Русская линия
Русская линия Ксения Кривошеина17.05.2008 

Памяти художника И.И.Ершова

Художник Игорь Иванович Ершов родился 7ноября в семье известнейших музыкантов. Его отцом был прославленный оперный певец Иван Ершов, мать Софья Акимова — певица и педагог вокала.

Многим художникам 1960−1970-х годов, коллегам по цеху, Игорь Ершов запомнился как человек неуёмного характера, часто не согласным с привычным отношением к искусству. Суждения его были подчас резки, но всегда принципиальны.

И.И. Ершов окончил Академию Художеств им. И.Репина в 1947 году. Учился сначала на живописном отделении в мастерской И. Бродского, а потом перешёл на графический факультет, где педагогами его были Шилинговский, Зайцев, И. Билибин и К.Рудаков. Эта плеяда «последних маэстро» незабвенного Серебряного века навсегда сложила взгляды Ершова. Дипломной работой впоследствии опубликованной в Академическом собрании сочинений А.С.Пушкина были иллюстрации к «Медному Всаднику». По этой же работе он был принят в Союз Художников.

В 1948 году перед художников встал непростой выбор, идти ли по пути изобразительного искусства или стать… оперным певцом. У Игоря Ершова были замечательные данные, ярко выраженный актёрский талант, а в сочетании с большим голосом (баритоном) и прекрасной внешностью, это обещало блестящую театральную карьеру. К концу 1948 года он пропел на сцене Малого оперного театра в Ленинграде уже два сезона. Имел успех в опере «Война и Мир» С.С.Прокофьева в роли Куракина и начал сниматься в фильме-опере «Дон Жуан». Но в результате раздумий Ершов решил, что это не его путь, не его судьба. А хотелось ему идти путём творчества, — создания, а не исполнительства; искать себя в изображении, живописи и рисунке.

В годы 1948−1954 художник пережил самые трудные для себя времена раздвоенности. Это была работа по писанию и рисованию «сухой кистью» портретов вождей, рабочих, колхозников, а чуть позже перешёл к иллюстрированию детских книг. В те годы появились первые его акварели и рисунки отдалённо напоминающие будущие картины (1956−1960). Серия этих работ находится сейчас в фондах Русского Музея в Санкт-Петербурге.

От природы Игорь Ершов обладал редким даром «точного» копирования натуры. Он сам признавался, что этот «подарок природы» ему очень мешал впоследствии перейти к «экспериментам» в живописи, начать поиски в абстракции, в беспредметном искусстве, где в основе всего лежат совсем другие задачи нежели копия. До недавнего времени в Военно-морском музее СПб, в постоянной экспозиции этого музея висела картина И. Ершова на тему о подвиге бойца, выносящего из боя раненного командира. Как далеко впоследствии художник ушёл от этой официальной «заказной» живописи! С приходом хрущёвской оттепели многое изменилось в сознании людей. Ершов отказался от «сухой кисти» окончательно и полностью погрузился в обучение самого себя. Он сам всегда говорил: «Я начал изучать свой предмет заново. Для меня открылся мир новой пластики, незнакомой формы, цвета, рисунка…» В те годы после столь долгого пробела для думающей и жаждущей знаний художественной интеллигенции началась настоящая весна.

Игорь Ершов поглощен хождением в Эрмитаж. Где вновь открыты для всеобщего обозрения импрессионисты, Пикассо, Брак, Матисс, Моне и другие художники. Он проводит часы в Публичной библиотеке, где листает книги с репродукциями современной западной живописи. Большим событием тех лет стал выход в свет замечательного исследования англичанки Камиллы Грей. Под названием «Русский эксперимент» о художниках двадцатых годов в России. Русский музей для И. Ершова стал постоянным местом посещения, копирования, изучения. Часами он просиживает перед иконами, рассматривает русские вышивки, кружева, палеховские коробки. Как всё увиденное и познанное странно и необычно преломиться в художнике и найдёт своё отражение в новых поисках Ершова. Он переживёт несколько периодов и каждый из них будет логично переходить из одной пластической формы в другую. Если выстроить сегодня ясную картину творчества Игоря Ершова, то можно разделить всё на следующие этапы: соцреализм, импрессионизм, абстракционизм и иконно-сказочный символизм. В музеях России можно встретить пожалуй все эти периоды, а на Западе (Лондон и Париж) находятся абстрактные работы.

С 1958 года И. Ершов возвращается к книжной графике, где он выступает уже совсем по-новому. В те годы он работает в тесном сотрудничестве с такими поэтами как Евгений Рейн, Генрих Сапгир, Лев Мочалин, Михаил Дудин. Это был новый период, когда люди начали поиски, художники и поэты обрели свободу слова, на кухнях и в мастерских горячо спорили о смысле и целях искусства; это был период оттепельного обновления и поиска, который раскрыл новые таланты, новые перспективы. Всё это не находило особых восторгов в официальной среде Союза Художников тех лет. Игоря Ивановича Ершова перестали выставлять сразу же после того, как он принёс на выставочный комитет свои «экспериментальные работы» — так он их называл. Двоиться он не мог и рисовать «за шкаф» было трудно, хотелось поделиться со своими друзьями по кисти. Но тут его поджидали неожиданности. Как только он стал рисовать не «как надо», а как «нельзя» — его мгновенно перевели в разряд изгоев.

Часто И. Ершов работал в своей маленькой мастерской-квартирке под классическую музыку. Может поэтому особенно в его абстрактных вещах можно увидеть и как бы услышать музыкальный ритм, своеобразную цветомузыку. Нередко можно было услышать из уст И.И. Ершова: «Искусство это моя каторга, мука, вечный поиск, служение ему и неудовлетворение собой. Единственный мой учитель, наставник и спаситель из тупиков есть наитие, некая высшая интуиция!»

Несмотря на абстрактный период в своём творчестве, И. Ершов никогда не отказывался от работы с натурой. Если он (как впрочем, каждый художник) заходил в своих поисках в тупик, он сразу же обращался к натуре. До конца своих дней он делал эскизы своих рук и рисовал автопортрет, часто рисовал сидя у окна пейзаж, деревья, свой рабочий стол с кистями и банками краски. Серия «Банки и кисти» широко представлена в Русском музее. А в музее-заповеднике Михайловское находится одна из самый интереснейших серий его фантастических «Икон» и иллюстраций к русскому фольклору. Ершов всегда с трепетом и благодарностью вспоминал своего учителя Ивана Билибина и говорил, что именно он вложил в него любовь и восторг перед русской сказкой.

Произведения И.И. Ершова находятся в собраниях многих музеев: в Государственном Русском музее, Музее истории города Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость), Всероссийском музее А.С.Пушкина, Российской национальной библиотеке им. Салтыкова-Щедрина; Государственном музее изобразительных искусств г. Архангельска. За рубежом работы И.И. Ершова представлены в «Музее „Карнавале“» (Париж), Библиотеке Ф. Миттерана (Париж), в частных собраниях Франции и Англии.

Скончался И.И. Ершов 6 февраля в 1985 году в Ленинграде после тяжёлой болезни. После смерти из его мастерской и квартиры пропали все его работы, а так же предметы-реликвии, имеющие отношение к его отцу, знаменитому певцу Ивану Ершову.

Первая, персональная и посмертная выставка И.И.Ершова состоялась в Ленинграде в 1989 году. На эту выставку приехала из Парижа его дочь Ксения Кривошеина (Ершова), которая привезла из Парижа некоторые его произведения из своей коллекции и частных коллекций в Англии и Франции.

С 2003 по 2005 год действовала выставка «Сказки в гравюре» Игоря Ивановича Ершова и Ксении Игоревны Кривошеиной (Ершовой), отца и дочери, в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Целых десять лет они соавторствовали как иллюстраторы детских книг. В 2005 году прошла большая выставка работ Игоря Ершова в Музее Михайловского заповедника им А.С. Пушкина приуроченная к 20-летней годовщине смерти художника. Открытие этой выставки состоялось благодаря вниманию и желанию сотрудников музея познакомить посетителей заповедника с творчеством замечательного русского художника Игоря Ивановича Ершова. В организации выставки приняли участие сотрудники Русского музея и Всероссийского музея А.С. Пушкина в Петербурге. В 2007 году Михайловский заповедник приобрёл в свои фонды серию досок-икон Игоря Ивановича Ершова, а также издал альбом его произведений.

Для тех кому интересна семья, судьба и произведения Игоря Ивановича Ершова, могут посмотреть страничку составленную его дочерью Ксенией Игоревной Кривошеиной (Ершовой):
http://belolibrary.imwerden.de/wr_Ershov.htm

http://rusk.ru/st.php?idar=112765

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru