Русская линия
Русская линияДиакон Михаил Плотников,
Максим Степаненко
20.05.2008 

«Пока живут на свете дураки, обманом, стало быть, нам жить с руки»
Секты и оккультисты в России

Мы продолжаем беседу с диаконом Михаилом Плотниковым — кандидатом богословия, старшим преподавателем Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, вице-президентом Центра религиоведческих исследований во имя св. Иринея Лионского. На этот раз тема нашего обсуждения — сектантская и оккультная угроза современному обществу. Напомним, что первая беседа была посвящена психокультам.

Справка. На сегодняшний момент в Республике Башкортостан беспрепятственно со стороны властей действуют около 50 различных сект, большинство их которых тоталитарны и деструктивны по своей сути, более 40 оккультных псевдооздоровительных центров, открыто оказывающих свои услуги, не имея на то соответствующей лицензии Министерства здравоохранения Башкортостана. Только в Уфе активно дают рекламу в СМИ более 100 гадалок, колдунов, целителей и т. п. В секты в республике вовлечено около 15 000 человек, и наиболее крупными сектами являются:
Неопятидесятники (т.н. евангельские христиане) — до 4000 человек.
Адвентисты — до 800 человек.
Свидетели Иеговы — до 2000 человек.
Мормоны — до 600 человек.
Баптисты — до 1200 человек.
Пятидесятники — до 1500 человек.

— Вроде бы сейчас прошло время, когда сектантские проповедники собирали целые ДК и стадионы. Издано значительное количество апологетической литературы, обличающей учения и практики сект, показано немало телепередач. Насколько сейчас актуальная сектантская опасность?

— Сейчас стремительный рост большинства сект прекратился, а у некоторых даже сокращается количество адептов. Например, если кришнаитов в России 10 — 15 лет назад было до 15 тысяч, то сейчас их не более 5 тысяч. У мунитов число вовлекаемых адептов примерно равно числу вышедших из секты.

С другой стороны есть секты, рост которых пока продолжается — это «Свидетели Иеговы», мормоны, и всевозможные неопятидесятники (официально себя они обычно называют себя как «Церковь евангельских христиан» и далее следует какое-нибудь оригинальное название, например, «Жизнь Победы», «Христос для всех народов» и т. п.). Мормоны растут медленно, но постоянно, и неизвестно есть ли предел для их роста, как у «Свидетелей Иеговы». Как показывает мировая практика, в любой стране, где бы ни появлялись «Свидетели Иеговы», рост секты крайне замедляется при достижении уровня 0,5% от общего населения (для России 0,5% - это около 700 тыс. человек), и вовсе прекращается после небольшого превышения этого уровня. Число иеговистов увеличивается до того момента, когда, наконец, вербовщики не «просеют» всю страну, найдя всех, кто религиозно малообразован и опасается «конца света», потом их рост останавливается, начинается отток людей, и дальнейшая вербовка уже продолжается как поддержание количества адептов на определенном уровне. Сейчас же в России «крещеных» иеговистов около 150 тыс., с посещающими ежегодную Вечерю воспоминания (т.е., с интересующимися) не более 250 тыс. человек, так что потенциал их роста еще не исчерпан.

Хоть и считается, что в тоталитарные секты может попасть каждый в момент стресса, но в конкретную секту попадают люди определенного менталитета. Многие секты набирают людей определенного возраста, образования, психологического типа и даже пола. Муниты преимущественно вербуют студенческую, идеалистически настроенную молодежь; адепты Евдокии Марченко (секта «Радастея») — это в основном одинокие, разведенные и образованные женщины; советам выдуманной Владимиром Мегре Анастасии следуют именно горожане, как правило — дачники и огородники из технической интеллигенции. Интересно, среди настоящих крестьян адептов секты «Анастасия» («Звенящие кедры России») очень мало. Настоящие крестьяне быстро распознают весь сельскохозяйственный бред и фантастические прожекты «родовых поместий», который несет Мегре со страниц своих книг, к тому же для них работа на земле тяжкий кропотливый труд, а не псевдодуховная романтика.
В целом, опасность экспансии тоталитарных сект сохраняется.

— Можно ли говорить, что у нас в России со времен перестройки повысилась духовная грамотность?

— Действительно, информированность общества повысилась, хотя люди не до конца понимают, как происходит вовлечение в секты, на какие приманки они могут попасться. О том, что люди не понимают, как работают механизмы пропаганды, недобросовестной рекламы, технологии скрытого внушения и убеждения, мошенничества, говорит тот факт, что постоянно оказываются успешными криминальные пирамиды. Увы, опыт МММ многим оказался не впрок и не только у нас. Примечательно, Мавроди, когда убежал из России в США, умудрился и там создать некую интернет-пирамиду, вроде «Ипсум» («Ipsum»), охмурил там народ и оттуда уже убежал в Россию. А в США о мошенниках, сектах и пирамидах известно давно, эта тема постоянно обсуждается, шутки над дистрибьюторами сетевых компаний и пирамид и их недалекими жертвами стали уже частью массовой культуры. То же можно сказать и о сектах: сколько не предупреждай — люди продолжают верить пустым фантастическим обещаниям и заверениям «мы не секта».

— Мне довелось слышать в Уфе слова вербовщика из секты «Адвентисты седьмого дня», который доказывал, что они, дескать, не секта, а настоящая «церковь»: «В сектах учат плохому, там совершают преступления. Разве мы учим вам плохому, разве мы совершаем преступления? Нет… Так что мы не секта"…

— Некоторые верят посулам сектантских вербовщиков, другие просто излишне доверчивы, третьи падки на лесть. Так что актуальными остаются слова Окуджавы из песни лисы Алисы и кота Базилио: «пока живут на свете дураки, обманом, стало быть, нам жить с руки, покуда живы жадины вокруг, удачи мы не выпустим из рук».
Один бывший сотрудник Московского уголовного розыска, специализировавшийся на расследовании мошенничеств, а сейчас работающий частным детективом, рассказывал, что многие бывшие мошенники теперь являются руководителями, гуру и пасторами всевозможных сект и оккультных групп.

— С чем же тогда связаны всплески вербовочной активности некоторых сект?

— Не в последнюю очередь это обусловлено тем, что тоталитарные секты постоянно находят себе покровителей в бизнесе или власти посредством коррупционных путей или просто обманом чиновников и бизнесменов — в таких случаях действительно начитается вербовочный всплеск их активности, правда, ненадолго. К тому же всевозможные правозащитники, которых, иногда даже используют западные спецслужбы, активно работают на опасные секты и защищают их интересы. Фанатичные либералы — таких тоже полно. Люди, для которых либерализм — фактически квазиелигия, практически всегда настроены просектантски.

— Согласен с вами. Например, только благодаря покровительству ряда чиновников в администрации города через полгода после запрещения в 2004 году в Башкортостане центра «Дианетика», другая организация тоталитарной секты Рона Хаббарда «Церковь саентологии» — «Нарконон-Уфа» получила грант на проведение антинаркотических лекций. И сектанты начали активно выступать в школах и вузах Уфа, и за это еще получать бюджетные деньги. В Уфе немало случаев, когда руководители домов культуры, даже театров, библиотек, вузов, школ, детских подростковых клубов предоставляют свои помещения для вербовочных акций и занятий различным сектам. При этом зачастую даже не заключается договор, и такая аренда обходится сектантам совершенно бесплатно!
— В свое время диакон Андрей Кураев назвал Россию «страной победившего оккультизма». Насколько сейчас велик интерес у нас к оккультизму?

— Интерес к оккультизму и оккультным практикам у нас по-прежнему велик. Не сокращается количество гадалок, колдунов и «целителей». Не исчезают со страниц газет и журналов рубрики «Астропрогноз». Большинство новых сект, появившихся в последние 10 — 15 лет — это в основном секты, основанные на оккультном «откровении» и использующие оккультные практики для «оздоровления» и «духовного совершенствования». Например, секты Валентина Карелина, Евгения Березикова, Григория Грабового, Мирказаима Норбекова, Вячеслава Бронникова, Михаила Щетина, Риклы, ДЭИР и т. п.

Впрочем, интерес к оккультизму в России заметно ниже, чем в европейских странах. Например, в России не более 40% людей верят в астрологию. Это самое распространенное оккультное суеверие в мире, так мало верят в астрологию только в США, в Европе же в астрологию верят 50 — 60% населения. Радует, что в Москве 74% населения не верят вообще ни в одно оккультное заблуждение — ни в сглаз, ни в порчу, ни в целительную силу мочи, и «энергию» экстрасенсов, «летающие тарелки», астрологию и т. п. При этом это не значит, что оставшиеся 26% во все это верят. Часть из них (4 — 6%) не отвечает на вопрос, многие верят частично, например, верят в НЛО, но не верят в сглаз и порчу. Кстати, по распространенности веры в НЛО России лидирует в мире. Это связано не столько с пропагандой оккультистов в СМИ, сколько с популярностью в советское время научной фантастики — многим она как бы заменяла религию.
Москва, увы, исключение, в других российских городах уровень суеверий выше.

При этом удивительно и печально, среди людей, называющих себя православными, суеверных и тех, кто верит в различные оккультные доктрины, значительно выше, чем в целом по России. К сожалению, среди людей малоцерковных и даже церковных очень распространены оккультные взгляды и магическое понимание церковных священнодействий. Им кажется, что в церкви действует некая безличная энергия, где можно что-то «правильно сделать» и добиться нужного результата — определенным образом поставить свечки, заказать молебен в конкретном числе храмов, смешать святую воду из разных церквей и за это получить здоровье, материальное благополучие и тому подобные мирские блага. Это все магическое сознание, свойственное вообще падшему человеку, стремящемуся установить с Небом механические рыночные отношения.

— А как вы относиться к чину отчитки, который проводится во многих епархиях? На них собирается много весьма странного народа, подавляющее большинство которых явно не бесноватые. Ведь существует мнение, например, профессора Осипова об их неправославном характере?

— К отчиткам я отношусь неоднозначно, но скорее отрицательно. Мало кто знает, что ныне употребляемый чин экзорцизма (изгнания бесов) из требника Петра Могилы был заимствован в XVII веке у римо-католиков. Идея изгнания беса посредством некоего особого чина — это римо-католическая идея. В Православной Церкви последование экзорцизма проводилось и проводится перед крещением, в рамках чина Крещения. Православные святые, изгонявшие бесов, никогда не практиковали подобные нынешним обряды «отчитки» — они изгоняли бесов благодаря своей безукоризненной вере и личной святости. Начиная с апостольских времен до времени св. Иоанна Кронштадтского и некоторых современных подвижников бесы изгонялись одним лишь призыванием имени Господа Иисуса Христа. А если человек, пытающийся изгонять бесов, не живет праведной жизнью, часто происходит как с иудейскими заклинателями: «Но злой дух сказал в ответ: Иисуса знаю, и Павел мне известен, а вы кто? И бросился на них человек, в котором был злой дух, и, одолев их, взял над ними такую силу, что они, нагие и избитые, выбежали из того дома» (Деян. 19:13−16).
Часть так называемых экзорцистов, например, на Украине, где их особенно много, движет откровенная жажда наживы. Некоторые из таких экзорцистов спиваются, впадают в необычайное чревоугодие, и даже в самые тяжкие грехи…
Среди так называемых «бесноватых» много психически больных людей, «демономанов», чья патология приняла некую оккультно-церковную направленность. Это больные психозом, истеричные люди, желающие привлечь к себе внимание выходками «под бесноватых».

— Магия реальна? Можно ли с помощью неких заклинаний и т. п. навредить человеку? Или это некий самообман?

— Магия — это дерзкая попытка человека быть «как боги» (Быт.3:5), желание получить духовную власть, сделать из ничего что-то материальное или добиться некоего материально ощутимого эффекта — здоровья, власти, богатства. Такой духовной действенной силой человек не обладает. Так что в принципе магий самой по себе нельзя нанести никакой вред человеку. В Писаниях Ветхого и Нового Завета совершенно нет подтверждений того, что чародеи и колдуны могут нанести магий кому-то вред. Ни слова нет в Библии и у Святых Отцов о ныне распространенных суеверных «страшилок» — сглазе и порче, «родовом» и «кармическом» проклятии и т. п. Если бы магия по-настоящему была действенна и вредоносна для Божьего народа, Господь бы обязательно указал на необходимые противодействия. Но об этом нет ни слова. Если человеческие проклятия были действенны, разве сказал бы Господь следующее: «Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» (Мф.5:44). Любовь оказывается самым эффективным «антимагическим» средством!

Не следует путать магию с бесовским искушением и воздействием. Священное Писание и Предание Церкви не оставляет нам сомнений в существовании падших духов, которые могут вселяться в людей, чинить препятствия, насылать болезни и даже убивать, однако их действия ограничены промыслом Божиим, без Его ведома бесы даже в свиней вселиться не могут.

Как прошлый, так и современный опыт Церкви показывает, что бесы могут наделять человека даром «ясновидения», способностью творить «чудеса», вроде потери веса, эффекта прилипания предметов и людей и т. п.
Святитель Василий Великий писал, что человек, который не верит в Бога и не верит Богу, предает себя промыслу диавольскому, и тот начинает руководить им. Христиане, которые, по словам святого апостола Павла, «всегда Господни» (Рим.14:8), «со Христом умерли для стихий мира» (Кол.2:20), и уже не порабощены «вещественным началам мира» (Гал.4:3), Христос избавил нас от «власти сатаны» (Деян.26:18), «власти тьмы» (Кол.1:13), живущим в любви к Богу и к ближним не стоит опасаться неблагоприятных предсказаний, проклятий магии, сглаза и порчи, которые совершенно не действенны.

Кстати, среди людей, называющих себя магами весьма редки настоящие чародеи. Например, недавно умерший в расцвете сил (есть о чем задуматься!) «маг» Юрий Лонго, в узком кругу, а то и даже открыто заявлял, что он иллюзионист, выдающий себя за колдуна.
Материал подготовлен Максимом Степаненко,
руководителем Миссионерского отдела Уфимской епархии Русской Православной Церкви

Впервые опубликовано на Православном портале Поволжья: http://www.pravportal.ru/index.htm?id=1561
16.05.2008.

http://rusk.ru/st.php?idar=112769

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru