Русская линия
Русская линия Олег Коршунов18.06.2008 

Иго греха
Царские дни в Иваново, 2008 г.

Грех причиняет мне смерть.
Апостол Павел (Рим.7,13).

Грех растлил нашу землю…
Грех, тяжкий нераскаянный грех вызвал сатану из бездны
Святитель Тихон, Патриарх Московский

Не покаемся — не очистимся;
не очистимся — не оживем душою;
не оживем душою — ПОГИБНЕМ!
Митрополит Иоанн (Снычев)


В этот памятный год 90-летия убиения благоверного Государя Николая II и его святой семьи особенно ясно видно, как время возвеличило Их подвиг и значимость всего произошедшего с Россией почти столетие назад. Именно то огненное испытание, отделившее нас от самодержавного русского Царства, является ключевым звеном потерянной связи времен. Поэтому представляется необходимым осознать случившееся в ряду предшествовавших ему аналогий.

Продолжая дело христианского осмысления истории, заповеданное нашему поколению приснопоминаемым митр. Иоанном Санкт-Петербургским и Ладожским, в предлагаемом вашему вниманию обзоре мы рассмотрим главные разрушительные события в истории христианского Мира, главным образом, православного Востока, и на основании оценок, вынесенных богопросвещенными людьми Церкви, ее святителями, преподобными и праведными, и нашими богомудрыми современниками, пользующимися духовным авторитетом в среде верующих, сделаем свои выводы относительно причин крушения православных империй, опустошительных иноземных нашествий и жестоких порабощений.

Наш анализ будет сосредоточен на следующих событиях (в хронологическом порядке):

— падение I Рима (Римской Империи),

— монголо-татарское иго,

— падение II Рима (Византийской Империи) или турецкое иго,

— смутное время или польско-латинское нашествие,

— падение III Рима (Российской Империи).

Мы не будем описывать эти общеизвестные события, приводить цифра, факты и даты, которые можно легко найти даже в популярной исторической литературе. Наша задача — выявить первопричины народных бедствий, опираясь на истинные «общечеловеческие ценности», подтверждаемые всем историческим путем христианства, а не порождаемые вечными заблуждениями века сего.

1. Падение I Рима (Римской Империи).
Из трудов святого праведного Иоанна Кронштадтского [1]:


П. Рыженко. Выбор веры


Приведу здесь в назидание слово одного древнего писателя римского — блаженного Иеронима (330−419 г.), находившегося в обстоятельствах, подобных нашим: «Я оплакиваю несчастную судьбу нашу. Сердце содрогается, когда посмотришь на гибельные следы разрушения, постигшего наш век. Каждый день льется Римская кровь. Держава римская колеблется, и только наша гордость заставляет нас поднимать главу на развалинах своей империи, воины толпами отводятся в плен. Если бы я имел тысячу уст я и тогда не мог бы возвестить о всех казнях карающего нас Промысла. Но я пишу не историю, я слегка коснулся только наших бедствий с тем, чтобы их оплакать. Давно уже чувствуем над собою тяжесть гнева небесного, и, однако же, не думаем преклонять на милость Бога.

Что как не наши преступления сделали дерзновенными варваров? За что, как не за наши беззакония, поражается всюду римское воинство? Но как будто бы вражеский меч еще мало пил кровь нашу, мы истребляем друг друга внутренними междуусобиями, более убийственными, нежели брани с врагами внешними. Мы везде мечтаем торжествовать своими силами, — и везде падаем. Какой стыд! Какое неимоверное омрачение ума! Римское победоносное воинство, дававшее законы вселенной, разбито, бежит, трепещет единого взора врагов своих. Мы не думаем удалить от себя причины болезней, потому-то болезнь и свирепствует во всей силе, потому-то толпы варваров и торжествуют над благоустроенным воинством» (из письма блаженного Иеронима к епископу Илиодору).

2. Татаро-монгольское иго — иго греха
Из «Слова» епископа Владимирского Серапиона[2]:

Мученическая смерть благоверного князя Михаила Черниговского. Литография. Конец XIX века.«Вот уже 40 лет томление и мука и тяжкие налоги, не прекращается также голод и мор скота нашего. Мы и хлеба не можем есть в сладость. От воздыхания и печали сохнут кости наши. Что же довело нас до этого? Наши беззакония и наши грехи, наше непослушание, наша нераскаянность. Умоляю вас, братие, пусть каждый из вас вникнет в свои мысли, рассмотрит сердечными очами дела свои, возненавидит их и откажется от них. Прибегните к покаянию: гнев Божий прекратиться и милость Господня излиется на нас».

Из трудов митрополита Макария (Булгакова) [3]:


«Никто в России не сомневался тогда, что иго монгольское есть наказание Божие за грехи, а пастыри Церкви громогласно повторяли эту мысль и не переставали призывать народ к покаянию и исправлению жизни».

Из трудов митрополита Иоанна (Снычева)[4]:


Св. мощи блгв. князя Георгия «Народ русский воспринял татарское иго как наказание за грехи и страсти, вразумление Божие, направленное на то, чтобы видя в Церкви единую опору, Русь, хотя бы и нехотя, отступила от бесконечных усобиц, поняв свое высокое предназначение. „Не послушали мы Евангелия, — в скорби говорил блаженный Серапион, — не послушали апостола, не послушали пророков, не послушали светил великих… Не раскаялись мы, пока не пришел народ безжалостный по Божьему изволению… Испытав сие, братья, убоимся наказания этого страшного и припадем ко Господу своему с исповеданием, да не навлечем на себя еще больший гнев Господень, не наведем казни больше прежней!.. Доколе не отступим от грехов наших? Пощадим же себя и детей своих! В какие еще времена видели мы столько жестоких смертей?.. А если предадимся мы воле Господней, то всяческим утешением утешит нас Бог небесный, аки детей своих помилует Он нас, печаль земную отъимет от нас…“.

Подвиг терпения — подвиг по преимуществу русский, преданность в волю Божию явились здесь полно и ясно. Смиренные летописатели заключали свои прискорбные повести следующими словами: „Се же бысть за грехи наши… Господь силу от нас отъя, а недоумение и грозу, и страх, и трепет вложи в нас за грехи наша“. Русь молилась, каялась, терпела и ждала — когда благоугодно будет Богу изъять народ из пучины унижения, даровать ему вождей отважных и искусных, возродить страну для предстоящего ей славного служения».

Из трудов архиепископа Никона (Рождественского)[5]:


П. Рыженко. Благословение Преподобного Сергия «Готовясь выступить выступить в поход, Великий Князь Димитрий Иоаннович счел первым долгом посетить обитель Живоначальныя Троицы, чтобы там поклониться единому Богу, в Троице славимому, и принять напутственное благословение от Преподобного игумена Сергия… Беседуя с Великим Князем, святой старец советовал ему почтить дарами и честию злочестивого Мамая.

«Тебе, господине Княже, — говорил он — следует заботиться и крепко стоять за своих подданных, и душу свою за них положить, и кровь свою пролить, по образу Самого Христа, Который кровь Свою за нас пролил. Но прежде, господине, пойди к ним с правдой и покорностью, как следует по твоему положению покоряться ордынскому царю. Ведь и Василий Великий утолил дарами нечестивого царя Иулиана, и Господь призрел на смирение Василия, и низложил нечестивого Иулиана. И Писание учит нас, что если такие враги хотят от нас чести и славы, — дадим им; если хотят злата и сребра, дадим и это; но за имя Христово, за веру Православную, нам подобает душу свою положить и кровь свою пролить. И ты, господине, отдай им честь, и злато, и сребро, и Бог не попустит им одолеть нас: Он вознесет тебя, видя твое смирение, и низложит их непреклонную гордыню».

3. Падение II Рима (Византийской Империи) или турецкое иго

Пророчество патриарха Геннадия Схолария о падении Константинополя:

Уния Византии с Римом «О жалкие ромеи! Зачем вы сбились с праведного пути: удалились от надежды на Бога и стали надеяться на франков; вместе с городом, в котором все будет разрушено, отступили вы и от благочестия вашего? Милостив буди мне, Господи! Свидетельствую перед лицем Твоим, что не виновен я в этом. Обратите, несчастные граждане внимание: что делается? Вместе с пленом, который скоро настигнет нас, вы отступили и от отеческого предания и стали исповедовать нечестие. Горе вам, когда придет на вас суд Божий».

