Русская линия
Русская линия22.05.2008 

Православный Крым — уголок первозданной России

Делегация Фонда Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного и представители ОАО «Мотор Сич» и посетили православные святыни Крыма и открыли традиционный праздник «Белый Цветок» в Ливадии.

Сразу после прибытия в аэропорт города Симферополя гости благодатной Крымской земли, не теряя времени, отправились в поездку по храмам и монастырям полуострова. Открыло программу визита посещение Свято-Троицкого женского монастыря Симферополя, расположенного на уютной и тихой улочке Одесской. Монастырь вознес в небо свои главы неподалеку от Петропавловского собора. Обителью он стал недавно, в начале 2003 года, до этого был кафедральным собором.

Архиепископ Лука: целитель и учитель

Улица Одесская, на которой возвышается Свято-Троицкий монастырь, стала так называться с 1946 года. До этого времени, примерно с 1839 года, она известна под именем Греческой улицы, и название это вполне оправдывала. Здесь издавна жили греки. До наших дней с XVIII века сохранились торговые ряды — несколько колонн под черепичной крышей.

Первую деревянную греческую церковь построили в 1796 году. С 1826 года в Свято-Троицкой церкви находилась греческая гимназия. В 1868 году старую церковь разобрали и на том же месте построили новое, более просторное здание по проекту архитектора Колодина: крестообразное в плане с восьмигранным световым барабаном, возвышающимся посредине, и невысокой колокольней над входом. Свет проникает в храм через арочные окна. Внешние стены украшают декоративный узор, тонкие пилястры с капителями коринфского ордера, легкая аркатура, мозаичные изображения. Купола колокольни и храма окрашены в голубой цвет, их венчают ажурные кресты. Все это делает его особенно ярким, нарядным. Недавно в обители построили новую просторную крещальню.

Великолепно и завораживающе внутреннее убранство храма: на парусах, изображения четырех евангелистов, в куполе — образ Господа. В соборе два придела: один посвящен святителю Николаю Мирликийскому, второй-святым равноапостольным Константину и Елене. Храм освятили в честь одного из важнейших двунадесятых христианских праздников — дня Святой Троицы.

Знаменателен монастырь тем, что в нем покоятся мощи святителя Луки. Архиепископ Лука (1877−1961) — личность замечательная, даже уникальная: выдающийся врач, хирург, священник. Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий родился 27 апреля 1877 года в городе Керчи в семье аптекаря. В детстве увлекся рисованием, но художником не стал, решив выбрать другую профессию. В 1898 году Валентин поступил в Киевский университет на медицинский факультет, из всех учебных предметов он предпочитал анатомию. После окончания университета собирался стать участковым земским врачом, чтобы помогать бедным людям. Но судьба распорядилась иначе. Россия вступила в войну с Японией, и В. Войно-Ясенецкий в 1904 году отправился на Дальний Восток. Там началась практическая деятельность молодого хирурга и началась очень успешно: операции, проводимые Валентином Феликсовичем, проходили безупречно. Здесь же он встретил свою будущую жену Анну Васильевну Ланскую, которая работала медицинской сестрой. Войно-Ясенецкого заинтересовала проблема обезболивания при операциях, поэтому он уехал в Москву в клинику известного ученого Петра Ивановича Дьяконова. Там он собрал материал по региональной анестезии.

Но заниматься только научной работой Войно-Ясенецкий не мог. Чтобы содержать семью, он работал хирургом в разных селах и городах. В 1917 году семья Войно-Ясенецких переехала в Ташкент из-за болезни жены, у которой обнаружился туберкулез легких. После ее смерти Войно-Ясенецкий с головой ушел в работу, но, как и прежде, посещал церковь, выступал на богословских собраниях, его речи всегда оказывали большое впечатление на прихожан. Однажды епископ Ташкентский и Туркестанский Иннокентий сказал: «Доктор, вам надо быть священником!», и Валентин Феликсович, не раздумывая, ответил: «Хорошо, Владыко! Буду священником, если это угодно Богу!». В смутное время, когда многие отказывались от веры, он не побоялся принять сан священника и служить Богу. Отец Валентин удачно совмещал свое священство с деятельностью ученого и хирурга. Он занимал должность главного хирурга Ташкентской городской больницы, накопив богатый опыт, делился им с коллегами. В рясе с крестом на груди профессор медицины Войно-Ясенецкий читал лекции студентам. В 1923 году священник Валентин принял важное решение стать монахом. Постриг тайно совершил ссыльный епископ Уфимский Андрей (князь Ухтомский), назвав его именем апостола, евангелиста и художника Луки. В том же году он стал архиереем. За свою веру архипастырь Лука трижды был арестован и отправлен в ссылку. Но и находясь в отдаленных деревеньках, архиепископ Лука лечил больных. В 1934 году в свет вышел научный труд «Очерки гнойной хирургии», важность которого не утрачена и в наши дни, перед именем автора стояло его духовное звание «епископ».

Несмотря на пытки и издевательства, примененные во время третьего ареста в 1937 году, епископ Лука сразу после начала войны по просьбе властей занял должность главного хирурга красноярского эвакуационного госпиталя. Он помогал раненым воинам, и после окончания срока ссылки в 1942 году. В том же году епископ Лука был возведен в сан архиепископа.

На Крымскую землю архиепископ Лука прибыл в 1946 году. Здесь его встретили различные проблемы: послевоенная разруха, закрытые храмы, отсутствие священников. Много сил приложил Владыка, чтобы навести порядок в епархии: препятствовал закрытию храмов, старался открыть новые, особенно в сельской местности, от священников архиепископ Лука требовал строгого соблюдения церковных правил, постоянно боролся с ересью и сектантством.

Архиепископ Лука не оставлял, несмотря на преклонный возраст, медицинскую практику. Он был консультантом в Симферопольском военном госпитале, в тяжелых случаях нередко сам оперировал больных. Владыка обладал бесценным даром и с поразительной точностью ставил диагнозы, а также мог предвидеть будущее. В своем доме (по улице Курчатова, 1) архиепископ Лука бесплатно принимал заболевших людей, которые до сих пор с благодарностью вспоминают его.

Авторитет Владыки был так высок, что больные во время богослужений пытались дотронуться до его облачения, веря, что одно лишь прикосновение поможет им побороть недуг. Архиепископ Лука хотел передать свой богатый опыт врачам и студентам. Он часто читал лекции, выступал с докладами, но делал это неизменно в рясе с панагией.

Земная жизнь архиепископа Луки закончилась 11 июня 1961 года в День Всех Святых, в земле Российской просиявших. Он был погребен в Симферополе на кладбище у храма Всех Святых. И после смерти святой Лука продолжал помогать больным: молитва у его могилы, земля и вода, взятые с нее, приносили исцеление.
22 ноября 1995 года решением Синода Украинской Православной Церкви архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых.

Ныне мощи святителя Луки хранятся в серебряной раке, которую в 2002 году подарили Свято-Троицкому монастырю греческие священнослужители архимандрит Элладской церкви Нектариос (Андонопулос) и отец Михаил.

Святитель Лука оставил богатое научное и духовное наследие: 55 трудов по хирургии и анатомии, 10 томов проповедей, богословский труд «Дух, душа и тело». Ежегодно 11 июня Крымская епархия торжественно отмечает день памяти исповедника Луки. В доме, где он жил, на месте бывшей домовой церкви построена часовня. Еще одна часовня во имя святителя Луки заложена летом 2001 года на территории Симферопольского медицинского университета имени С. Георгиевского.

Всю святость и благодать, исходящую от мощей Святого Луки, московская делегация ощутила, приняв участие в молебне вместе с прихожанами монастыря.

Кафедральный Собор памяти Князя Александра Невского: восстановление святыни

Следующим пунктом программы значился собор Святого Александра Невского в г. Симферополе. По указу Президента Украины «О мерах по воссозданию выдающихся памятников истории и культуры», Кабинет Министров Украины утвердил Программу возрождения памятников, в том числе собор Святого Александра Невского. Верховная Pада и Совет министров Автономной Республики Крым приняли конкретные решения по воплощению этого угодного Богу и людям дела.

Собор был взорван в ночь с 26 на 27 сентября 1930 года. Так власти утверждали новые жизненные ориентиры, расправлялись с культурой народа, его историей и идеями. Этот храм был духовным и архитектурным сердцем города.

В 1822 г. Высочайшим повелением был утвержден проект известного петербургского зодчего И. И. Шаpлeмана. Строительством руководил ученик великого А. Н. Воронихина архитектор И. Ф. Колодин.
12 марта 1823 г. Протоиерей Василий Чернявский заложил новый храм.
Через 6 лет, 3 июня 1829 г., в праздник сошествия Святого Духа, архиепископ Гавриил освятил собор. В 1860 г. собор стал кафедральным и потребовалось его расширить. В 1864 г. освятили новый иконостас. В 1884 г. с западной стороны собора пристроили трапезную и колокольню.

В Александро-Невском соборе звучали проповеди выдающихся святителей и богословов. Здесь в 1857 г. Совершил Божественную литургию создатель Крымского Афона Владыка Иннокентий (Борисов) — «российский Златоуст», причисленный в 1997 г. к лику святых. В соборе хранились предметы, подаренные Екатериной II. Величественный пятиглавый храм, украшенный классическим портиком видел российских императоров, великих князей.

Уничтожение собора произошло в двунадесятый праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня. Очевидцы рассказывают, что первая закладка динамита не дала ожидаемого результата. Собор вздрогнул, но не упал. Пришлось повторить процедуру.

Возрождение храма — свидетельство того, что душа народа не умерла. 9 января 2000 г. состоялось освящение первого камня и закладка капсулы в основание реконструируемого собора во имя Святого великого воина Руси. Владыка Лазарь, митрополит Симферопольский и Крымский вознес молитву Господу и выразил благодарность всем тем, кто принимал и принимает участие в восстановлении храма.

Обход восстанавливаемого храма заставил задуматься о величайшей истории России, не только связанной со славными победами русского флота, но и с тем, как должно нам и нашим потомкам хранить православные святыни, в которых душа народа, из которых прихожане черпают силу и созидательную энергию на благо Отечества.

О развилках исторических путей, а также о величайших исторических трагедиях заставила задуматься вечерняя экскурсия по Ялте. Поздно вечером представители Московского представительства ОАО «Мотор Сич» и Фонда Андрея Первозванного посетили урочище Кара-Голь — место неподалеку от водопада Учан-Су, где с 7 декабря 1920 года по 25 марта 1921 года расстреливали и сбрасывали в водосборочный бассейн «наших отцов, матерей, братьев и сестер». То были представители княжеских и царских фамилий, не пощаженные кровавой рукой большевистской власти. В прошлом году силами потомков невинно убиенных на этом месте появилась часовенка и небольшой православный крест немного поодаль.

До этого делегация совершила обзорную экскурсию по Ялте с посещением воскресной школы и великолепного по своей пышности и красоте Храма им. Александра Невского, выполненного в стиле московское барокко.

Храм двупрестольный: верхний престол освящён во имя святого Александра Невского, а нижний — во имя святого Артемия, этого святого церковь чествует 20 октября, в этот день умер император Александр III. Все купола покрыли золотом. А особенной гордостью являлись 11 колоколов, их малиновый перезвон разливался над Ялтой, окрестными горами и морем.

Храм разделил с прихожанами тяготы революции и гражданской войны, здесь не только поддерживали веру в людях, собор охранял, оберегал жизни людей. В 1918 году во время обстрела Ялты красногвардейцами в его стенах укрывались житель города.

Праздник «Белый Цветок» в Ливадии: история славных дел

11 мая 2008 года в императорском Крестовоздвиженском храме в Ливадии (Украина, г. Ялта) в пятый раз (начиная с 2004 года) прошел возрожденный праздник благотворительности и милосердия «Белый Цветок», который, начиная с 1909 г., ежегодно отмечался в Царской России с первых лет основания Всероссийской Лиги для борьбы с туберкулезом.

В этом году всего было собрано 35 024 гривны, 40 рублей и 101 доллар США, что составляет около 180 тысяч рублей или 36 тысяч гривен (в два раза больше, чем в прошлом году, когда было собрано 18 тысяч гривен). В дар Крестовоздвиженскому храму делегация Фонда Андрея Первозванного привезла две иконы — Жен-Мироносиц и святой преподобномученицы Великой княгини Елизаветы Федоровны, а самым активным участникам организации праздника и выставки подарил книги, фильмы, аудиокассеты о жизни и деятельности Великой княгини, ее фотографии и иконки. Но главным подарком для жителей Крыма стало открытие в Музыкальном зале Ливадийского дворца-музея уникальной передвижной фотовыставки «От милосердия к святости», которая проходит в рамках программы Фонда Андрея Первозванного «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия. К 100-летию со дня основания». Выставка продлится до конца мая 2008 года. Ялта не случайно стала десятым городом в маршруте передвижной выставки «От милосердия к святости». Праздник начался Божественной Литургией и молебном в Крестовоздвиженском храме, где при жизни молились будущие Царственные мученики, святой праведный Иоанн Кронштадтский и святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна.
Храм сооружен в византийском стиле. Это одноэтажное каменное здание, квадратное в плане, однокупольное. Стены прорезаны глубокими арочными окнами, где имеются в два ряда 13 люкарн византийского стиля. Богатство отделки подчеркивалось роскошным иконостасом из белоснежного резного мрамора, литыми бронзовыми вратами, паникадилом и дверными решетками, дорогими коврами, сотканными в Париже. В центре купола, на голубом с золотыми звездами своде, выделялся монограф Иисуса Христа. На стенах было написано около 30 образов святых, особо почитаемых в царской семье, позднее их стало более 50; среди них выделялись три больших панно: «Воздвижение Честного Креста», «Рождество Пресвятой Богородицы», «Тайная Вечерня». В храме хранились бесценные священные реликвии, поднесенные в дар царской семье потомками грузинских царей и гостями из далекой Палестины, среди них частицы мощей из Симеона Столпника, Св. Великомученика Георгия Победоносца, Св. Равноапостольной Нины. В годы царствования императора Александра III рядом с церковью возвели изящную звонницу на 6 колоколов, своими формами воспроизводящую храм в миниатюре.
Приветственное слово к участникам праздника произнесла член Правления Фонда Андрея Первозванного (ФАП) и Центра национальной славы (ЦНС), член Попечительского совета программы «Возрождение Марфо-Мариинской обители милосердия» Наталья Викторовна Якунина, которая вместе с директором Ливадийского дворца-музея Анатолием Григорьевичем Литвиненко, открывая праздник, перерезала алую ленточку, после чего и без того прекрасный изумрудный Итальянский дворик украшенный к этому дню множеством цветов, белых и зеленых воздушных шаров, заполнился народом. Участников праздника приветствовали благочинный Ялтинского округа протоиерей Адам Дмитренко, директор Ливадийского дворца-музея Анатолий Литвиненко, вице-президент Фонда Андрея Первозванного Владимир Бушуев, заместитель мэра г. Ялта — секретарь горсовета Алексей Боярчук, голова Ливадийского поселкового совета Анатолий Мамыкин, заместитель городского головы Николай Кропин, настоятельница женского Свято-Троицкого Параскеевского монастыря игуменья Параскева и другие.

В это время первые посетители выставки с интересом рассматривали редкие архивные фотографии одной из самых красивых женщин того времени — внучки английской королевы Виктории Гессен-Дармштадской принцессы Эллы, ставшей супругой Великого князя Сергея Александровича Романова, погибшего от руки террориста в 1905 году. Специально для Ливадийского дворца, принадлежавшего Романовым, организаторы выставки дополнили экспонаты фотографиями Императора Николая II и его семьи, Императрицы Александры Федоровны — младшей сестры Эллы, а также их немецких, английских и русских родственников. С особым интересом посетители выставки читали копии писем и открыток, написанных рукой Елизаветы Федоровны, телеграмм и обращений от имени организаций, находившихся под покровительством Великой княгини. Большинство документов из Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ), архивов Марфо-Мариинской обители милосердия и Фонда Андрея Первозванного ранее никогда не выставлялись.

У участников выставки и праздника «Белый цветок» была возможность приобрести то, что приглянулось, но почти все приобрели символ праздника — белую ромашку. Традиционное устроение в этот день (с 1909 г.) в крупных городах благотворительных базаров и концертов привлекало множество горожан, в результате чего традиционно собирались значительные пожертвования на борьбу с «чумой XX века» — туберкулезом. Популярность его во многом связана с участием Августейшей семьи и членов Императорского Дома. В Ялте, куда приезжали на лечение больные туберкулезом со всей России, проведение Дня Белого Цветка имело особое значение. Особому успеху и красочности праздника весной 1912 и 1914 гг. способствовало пребывание Их Императорских Величеств в любимом южном имении. Удивительно, но в этом году накануне праздника стояла довольно холодная погода, а 11 мая, в День святых Жен-Мироносиц, вдруг пригрело солнышко. Как и при Царской семье, и Ялта, и Ливадийский парк, на территории которого сейчас расположен санаторий «Ливадия», утопают в эти весенние дни в душистых ярко-розовых, сиреневых, белых и желтых благоухающих цветах. Но главным цветком в этот день была и остается маленькая ромашка, гирляндами из которой увиты шесты с небольшими щитками с надписями «На борьбу с чахоткой» и «День милосердия». Только тогда шесты несли молодые женщины и дети, одетые во все белое, с эффектными цветочными гирляндами и переброшенными на зеленых лентах кружками для сбора денег. Нынче шесты несли весело улыбающиеся детишки, одетые в разноцветные одежды. В Ливадийском имении с соизволения Императрицы Александры Федоровны белые ромашки продавали Цесаревич Алексей и Великие княжны. Сохранилось фото, где царские дети позируют фотографу перед тем, как отправиться из Дворца в город для сбора средств на борьбу с туберкулезом. Особую поддержку этому празднику оказывали местные жители. Для пополнения собранных средств в городском саду устраивались гуляния, беспроигрышные лотереи, продажа конфет и цветов, работали буфеты, выступали артисты. «Этот маленький цветочек, — писала в те дни одна из южных газет, — объединил такой скупой, такой расчетливый город, создал весеннюю сказку любви к больному человеку…». Как и в начале ХХ века, нынешние организаторы праздника вложили в подготовку ко Дню Белого Цветка всю свою душу. Пригласив гостей из России, жители Ялты надеются, что в начале ХХI столетия традиция этого удивительно доброго праздника, дающего каждому из нас шанс проявить сострадание и милосердие, будет возрождена и в других городах Украины и России. В этом году впервые принял участие в празднике Петр Иванович Кононенко, директор Московского представительства ОАО «Мотор Сич» — постоянного участника программ ФАП и ЦНС.
Пресс-служба Московского представительства ОАО «Мотор Сич»

http://rusk.ru/st.php?idar=112774

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика