Русская линия
Седмицa.Ru18.06.2008 

Монгольское иго — зло или благо?
Телепрограмма 07.06.08

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Здравствуйте, в эфире «Православная энциклопедия. Сегодня мы будем говорить об истории. В словаре Даля написано, что слово «история», принятое от древних всеми европейскими языками, означает то, что «что было или есть, в противоположность сказке или басне». Но почему-то именно в обращении к истории довольно часто бытуют и сказки, и байки. Особенно в наше время. Одна сенсация сменяет другую. То ставится под сомнение сам факт Куликовской битвы. То появляются двойники у видных исторических фигур. То предлагается пересмотреть устоявшиеся представления об исторических периодах развития Российского государства, в частности, о монгольском иге. Сегодня гость программы — заместитель директора Государственного Исторического музея, доктор исторических наук, археолог Вадим Егоров, много лет занимавшийся историей и археологией Золотой Орды. Но в начале, как всегда, новости.

Сюжет: Хиротония архимандрита Иеронима (Чернышова) во епископа Орловского и Ливенского

2 июня, в праздник обретения мощей святителя Алексия, Московского и всея России чудотворца, Святейший Патриарх Алексий совершил Божественную литургию и молебен. Богослужение проходило в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, где покоятся мощи Первосвятителя. За литургией Предстоятель Русской Православной Церкви совершил чин архиерейской хиротонии архимандрита Иеронима (Чернышова) во епископа Орловского и Ливенского. По традиции, вручая новому владыке архиерейский жезл, Святейший Патриарх Алексий произнес слово напутствия.

Святейший Патриарх Алексий: — Я поздравляю всех Вас с новым епископом Церкви Христовой. Сегодня мы молились, чтобы Господь укрепил бы его в несении нелегкого архипастырского служения.


Сюжет: Выставки в ГИМе.

В дни юбилейных торжеств, посвященных 125-летию Государственного Исторического музея, в нем прошли сразу несколько интересных событий. В Отделе книжного фонда Исторического музея открылся виртуальный читальный зал. Теперь и специалисты, и все посетители музея, интересующиеся историей Русского государства, могут получить бесплатный доступ к Национальной электронной библиотеке.

Юбилею музея была посвящена и презентация факсимильного издания Лицевого летописного свода 16-го века. Это уникальное издание, во всех нюансах повторяющее знаменитую рукописную книгу, созданную по инициативе царя Ивана Грозного, рассказывает всемирную историю от сотворения мира до 1567 года. Аналогов этому историческому памятнику нет во всем мире. Только иллюстраций-миниатюр здесь почти 16 тысяч.

Елена Серебрякова, ведущий научный сотрудник отдела летописей: — У этой книги была тяжелая историческая судьба. Он расходился из царского книгохранилища по листам по разным владельцам. И теперь, в результате факсимильного издания, Лицевой свод объединился снова и каждый может представить русскую историю в едином виде.

Сергей Карпов, декан исторического факультета МГУ: — Это еще и спасение памятника, его передача будущим поколениям. Это имеет огромное образовательное значение — и в университетах, и в духовных семинариях и академиях это будет тот памятник, на котором будут учиться основам русской истории, русской культуры.

Преподобная Евфросиния Суздальская

Еще одним подарком к юбилею Исторического музея стала выставка Покрова святой Евфросинии Суздальской. Она была дочерью замученного в Орде Черниговского князя Михаила, и стала одной из первых русских женщин, просиявших своей святой жизнью. Благодаря ее молитвам Ризположенский монастырь был спасен во время нашествия хана Батыя — по преданию, обитель скрылась от него в тумане.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Напоминаю, что сегодня мы будем говорить об истории России, о времени, отстоящем от нас на протяжении пяти веков. О монгольском иге.

«Монгольское иго»

В 1236 году внук Чингисхана хан Бату начал грандиозный завоевательный поход — из Забайкалья на Восточную Европу. В декабре 1237 года монгольские войска появились на Руси. Пали Рязань, Коломна, Москва, Суздаль. 3 февраля 1238 года монголы подошли к Владимиру.

Мария Родина, заведующая отделом археологии Владимиро-Суздальского музея-заповедника: — С собой они привели захваченного в плен княжича Владимира Георгиевича. Всеволод и Мстислав, возглавлявшие оборону столицы, стоя на боевой площадке Золотых ворот, узнали брата и опечалились его скорбной судьбой. На предложение сдать город владимирцы ответили стрелами. Для устрашения защитников города княжича казнили у всех на глазах.