4. Смутное время или польско-латинское нашествие

Из Соборной прощальной грамоты патриархов Иова и Гермогена [6]

«…И грех ради наших и всего православного христианства, попусти на ны Бог сего же прежереченного врага и гонителя и злодея, ростригу Гришку Отрепьева, и прелсти вся люди Божия именем Царевича Дмитрия Ивановича, толикий мятеж учинил в православных крестьянех, его же от начала света в божественном Писании не обретается… Животворящий крест тому вору целовали… и Царицу Марью и Царевича Федора и Царевну Ксенью с царьского престола свергнуша, и от царьских полат изженуша, и злою смертию удавления умориша, и святую соборную и апостольскую церковь Пречистыя Богородицы опозориша…

Покаяние русского народаБог же сия на ны попустишу, за умножение грех наших… А еже вы, бояре, и околничие, и дворяне, и приказные люди, и дьяки, и столники, и стряпчие, и весь царьский сигклит, и дети боярские, и гости, и торговые и всякие служивые и чорные люди, и вси православнии християне, целовали честный и животворящий крест Царю Борису, и Царице его Марье, и Царевичу Федору, и Царевне Ксении, на том, что было нам всем им служити и прямити и добра хотети во всем, и мимо их Государей на царьство не искати никого, и утвержельную грамоту с клятвою о том написали,… и сие крестное целование преступили и потом целовали крест, по злодейской ростригине прелести, начаялися Царевичу Дмитрею Ивановичу: и в тех во всех прежних и нынешних клятвах и в преступлении крестного целования аз Ермоген, Патриарх Московский и всеа Русии, и аз смиренный Иев, бывый Патриарх царьствующего града Москвы по данной нам благодати от пресвятого и животворящего Духа и полагаяся на премилостивые щедроты Божия, вас вкупе православных христиан прощаем и разрешаем в сей век и в будущий, и молим Владыку нашего и содетеля Христа Бога, да подаст всем нам, и вам всем православным християном царьствующего града Москвы, и всех градов всем православным християном, иже требуют благословения и прощения, и мирное сожитие, и любовь, и радость, и всякия благостыни исполнит вас; а в будущем веце, на страшнем суде, да сподобит нас и вас Владыко наш Христос Бог ликостояния со Святыми и горняго Иерусалима наследие…».

5. Падение III Рима (Российской Империи)

Из трудов митрополита Иоанна (Снычева)[7]:


Митинг у здания СПб Университета. 18 октября 1905 г.«Общеизвестно, что одной из главных христианских добродетелей является смирение. Смиряясь с волей Божией, которая открывается людям и целым народам в изменении обстоятельств жизни, в скорбях и тяготах, закаляющих дух и укрепляющих веру, мы свидетельствуем перед Господом о признании собственной немощи, о жажде благодатной помощи свыше. Такая вера, такая надежда, основанные на словах Самого Христа: «Яко без Мене не можете творити ничесоже» (Иоанн. 15, 5), — никогда не остаются без ответа. Попытки же несмотря ни на что, собственными силами достичь желаемого — даже если цель сама по себе полезна, благочестива и похвальна — свидетельствуют о пагубной гордыне, полонившей сердце такого самонадеянного делателя.

В России богоборцы и христоненавистники, захватившие власть после революции, явились не чем иным, как бичом Божиим, орудием гнева Господня, опалившего Русь за ее отступление от истин веры и православного образа жизни. Об этом задолго до кровавой смуты пророчествовали святые подвижники Земли Русской.

Поругание святыни«Царство Русское колеблется, шатается, близко к падению, — еще в 1907 году предупреждал святой праведный отец Иоанн Кронштадтский. — Если в России так пойдут дела и безбожники и анархисты-безумцы не будут подвергнуты праведной каре закона, если Россия не очистится от множества плевел, то она опустеет, как древние царства и города, стертые правосудием Божиим с лица земли за свое безбожие и свои беззакония». «Россию куют беды и напасти. Не напрасно Тот, Кто правит всеми народами, искусно, метко кладет на свою наковальню всех, подвергаемых Его сильному молоту. Крепись, Россия! Но и кайся, молись, плачь горькими слезами пред твоим Небесным Отцом, Которого ты безмерно прогневала!.."…

Людям духовным стало ясно: время обличений прошло, настало время исповедничества и покаяния, время «пленения вавилонского», из которого извлечь Святую Русь не может никто, кроме Всемогущего Бога. Один из афонских подвижников, схииеромонах Аристоклий сказал еще в 1918 году: «Сейчас мы переживаем предантихристово время. А Россия будет спасена. Много страдания, много мучения. Вся страна сделается тюрьмой, и надо усердно умолять Господа о прощении. Каяться в грехах и бояться творить и малейший грех, а стараться творить добро, хотя бы самое малое. Ведь и крыло мухи имеет вес, а у Бога весы точные. И когда малейшее на чаше добра перевесит, тогда явит Бог милость Свою над Россией».

Пасха. Николай II христосуется с нижними чинами. 1915 г.

Манифестация с требованием заключить Государя в Петропавловскую крепость


Примечателен пример, приводимый И. К. Сурским в первом томе его книги «Отец Иоанн Кронштадтский» (Свято-Ильинское издание, 1979 г.). «В начале 1918 г. в усыпальнице о. Иоанна раннюю обедню отслужил прозорливый старец протоиерей о. Михаил Прудников. Один из двух ожидавших его почитателей сказал ему: «Отец Михаил, Россия гибнет, а мы, дворяне, ничего не делаем, надо что-нибудь делать!» На это о. Михаил ответил резко: «Никто ничего поделать не может до тех пор, пока не окончится мера наказания, назначенного от Бога русскому народу за грехи; когда же окончится наказание, назначенное от Бога русскому народу за грехи, тогда Царица Небесная сама помилует, а что помилует — я знаю!»
Из церкви все трое прошли к о. Михаилу чай пить.

П. Рыженко. Фрагмент картиныПользуясь старой дружбой, то же лицо стало спорить с протоиереем Прудниковым, говоря: «Позвольте, ведь вот Деникин уже подходит к Москве, Колчак, Юденич, Миллер, — все успешно действуют». На это о. Михаил опять резко, как бы даже с гневом сказал: «Все это ни к чему, зря только кровь проливают, ровно ничего не выйдет!»

Из трудов архиепископа Аверкия (Таушева) [8]:


«…Тяжкий грех богоотступничества и богоборчества мог быть очищен поистине только огненным испытанием, слезами и кровью. Вот почему и Белое движение и все другие попытки свергнуть иго лютого безбожия, воцарившегося над несчастным заблудшим русским народом, не привели к желанной цели. Мало было одного освобождения внешнего от сатанинской власти. Ничего бы не дало русскому человеку, в душе которого продолжал бы жить этот яд змеиный. Только путем таких тяжких страданий мог очиститься русский народ от этого страшного яда. И эти страдания даны русскому народу: даны ему на пользу».

6. Жидовское иго или иго греха?

Из трудов Афонского старца Паисия (Эзнепидиса) [9]:

«Пророку Иисусу Навину (Нав. 13,1−2; Суд. 3,1−4) Бог велел не истреблять одно языческое племя — филистимлян, чтобы, когда евреи забывали Бога, филистимляне становились для них бичом. Итак, когда евреи удалялись от Бога, диавол вступал в свои права, возбуждал свою „братву“ — филистимлян, и они шли на евреев войной. Они брали еврейских младенцев и разбивали их о камень, чтобы уничтожить [всех]. Но когда враги напали на Израиль без вины со стороны евреев, то на стороне евреев воевал Сам Бог. Бог поразил язычников градом камней (Нав. 10:11) и уничтожил их, потому что в этом случае израильтяне имели право на божественное вмешательство…

И не в том дело, что Бог хочет таким образом воспитать человека, нет, эти несчастья — следствие удаления человека от Бога. Все это происходит потому, что человек отрывается от Бога. И приходит гнев Божий — для того, чтобы человек вспомнил о Боге и попросил Его помощи. Не то, чтобы Бог устраивал все это и отдавал повеления о том, чтобы на человека пришло то или иное несчастье. Нет, но Бог, видя до какой степени дойдет злоба людей и зная, что они не изменятся, попускает случиться несчастью — для их вразумления».

Из проповеди архимандрита Петра (Кучера) [10]:


Тюрьма «Смысл и цель нашего земного бытия — приближение к Богу, уподобление Ему. Каким же путем прийти к этому? Через накопление материальных благ? Через свободу слова, „равенство, братство“? Вот говорят, нужно освобождаться от безбожного ига. А кто же будет освобождаться от самого главного — от ига греха? А ведь мы призываемся на Небо, куда ничто скверное не войдет. Освободимся от нынешнего безбожного ига, а дальше что? Опять придет какое-нибудь иго: германское или китайское, или вовсе бесовское.

Сам Иисус Христос не освободил евреев от римского ига, чего так ждали и просили фарисеи и саддукеи. Почему они и ненавидели Господа, который пришел освободить род человеческий от ига греха. И нынешние патриоты не свободны от того же фарисейства. Освободимся от ига, освободимся от иноплеменников, а кто нас пустит на Небо со страстьми и похотьми?

Наша земная жизнь — место ссылки. И зачем поносить надзирателей разных эпох, от монголо-татар до иудео-большевиков? Мы согрешили и попали за решетку. Состав наших преступлений таков: богоотступничество, вероотступничество, клятвопреступление, цареубийство, не считая остального. Сколько внутриутробных убийств! Ни один народ не знает такого. А говорят: не в чем каяться? Мы — нераскаянный народ-убийца!

Как же мы низко пали? Нас легко оторвали, как Геракл Антея от земли, от Церкви, от Веры, оторвали от источника жизни — от Бога. И привили нам идеологию, враждебную русскому народу. Нас обезоружили, положили на лопатки и стоят на груди, пользуясь нашим грехопадением.

И как можно сейчас вести речь о восстановлении Богом данной Царской власти, о Самодержце? Это все бессмысленно и не имеет под собой твердой основы, как дом, построенный на песке. И если придет к нам Царь, то его или убьют, или, в лучшем случае, изгонят».

7. «Покаяние содействует исчезновению зла».

Из трудов Афонского старца Паисия (Эзнепидиса)[11]:

Старец Паисий Святогорец «Прося миру покаяния, будем причислять к провинившимся и себя. В молитве не надо говорить: „Помоги миру, миру, который грешен“. Три библейских отрока родились в вавилонском плену, однако не говорили: „А чем виноваты мы? — но исповедовались пред Богом: — Нам досталось поделом, мы были достойны и большего“. Они говорили так, как если бы до вавилонского пленения находились среди тех, кто преступил Божии заповеди, как если бы и они соучаствовали во грехе, хотя на деле они были ему непричастны, поскольку в те годы еще не родились на свет.

Св. гора АфонИх молитва в вавилонской пещи трогает меня за сердце: „Праведен еси Господи о всех, яже сотворил еси нам… Яко согрешихом и беззаконновахом… И ныне несть нам отверзти уст… Не предаждъ убо нас до конца… И не остави милости Твоея от нас, Авраама ради возлюбленного от Тебе“. То есть: „Поделом, Господи, ты нас наказываешь, ибо мы согрешили. Но только лишь ради Авраама, которого Ты любишь за то, что он не согрешил, не оставляй нас“. Они причисляли ко грешникам и себя и верили в то, что говорили устами. Потому и стала пещь прохладной, тогда как язычников, пришедших на нее посмотреть, опалило пламя (Дан.3,1−100)».

Из трудов Ф.М. Достоевского [12]:


«…Каждый единый из нас виноват за всех и за вся на земле несомненно, не только по общей мировой вине, а единолично каждый за всех людей и за всякого человека на сей земле. Сие сознание есть венец пути иноческого, да и всякого на земле человека. Ибо иноки не иные суть человеки, а лишь только такие, какими и всем на земле людям надлежало бы быть… Тогда каждый из вас будет в силах весь мир любовию приобрести и слезами своими мировые грехи омыть».

Из трудов Афонского старца Паисия (Эзнепидиса) [11]:


«Так или иначе, покаяние — это великое дело. Мы еще не осознали, что покаянием человек может изменить решение Бога. То, что у человека есть такая сила, — это не шутка. Ты делаешь зло? Бог дает тебе по загривку. Говоришь „согреших“? Бог изменяет гнев на милость и подает тебе Свои благословения. То есть, когда непослушный ребенок приходит в разум, кается и испытывает угрызения совести, его Отец с любовью ласкает и утешает его.

