Русская линия | Владимир Шульгин | 12.05.2008 |
Итак, для большинства нашей элиты, или для той её руководящей части, которая фактически и принимает решения, лучше увенчать Триумфальную колонну по немецкому образцу чем-то вроде Ники. Русский вариант, соответствующий нашим национальным культурным традициям, в верхах вдаже не обсуждается, хотя за него высказывается большая часть граждан. Так, чутко реагируя на настроения высшего начальства, Совет по культуре при губернаторе высказывался в пользу пресловутого «ангела», то бишь Ники, безосновательно отвергая образ Святого Георгия-воина. Тут удивляет не послушание коллектива данного консультационного органа, подобранного из не вполне самостоятельных деятелей, иные из которых к русской культуре не имеют никакого отношения, а сам базовый настрой высших областных руководителей, которые ведут себя по образу героя известного анекдота, в котором некий начальник утверждает свою правоту таким «железным» доводом: «я начальник — ты…». И вот в дураках оказывается большинство тех, кто имеет русскую душу и собственное, а не заимствованное из-за рубежа настроение. Уверен, что это не культурный, а политический просчет, который пока как таковой не осознан. И это не единственная подобная оплошность областных властей. Можно даже говорить о том, что в последние десятилетия после разрушения прежней государственности, на западе России, в Калининградской области создана системная оппозиция национальным, в том числе геополитическим интересам России. Полагаю, правда, что не все те, кто «задвигает» немецкую Нику на русскую Триумфальную колонну отдают себе отчет в том, какие конечные результаты могут быть в случае дальнейшего системного торжества этой нерусской линии. Поясню эту мысль на других близкородственных примерах.
Уже несколько лет назад в Калининграде началась массированная кампания обработки общественного мнения в пользу восстановления прусского Королевского Замка на господствующей городской высоте, на которой расположен Дом Советов. В числе агитаторов выступает и целый ряд руководящих городских и областных работников, в том числе и прибывших к нам из Москвы. Вот, например, читаем статью корреспондентки информагенства «Росбалт» Татьяны Чесноковой (19.05.2006). Сообщалось о встрече немецких и русских журналистов с губернатором, председателем облдумы и главным архитектором города, состоявшейся в мае 2006 года. Чеснокова сообщала: «… впервые совершенно внятно было сказано о восстановлении исторического центра Кёнигсберга. Почти принято решение о воссоздании Королевского замка в центре города, а его уничтожение в 1969 году губернатор Боос назвал „варварским актом вандализма“. Более того, речь идёт не просто о восстановлении замка, а о восстановлении исторического окружения призамковой площади. Как сообщил главный архитектор Калининграда Александр Башин, уже образован фонд, который обеспечит проектные работы, и есть договоренность с бизнесменами города, гоовыми внести в этот фонд порядка 15−18 миллионов рублей». «Росбалт» далее сообщал, что, таким образом, готовится «реконструкция на тему довоенного Кенигсберга», в том числе — восстановление в составе Замка «музея Пруссии». В конце концов, как сообщает агенство, губернатор заявил, что взят курс на создание из Калининграда «современного постсоветского европейского российского города» и «название Калининград вряд ли будет подходить этому городу. Возможно, он станет Кенигсрадом…». В общем, журналисты пришли к выводу, что самоидентификация будущих «кенигсградцев» изменится, так как «это будут русские европейцы» и даже «русские пруссы». Активнейший партизан всяческой стилевой германизации Калининграда, главный архитектор Башин, прямо заявляет, что нам позарез нужно восстановление старых тевтонских «знаков» города, главным из которых является Королевский замок. На том самом заседании градоначальства двухлетней давности (или, говоря по-французски, на заседании мэрии), на котором Башин был избран на должность главного архитектора, он заявил о своей главной цели, всячески подчеркивая необходимость воссоздания нового-старого Замка. Башин заявил: «Замок очень важен для города…. Это самое знаковое место, а городе». Главный архитектор смело поставил собственной задачей «менять ментальность застройщиков, заказчиков». Это его собственные слова. Башин по простецки признается, что чаемая им ментальность — немецкая. Послушайте его credo: «Мне действительно нравится стилистика ганзейских городов, таких как Гамбург, Гданьск». В этом духе он и стремится влиять на ментальность местной когорты архитекторов, чего и не скрывает. Башин с восторгом сообщил, что целых полгода он провел на повышении квалификации в Германии. Результат, по его словам, таков: «Я понял, где живу, и что здесь надо делать». Мысль Башина, таким образом, очевидна: живет он в Германии, в потенциально немецком городе, в котором надо работать по воспитанию правильного ганзейского менталитета у архитекторов и всех иных граждан. Башин не лукавит. Он не только всячески агитирует за восстановление одного из символов германского агрессивного милитаризма, прусского Королевского замка, но и сам активно продвигает нарочито немецкий стиль зодчества, вполне нам чуждый. В этом духе им построена так называемая «Рыбная деревня» на берегу реки Преголи. Башин доволен первыми итогами начатой им перековки сознания калининградцев и он утверждает: «Те безумные идеи, в которые никто не верил, начинают реализовываться». Конечно, это красноречивое признание. Удивительно, что своё «безумие» Башин выдаёт за то зиждительное настроение, которое помогает ему не снижать планку его «высоких целей», которые и всех нас должны увлечь.
Простите за чрезмерные подробности в изложении целей (и первых результатов) изменения «знаковой системы» Калининграда, поставленных и достигнутых нашими ответственными лицами. Видим, что ничего случайного в упорном «продавливании» немецкого «ангела» на Триумфальной колонне нет. Это одно из звеньев принятого кем-то курса на перемену местного русского самосознания на «чужебесное», для чего нам навязывается ганзейская архитектура, немецкий облик и названия строящихся и пректируемых кварталов и приморских элитных поселков; вплоть до самого главного прожекта возведения старого германского символа прусского могущества, Королевского замка. Поразительно, что главный поборник новой линии, городской архитектор Башин (и руководитель собственной мастерской по совместительству) считает, что осуществление его «безумных», как он выражается, планов послужит обретению Калининградом своего лица. Он заявляет: «Калининград — лицо России в Европе, поэтому и планировка его должна быть соответствующей». Конечно, это явное лукавство. Если все вокруг надо перестраивать по «ганзейским» образцам, то почему искомый подчеркнуто иноземный городской облик называется «лицом России»?
Если такая позиция иных наших начальников считается патриотической, то что же тогда надо называть стремлением к сепаратизму? И что стоят в таком случае словесные реверансы «солдатам Победы 1945 года», пока еще случающиеся по инерции, при явном ползучем германизме и западнизме наших местных элит? И надо ли после всего этого удивляться тому, что наша областная администрация выделяет деньги на спектакль «Рита Шмидт…» новоявленного засекреченного кем-то театрального коллектива, зашифровавшего свои цели под латинской буквой D; на спектакль, в котором Русские солдаты-победители изображаются моральными уродами, а женщины, ковавшие Победу в тылу, — садистками и убийцами? Не результат ли это того изменения менталитета, о необходимости которого говорят деятели вроде главного городского архитектора?
Подумаем над этими вопросами вместе.
Владимир Николаевич Шульгин, кандидат исторических наук, профессор Калининградского пограничного института ФСБ России
17.04.2008
http://rusk.ru/st.php?idar=112751
|