НГ-Религии | Анна Роузер | 20.04.2005 |
Ситуация осложнилась после того, как радикально настроенные еврейские поселенцы собрались в поход на Храмовую гору. В этот день на подступах к ней израильская полиция задержала членов ультраправой еврейской организации «Ревава» («Множество»). Именно это движение неоднократно заявляло о планах провести в воскресенье массовое паломничество евреев на Храмовую гору, где расположена важнейшая мусульманская святыня — мечеть Аль-Акса, куда иудеям вход запрещен. Туда не могут зайти даже израильские официальные лица, поскольку за этим бдительно следят как израильские пограничники, так и мусульманские охранники. Этот запрет обусловлен прежде всего тем, что Храмовая гора — не только священное для мусульман место, но и краеугольный камень арабо-израильского конфликта, о который разбиваются все мирные планы и инициативы. Корни этого конфликта уходят в библейские времена.
Согласно преданию, именно на Храмовую гору Авраам привел своего сына Исаака, чтобы принести его в жертву Богу. Здесь в 966 году до н.э. царь Соломон построил первый Иерусалимский Храм на скале, где находился Ковчег Завета со скрижалями. В 587 году до н.э. этот Храм был разрушен вавилонским царем Навуходоносором, Ковчег Завета похищен, а храмовые сокровища вывезены в Вавилон. После вавилонского плена Храм был воздвигнут вновь, правда, в более скромных размерах. И лишь царь Ирод Великий вернул ему величие, роскошь и красоту, которые имел когда-то Храм Соломона.
В 70 году н.э. римляне разрушили Иерусалим и Храм и не разрешили отстроить его заново. С тех времен и до наших дней сохранилась на Храмовой горе часть западной опорной стены Иерусалимского Храма — так называемый Котель, или Стена плача. После разрушения Храма римлянами Храмовая гора пребывала в запустении, в римско-византийский период здесь был пустырь. В 638 году византийцы практически без боя сдали Иерусалим мусульманам. Арабы решили, что святое место не должно пустовать и построили здесь мечеть Аль-Акса.
Святость Храмовой горы и Иерусалима для мусульман определяется 17-й сурой Корана, первый стих которой гласит: «Хвала тому, кто перенес ночью раба Своего из мечети неприкосновенной в мечеть отдаленнейшую». Под мечетью «неприкосновенной» традиционно подразумевается мечеть в Мекке, под мечетью «отдаленнейшей» — мечеть Аль-Акса на Храмовой горе в Иерусалиме. Согласно преданию, архангел Джабраил перенес Муххамада из Мекки в Иерусалим, где показал ему Храм. Несмотря на то что во времена Пророка на Храмовой горе не было мечети, мусульмане считают, что в своем сне-путешествии Муххамад видел именно мечеть Аль-Аксу.
В конце XI века, 15 июля 1099 года, крестоносцы взяли Иерусалим штурмом, изгнали из города арабов и евреев. В 1187 году, после того как султан Саладин (Салах ад-Дин) разгромил армию крестоносцев, евреям было разрешено вернуться туда. В 1291 году город и Храмовая гора перешли во власть мамелюков, а два века спустя — османов. В османский период (1516−1917) Храмовая гора перестраивается, реконструируется и приобретает современный вид. В период британского мандата (1917−1948) управление территорией Храмовой горы передается мусульманскому совету — Вакфу.
Как известно, при разделе Палестины в 1948 году Иерусалим достался Иордании. Во время этого правления, которое продолжалось до 1967 года, иорданский король официально объявил себя покровителем святых мест ислама на Храмовой горе. В результате Шестидневной войны Иерусалим и Храмовая гора вновь оказались в руках израильтян, о чем весь мир оповестил израильский генерал Моте Гуру. Израильские десантники, ворвавшиеся во двор Аль-Аксы, пели и плакали, выражая чувства всего еврейского народа, дождавшегося великого часа. Но, как известно, мало взять высоту, надо еще ее удержать.
