Православие на Дальнем Востоке | Иеромонах Ефрем (Просянок) | 20.06.2008 |
— Отец Ефрем, Вы являетесь ключарем храма, посвященного Божией Матери, в нем находится чтимый Ее образ. Расскажите нашим читателям об истории почитания икон Богоматери.
— Как известно из Священного Предания, первые иконы Пресвятой Богородицы были написаны святым апостолом и евангелистом Лукой на доске стола, за которым трапезовали Спаситель со Своей Пречистой Материю. Когда Пресвятая Богородица увидела написанные евангелистом священные изображения, она сказала известные слова: «Отныне благодать Моя с этими иконами да будет». Эти слова Богоотроковицы и стали отправной точкой для почитания священных изображений Девы Марии христианской Церковью на все времена.
Почитание икон Пресвятой Богородицы началось уже с I века бытия Церкви и с тех пор оно распространилось по всему лицу земли. Фрески римских катакомб Прискиллы, трактуемые как изображения Богоматери, датируются примерно концом II — началом III столетия. На этих фресках изображены сцены Благовещения, а также другие эпизоды из земной жизни Владычицы Неба.
— А к какому времени относится повсеместное распространение этой традиции?
— После того, как Церковь, благодаря Миланскому эдикту, вышла из катакомб, церковное искусство стало развиваться очень динамично. В древней Византии, к примеру, в это время появилось очень много священных изображений Богородицы. Именно образы, написанные в то время, стали эталоном иконографии Богоматери для последующих поколений иконописцев. К сожалению, по известным причинам практически не сохранилось икон доиконоборческого периода. Сохранившаяся Кикская икона Божией Матери, хранящаяся в Кикском монастыре на Кипре, считается иконой доиконоборческого периода, но это мнение оспаривается некоторыми искусствоведами. Тем не менее, сохранились мозаики с изображениями Пресвятой Богородицы, относящиеся к доиконоборческому периоду. Поэтому можно с уверенностью утверждать, что именно иконография доиконоборческого периода — это эталон, на который равнялись иконописцы последующих эпох.
Многообразие образов Пресвятой Богородицы
— А существует ли вообще ответ на вопрос: сколько в настоящее время насчитывается различных икон Богоматери?
— Множество икон Пресвятой Богородицы прославилось к настоящему времени в разных местах земли. На данный момент насчитывается около 700 различных икон Божией Матери. Особо чтимых чудотворных образов в мире сейчас около 350. Но при всем многообразии эти священных изображений можно условно выделить несколько иконографических типов образов Пресвятой Девы.
— Если можно, расскажите об этом немного подробнее.
— Первый тип — это Богоматерь Одигитрия, или Путеводительница. На иконах этого типа изображается Божия Матерь с Младенцем на руках, при этом Пречистая Дева указывает рукой на Своего Божественного Сына. Сам Господь Иисус Христос сказал о себе, что он есть Путь, и Истина, и Жизнь (Ин 14. 6). И поэтому Пресвятая Богородица является нашей путеводительницей ко Христу, путеводительницей нашего спасения, отсюда и появилось название данного типа священных изображений Девы Марии. К этому иконографическому типу относятся Смоленская, Иверская, Казанская иконы Матери Божией.
Второй иконографический тип — Богоматерь Елеуса, или Милующая. На иконах этого типа изображено взаимное ласкание Божией Матери и Ее Божественного Сына. Эти иконы иллюстрируют нежное человеческое чувство, материнскую любовь Богородицы к Своему Сыну и Богу, молчаливую печаль о грядущих Его страданиях, смиренное принятие их неизбежности. Владимирская, Донская, Волоколамская иконы относятся именно к этому иконографическому типу.
Третий тип — Богоматерь Оранта, или Молящаяся. На иконах этого типа Заступница рода христианского изображается с воздетыми к Небу руками, как молящаяся за всех людей. Иногда на иконах этого типа изображается Богомладенец, находящийся во чреве Пресвятой Девы, окруженный сиянием. Такой тип иконографии Божией Матери называется «Воплощение» и изображает момент воплощения Господа Иисуса Христа во чреве Богородицы.
Следующий тип икон Богоматери — деисусный, представленный изображениями, находящимися в соответствующем ряду иконостаса. На этом типе иконы Пресвятая Владычица запечатлена в полный рост. Она предстоит в молитве к Своему Божественному Сыну. Об этом говорит то, что фигурка, лик, очи Пречистой Девы направлены в сторону Господа Иисуса Христа. Существует также и такой иконографический тип, как Всецарица. На ней Божия Матерь изображена с Богомладенцем, сидящая на престоле.
Одним словом, при всем многообразии иконографических изображений Богородицы их можно отнести к одному из указанных типов.
Многообразие «русских» икон Божией Матери — свидетельство Ее особого заступничества
— Когда почитание икон Богоматери распространилось на Руси?
Почитание Божией Матери на Руси началось одновременно с принятием христианства и распространилось повсеместно. Многие чудотворные иконы Пресвятой Владычицы — это благодатные дары Русской земли. Это свидетельствует, прежде всего, об особом покрове Царицы Небесной над Русью.
— Чем это почитание выражалось?
— Где бы не обосновывались русские люди, всегда на новом месте прежде всего они строили храм, часовню или иное церковную постройку, в котором помещался какой-либо из чтимых образов Божией Матери. Богородичные иконы всегда были неотъемлемой принадлежностью и каждого христианского дома. И поэтому, когда наши предки в XVII веке пришли на эти земли, они не могли не призывать в помощь Пресвятую Богородицу и под Ее покровом осваивали Дальний Восток. Икона, о которой мы с Вами говорим, и была принесена казаками как символ своего упования на всемощное заступление Небесной Владычицы.
Албазинская икона — богословие Воплощения в красках
— Какое значение для Православия имеет Албазинская икона?
— Албазинская икона Богородицы именуется еще «Слово плоть бысть». Это наименование, взятое из Евангелия от Иоанна (Ин 1. 14), было дано не случайно — на нем изображено Воплощение Господа нашего Иисуса Христа, Бога Слова, в пречистой утробе Всесвятой Девы.
Перед этой иконой молятся о помощи в семейных нуждах, о даровании семейного счастья. Семьи, не имеющие детей, молятся Богородице перед этой иконой о даровании чадородия, а женщины, носящие во чреве — о благополучном разрешении от бремени.
Данная икона относится к иконографическому типу «Оранта», и свое второе наименование — «Албазинская» — она получила по названию Албазинского острога, в котором была прославлена многими чудесами. На Дальний Восток, в тогдашнюю столицу этого необъятного края городок Албазин она была принесена иеросхимонахом Троицкого Киренского монастыря Ермогеном — первым православным священником и миссионером в этих землях.
— А какие, если можно так выразиться, богословские темы раскрыты на этой иконе?
— Само Воплощение Бога Слова, схематически изображенное на данной иконе, напоминает нам, что Пресвятая Дева Мария была избранной от всего человечества для того, чтобы послужить миссии Богочеловека на земле. Она дала Богу Слову все человеческое — душу, тело… Данная икона напоминает нам о великом смирении, великом послушании Пречистой Девы Божественной воле. И поэтому как благодатное следствие этого послушания стало возможным Боговоплощение.
Кроме того, этот святой образ напоминает нам о том, чтобы все свое упование мы возлагали на Нее, чтобы все нестроения, проблемы разрешались с ее помощью, потому что Она всегда готова прийти к нам на помощь, ибо имеет за Свое послушание Богу великое дерзновением пред Ним.
На данной иконе Господь Иисус Христос окружен сиянием. Эта деталь как бы говорит, что через Воплощение стало возможным обожение человека. Все благодатные средства, имеющиеся в Церкви, были даны Господом для того лишь, чтобы мы преображались, стяжали плоды Духа Святого для нашего личного обожения и жизни со Христом.
Чудо крепнущей связи
— Сегодня многие отмечают, что древний список Албазинской иконы в Вашем соборе заметно просветлел. Многие говорит об этом, как о чуде.
— Прежде, чем сказать непосредственно о чуде поновления нашей иконы, стоит сказать немного об ее истории.