Уклонившиеся от заповедей Божиих израильтяне семьдесят пять лет прожили в вавилонском плену. Но в конце концов, когда они покаялись, царем стал Кир, о котором можно сказать, что он повел себя лучше, чем сыны Израилевы, осквернившие жертвенные святыни. Бог изменил образ мыслей Кира и соделал его верующим в Бога Небесного. И вот Кир дарует израильтянам свободу, дает им деньги, дерево для строительства храма, возводит им стены вокруг Иерусалима и проявляет такую доброту и такое благоговение, которого, да будет позволено сказать, не проявляли даже [сами] израильтяне (2 Езд. 1, 1). И все потому, что народ покаялся и изменился (1 Езд. 8, 88−92). Видите, как покаяние содействует исчезновению зла!

Надо обязательно читать все книги Маккавейские. Это исключительно сильные книги. Каково было повеление царское! Растоптать иудеев слонами! Назначили ответственных, приготовили все для казни, чтобы разъярить пятьсот слонов, напоили их крепким вином с ладаном и ждали царя, чтобы начать казнь. Но царь отданное им приказание забыл. Идет к нему начальник над слонами и говорит: „Царь, тебя ждем. Слоны, иудеи — все готово. И гости заждались“. — „А кто вам велел все это делать?“ — отвечает царь. Крики, угрозы!.. И это не один раз, а трижды (3Мак.5,1−35).Чтобы царь забыл приказание, которое он сам отдавал? Это вам не шуточки. И не только забыл, он вообще поменял потом свое отношение к иудеям. В этом основа всего: чтобы мир покаялся».

Из трудов архиепископа Серафима (Соболева)[13]:


«Это-то покаяние как средство духовного очищения вместе с церковным просвещением и воспитанием русского народа и помогло ему сохранить свою веру в том виде, как она была принята от Греческой Церкви, т. е. во всей чистоте, чуждой всяких еретических искажений. Здесь причина, почему ереси богомильская, стригольников, жидовствующих, Башкина, Косого, как и католичество и протестантство, не привились в древней России к русскому народу, который строго и непоколебимо держался своей православной веры…

За эту истинную веру, имевшую за собой подвиги святой жизни с покаянием, Россия называлась Святою. За эту веру Господь изливал на русский народ свои великие милости, избавлял его от всяких бедствий, которые не раз могли погубить нашу Россию».

Храм Покрова на Нерли. XII век.

Заключение


На этом закончим Слово великих церковных проповедников и попытаемся осознать его как глас Божий, звучащий во все времена и учащий одному и тому же забывчивый и непостоянный род человеческий. Видим, как одна беда сменяет другую, а мы выучились лишь внешней формальной стороне дела, давая названия не по существу: монголо-татарское иго, турецкое иго, польско-латинское иго, ныне, по всем признакам, жидо-масонское иго. Строим теории и не видим простой, очень простой вековой правды, выстраданной Россией и всем человечеством, правды, о которой все 2000 лет неустанно говорит Святая Церковь, пронзительно-ясной и несомненной, известной каждому христианину с младых ногтей. Наиболее ярко это выразил наш славный земляк и современник о. Петр (Кучер), употребив словосочетание «иго греха», которое мы и использовали для названия обзора.

Суетное современное сознание сосредоточено на конкретно-исторических проявлениях духовного порабощения греху, проявлениях второстепенных для понимания причинно-следственной связи исторических событий. Если мы видим, что в стране царит некое мучительное иго, то сначала мы спорим, как назвать (масонское или иудейское), а затем ругаем поработителей, считая физическое сопротивление по западному образцу (свержение власти, переворот, революция) главным и первостепенным делом.

Однако все вышеприведенные высказывания учителей Церкви содержат иное понимание и прямо противоположный порядок действий. Первым делом нам предстоит глубоко, духовно осознать, что попущением Божиим опять воцарилось в России иго греха. Главным здесь является понимание и название не ига, а греха, который так прогневил Господа. Затем следует покаяние, пост и молитва и все, что предлагает нам Христова Церковь для спасения душ.

История России (и Ветхий Завет) являет бесчисленные чудеса и милости покаявшемуся народу, победы над превосходящим силами противником, внезапное его бегство или отмена нападения, чудесные явления Божией Матери и Сил Небесных, устрашающие врага, и т. п. Верим, что не останемся без Божьей помощи и ныне.

Можно и нужно, конечно, не переоценивая свои силы и уповая на Бога, оказывать сопротивление царящему игу и давать ему конкретно-исторические названия, тем более, что вопрос о врагах Церкви и государства достаточно ясен. Нельзя только терять при этом покаянного чувства, чтобы не впасть в новые искушение.