Начиная с 1967 года вход на Храмовую гору был открыт для всех желающих. Внешний контроль и охрана осуществлялись израильтянами, внутренний контроль и наблюдение за порядком были переданы мусульманскому совету Храмовой горы — Вакфу. Покровителем святых мест ислама на Храмовой горе традиционно считается правящий иорданский монарх, он же контролировал мусульманский совет Храмовой горы.
В октябре 2000 года Ариэль Шарон поднялся на Храмовую гору, что вызвало негодование палестинцев. Восстание палестинцев, начавшееся после этого инцидента, было названо «интифадой Аль-Акса». В переводе с арабского слово «интифада» означает «война камней».
В это же время в некоторых горячих головах зародилась мечта о строительстве Третьего Иерусалимского Храма. В последние годы представители ультраправой организации «Ревнители Храмовой горы» неоднократно пытались втащить на гору то краеугольный закладочный камень, то мешки с землей, собранные со всех концов Израиля, то модель Третьего Храма. Все это вызывало гнев палестинцев. На каждое такое восхождение они норовили ответить очередным терактом в Иерусалиме или других городах страны.
После смерти Арафата у евреев и арабов появился шанс урегулировать конфликт. Желание хоть немного пожить в мире назрело как в израильском, так и в палестинском обществе. Многие с ностальгией вспоминают о «доинтифадных» временах, когда Иерусалим был полон паломников и туристов. Это было выгодно всем: и евреям, и арабам. За последние годы в Израиле обострились политические и экономические проблемы — и это тоже результат интифады. Да и общество расколото на сторонников «мирного процесса» и желающих уничтожить всех террористов до последнего. Среди ультраортодоксов (харедим) тоже хватает «ястребов». Опираясь на Священное Писание, они требуют, чтобы их пустили на Храмовую гору для молитв и жертвоприношений. Но мусульмане считают это кощунством. «Если сионисты осквернят мечеть Аль-Акса, они посеют семена третьей интифады», — заявил представитель движения «ХАМАС» Низар Райан.
Недавно бывший глава службы внешней разведки «Моссад», а ныне депутат кнессета от партии «Авода» Дани Ятом выступил с предупреждением, что в Израиле может произойти военный переворот. Объективные предпосылки к этому Дани Ятом видит в увеличивающейся доле представителей национально-религиозного лагеря среди командного состава израильской армии. «Военнослужащие находятся под сильным влиянием своих раввинов и готовы подчиниться приказу раввина в большей степени, чем приказу своего армейского командира», — заявил Ятом.
Мнение депутата Ятома поддержал отставной генерал армии Израиля Дани Ротшильд. Он также признал, что военный переворот в Израиле вполне реален. Действительно, в последнее время многие раввины выступили с призывами к военнослужащим не подчиняться приказам командования об эвакуации еврейских поселений в секторе Газа. Эти поселения должны быть уничтожены согласно плану мирного урегулирования «Дорожная карта».
История Израиля еще не знала попыток военных переворотов, но сегодня значительная часть евреев выступает против ухода с арабских территорий, который многие называют односторонней уступкой вечному врагу. Борьба за Храмовую гору в этой ситуации становится не только «битвой за святыни», но и маневром, отвлекающим армию и полицию от ликвидации поселений в секторе Газа. Эта проблема обострила обстановку в Израиле и вынудила Ариэля Шарона во время его последнего визита в США с грустью признать, что он всю жизнь защищал евреев, но теперь впервые принимает меры к тому, чтобы защититься от них. Речь идет о личной безопасности премьер-министра. Религиозные радикалы уже неоднократно напоминали ему о судьбе Ицхака Рабина, убитого в 1995 году еврейским экстремистом Игалом Амиром.
К счастью, на этот раз полиции удалось не допустить на Храмовую гору ни еврейских, ни палестинских радикалов. Но большинство экспертов мрачно предрекают, что это только начало. Неизвестно только чего — новой интифады или очередного мирного процесса? С одной стороны, и евреи, и палестинцы устали от взаимной вражды, с другой — рост религиозного экстремизма среди давних противников может в любой момент привести к взрыву страстей и большой крови.