Правая.Ru | Владимир Махнач | 16.06.2008 |
Виктор Саулкин — Добрый вечер, братья и сестры. Я думаю, что радиослушатели сегодня догадались, речь будет идти в нашей передаче о русской истории и о том, что происходит с нашей страной сегодня. Владимир Леонидович принес в студию радиостанции «Радонеж» удивительную листовочку. В ней говорится: «Марш за добровольную армию. Меняем сапоги на свободу. Как обменять сапоги на свободу и отказаться от воинской службы по убеждениям. Помните, отказаться от потери времени и здоровья никогда не поздно, приходите». Приходить предлагается в «Воскресную школу пацифиста», которая проходит каждое воскресенье в 14.00 в музее-общественном центре имени Андрея Сахарова. Наши слушатели знают этот центр, как центр антихристианский и кощунственный. И вот теперь этот центр предлагает «бесплатные консультации призывников и офицеров». Я попросил Владимира Леонидовича прокомментировать эту листовку и ту опасность, которая за ней скрывается.
Владимир Махнач — Эта листовка, братья и сестры, пришла ко мне можно сказать, сама. Значит, ее Господь или по крайней мере, ангельские воинства послали. Я подходил к собственному дому вечером, когда мне ее дали молодые люди — приходите, мол, поддержите. Первое, что надо заметить — они не пишут, «марш за наемную армию». Слово некрасивое. Они пишут «марш за добровольную армию». Это ложь. Надо прежде всего указать, что они лжецы. «Меняем сапоги на свободу» Звучит красиво. Но разве кому-нибудь удавалось обменять сапоги на свободу?
Я 34 года преподаю историю, и могу сказать, в реальности всегда было ровно наоборот. Только надев сапоги, обретали свободу. Хотя эти сапоги, эта воинская обувь, могли быть и древнеегипетскими сандалиями, и калигами — сапогами римских легионеров, и ичигами, которые носили кочевые народы нашей великой степи, или русскими сапогами, в которых сражались наши предки. Я мог бы целую лекцию прочитать о сапогах.
Никогда не бывало наоборот — свобода не обреталась отказом от сапог, от исполнения воинского долга.
Начиная со времен древней Месопотамии, шумеров, можно отметить историческую закономерность, о которой писали и Лев Николаевич Гумилев и Игорь Ростиславович Шафаревич, (классические труды которых я Вам рекомендую). Там, где все принадлежит государству, как это было у нас, там портится армия. Можно собрать огромную толпу рабов и послать ее в бой. Но они привыкли все делать из-под палки и они и проиграют малочисленным, необразованным бесписьменным кочевникам или кому угодно еще. Потому что солдаты не получаются из рабов. Солдаты не получаются из толпы. Солдаты получаются из людей, которых в детстве воспитывали в сознании чувства собственного достоинства. Именно с этим связана категория чести, оттуда категория воинской доблести. Только свободный человек может обладать таким римским качеством, как дисциплина. Есть такой прекрасный православный молодежный журнале «Наследник». В нем, в номере втором за этот год можно прочитать и мои ответы на вопросы о такой добродетели, как честь. Я горячо рекомендую вам этот журнал, его можно приобрести в Новоспасском монастыре.
И вот листовка, о которой мы говорим, жирным шрифтом, огромными буквами обещает бесплатно консультировать призывников и офицеров запаса о том, как выгоднее обменять сапоги на свободу и отказаться от воинской службы по убеждению. Закон сейчас позволяет отказаться от воинской службы по убеждениям. Еще недавно не позволял. Сейчас позволяет. Поэтому в принципе офицер запаса или призывник может так поступить. И он не совершит уголовно наказуемого деяния.
Но Сергей Егорович Сорокин, который проводит эти занятия, совершает уголовное деяние. Уголовно наказуемое преступление. Он призывает к нарушению, причем массовому нарушению закона о всеобщей воинской обязанности. Я недоумеваю, почему Московские власти не пресекают его деятельность. Почему он до сих пор не задержан? Я сам готов выступить в роли эксперта, сесть рядом со следователем и помочь следователю задавать безупречные вопросы этому правонарушителю.
Дальше в листовке идет «полезная информация» — указание контактов «Союза комитетов солдатских матерей России». Но в действительности эти люди не имеют права называться союзами солдатских матерей. Они не помогли ни одному солдату. Они ни разу не потребовали, чтобы и гражданские должностные лица, в частности — предатель и убийца Сергей Адамович Ковалев, были привлечены к уголовной ответственности за тех русских солдат, которых он погубил. Статьи, позволяющие это, есть. Какие же они тогда солдатские матери? Они не защищают солдат. Они защищают дезертиров. Было бы честнее назвать их «Союзом комитетов дезертирских матерей». (10.31)
В.С. — Владимир Леонидович, дело в том, что там нет ни одной женщины, у которой сын бы служил в армии.