Все это хорошо понимал наш последний христоподобный Царь-Мученик Николай II, о чем уместно упомянуть здесь, на посвященных ему Царских чтениях. Воистину сердце царево в руце Божией. Ему было ясно, что ига греха не преодолеть никакими внешними действиями: реформами, запретами, репрессиями, и что только на наковальне бед и напастей спадут оковы с очищенного покаянием и страданиями народа.

История новейшего времени раскрывает глубину провидения Государя. Ныне уже 90-я годовщина убиения Царственных страстотерпцев, а до восстановления Самодержавия все так же далеко, и, стало быть, отречение было закономерным, провидческим решением Государя. Если бы речь шла лишь о заговорах в высших эшелонах власти, которые Россия не раз претерпевала в прошлом, разве так долго длилась бы смута? Духовно здоровая страна мигом восстановила бы свою государственность. Но в том-то и дело, что иго греха очередной раз сковало Россию, и спасительным для нее и ее Царя был только путь исповедничества и мученичества.

Завершая обзор, скажем о тех «общечеловеческих ценностях», которые подтверждаются всей христианской историей и дают ясный и трезвый взгляд на происходящее. Взгляд, как бы пронизывающий эпохи и созерцающий одну и ту же суть человеческой природы. К таким «общечеловеческим ценностям» относятся, конечно же, дары Божии человеческому роду и, в первую очередь, Церковь Христова с ее семью Таинствами, одно из которых — Покаяние. Все дары Божии так или иначе содействуют очищению нас от греховной скверны, поскольку «ничто нечистое не входит в Царство Небесное». Но именно Покаяние является первым даром благодати, за которым следует уже в этой жизни Прощение и отдельных людей, и целых народов, прибегших к этому спасительному Таинству православной Церкви.

Прощение Божие, как прощение блудного сына, сопровождается, как мы видим из истории, многочисленными милостями любящего Отца, но и испытаниями терпения и постоянства в земных странствиях людей и народов. Наибольшей из таких милостей нельзя не признать сохранение неповрежденного православного вероисповедания в тех странах, в которых еще живо покаяние.

Наша матушка Россия в бушующем море ересей и расколов и есть остров Покаяния, последний оплот Православия, надежда и свет для всех народов. Пока, по милости Божией, есть на Земле этот остров, можно надеяться на Прощение, вслед за которым и возсияет наше Спасение от вечной смерти в Небесном Отечестве всего человечества — Царстве Отца, Сына и Святаго Духа. Аминь.
О.В.Коршунов
Боголюбово — Москва
15 мая 2008 г.

Послесловие

Клич Патриарха Ермогена [14]:

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси «Мы чаем, что здрогнитеся, и воспряните, и убоитеся праведнаго нелицемернаго Судии Бога, и к покаянию прибегнете, и у возлюбленнаго Богом Царя Государя отпущение винам своим испросите».

Богу, дивному во святых Своих, благоугодно было возбудить в сердцах Русского народа особенную веру в его молитвенное заступление именно в наши многоскорбные дни… В такое то время, судьбами Божиими, с высоты небесной, из глубины веков минувших встает пред нами, как светлый вождь, с жезлом патриаршеским, в венце мученичества, великий святитель Древней Руси, славный адамант, крепкий столп непоколебимый, Святейший Патриарх Ермоген… Встает он во всем величии славы небесной как угодник Божий, в чудесах Богом прославляемый, встает, чтобы сказать нам:

«Опомнитесь, православные русские люди! Довольно блуждать вам по распутиям измены родным заветам, пора перестать быть перелетами — от этих заветов — к современным тушинцам, всякаго рода изменникам родной вере, родному Царю и Отечеству, пора грудью стать за эти заветные святыни нашего русскаго сердца! Не я один — вся Святая Русь, в лице своих избранников на небесах Престолу Божию предстоящая, все сии древнерусские святители и преподобные, все святые князья-мученики и великие печальники ваши пред Богом — все мы призываем вас к покаянию, все взываем к вам: пожалейте Родину, пощадите землю Русскую, над которою, как и в мои дни, простерлась грозная туча гнева Божия! Обратитесь к матери-Церкви, слушайте гласа ея, яко гласа Божия, вспомните великое призвание Руси — нести и возвещать святую истину Православной веры всем народам земным! Гоните от себя этот ложный стыд, навеваемый врагами Церкви и Святой Руси, стыд, будто мы, русские, отстали от других народов и в делах веры, и в жизни государственной, будто посему надо во всем подражать народам чужим, а для сего отрекаться от всего родного… Все это — вражье наваждение, все это — ядовитый туман, которым отравляют вас, наипаче же молодежь вашу, враги Божьи — иудеи и масоны с их прислужниками. Будьте чисто русскими, православными людьми, покайтесь по-русски — так, как умели каяться ваши предки — целым сердцем, с детской простотой и искренностью, и Господь смилуется над вами, и туча Божия пронесется мимо вас, и паки засияет над Русью солнце милостей Божиих, как во времена оны древния, как было после моей кончины!..

