Новые Известия | Жанна Бичевская | 20.04.2005 |
— Жанна Владимировна, вы, наверное, смотрите телевизор, знаете, какие концерты и передачи сейчас модны. Как вы думаете, Петросян — это и есть наше все?
— Я никогда ничего не говорю про своих коллег. Это один из моих принципов. Каждый делает что-то исходя из степени своей извращенности или просвещенности. Что касается нашей культуры, то ее просто нет. Есть только небольшие остатки от советского времени, в котором был фольклор, были мои песни. Правда, и фольклор был разный. Был кремлевский — режимный и подблюдный, и был свободный. В 1975 году власти закрыли мне дорогу на телевидение, потому что я им не подчинялась, не служила им и была самостоятельной личностью. А они не любят самостоятельность, для них любая самостоятельность — это вызов.
— Говорят, сейчас на концертах вы больше исполняете духовные и патриотические песни, нежели фольклорные.
— Почему же? На концертах я сочетаю и фольклор, и духовные песни, и патриотические. Я не оставила фольклор, просто духовные песни мне стали ближе с тех пор, как я стала православной.
— Вам много препятствий чинили в советское время?
— При коммунистах было тяжело петь. Песни бардов и мои были единственным глотком свежего воздуха. Все остальное было режимным.
— На правительственные концерты вас приглашали?
— Приглашали. Я пела однажды перед Брежневым, перед политбюро. Сейчас тоже приглашают. Каждый год в день чекиста пою перед Путиным. Ему пела «Вальс юнкеров», Брежневу — русские народные песни. Я и перед патриархом пела.
— А с простыми зрителями общаетесь?
— Конечно, общаюсь, после концертов раздаю автографы. Кроме этого, я пятый год веду передачу на всемирной русской службе радио «Голос России» и на весь мир, на всю Россию говорю то же самое, что говорю вам сейчас. Все мои передачи духовные и очень острые.
— Когда рухнул Советский Союз, народ разбежался по разным партиям. Кто к демократам, кто к коммунистам. Вы тоже примкнули к кому-нибудь?
— Меня звали к Глазьеву, но я посмотрела на то, что там творится, и мне стало тошно. Они хотели организовать Союз православных женщин, его должна была возглавить я. Но мне не надо было этого делать, меня на это не благословили.
— В советское время у вас было несколько концертов в престижном парижском зале «Олимпия». Кто приходил на них — эмигранты или французы?
— Судя по прессе, больше было французов. Советские из посольства и торгпредства на мои концерты не ходили. Разве что те, кому это нужно было «по службе». Я не служила им, и для них одно это уже было вызовом.
— Вы называли Окуджаву своим крестным отцом…
— Когда-то он мне во многом помог. Раньше я пела его песни. А что можно было тогда еще петь? Фольклор и бардов, больше нечего.
— Вам не кажется, что публику больше привлекало ваше исполнение народных песен или стихов поэтов Серебряного века?
— Я меньше всего думаю, кого я привлеку. Я не рыбак, и у меня нет удочки и крючка. Я просто делаю свое дело. Поэзия Серебряного века — это поэзия тридцати серебряников, как сказал один монах. Все поэты того времени или большинство из них призывали принять и сами приняли революцию. Они приняли этот богоборческий режим и воспевали его. А те, кто не приветствовал революцию, тот занимался хорошо обставленной поэтической пошлостью. Да, там были таланты. Но для чего дает Господь талант? Для того чтобы Его воспевали и Ему служили.
Справка «НИ»
Жанна БИЧЕВСКАЯ родилась 17 июня 1944 года в Москве. Гитару певице подарили, когда ей было 17 лет. В 1971 году окончила Государственное училище циркового и эстрадного искусства. Параллельно с учебой работала педагогом по классу гитары в Загорской вечерней музыкальной школе, затем солисткой в эстрадном оркестре под управлением Эдди Рознера. Позже была солисткой вокально-инструментального ансамбля «Добры молодцы», с 1973 по 1979 год работала в Москонцерте. В репертуар Жанны Бичевской вошли старинные народные песни: трудовые и обрядовые песни деревни, песни-шутки и песни-плачи, городские песни, баллады. Лауреат Всероссийского конкурса артистов эстрады (1973), Международного конкурса артистов эстрады в Познани (Польша, 1980). На Международном конкурсе в Сан-Ремо (Италия, 1989) за выдающийся вклад в мировое исполнительское искусство ей был присвоен титул «Золотая гитара». Народная артистка России. Глава Союза православных женщин России.Андрей Морозов