B.M. — Конечно.
В.С. — И как-то они сказали удивительно точные слова в передаче с отцом Саввой, игуменом Саввой Молчановым: «да мы вообще мечтаем закрыть вашу армию». То есть они мечтают закрыть навсегда российскую армию. А какую же армию они хотят видеть?
B.M. — А вот что они пишут в листовке на другой стороне, на обороте. Если у вас в руках оказалась такая листовка, вы, пожалуйста, не выкидывайте ее некоторое время, а покажите друзьям, объясните детям, ученикам или учителям, или сослуживцам, по работе коллегам, объясните, что печатают.
Я цитирую: «Служба в армии должна быть добровольной, а рекрутчина так же, как рабство и крепостное право являются недопустимым анахронизмом в современном обществе. Тот, кто не склонен к военной службе, может использовать свой потенциал на благо экономики России». Обратите внимание, как нас пытаются подкупить. И далее «Отменим всеобщую воинскую обязанность вместе». Я кое-что уже говорил об этом, но хотел бы добавить, чтобы будущие солдаты и бывшие солдаты и нынешние офицеры сейчас слышали, что я говорю.
Всеобщая воинская обязанность отсутствует в англосаксонских странах. В Великобритании, которая перестала быть великой державой и после второй мировой войны превратилась в рваный шлейф своего патрона, своего господина Соединенных Штатов Америки. Я очень люблю английскую культуру и очень люблю английскую историю. И вы это обо мне могли бы слыхать. Только все это в прошлом. Нет этого. И Соединенные Штаты. А Соединенные Штаты потребляют 40 процентов мировых богатств. Поэтому они за наш с вами счет, а также за счет китайцев, малайцев, зулусов и тому подобных добрых людей так богаты, что могут нанимать наемников. Любых. В том числе черных, красных, желтых, цветных.
А в других странах, практически везде, та самая всеобщая воинская обязанность, которая в листовке называется «крепостным правом». Значит, крепостное право во Франции, Бундесвер комплектуется на основе крепостного права или рабства? Одна из лучших армий мира, если не лучшая сейчас. Или посмотрим, как комплектует свою армию Израиль. В этой стране всеобщая воинская обязанность распространяется даже на всех девиц. Правда, они в бой не ходят, но военную службу несут. Сейчас существует масса совершенно женских служб — связь, радиолокация, гидролокация, где женщины работают лучше, чем мужчины. И поэтому израильтяне тут правы. У них рабство или они в крепостном состоянии?
Даже два европейских государства, которые уже очень давно ни с кем не воюют, они давно нейтральные — Швеция и Швейцария, имеют закон о всеобщей воинской обязанности. И кто бы сказал, что они рабы. Или хотя бы о шведах, что они крепостные. Это одна из самых свободных стран европейского мира, с давними военными традициями, с давними традициями воинской доблести и благородства. Именно такими доблестными и благородными они шли на безнадежную битву под Полтавой с нашими блистательными русскими полками. Мы можем гордиться Полтавой, но и шведы могут гордиться Полтавой. Но они давно уже не воюют. Последний раз они выставляли армию против Наполеона в 1812—1814. С самого 1814 года, посчитайте, сколько лет шведы не воюют — и, тем не менее, сохраняют всеобщую воинскую обязанность.
Воинская служба — это то, что делает человека благородным. От словосочетания благой, то есть добрый род. Борцы за демократию — а демократия вещь такая же древняя, как и монархия — всегда боролись за право нести воинскую службу. Служба уравнивала их с аристократами. Когда демократ, то есть рядовой гражданин, землепашец, животновод, скотовод, кузнец воюет, он становится вровень с аристократом офицером, командиром, кованым рыцарем-латником. Этого добивались, военная служба делал человека полноправным гражданином.
И сейчас пусть те, кто не хотят служить, не служат. Но пусть тогда и не ходят голосовать. Потому что не воин — это не гражданин. И мы с Вами должны потребовать, чтобы те, кто отказываются от службы, не обладали избирательными правами. И нас, православных, тут поддержат и старообрядцы, и многие протестанты старых конфессий, вроде баптистов. Нас в этом поддержат и мусульмане. Еще в своей старой, 10-летней давности статье «Демос и его кратия» я доказываю, что не может голосовать, тем более, не может быть избранным человек, который не нес положенную военную службу. Потому что он тем самым показал, что он не гражданин.
В.С. — Мне, Владимир Леонидович, хотелось бы дополнить ваши слова. Дело в том, Германии существует не только всеобщая воинская повинность. Любой немец, который выбирает альтернативную службу, которую позволяет закон — идет работать в больницу или заниматься экологией, знает, что ему будет полностью закрыта дорога на государственную службу. Германия — это очень пацифистская страна. После второй мировой войны разгромленная Германия стала очень миролюбивой. Но каждый немец знает, что если он свой долг Отечеству не отдал, но на государственную службу он не имеет права надеяться. Также во многих странах
В.M. — Простите, Виктор Александрович, что я вас прервал. Сейчас продолжите. Да, в Германии это так — ты можешь выбирать альтернативную службу, но ты не будешь служить в полиции. Ты не будешь преподавателем в средней и высшей школе. Потому, что ты не надежный. Ты не немец. Ты Отечеству не служил. У них короткая служба. Мы тоже могли бы ввести короткую. Мы тоже можем ввести одногодичную службу, если мы вернем в школу на несколько — на два, на три, лучше даже на четыре года первоначальную военную подготовку.
Все, кроме тех, кто пожелает быть профессиональным военным, пусть служат всего один год, как и немцы. Но этот один год изволь отмаршировать. Что характерно, между прочим, в сапогах. Если, конечно, ты не в горной прославленной горно-пехотной дивизии. Надо учиться и нам иметь такую дивизию. Они не меняют сапоги или армейские ботинки на свободу. Наоборот, их сапоги и ботинки дают им свободу.
В.С. — Владимир Леонидович, мы сейчас ответим на звонок нашего слушателя. А затем мне хотелось бы все-таки эту тему продолжить. Говорите, пожалуйста, вы в эфире.
Слушательница — Добрый вечер, я так волнуюсь по поводу армии. То, что наши ребятки должны служить. Если бы мы жили, конечно, в Германии, я бы с удовольствием внука, которому 15 лет, послала бы служить в армию. Но так как мы живем в такой стране, где над нашими детьми издеваются, насилуют их там, избивают, я считаю в такой армии нечего нашим детям делать. Понимаете, они приходят оттуда уродами, моральными уродами. Когда наша армия будет нормальной, такой, что смогут родители отправлять своих детей.
В.M. — Вот к тому моменту, сударыня, когда наша армия станет нормальной, она прекратит свое существование. И вместе с ней прекратит свое существование Россия. Тот, кто не хочет кормить свою армию, кормит чужую армию. Вы можете найти все мои статьи об отношении к солдатам. Я еще в 94-м году написал статью, она есть в Интернете «Кто будет служить?», где я писал о необходимости вежливого внимания не только к офицерской, тут уж говорить даже не о чем, но и солдатской чести. Я был в Святой земле, в Палестине, то есть в государстве Израиль. Я видел, как их солдатики, между прочим, среди них и девочки, заходят в кафе со штатной винтовкой М-16 на ремне и пьют свой кофе. Все совершенно нормально. А у нас не только солдатам, у нас офицерам боятся оружие дать в руки. Офицер русской армии до революции, при Государе Императоре, а последнего Государя мы чтим, как святого, не имел права, кроме особых случаев, в церкви или если он купался, быть без оружия. Во всех остальных случаях жизни он должен был быть при оружии, заметьте, не для защиты Отечества. Где-нибудь в городе Томске, если не грозит никакая война ни в Европе, ни на юге, для какой защиты Отечества он ходил при шашке. Или, если ехал в автомобиле, мог вместо шашки иметь револьвер. Да нет, конечно, для защиты чести, для защиты чести. Когда я ходил ночью по Иерусалиму, я обратил внимание на очень важную вещь. Это я для вас, сударыня, говорю, для той, кто задавала мне вопрос. Военнослужащие, которых я особенно ночью-то и не видел, всегда хотя бы при штатной автоматической винтовке. А полицейские Иерусалима вооружены дубинкой и пистолетом. Никакого автомата, как у наших милиционеров, у них нет. Это же оскорбление, когда милиционер ходит при автомате, да еще имеет наглость держать его наперевес, то есть стволом вам в пузо. А военнослужащих, который должен быть при оружии, ходит без оружия.
Вы сказали, вашему внуку 15 лет. Вот я и желаю вам, давайте, при моей поддержке, при поддержке Союза православных граждан, мы приступим к основанию Союза православных солдатских матерей и бабушек. Я в руководстве Виктор Александрович Саулкин в руководстве Союза православных граждан, мы сможем этому поспособствовать. Будьте основательницей и солдатской бабушкой. И уверяю вас, все у нас в вооруженных силах будет в порядке. Кстати, мы с Виктором Александровичем оба действительную военную службу отслужили. Мы имеем права. Хоть мы и не были под пулями, по крайней мере, свой служилый долг Отечеству мы отдали.
В.С. — Я хотел бы нашей слушательнице сказать о том, что у этого микрофона, бывает Савва Молчанов. И отец Савва не раз говорил о том, как работает Синодальный отдел по связям церкви с вооруженными силами и правоохранительными органами. У нас каждое воскресенье бывает отец Дмитрий Смирнов, помогает бабушками, солдатским матерям, матерям тех, кто действительно служит. Надо бы попросить отца Савву еще раз об этом вопросе подробно рассказать. Но, дорогая слушательница, поверьте, очень тяжело, очень страшно. Много в армии нехорошего, плохого, уродливого и ужасного, которое накопилось, как и во всей нашей жизни за последние 20 лет. Владимир Леонидович, я думаю, согласится. Но если мы Православные — не будем говорить, что мы отдадим в какую-то сказочную армию, отдадим только тогда, когда она появиться. А кто же за нас должен отдавать, кто же должен своих детей отдавать в эту армию. Те, кто хуже нас с вами. Те, кто не так любит своих детей. Или те, кто больше нас любит Отечество. А это звучит уже совсем странно.
Мы тогда защитим права детей и внуков, когда в случае чего-то непотребного, что станет нам известным, начнем решительно требовать на каждом углу, на каждый праздник, в каждом стоянии, в каждом марше, в каждой процессии вмешательства прокуратуры, правоохранительных органов. Функция прокуратуры пресекать правонарушения. В том числе и в вооруженных силах. Мы тогда добьемся результата, когда мы будем добиваться не отсутствия армии, а настоящей армии. Когда мы будем любоваться молодым человеком, который идет по улице в форме прославленного полка или в нашивках прославленного эсминца или ракетного крейсера. И другого пути нет.
Владимир Леонидович, мне хотелось бы обратиться к нашим слушателям. Я думаю, они согласятся с нами. Дорогие братья и сестры, ведь на наших же глазах 20лет назад армию унижали и шельмовали, всячески над ней издевались. Офицеры в те годы, в позднегорбачевское и ельцинское время, боялись появляться в форме в городском транспорте. Но мы же это с вами пережили. Но кто это допустил, если не мы? Я могу сейчас сказать с Владимиром Леонидовичем, что мы и в те годы защищали. Те, кто слушают радиостанцию «Радонеж» 16 лет, знают, как мы в передачах отзывались о нашей армии и говорили. Я считаю, через лет, наверное, 15−20, осознав то, что совершила наша армия в Чечне, спасая Россию, весь народ земной поклон отвесит русскому офицеру. На наших глазах нашу армию смешивались с грязью, уничтожали. Сейчас армия еле-еле поднимается, а как могла армия голодная, оплеванная НТВ, гусинскими, всеми прочими, воевать и быть нормальной. Есть проблема и с теми, кого посылают в армию. Мы говорили об этом с отцом Саввой. Существует дедовщина в детских садиках, дедовщина в ПТУ, дедовщина в институтах.
В.M. — Я призывался в армию 1967 году. Замечу, между прочим, при всем моем патриотическом рвении, что мне повезло. Это был первый год, когда начинали служить два года, а не три. Я под него попал. Не прошел в Университет, пошел в армию, и уже после поступил в университет. Дедовщина и тогда была. Насколько я помню, вся дедовщина заключалась в том, что в самый неприятный наряд, то есть в наряд по кухне, в основном чистить картошку, ходили только молодые. Это справедливо. Так во всех армиях мира. Так было при государе императоре. Такая дедовщина была в Кадетском пажеском корпусе, где служили только дети аристократов.
В Морском корпусе, где служили дети дворян. Всегда старший обладал некоторыми правами. Это нормально считалось во все времена и ни разу никого не подвело. Я тоже самое знаю из германской истории. Я немножечко знаю историю, хотя знаю очень плохо. Но, скажем, система воспитания в военно-морской академии Анаполиса, мне известно, я специально читал, предполагала то же самое. Будущих американских морских офицеров тоже учат в условиях дедовщины. Это сейчас это превратилось в нечто чудовищное. Во-первых, вам концентрированно лгут. Выбирают самые жуткие случаи. Вам не показывают ни одного случая, такие случаи есть, когда молодой человек, подвергающийся в той или иной степени насилию, оказывает сопротивление, побеждает так называемого «деда» и его оправдывает начальство. Потом, поверьте мне, к нему побояться подойти. Ко мне забоялись. Это был 68-й год. Дед стал мне угрожать; чего, сказал я, и сорвал спинку с кровати. Больше желающих не было. Я старших уважал. Детей надо воспитывать. Надо всех воспитывать в категориях чести и чувство собственного достоинства. Тогда у нас будет и общество другое и армия другая.
В.С. — Сейчас гораздо сложнее, чем в те годы, когда мы с вами служили. Дело в том, что действительно очень много проблем. Одна из проблем — этнические землячества в наших частях. Эта проблема вполне может решаться на уровне руководства.
В.М. — На уровне военкоматов.
В.С. — Военкоматов и армии. Это одна из важных задач. Существовала традиция, когда в одну часть направлялись призывники, из одного города, из одного села. У нас были полки по названию — Владимирский, Нижегородский, полки русской армии. Славные полки. Ахтырские гусары. Они, в основном, формировались в одной местности. Казачьи части — там служили все родичи. Можно эту ситуацию переломить. Была бы воля, воля высшего руководства. У нас звонок еще один.
Слушатель — Добрый вечер. Владимир Леонидович, я под Рязанью служил, но не в этом дело, не о себе я хочу сказать. Замечательно вы все говорили, красочно, вдохновительно. Но как все-таки вас послушать должна, к примеру, как славянская обычная женщина, у которой один-единственный сын, которого она, допустим, отправит защищать. И что она скажет ему, кого защищать? Родину, где такие, как Прохоров возят несовершеннолетнюю девочку своим друзьям, а православная церковь награждает Прохорова орденами Святого Даниила Московского. Защищать всю эту шайку-лейку вместе с РПЦ, которая сутенеров орденами награждает. Иначе получается, что человек идет служить, чтобы их защищать. Ответьте на этот вопрос.
В.М. — Дорогой друг мой, я вообще-то вас понимаю. И можно я отвечу вам сравнительно. А кого защищали наши предки, ближайшие предки. Кое-кто жив еще в Великой Отечественной войне? Оккупантов-большевичков, оккупантов-интернационалистов, которые мучили русский народ, которые устроили искусственный голод. Я не будут сейчас говорить о расстрелах, искусственный голод 20−21-го годов с числом жертв в шесть миллионов и искусственный голод 31−32-го годов с числом жертв семь миллионов. Но вопрос-то встал о том, что мы потеряем территорию, жизненное пространство, что нацисты угрожают самому существованию русской нации, русского народа. Нацисты не преследовали православие специально. Но ведь если не будет православной земли, не будет и православия. Где же тогда уместиться святая церковь, мать наша, кроме как в катакомбах. И, тем не менее, несмотря на большевистскую власть, солдаты пошли защищать нашу страну и защитили. И мы их не упрекаем. Еще раз вам говорю, никакого патриотического долга перед ленинским, троцкистским, сталинским и тому подобными режимами у русских православных людей не было, быть не могло, и ими это не ощущалось. Они хоть и униженно, хоть и оккупированную тоже от следующей оккупации на оккупацию святую Русь, тем не менее, защитили. Ведь все равно, земля та же. Земля, дорогой друг мой, земля-то ведь все равно наша. Я даже не знаю, кто такой Прохоров. Честно, простите меня грешного.
В.С. — Олигарх.
В.М. — Да? Есть такой. Если он насиловал несовершеннолетних девочек, то я, желаю, чтобы он был сурово наказан. Вы правы здесь. Но здесь надо не детей уберегать от военной службы. А детей уберегать от воспитания безрелигиозного, негражданского, лишенного чувства собственного достоинства. А девочек особенно. Вот, опять-таки прочитайте журнал «Наследник». Вы найдете подобные материалы и в журнале «Православная беседа». Там есть совершенно изумительное письмо и изумительный ответ. Молодая леди пишет о том, как ее чистую и непорочную в самом полном смысле этого слова бросил и предал ее жених. Это гнусно. В чине венчания, между прочим, есть вопрос от иерея к брачующемуся, не обещался ли иной девице. Впрочем, девицу тоже об этом спрашивают. А потом ее второй ухажер, ну почти жених, она тоже его ждала, взял и тоже предал. Потом в конце концов она взяла, уступила и невинности лишилась. А ей таким чужим оказался молодой человек, который как раз-то был и готов на ней жениться, что она сама его бросила. И совершенно изумительным пасторским словом удивительно тактично, удивительно не обидев, наоборот, скорее сожалея, чуть ли не плача вместе с девицей, отвечает главный редактор журнала священник Максим Преображенский. Я знаю, что отец Максим прекрасный священник, дай ему Бог здоровья, но все равно это его особенная пасторская удача. Я бы не всегда бы сумел на это ответить. Вот тоже самое. Воспитывать надо. Девочку надо воспитывать так, чтобы она завопила не своим голосом, если ее пытаются увезти, а олигарху. А всех других людей — мальчиков и девочек — надо воспитывать так, что на черный «Мерседес» или джип очень широкий, если девочка завопит утаскиваемая, немедленно кинулись бы все — от бабушки с клюкой до старшеклассника. Мы должны такое общество создавать, дорогой брат мой. Я сейчас не очень боец. А когда-то был боец совсем неплохо. Но, увы, когда тебе к 60-ти, теряешь бойцовые качества, я все равно брошусь защищать девчонку.
В.С. — Владимир Леонидович, мне хотелось бы напомнить нашему слушателю, задававшему вопрос, что, пройдя лагеря и ссылки, молодой иеромонах Пимен Извеков, это будущий святейший патриарх Пимен, не имел никаких оснований любить Советскую власть. Но он от рядового дослужился до майора и награжден был многими орденами. Это путь православного человека, его отношение к земле. Дело в том, что о Швейцарии, о Швеции, о которой мы с вами упоминали Владимир Леонидович, никто не говорит с такой завистью, как говорит о России. Они говорят, что несправедливо, чтобы одна страна обладала во многом 60 процентами мировых запасов. Эти запасы должны принадлежать всему миру. Они, правда, забывают, что Америка имеет 3 процента населения, а потребляет 40 процентов мировых запасов.
В.М. — А я хотел бы привести строки, открыл журнал «Наследник», прекрасный номер, последний. Здесь письмо великой княгини Ольги Александровны племяннице, великой княгини Татьяны, царевне-мученице, великой княжне. Ольга Александровна нашла в лазарете письмо, над которым рыдала в своей комнате. Письмо матери к сыну-офицеру в действующую армию. Ольга Александровна переписала это письмо. Мать пишет сыну-офицеру: «твой отец был убит далеко от нас за Леоленом. Тебя отдала святому делу — на защиту нашей милой родины от близкого и страшного врага. Помни, ты сын героя. Мое сердце сжимается, глаза плачут, когда я говорю тебе, будь его достоин. Ведь я знаю роковой ужас этих слов и все-таки в муке за тебя повторяю их. Что наша жизнь? Это капля в океане прекрасной России. Нас всех не будет, но пусть цветет и радуется она. Я знаю, мы будем забыты, наши счастливые потомки и не вспомнят тех, кто истлел в братских могилах. Целуя и благословляя тебя, я простилась с тобой. Когда тебя пошлют на подвиг, не помни помин слез. Помни только мое благословение». Это слова великой русской матери.
В.С. — Я хочу сказать, что, вообще, как-то, братья и сестры, вы что-то читаете мало. Тиражи наших хороших православных изданий небольшие, а как-то расходятся плохо. Или вы в таком унынии, что одно телевидение, смотрите? Телевидение-то делают либо нейтральные люди — из процентов десять, либо враги православия — их остальные 90 процентов. Так что вы имейте в виду, если вы не читаете, вы не защищаетесь. Поэтому потом вы задаете те вопросы, которые вы задали. Заканчивая разговор, скажу, что в этом «Наследнике» сквозной номер 1314, на обложке морской кадет, гардемарин московских кадетских классов, узнаете сразу и в Новоспасском монастыре уж точно купите, я думаю, и в других церковных лавках. И еще. Там есть и моя статья, но обойдемся пока без этого. Там есть прекрасные совершенно материалы по второй мировой войне, которые подготовил друг и коллега мой, историк Василий Пичугин. Но одну статью я не могу не назвать. Я не знаком с ее автором. Это один из руководителей журнала, зовут его Артем Ермаков. Видимо, это достаточно молодой человек, блеснул по полной программе. Называется статья «Три богатыря и один святитель». О святителе Иннокентии Московском. Он закончил в Москве, а вся славная служба его прошла на Дальнем Востоке и в русской Америке. И трех создателей русского Дальнего Востока графе Николаев Муравьеве-Амурском и адмиралах Геннадии Невельском и Василие Завойко. Прочитайте. Такой журнал, если попал к вам в руки, надо, чтобы его не один человек прочитал, а двадцать. Ну, пусть за пару лет. Но это не все, что у нас издается. Мы просто впервые так решительно рекламируем журнал «Наследник». Но мы 16 лет работаем еще с одним журналом. И он отнюдь не уронил своего высокого качества.
Журнал «Православная беседа». И мне хотелось бы обратить внимание, в последних трех номерах замечательные публикации: это материал монаха Лазаря «Торжествующий дух», повесть о царственных мучениках, брошенных большевиками в старую шахту под Алапаевском. Здесь фотографии, я сейчас открыл этот материал, фотографии Константиновичей — Игоря, Олега, Константина, Татьяны, Гавриила, Иоанна, Елизаветы Маврикиевны и Константина Константиновича Романова, знаменитого нашего поэта. Материал посвящен им, здесь, кстати в начале материала говорится, как они жили. Августейшие дети жили в Оптиной пустыне. Но весь номер интересен. Четвертый номер журнала «Православная беседа». Я хотел бы присоединиться к словам Владимира Леонидовича. Идет подписка. Дорогие, братья и сестры, вы не представляете, как своей подпиской вы поддерживаете журналы «Наследник», «Православные беседы», газеты «Обозрение «Радонеж», «Русь державную», «Православный вестник». Это наш долг. Тиражи, действительно, не очень большие. Так что будем помогать нашим изданиям. И мне хотелось бы для тех, кто любит историю, предложить и лекции по истории Владимира Леонидовича. Они изданы на дисках. «Крещение Руси», «Русско-японская война и ее последствия», «Социально-политическое устройство Руси и России 1204 год». «Падение Византии» — это один диск. И есть лекции на диске видео. Кажется, это видеокассеты. Лекции по истории России Владимира Леонидовича Махнача. А те, кто пишет историю, определяет будущее страны. Так вот история мы должны с вами не только писать, но и преподавать нашим детям. А главное, мы должны ее знать. У нас звонок, Владимир Леонидович.
Слушательница — Але, добрый вечер. Меня зовут Нина. Владимир Леонидович, я очень рада слышать вас, что вы выздоровели. Я за вас молилась. Вы больше не болейте. Старайтесь.
В.М. — Спасибо, я постараюсь.
Слушательница — Очень серьезный вопрос был поднят сегодня об отношении, родителей к армии. У меня сын служил в армии. Там была дедовщина, драка, и, сын мой чуть и погиб. Я, конечно, переживала, понимаю родителей, что такое отдавать детей в армию в нынешних условиях, когда идут такие диверсии против и армии, против народа, против наших детей. Но дело нас родителей, детей воспитывать и самим не быть слепыми спящими людьми. Дети наши будут погибать, если мы не станем на защиту сами нашей страны и наших детей и нашей родины. (50.20)
В.С. — Спасибо, дорогая слушательница. Действительно, тема сегодня серьезная. Не в одном эфире поднимал эту тему и отец Савва Молчанов. Я думаю, мы продолжим как-нибудь с Владимиром Леонидовичем говорить и об общественном устройстве в нашей стране. Мне хотелось бы попросить вас в следующей передаче раскрыть тему химеры и антисистемы. В истории не только России, вообще в истории мира и Европы. А сейчас нас просят помолиться о здравии художника Сергея из Санкт-Петербурга, он упал с лесов в храме. Помолимся о здравии художника Сергея, болящих Льве, Наталии, болящем Кирилле, Татьяне и болящих Валентине, Валентине, Владимире, Антонины, о здравии Павла, Петра, тяжко болящей Любови, болящего Ярослава, Николая, Светланы, Анны, Александра, Екатерины, Виктора, Нины. И просят помолиться нас о упокоении новопреставленной Ольги.
У нас звонок, наверное, последний. Мы слушаем вас, говорите, пожалуйста.
Слушательница — Добрый вечер. Меня зовут Елена. Я бы очень хотела ответить вот тому слушателю, который сказал, что в нашем государстве некого защищать, потому что русская православная церковь награждает олигархов, которые как-то там себя запятнали своим поведением. Я считаю, что их награждают для того, чтобы пробудить в них лучшие человеческие качества. Потому что они тоже члены нашего общества. И я думаю, что заблуждается этот слушатель, если он думает, что если армии у нашего государства не будет, и нами будет управлять не это правительство, хотя бы которое есть, а мировое закулисье напрямую, у него сохранятся те же права и те же условия жизни, которые он имеет сейчас.
В.С. — Я согласен с вами. Но тем не менее утверждаю, что наши правящие круги, в широком смысле, как говорят американцы, истэблишмент, с каждым годом все больше боятся собственного народа. И это хорошо. И пусть боятся. И мы не должны оставлять их в покое, мы должны добиваться свобод и благосостояния. Мы к этому обратимся в специальных передачах. Я надеюсь пригласить в нашу студию юриста и политика Сергея Петровича Пыхтина, который, вот вы будете сейчас хорошо слушать «Радонеж», часто слушать «Радонеж» станете, который берется показать, что средний доход на работающего человека должен составлять, это единственный справедливый момент, не 20 тысяч на единицу, примерно так у нас сейчас, примерно так считается, хотя, наверное, ниже, не 20 тысяч, а 200 тысяч. Вот будем с вами получать средний доход 200 тысяч — будет у нас совершенно справедливое, как при царе, жалование или заработная плата, как хотите называйте. Ну, к этому вопросу мы вернемся. Но и вы тоже правы.
Я был свидетелем одного поразительного случая. Я не назову имя. Он не хотел, он очень не хотел. Я стоял в сумерках, утром, у ранней литургии в Соборе Дивеевской обители. Я никогда бы не узнал того, кто стоит в метре от меня, но слишком уж близко он от меня был. И хотя он был очень скромно, неброско одет. Но все-таки стоял на клиросе. Тихо, смиренно, пошел к исповеди, потом тихо, смиренно пошел к причастию. И так же тихо, тихо-тихо, чтобы его никто не узнал, сел в свой мощный автомобиль и унесся по своим делам. Ведь очень же хотел, чтобы его не видели молящимся в храме. Это смирение, сестра. А это очень видный олигарх, я знаю, о ком я говорю. Просто он не доверил мне сказать, что я это видел, нет. Бывает и так. Но и помнить надо, что этих не только меньшинство, этих считанные единицы. Все остальные — ворье, враги православной церкви, враги русской нации, враги преподавания основ православной культуры, о чем они не раз заявляли. Вот так.
Дорогие братья и сестры. Наша передача подходит к концу. Мне хотелось бы пригласить слушателей отправиться в следующую субботу, 29-го, не в ближайшую, а через субботу, 29-го, к чудотворным иконам Пресвятой Богородицы. И мы с вами побываем у икон Матери Божьей, Споручницы грешных, Нечаянная радость, Утоли моя печали. А 6−7 октября, я повезу паломников в Свято-Веденскую Оптину пустынь. В эту субботу и воскресенье мы там побывали. Должен вам сказать, что как при великом князе Константине Романове, так и сейчас Оптина остается раем на земле. И 27 сентября в 18 часов в Международном Славянском центре творческий сезон открывается 17-й вечеров русской духовности, культура слова во славу Божию. Выступают православные общественные деятели, писатели, поэты, артисты, священники. А ведет вечера поэтесса Нина Васильевна Карташова.
Владимир Леонидович, наша передача подошла к концу. Мы сегодня затронули важную тему, и мне кажется, по звонкам некоторых наших слушателей, не все понимают, что состояние нашей армии, состояние нашего общества зависит не только от тех, кто сидит наверху, а и от нас с вами. А тут, увы, прозвучали эти слова — «Пока армия не изменится, я туда сына не отдам, за кого воевать?»
А вы сказали, очень точно, власть начинает бояться народ. В хорошем смысле этого слова, то есть прислушиваться к мнению народа. И наверное хотелось бы, чтобы этот процесс был необратимым.
Завершающее слово, Владимир Леонидович.
В.М. — Скажите мне, сестры, а кто вам сказал, что вы имеете право не дать сыну исполнить его долг и служить в нашей армии? Но при этом вы почему-то считаете, что власть имеет право не прислушиваться и править, как она хочет. Да почему бы проще, не отдать сына, ну, куда, в погреб посадить, да? А не наоборот, почему вам не приходит в голову, что вам проще повлиять на власть? Да пребудет с вами благословение Господне!
В.С. — Спаси Христос. Прощаемся с вами, дорогие братья и сестры. Спасибо за внимание. Владимир Леонидович, до следующих встреч в эфире радиостанции «Радонеж». Храни вас Господь, дорогие братья и сестры.