Православные Русские люди!.. Не унывайте, не смущайтесь тою духовною смутою, какою окутывает вас дух века сего антихристианскаго: Иисус Христос вчера и днесь Той же и во веки! Взирайте на скончание моего жительства и подражайте вере моей! Я веровал в непобедимую силу нашего святаго Православия, нашей Церкви святой, веровал, за веру пострадал и мученически скончался и — победил! Верьте и вы, небоязненно исповедуйте истину Христову, и вы победите… Ведайте, что все мы, ваши духовные предки, все святые Божии, за Православие крепко стоявшие, — с вами; с вами и я, смиренный Ермоген, ваш вождь и заступник пред Богом!»

Примечания:

[1] Митрополит Вениамин (Федченков). Отец Иоанн Кронштадтский. -СПб., 2000 г. С. 697.

[2] М.В.Толстой. Рассказы из истории Русской Церкви. Кн.2, гл. II.

[3] Митрополит Макарий (Булгаков). История Русской Церкви. Том 3,1. Глава VII. Состояние веры и нравственности.

[4] Митрополит Иоанн (Снычев). Русская симфония. -СПб., «Царское дело», 2002 г. С.80−81.

[5] Архиепископ Никон (Рождественский). Житие преподобного Сергия игумена Радонежского и всея России чудотворца. — СТСЛ, 2000 г. С.167−168

[6] Выписка из Статейного списка 1607 г., Импер. Публ. Библ., см. Н.Г.Петин «Покаянный чин Патриархов Иова и Гермогена» в кн. Царский сборник, состав. С.В. и Т.И. Фомиными, М.: Паломник, 2000, с.654−676.

[7] Митрополит Иоанн (Снычев). Стояние в вере. -СПб., «Царское дело», 1997 г. С.211−213.

[8] Архиепископ Аверкий (Таушев). Слова и речи. Т. I-IV, Джорданвилль, 1975.

[9] Старец Паисий Святогорец. С болью и любовью о современном человеке. Том I. -М., «Святая гора», 2002 г. С.111−112.

[10] Архимандрит Петр (Кучер). Из Проповеди. Боголюбово. 2005

[11] Старец Паисий Святогорец. Духовное пробуждение. Том II. -М., «Святая гора», 2003 г. С.364−367.

[12] Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы. Ч.2. -М., «Правда», 1991 г. с. 218

[13] Из книги архиеп. Серафима (Соболева) «Об истинном монархическом миросозерцании».

[14] Из дневников архиеп. Никона (Рождественского) Выпуски I-VIII. 1910−1917гг. Сергиев Посад. — СТСЛ.

Иллюстрации:

П. Рыженко. Выбор веры

Мученическая смерть благоверного князя Михаила Черниговского. Литография. Конец XIX века.

Св. мощи блгв. князя Георгия (погиб в сражении с татарами в 1238 г.). Успенский собор, г. Владимир

П. Рыженко. Благословение Преподобного Сергия

Уния Византии с Римом

Покаяние русского народа

Митинг у здания СПб Университета. 18 октября 1905 г.

Поругание святыни

Пасха. Николай II христосуется с нижними чинами. 1915 г.

Манифестация с требованием заключить Государя в Петропавловскую крепость

П. Рыженко. Фрагмент картины

Тюрьма

Старец Паисий Святогорец (1924−1994 гг.)

Св. гора Афон

Храм Покрова на Нерли. XII век

Священномученик Ермоген, Патриарх Московский и всея Руси

http://rusk.ru/st.php?idar=112879

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика