Литературная газета | Диана Малышева | 20.04.2005 |
На этот счёт очень ценно мнение председателя Союза краеведов России, главного редактора «Московской энциклопедии», доктора исторических наук, академика Российской академии образования, профессора Историко-архивного института РГГУ Сигурда ШМИДТА.
— Уважаемый профессор, обращаясь к вашему научному авторитету, хотелось бы поговорить о таком тревожном феномене, как дефицит любви к Родине.
— Как пожилой человек могу только бессильно развести руками — жизнь нынешняя в большинстве случаев не соответствует моральным принципам, по которым наше общество жило ещё совсем недавно. В какой-то мере это объясняется и тем, что стали меньше читать, а на книжном рынке действительно много бездушных изданий, оглупляющих читателя или бессовестно искажающих представление о России, её прошлом и настоящем.
Как профессиональный историк, замечаю настоящую атаку сверхактивных псевдоучёных, пытающихся исказить не только конкретные события и роль личностей в историческом процессе, но и обесценить признанное академическими авторитетами в прошлом. Самый очевидный для всех пример — книги по так называемой «новой хронологии» Фоменко и Носовского, беспардонно смешивающие и искажающие исторические явления разных столетий и на разных территориях, лишающие человечество многих веков его прошлого, многих славных имён и событий, памяти о подвигах и страданиях первых христиан. Но появляются и другие сочинения, претендующие на раскрытие секрета «мифологизации» (как они выражаются) российской истории. То, что находится немало людей, считающих себя образованными, которые доверяют таким книгам, — опасный показатель снижения уровня нашей общей гуманитарной культуры.
Волнует и то, что имеет место в современной книжной культуре. Как специалист, имеющий опыт книгоиздания, позволю себе определённые замечания современным издателям. Но прежде оговорюсь: каким бы широкоохватным и художественно выраженным ни был приглянувшийся текст издания, рассчитанного и на «учёного» читателя, следует помнить — если речь идёт о конкретных исторических явлениях и о том, как книгу использовать в дальнейшей работе, а тем самым и пропагандировать в читательской среде, то, беря в руки многообещающую новинку, обратите внимание на наличие источниковедческих примечаний, комментариев, ссылок. Если нашли — значит в ваших руках стоящая вещь.
Но сегодня выходит множество исторических и мемуарных книг, в которых нет именных указателей, не говоря уже об указателях предметных, географических и других. А это особенно важно для специалиста, обязанного в своей работе ссылаться на конкретный источник сообщаемых им сведений. Указатели — не только знак качества современного издания, но и условие обеспечения будущего таким книгам.
Так, издательство «Вагриус» обогащает нас серией мемуаров и книг, но без необходимых указателей. Или другой пример уже научного издания. В 2004 году вышла интересная книга об издательстве «Academia». В начале 1930-х оно славилось образцовой подготовкой к печати классической литературы, мемуаров, дневников. Материал по истории издательства от 1921 года до наших дней собрал и изучил даровитый историк и библиограф, к нашему горю недавно скончавшийся, Вячеслав Викторович Крылов. Однако нынешнее издательство, взявшее в 1991 году исчезнувшее было название, выпустило этот труд — «Издательство „Academia“. Люди и книги. 1921 — 1938 — 1991» без указателя имён. Имена авторов, сочинения которых издавались, выявляются, правда, не без труда, в перечнях изданий за год. Но где имена написавших научные статьи, предисловия, переводчиков, целой плеяды выдающихся книжных иллюстраторов?! А ведь это очень важно для изучающих культуру и общественную жизнь ХХ века!
Недавно появилась манера готовить указатели со сведениями о лицах, но без обозначения страниц. Это уж совсем нелепость, тем более что информация об известных в истории фигурах извлечена из доступных энциклопедических справочников. Последний пример такого рода — изданные впервые тем же «Вагриусом» дневники вдовы Александра III императрицы Марии Фёдоровны. Таким способом подготовленные книги не могут войти в широкий и длительный обиход науки.
— Возможно ли сегодня что-нибудь изменить?
— Конечно, если на государственном уровне поймут, что пришло время заявить о соответствующих санкциях и по-настоящему проявить волю. Как председатель экспертного совета изданий по москвоведению, я с моими коллегами ставлю обязательное условие партнёрам, чтобы книги, выходящие под нашей маркой, выпускались с именными указателями. Думаю, что подобные требования должны предъявляться и к тем изданиям, которые попадают в федеральные программы.
— Не кажется ли вам, Сигурд Оттович, что издатель, предлагая недоработанное, переиначенное или полуправду читателю, льёт свою порцию воды на мельницу тех, кому выгодно иметь дело с населением, безразличным к своим корням?
— По-настоящему культурные и внутренне интеллигентные писатели и учёные почитают своим долгом и считают своей потребностью следовать давнишним культурным традициям. Но часто издатели руководствуются интересами выгоды, поэтому чувства читателей и писателей их волнуют меньше всего. Как историк, я всегда подхожу к явлению с двумя критериями оценок. Первое — каковым было его значение для современников. И второе — что из этого возьмут последующие поколения. Не всегда оценки совпадают. Но об этом всегда нужно помнить, ибо представления о народе, о государстве в мире определяются и мерой внешнего уважения его к национальным традициям, и самоуважением, и тем, почётное ли место в жизни нации занимает культура, которая была и оставила заметный след. У нас же «любовь к отеческим гробам» подтачивается нередко другими, чаще материальными, потребностями, скопированными с западных аналогов. Всё больше убеждаюсь в глубокой мудрости наблюдения Пушкина: «Неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности».
К сожалению, гуманитарные направления развития науки и общественной деятельности не получают необходимую материальную поддержку. По мысли отечественных капиталистов, эти труды, в отличие от технологий, не могут сразу дать ожидаемую прибыль. Отсюда закономерное равнодушие к нашим духовным достижениям мирового класса, хотя игнорировать то, в чём мир явно заинтересован, — значит в будущем упустить и солидную денежную прибыль.
Ныне за рубежом после десятилетий идеологического противостояния и опасения нашей военно-промышленной мощи возрос интерес прежде всего к нашей культуре, и особенно к литературе, появляется большее понимание того, что это действительно непреходящие ценности. Не говоря уже о тяге к ознакомлению с многообразием российской природы, такие искренние чувства побуждают иностранцев приезжать для знакомства с Россией не только в Москву и Петербург. Для них Россия — страна, настолько богатая культурным и природным наследием, что приезжающим становится малоинтересно двигаться по давно проторённым маршрутам. Кстати, целесообразно обеспечение новых туристских маршрутов и для соотечественников. Правда, для европейского уровня комфорта необходимо создавать удобства, стандартные для международного туризма, а близ прославленных «достопамятностей» использовать исторические здания для гостиниц, мест проведения встреч, концертов… Такова логика рынка. Неужели до доморощенных турфирм так туго доходит, что во всём мире индустрия так называемого «историко-культурного» туризма стала доходной. Быть может, следует начать подготовку специалистов высокого класса в сфере такого туризма?
О заметном интересе за рубежом к тому, как изучали и изучают в России свой край, свидетельствует такой показательный пример. 2000 год, Париж, Сорбонна. Отнюдь не по нашей инициативе здесь устраивается международная конференция, посвящённая 100-летию российского краеведения. Речь идёт об итогах и перспективах. За счёт французской стороны приглашаются 15 российских специалистов. Открылась конференция выступлением ректора Сорбонны. В Париже затем издали книгу наших докладов. Но интерес объяснялся не только тем, что Россия — огромное многонациональное и многоконфессиональное государство с разнообразием историко-культурных традиций и природных особенностей, но и потому, что именно российские краеведы в 1920-е годы — «золотое десятилетие» нашего краеведения! — были среди первых, кто стал заниматься разработкой методики изучения истории повседневности, микроистории, локальной истории, т. е. теми вопросами, которые в последние десятилетия особо привлекательны для историков и социологов.
В трагический «год великого перелома» (1929 — 1930), когда была порушена многовековая самостоятельная трудовая деятельность крестьянства, когда власть надругалась над храмами и церковнослужителями, когда преследовалась старая интеллигенция — так называемые буржуазные «спецы», — одними из первых пострадали подвижники краеведения. Их обвинили в причастности к фальсифицированному делу академиков-историков Платонова и других. А ведь именно они вырабатывали приёмы наблюдения и фиксирования изменений, происходящих в нашей жизни в первые послереволюционные годы, именно они постарались сохранить преемственность в развитии культуры, воспитать у широкой общественности уважение к культурным и нравственным традициям. Тогда репрессии нанесли огромный урон и общественному сознанию, особенно в провинции.
— Получается, что у нас недостаточно развито чувство патриотизма?
— Это на первый взгляд. На самом деле сейчас пусть медленно, но верно просыпается возрастающий интерес к родному краю, к своей малой родине. В 20-е годы краеведением занимались профессионалы, не принимавшие, как правило, социалистическую идеологию, но желавшие сохранить самобытность отечественной культуры, приобщить к просвещению малограмотных. Но поскольку официальным лозунгом тех дней был интернационализм, а слово «патриотизм» произносили шёпотом, то краеведам удалось привлечь под знамёна местного патриотизма подрастающее поколение, направить на это и школьное преподавание. При этом в масштабах страны любовь к малой родине буквально переросла в родиноведение, отчего выиграло изучение и географии, и истории СССР.
