Русская линия | Станислав Минаков | 06.05.2008 |
Утром в Благовещенском соборе Харькова, где покоятся мощи Святителя Мелетия, архиепископа Харьковского и Ахтырского, и святителя Афанасий, Лубенского Чудотворца, можно было только протиснуться: народ тянулся приложиться к иконе Богородицы «Державной».
Молебен закончился личным обращением к пастве митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима (в дни Великого поста, 18 апреля, отметившего свое 87-летие). Слова пастыря, которому православные Украины благодарны за его решающую роль в проведении Харьковского Собора 1992 г., ставшего новой страницей в истории нашей Церкви, были солидарны со словами митрополита Днепропетровского Иринея (перед Харьковщиной ход пересек Днепропетровскую область): «Впервые в истории христианского мира осуществляется такое свидетельство нашей веры, нашей любви и нашего упования Пресвятой Богородице». И это воистину можно оценивать как благословение Божьей Матери землям православных народов, для которых наиважнейшим является православное и общеславянское единство.
В 11.30 икона Божией Матери «Державная» была вынесена духовенством из храма, и крестный ход, многие участники которого были украшены Георгиевскими лентами, с торжественными песнопениями двинулся вслед за Чудотворной по мосту через реку Лопань — к Успенскому собору, вверх по брусчатому подъему древнейшей улицы города, прежде носившей название Купеческой, а в 1919 г. названной большевиками именем террориста-народовольца С. Халтурина, осуществившего взрыв в Зимнем дворце в 1880 г.
Тем, кто мог видеть это шествие с высоты Нагорного района Харькова (какое название!), открылся грандиозный вид: весь спуск был заполнен молящимися, следовавшими за иконой.
Сделав кратковременную остановку у Свято-Покровского монастыря, ход двинулся по ул. Сумской.
Лишь еще однажды он остановился — на самой большой площади Европы, созданной в советские годы и называвшейся именем чекиста Дзержинского, а нынче гордо и маловразумительно — «майданом Свободы» (какой такой «свободы»? от чего свободы? от кого?).
Здесь мощно и красиво, доводя до слез, пропев молитву из «Канона молебного ко Пресвятой Богородице, поемого во всякой скорби»: «Царице моя преблагая, надеждо моя Богородице, приятелище сирых и странных предстательнице, скорбящих радосте, обидимых покровительнице! Зриши мою беду, зриши мою скорбь, помози ми яко немощну, окорми мя яко странна. Обиду мою веси, разреши ту, яко волиши: яко не имам иныя помощи разве Тебе, ни иныя предстательницы, ни благия утешительницы, токмо Тебе, о Богомати, яко да сохраниши мя и покрыеши во веки веков…» — харьковское духовенство завершило движение с крестным ходом.
Напомним, что программа «Под звездой Богородицы» является молитвенно-покаянным шествием, которое совершается с мая 2007 года по 10 июня 2008 года (391 день) по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и посвящено историческому воссоединению Русской Православной Церкви. Год назад Патриарх в связи с открытием программы «Под звездой Богородицы» в своем послании, напомнив о символике восьмиконечной Вифлеемской звезды, сказал: «Многие столетия наш боголюбивый народ с особым почитанием и благоговением относится к Пресвятой Богородице, называя Ее „незаходимой Звездой, являющей Солнце“, а Землю Русскую — Ее земным уделом. Неоднократно Пресвятая Богородица в сложные, кризисные исторические моменты являла свою чудодейственную помощь нашим боголюбивым предкам, спасала от гибели российское государство, избавляя его от бед Своим заступничеством».
Целью этого Вселенского мероприятия является, по словам Патриарха, способствование «укреплению традиционных духовно-нравственных ценностей, привлечению внимания общественности и особенно молодежи к нашим православным святыням и святоотеческому наследию».
Можно, конечно, и умозрительно представить себе эту величественную картину — как одновременно по всей огромной Руси идут восемь крестных ходов, вышедших из Владивостока, Барнаула, Якутска, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга и Архангельска, а также — через Украину — из двух центров Вселенского Православия — Иерусалима и Афона, колонны верующих с молитвами, крестами, иконами и хоругвями, передавая из рук в руки святыни, освящающие нашу землю. Однако живое сердце откликается прежде умозрения, когда ты становишься сам в такую колонну и твой одиночный голос вливается в огромный хор, раз за разом — сотни раз — песенно повторяющий Иисусову молитву: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй нас!»
Ведь крестный ход — это и совместная молитва многих людей, и возможность совершить свой малый духовный подвиг, и проникающий в самое сердце призыв идти за Христом. По словам крестоходицы Надежды Стойковой (Запорожье), «крестный ход можно сравнить с единым организмом, который дышит словами Иисусовой молитвы. В нем ты забываешь обо всем, кроме взмаха руки, которая указывает очередность пения молитвы. Сначала поют мужчины, потом — женщины. И не прекращается молитва ни на минуту, благодаря чему идут немощные и болящие. Сила молитвы необъяснима с земной точки зрения. Это такая помощь Божья, что осознаешь ее силу только на привале, когда идущие от легендарного города Севастополя снимают обувь, и ты видишь, что на их ногах здорового места не осталось, а скорость их шага в крестном ходе неизменна».
Везде, на протяжении осевой линии дороги, стояли на коленях харьковчане — вне социальных и возрастных различий — дети, матери с младенцами, беременные, пенсионеры, старожилы центра и «аэрокосмическая» интеллигенция поселка Жуковского, курсанты и офицеры, вынырнувшие как из-под земли неподалеку от ресторана в лесопарке бритоголовые «качки», несшие службу вдоль Сумской и Белгородского шоссе сотрудники милиции…
Завидев и заслышав державную поступь хода, многие просто срывались с тротуаров — как говорится в огласительном пасхальном слове Иоанна Златоуста, «первые, и последние… богатые и бедные… воздержные и беспечные… постившиеся и непостившиеся…» То есть — и знавшие о том, что ход пройдет по улицам Харькова, и случайно встретившие его на своем пути: из магазинов выбегали сотрудницы — кто успев покрыть голову, а кто нет, кто в юбке, а кто и в брюках… Из открывавшихся дверей трамваев (шедших параллельным курсом в районе городского парка) высыпали стайки харьковчан, чтобы преклонить колена и чтобы чудотворную «Державную» пронесли над их головой. (Помните, как был исцелен от хвори мальчик Прохор, когда через двор Мошниных в Курске пронесли Курскую Коренную Богородицу, и мать подставила под икону угасавшего ребенка, который впоследствии стал одним из величайших русских молитвенников — Серафимом, Саровским Чудотворцем?) «Ибо щедр Домовладыка: принимает последнего, как и первого…» — и сегодня говорит нам Златоуст.
Колонна, шедшая по Харькову, занимала всю ширину шоссе, а с тротуаров слышались всякие голоса: «Прикольно! Надо сфоткать!» (из уст сотрудниц ювелирного магазина, вышедших на ступеньки), «Страна дураков!» (от молодого и самонадеянного патрульного), «Ой, ты слышишь, как поют!» (от радостной девушки, кричащей в трубку мобильного телефона). А благодать изливалась на всех независимо от их сознания — и на малыша в колясочке, и на инвалида на костылях, и на вполне здорового мента, и на официантку супер-ресторана, скромно стоявшую возле перевязанного подарочным бантиком лимузина, и прильнувших к окнам дежурных в здании облгосадминистрации.
Кто-то посетовал: вот в Днепропетровске Чудотворной поклонились и представители власти, а в Харькове что ж не было никого? И ему ответили: стоит ли этому удивляться, да и, может, так лучше, без официоза.
Надо сказать, что центр города на все два часа прохождения хода был полностью освобожден от движения транспорта, и сопровождавшая ход милиция (а также несколько машин скорой помощи, на всякий случай следовавшие позади процессии) сработала очень четко.
Целью Иисусовой молитвы является покаяние, испрошение оставления грехов и освобождения из ада. Митрополит Антоний Сурожский заметил, что Иисусова молитва глубоко коренится в духе Евангелия, «слова «милость» и «помилуй» по-славянски — того же корня, что и слова, выражающие нежность, умиление… Что доступно всем, что даровано Богом — это сама молитва, повторение слов без какого-либо физического усилия, даже без движений языка, молитва, которой должно пользоваться систематически для того, чтобы достичь внутреннего преображения.
Больше, чем какая-либо другая молитва, Иисусова молитва направлена к тому, чтобы поставить нас в Божие присутствие без всякой мысли, кроме сознания того чуда, что мы здесь и Бог с нами, потому что, когда мы молимся Иисусовой молитвой, то нет ничего и никого, кроме Бога и нас… Эта молитва — очень добрый спутник, дружелюбный, всегда близкий и вполне личный, несмотря на кажущуюся однообразность при ее повторении. В радости или горе она, когда станет привычной, является силой, оживотворяющей душу, всегда готовым откликом на любой Божий призыв. Слова святого Симеона Нового Богослова применимы ко всему ее действию на нас: «Остальное же, что бывает при этом, узнаешь после».
Ход прошел с высокой скоростью, колонна в Харькове растянулась на несколько километров. (Крестоходцы пошучивают, что не все спортсмены выдерживают этот темп.) Еще раз процитируем Н. Стойкову: «…Хочется верить, что эта проповедь, этот горячий призыв идти за Богом оставил зерна в душах людей… Я видела согбенных до земли старушек, которые, держа в руках тяжелую икону, со слезами молились: «Богородица, Матушка, помоги мне грешной пройти с тобой хоть до следующего села!» И водителей рефрижераторов, которые крестились и кланялись образу Державной Божьей Матери».
Два облака над небом окраины образовали крест, колонна по Белгородскому шоссе ушла в сторону Пятихаток, городка физиков. Богородицу «Державную» в дни празднования Великой Победы — с 6 по 9 мая — встречает и провожает Белгородчина.
Фото автора
Харьков
http://rusk.ru/st.php?idar=112742
Страницы: | 1 | |