Образ, находящийся в Успенском соборе — это список с чудотворной иконы Царицы Небесной, которая находится в Благовещенске. Первоначально он находился в Градо-Хабаровском соборе Успения Божией Матери. А после того, как в 30-е годы прошлого века собор был закрыт и разрушен, икона, ввиду ее высокой историко-художественной ценности, была помещена в запасник краеведческого музея. Там она находилась вместе со списком чудотворной Тихвинской иконы Божией Матери.
Хабаровский краеведческий музей, стремясь внести свой вклад в возрождение православной веры в пределах нашего Отечества, в дело укрепления единства российского народа, возрождения Дальнего Востока, передал эти две иконы Хабаровской епархии Русской Православной Церкви. Когда в 2002 году Успенский собор был построен и освящен, они вернулись, можно сказать, на свое историческое место.
— А когда и как началась обновляться икона?
— Албазинская икона во время своего нахождения в музее никак не поновлялась, не реставрировалась — она просто хранилась в запаснике музея. Но после того, как она была перенесена в храм, была возрождена дореволюционная традиция еженедельного служения акафиста Божией Матери, да и люди, приходя в Успенский собор, подходили прежде всего к ней, рассказывали Богородице о своих нуждах, благодарили за оказанные Ею благодеяния. И в этих условиях регулярного совершения богослужений и молитв она, в буквальном смысле, стала оживать.
Как отмечают люди, являющиеся прихожанами собора с самого момента его открытия, все это время икона словно постоянно поновляется. Впечатление такое, как будто с ней работает реставратор, снимающий потемневшую олифу. Особенно это заметно на одежде Пресвятой Богородицы.
— А сказывается ли происходящее каким-либо образом на приходящих к Пречистой Деве людях?
— Разумеется, чудеса происходят не только с самой иконой, но и с людьми, которые молятся перед ней. Вот один из примеров.
В прошлом году одна хабаровчанка свидетельствовала о чуде в ее личной жизни. Она двенадцать лет состоит в браке, но Господь не давал ей с супругом чад. Узнав об этой иконе, в течение достаточно долгого времени ходила к ней молиться. И теперь она в скором времени готовится стать матерью.
Это чудо взаимосвязано с тем, что происходит поновление иконы, которая живет внутри храма, перед которой совершаются богослужения и возносятся молитвы. Через наши молитвенные прошения перед иконой устанавливается живая связь с Богородицей — ведь в том и состоит назначение святых образов, которые возводят нас к своему первообразу.
— Скажите, а как Вы сами переживаете то, что происходит на Ваших глазах, когда Ваши прихожане рассказывают о таких событиях в их жизни?
— Это маленькое чудо такого, едва заметного поновления нашей святыни показывает, что связь между нами и Богоматерью жива и действенна. Об этом говорят и случаи чудес, совершаемых Пречистой по молитвам перед Ее иконой. Но даже если бы оно не происходило, это не было бы поводом для расстройства или недоумения — в любом случае Божия Матерь слышит все наши молитвы и всегда находится рядом с нами, всегда готова прийти на помощь. То, насколько тесной станет эта духовная связь, зависит во многом от нас.
Сила молитвы
— Нашу эпоху нередко называют постхристианской — люди в массе своей редко вспоминают о Боге, о молитве. Но все же — есть ли в душах отклик на то, что происходит? Приходят ли люди к Богоматери?
— На молебне перед Албазинской иконой всегда много людей, регулярно приходят помолиться и прихожане других храмов. Каждый член общины Успенского собора считает своей доброй обязанностью регулярное посещение молебна, ведь благодаря этому наша связь с Богородицей становится еще крепче.
С определенного момента мы стали раздавать тексты акафиста Божией Матери каждому, кто приходит в храм на молебен. Таким образом каждый становится не только слушателем акафиста, но и непосредственным его совершителем. Это дает свои добрые плоды.
Будем верить, что благодаря нашей молитве, горению сердец мы сможем быть еще ближе к Богоматери. Как уже было сказано, Она всегда, в любой момент нашей жизни находится рядом с нами, и мы можем сделать наше молитвенное единство с Заступницей и Ходатаицей нашего спасения еще теснее. Все это — богослужения, личные молитвы — да будут нашим малым вкладом в возрождение того, что совершали наши предки в Приамурье под покровом Албазинской иконы Божией Матери.
Беседовал Василий Жуков
http://pravostok.ru/ru/journal/theology/?id=772