Сейчас наблюдается большой интерес к развитию краеведения, вызванный иными социокульурными причинами. Прежде всего это демократизация жизни. Тут же срабатывают генетическая и событийно-историческая память, призывающая раскрыть несправедливо закрытые страницы нашего прошлого, некогда наполненного идеологической фальшивостью и слащавостью, вернуть вычеркнутые из истории имена.
Очень хорошо, что краеведение введено в школьную программу, хотя бы факультативно. Убеждён и в том, что отечественную историю должно преподавать, опираясь прежде всего на местный материал. Так, кстати, и формируются понятия об общем и особенном, о взаимосвязи общества и природы, о памятниковедении.
Краеведение это не только «местнография», как выражались в XIX веке, это и Москва, и Петербург, их прошлое, особенности, достопамятности. Очень приятно, что в вашей газете рассказали о книге В.М. Мешкова «Арбат предо мною…». Это — уникальное собрание стихотворений, строк и упоминаний об одной, но столь известной улице, об Арбате как символе Москвы, и о различиях в восприятии «арбатства». Книга может послужить образцом для создания подобных изданий о других местностях.
Я председатель жюри всероссийских конкурсов школьных работ исследовательского типа по отечественной истории. С радостью убеждаюсь в том, какие интересные научные в своей основе работы присылаются по местной истории, истории своих родных. Сейчас возрождается популярнейшая во всём мире генеалогия — наука о родственных связях, считавшаяся особо развитой в дореволюционной России. Занятия такой тематикой вызывали после 1917 года опасения, и старшие старались, чтобы дети не узнали о тех, кто в эмиграции или объявлен «врагом народа». В состоятельных некогда семьях изображения богато одетых родственников выдавали просто за фотокартинку. Отрадно, что учителя прилагают усилия к тому, чтобы напоминать учащимся о подвиге и страданиях народа в годы Великой Отечественной войны. Сейчас пишут — нередко пронзительно — о судьбах участников афганских и чеченских событий. Очевидно, что тема подвига обречена быть извечной в истории России.
Одновременно наблюдается возрождение уважения к краеведению на местах. Человек моего поколения понимает, какие это открывает перспективы. Раньше секретарь обкома, командовавший секретарями райкомов и ожидавший от ЦК наград, мечтал со временем стать ближе к кремлёвским звёздам. Сейчас же, на мой взгляд, пребывание в «верхах» привлекает гораздо меньше, потому что спокойнее работать на местном уровне и там иметь от жизни многое.
А здесь для стабильности важны местные опоры, о которых должен помнить умный глава региона. Этому помогает воспитание в земляках уважения к местным традициям, возрождение и приумножение их. Понятно, что для особо масштабных дел нужна помощь региональных властей и предпринимателей. Какие формы работы при этом могут быть, мы уже видим на примере книгоиздания.
Это демонстрируется на книжных ярмарках, на недавнем Всероссийском конкурсе краеведческой литературы. На ежемесячных — в последнюю пятницу каждого месяца — презентациях москвоведческой и краеведческой литературы, организуемых руководителем новой кафедры региональной истории и краеведения Историко-архивного института РГГУ Владимиром Фотиевичем Козловым, можно знакомиться с возрастающим многообразием изданий. И научных, и учебных, и популярных, и по гражданской, и по церковной истории. Знаменательно, что в день последнего представления среди прочих изданий была книга учёного-негуманитария профессора Московского государственного университета геодезии и картографии Юрия Борисовича Парвулюсова «МИИГАиК и Басманная слобода», вышедшая с приложением карт экскурсий. Отраден факт — автор не первый год читает лекционный курс по москвоведению в этом негуманитарном вузе. Полагаю, подобные факультативы должны быть во всех вузах. В медицинских — не только о своём городе и его достопамятностях и знаменитостях, но и о больницах, врачах и медсёстрах, местных лекарственных растениях. В инженерных — о местных промышленных предприятиях, трудовом подвиге инженеров и рабочих в военное и мирное время и т. д. А как это познавательно для провинциалов, остающихся в городе своего высшего образования!
В 2004 — 2005 годах по инициативе и в присутствии председателя Совета Федерации РФ С.М. Миронова состоялись научные конференции краеведов России в Зарайске (Московская область) и Воронеже. Материалы этих конференций публикуются. Года полтора назад Российская национальная библиотека в Петербурге, Союз краеведов России и Археографическая комиссия РАН провели конференцию по ознакомлению с региональными энциклопедиями. Мы с коллегами чрезвычайно обрадовались, что на издание таких трудов пошли не только энтузиасты-знатоки, но и умные дальновидные губернаторы, мэры городов, предприниматели, вложившие деньги в культурно-просветительскую работу. Пусть иногда это делается и из тщеславия, но главный результат уже налицо. На сотнях страниц читатель получает конкретный ответ на особенно актуальный сейчас вопрос: с чего начинается Родина?
Беседу вела Ирина ДАВЫДОВА
http://www.lgz.ru/archives/html_arch/lg162005/Polosy/143.htm