огромна, и для формирования целостного мировоззрения требуется выбрать главные, концептуальные вопросы, без знания которых нет правильного понимания объективной реальности мира, в котором мы живем, человека, его предназначения в этом мире, цели жизни и правил поведения в обществе.
Могут ли поставленные вопросы исчерпываться важнейшими законами основных наук естественного цикла: физики, биологии, химии, геологии? Многие учебные пособия и программа курса «Концепции современного естествознания» подтверждают такую точку зрения. А возникающие вновь и вновь в научных кругах и современном обществе вопросы относительно происхождения Вселенной, человека, нравственных ценностей говорят об обратном.
Наука дает убедительные результаты лишь в исследовании процессов функционирования тех или иных систем, процессов многократно повторяющихся, допускающих влияние на них или хотя бы протекающих при свидетелях. Решение же вопросов происхождения — явлений уникальных и неповторяющихся — более сложно и часто остается на уровне гипотез, которые не могут быть даже в перспективе проверены в рамках традиционного научного метода, заложенного в трудах Ф. Бэкона, Г. Галилея, Р. Декарта. В том числе и ответ на вопрос о происхождении Вселенной, Земли, человека не может быть дан в чисто научных рамках, он зависит от первоначального акта веры в материальное или идеальное начало, в самоорганизацию, лишенную всякого смысла, или в разумное творение.
«Современные научные представления и вера в Бога несовместимы» — такой точки зрения, начиная с середины XX века, придерживается большинство: нобелевские лауреаты и академики, научные работники и профессора, преподаватели вузов и школьные учителя, журналисты, министры, президенты и т. д. Интересно, что же они узнали принципиально нового, революционного для миропонимания, по сравнению с Кеплером и Ньютоном, Ломоносовым и Менделеевым, Фарадеем и Максвеллом, Пастером и Планком, братьями Вавиловыми, Туполевым и Королевым и другими учеными-христианами, чтобы отрицать Бога? Вряд ли по своему кругозору или силе интеллекта наши современники превосходят богословов и ученых-христиан далекого и недалекого прошлого! Все дело в том, что они, наши современники, были воспитаны в атмосфере материализма и атеизма.
Надо отметить, что стихийный атеизм присущ не только коммунистической идеологии. Западное общество уже давно идет путем атеизма: так называемый светский гуманизм, навязываемый мировому сообществу через деятельность ЮНЕСКО (комитет ООН по вопросам науки и образования), в своих манифестах открыто проповедует атеистическое мировоззрение. Можно сказать, что светский гуманизм — это неотъемлемая часть идеологии глобализма, ведь человек, верящий в Бога, никогда не удовлетворится отведенной ему ролью «свободного потребителя».
Поэтому не стоит закрывать глаза на то, что у наших современников есть стремление уклониться от самых важных мировоззренческих вопросов, считая их давно решенными, а атеистическое мировоззрение — единственно правильным и научно обоснованным. Наука не может ни доказать, ни опровергнуть существование Бога. Следовательно, нам представляется целесообразным рассмотреть не концептуальную структуру материалистического мировоззрения, а две концепции естествознания, два мировоззрения — атеистическое и теистическое. Во все времена атеистическое и теистическое мировоззрения имели своих сторонников (в том числе и среди ученых), и сам факт наличия среди ученых людей, глубоко верящих в Бога, не должен позволять безапелляционно отвергать неудобную точку зрения.
Кроме того, надо помнить, что на начальном этапе своего развития наука и христианское богословие были переплетены настолько, что мотивы развития науки невозможно понять без знания истории христианства и всей истории европейской цивилизации. Именно богословие (непосредственно или через философию) задает истины о мире, а дело науки — формализовать эти истины научными средствами без искажения смысла. И так было всегда, но во времена Ньютона использовалось христианское богословие, а позднее ему на смену пришел атеизм — одна из форм язычества, поклоняющегося земным идолам (Ницше, Маркс, Ленин… золото, деньги, комфорт, идеалы демократии, «общечеловеческие ценности»).
Заново живописать научную картину мира во всех подробностях (хотя она нигде и не изображалась и существует только в умах людей) нет необходимости. При нынешнем свободном доступе к информации трудно вообще каким-то образом повлиять на сложившееся мировоззрение людей, вышедших из детского возраста. Но помочь людям задуматься и осуществить свой свободный выбор, основанный на всесторонне представленных объективных данных, — вот та задача, которую авторы ставили перед собой при написании книги.