Видимо, в ожидании неминуемой гибели писали на этих стенах свои имена и рисовали православные кресты защитники Владимира. Войско Батыя стало лагерем перед Золотыми воротами. Многопудовые камни обрушились на стены и башни. В город полетели горшки с горючими веществами, вызывая многочисленные пожары. Деревянные стены в нескольких местах обрушились. Войско подошло к Успенскому собору. Княжеская семья, бояре и епископ Митрофан укрылись за двухметровыми каменными стенами. Отказавшись сдаться на милость победителей, все они погибли в дыму и в огне.
Несколько лет назад во Владимире археологи нашли безмолвных свидетелей тех страшных событий.

Мария Родина, заведующая отделом археологии Владимиро-Суздальского музея-заповедника: — Ученые исследовали остатки большой богатой усадьбы, сгоревшей во время штурма Владимира татаро-монголами. При расчистке подполья был обнаружен скелет женщины. Судя по расположению костей, женщина сидела на корточках, обхватив руками колени и держа в руках узелок. Ей было холодно и страшно. Спастись ей не удалось, она погибла под обвалившимися перекрытиями сгоревшего дома.

В углу подвала в земляном полу были зарыты два берестяных свертка. В одном находилась серебряная литургическая чаша, в другом — два серебряных складных креста для хранения реликвий, 4 крестика, складень из семи иконок, выполненный в технике перегородчатой эмали, ожерелье из серебряных бус, крестовидных подвесок и круглой иконки с изображением архангела Михаила, а также кусочек ладана, завернутый в вышитую ткань. Это кажется невероятным, но, когда археологи извлекли из земли кусочек ладана, он источал благовонный аромат. Это спустя 750 лет пребывания в земле!

Несмотря на героическое сопротивление, Владимир пал. Вслед за ним — Ростов, Переславль Залесский, Юрьев-Польской, Дмитров, Ярославль, Кострома, Торжок, Козельск… Монголы сожгли и разграбили почти все крупные города, не дойдя лишь до Новгорода и Пскова. На Руси наступила эпоха, продолжавшаяся 250 лет, — Монгольское иго. В 1380 году произошла знаменитая Куликовская битва. Но освобождение от «клятого ига» наступило лишь через 100 лет.

* * *

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — В 1826 году, Российская Академия наук предложила ученым исследовать влияние монгольского ига на историю России. Был дан срок — три года. Появилось лишь одно сочинение, и то на немецком языке. Но оно не было признано достойным награды. Через несколько лет Академия наук повторила попытку. И снова срок — три года. И снова поступила лишь одна. Премия и на этот раз не была присуждена. С тех пор поколения русских ученых трудились над изучением вопросов, поставленных Академией Наук в первой половине XIX века. Сегодня о монгольском иге и его влиянии на Россию мы будем говорить с доктором исторических наук, археологом Вадимом Егоровым.

Здравствуйте, Вадим Леонидович. В школе нас учили, что «татаро-монгольское иго» было злом для Руси, надолго затормозившим её развитие, что завоеватели были жестоки, «люди секуще яко траву», как говорилось в летописи. И вдруг сегодня раздаются голоса, будто никакого ига не было, а если и было, то принесло Руси благо, оказалось двигателем её прогресса. Почему сейчас вспыхнул такой острый интерес к Орде? И почему возник такой разительный разброс мнений?

Вадим Егоров: — Сейчас популярно стало опровергать, как говорят в разных изданиях, популярных историков. Свидетельством о монгольском иге являются не наши нынешние интерпретации того, что произошло 700−800 лет тому назад, а четкие записи древнерусских летописей, археологические раскопки блестяще проведенные и в 19 и в 20 веке. Все они говорят об одном — это было тяжкое, жуткое бремя, мрачный век. 250 лет существования по гнетом иноземных властителей выдержит не каждый народ.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Лев Николаевич Гумилёв имел неоднозначный взгляд на роль Монгольского ига в истории России. Но ведь он же опирался на какие-то факты?


Вадим Егоров: — Лев Николаевич Гумилев был не только историком, но и блестящим писателем. Его родители — поэтесса Ахматова и его отец — поэт Николай Гумилев были талантливейшими людьми, и он этот талант от них унаследовал. Но, иногда создается впечатление, что ему лень было протянуть руку к энциклопедии и заглянуть туда. Он надеялся всегда только на свою память, и это его подводило.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — То есть, здесь талант писателя победил талант ученого?

Вадим Егоров: — Безусловно. Он, например, пишет о том, что святой князь Александр Невский был побратимом сына хана Бату Сартака. А побратимство, в монгольском понимании, означает, что два человека разрезают себе руку, по капле крови выдавливают в чашу с кумысом и потом каждый эту чашу выпивает. Если русский, православный князь такую процедуру совершит, его на родине не примут больше никогда, и авторитет его не будет столь высоким, каким он был у св. Александра Невского. И в летописях о таком побратимстве ни слова не говорится. Это явный домысел Льва Николаевича.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Вы известный археолог, ездили в Сибирь, Крым, Среднюю Азию. Раскапывали древние города XII—XIII вв.еков. А потом уж стали заниматься исключительно Золотой Ордой. Почему?

Вадим Егоров: — Это очень интересная тема, мало исследованная. Вы в начале говорили о том, что был заявлен конкурс с премией 1000 золотых рублей, и подал книгу только немецкий историк, который просто переписал из русских летописей все их содержание. Хорошего исторического исследования там, увы, не было. А настоящее исследование вышло только в 1950 году, наши историки: академик Греков, и член-корреспондент академии наук Якубовский написали очень серьезный, солидный том «Золотая Орда и ее падение». Когда в 1959 году мой учитель, Герман Васильевич Федоров начал планомерные и огромные по масштабу раскопки всех нижневолжских городов, предлежащих Золотой Орде, то выявилась совершенно необычная картина новой золотоордынской культуры, складывавшейся не только из монгольских традиций, но и из среднеазиатских, иранских, китайских и древнерусских в том числе. Поэтому особый интерес вызывает изучение этого смешения всех культур, которое возникло в 1242 году.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Князья русские получали ярлыки на княжение. А на сколько тогда была свободна Русская Православная Церковь?


Вадим Егоров: — Монголы — народ очень интересный и лояльно относящийся к любым религиям. Сам основатель Золотой Орды хан Бату был язычником: поклонялся деревьям, горам и небу. Его сын Сартак был несторианином, то есть христианином несторианского толка, а брат хана Бату Берке, который унаследовал престол в Золотой Орде, был мусульманином. И, вообще, то, что при св. Александре Невском в 1262 году в столице Золотой Орды Сарае было разрешено открыть представительство русского митрополита -говорит о многом. Во-первых — о влиянии св. Александра Невского, который сумел этого добиться. Это, по сути, было посольство, которое постоянно находилось в Сарае, которое помогало десяткам тысяч русских людей угнанных из различных русских княжеств. Там было больше 100 000 людей, которые в качестве рабов работали на строительстве уже золотоордынских городов. Я своими руками раскопал несколько русских землянок, в которых жили русские рабы. Мы там находили знаменитую русскую керамику, должен вам признаться, что она выглядит куда хуже золотоордынской, но русские православные считали позорным есть, как они говорили, из поганой, мусульманской посуды, несмотря на всю ее красоту. Поганая — не в современном понимании этого слова, а в смысле нечистая. Находили и захоронения русских людей, с ними найдены их нательные крестики. Пленных было достаточно много. Летописи свидетельствуют, что людей угоняли целыми деревнями, превращая в рабов.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — А сохранились ли в летописях имена мучеников-страстотерпцев?

Вадим Егоров: — Я бы сказал, что весь русский народ был страстотерпцем. Но есть такие имена русских князей, которые действительно претерпели мучения и за Веру Христианскую и за Русское государство. Это знаменитый Черниговский князь Михаил, который в 1246 году был убит ханом Батыем, его убили за то, что он отказался пройти между двух костров, очиститься по монгольским понятиям. Ему за это отрубили голову. И его помощник, который был с ним — боярин Феодор также отказался, хотя его уговаривали. И знаменитейший случай, когда 22 ноября 1318 года в степях Северного Кавказа был убит Тверской князь Михаил. Это душераздирающая история очень подробно описана в летописях.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — А что-то хорошее позаимствовали русские у золотоордынских завоевателей?

Вадим Егоров, заместитель директора ГИМа: — Трудно сказать, но во всяком случае в русском языке осталось много слов ордынского происхождения, таких как «чулки», «таракан», «алтын» (золото), «сарай». «Сарай» по персидски означает «дворец», но русские переосмыслили этот слово и сделали из него сарай. Кое-что было заимствовано и в военном деле, поскольку монголы были людьми, искушенными в этих вопросах, прошедшими огромную практику. Ведь преодолеть 6 000 км от Центральной Азии до древнерусских княжеств, постоянно воюя, безусловно, значит немало.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Вадим Андреевич, а как бы пошло развитие России, если бы монгольского ига не было?

Вадим Егоров, заместитель директора ГИМа: — Историки обычно не любят сослагательного наклонения, но здесь прослеживаются несколько важных моментов. Если бы не было монгольского ига, то столицей Русского государства остался бы Владимир, а Москва не стала бы столицей. Без ига не было бы ни Украины, ни Белоруссии, а единое древнерусское государство. Если бы не было монгольского ига, то объединение древнерусских княжеств началось бы уже на рубеже XIII—XIV вв.еков, а развивающаяся Россия обратила бы свое внимание на Запад куда раньше, чем это произошло при Петре Великом и чуть раньше, при Иване Грозном.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Спасибо Вам, Вадим Леонидович, за интересную и содержательную беседу. А сейчас — наша постоянная рубрика «Московские святыни».

Рубрика: Московские святыни

28 июня 1923 года в девятом часу утра в храм Николая Чудотворца в Кленниках из подмосковной Вереи привезли гроб с телом протоиерея Алексия Мечева, прослужившего здесь настоятелем тридцать лет. Прощание православной Москвы с любимым батюшкой длилось сутки.

На Лазаревском кладбище, где хоронили знаменитого старца, впервые после годичного перерыва появился на народе Патриарх Тихон, буквально накануне освобожденный из заключения. Его восторженно встретили толпы народа. Так исполнились пророческие слова отца Алексия Мечева: «Когда я умру — всем будет радость».

Тридцатью годами раньше, в 1893 году, в храм святителя Николая в Клённиках, что на Маросейке, назначили настоятелем молодого священника Алексия Мечёва. Приход был небольшим и бедным. Даже в больших храмах принято было проводить службы лишь два-три раза в неделю. Отец же Алексий начал служить каждый день, хотя часто и в полупустом храме. Вскоре сюда потянулись люди. И каждого батюшка встречал с сердечной приветливостью, любовью и состраданием.

Когда у отца Алексия умерла любимая жена, его посетил знаменитый Иоанн Кронштадтский. «Будь с народом, — сказал удрученному горем священнику всероссийский батюшка, — возьми чужое горе на себя и тогда увидишь, что твое несчастье незначительно в сравнении с ним. И легче тебе станет». Так протоиерей Алексий Мечев стал старцем в миру.
Оптинский старец Нектарий говорил приезжавшим к нему: «Зачем вы ездите к нам? У вас есть отец Алексий». В скромный Никольский храм в Кленниках ехали люди со всей России. Православная община Алексия Мечева стала островом спасения для многих и многих.

В 1919 году был рукоположен во священники сын отца Алексия Сергий, который служил сначала с отцом, а после его смерти и до закрытия храма в 1932 году был здесь настоятелем. В 1941-м отца Сергия расстреляли.

В 1990 году Никольский храм возвратили Церкви. А еще через десять лет Архиерейский Собор Русской Православной Церкви причислил к лику святых праведного Алексия, старца Московского, и его сына — священномученика Сергия.

29 сентября 2001 года многотысячным крестным ходом мощи старца Алексия были принесены в храм святителя Николая в Клённиках, где они покоятся и сегодня.

Ведущий — протоиерей Алексий Уминский: — Наша программа подошла к концу. Ее электронную версию Вы всегда найдете на нашем сайте «Седмица.ру». Там же Вы узнаете много интересного из религиозной жизни всего мира. Через неделю мы встретимся снова. В течение всего прямого эфира я буду отвечать на Ваши вопросы. Тема программы — священник и прихожанин. В чем состоит роль священника? С какими вопросами и проблемами нужно приходить к нему, а какие следует решать как-то по-другому? Готовьте свои вопросы. Всего Вам доброго! Храни Вас, Господь!

http://www.sedmitza.ru/index.html?sid=77&did=53 202&p_comment=belief


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика