Русская линия | Ольга Андреева | 30.04.2008 |
Обитель на острове Палье, в Толвуйской губе была основана валаамским иноком Корнилием, родом из Пскова, оставившего после себя целый сонм учеников и цепь чудотворений. Будучи большим мистиком, прп. Корнилий сподобился дивного посещения Самого Господа нашего Иисуса Христа с крестом в руках, благословившего его обитель. После этого он не захотел уже покидать пещеру, где было ему и видение.
После кончины прп. Корнилия игуменствовал Аврамий, непосредственный его ученик, несомненно, хорошо известный прп. Герману. Именно в это время в Павлеостровской обители в пустынническом уединении спасался сравнительно юный монах Зосима, которого Аврамий постриг в ангельский образ около 1435 года. Безусловно, он тоже был питаем тем же хлебом небесным, чем питались и Корнилий с Аврамием, да и сам Герман, и вся наша Северная Фиваида, образцами для которой сияли яркими цветами древний Египет, Афон и мир святых дальнего Северо-Запада — Ирландии, Англии, представители которого нередко посещали Русский Север.
Все северно-европейское христианство, вплоть до Ирландии и Исландии, жило с VI века идеалами монахов-пустынников, обитавших на островах, в приморских недоступных дебрях и на болотистых пригорках. Они удалялись туда для ненарушимого созерцания, создавали свои братские обиталища и жили иным, почти потусторонним миросозерцанием, имея минимальный контакт со светским миром. Каменные руины древних монастырей на скалах и гранитных уступах полуостровов — свидетели их подвигов. Нам, сегодняшним, из-за поголовного прагматизма и отступления или насильственного отвержения от христианских идеалов нелегко и представить, насколько естественны и распространены они были в те времена. Но тогда этот духовный идеал задавал тон всему населению вплоть до царя. Постоянное странствование по пустынным обителям было, конечно, делом небезопасным, но привычным и даже необходимым как средство связи и информации. Несомненно, и прп. Герман распространял весть о Соловках как о месте заветном, так что Зосима не мог не слышать.
В 1436 году похоронив родителей и раздав наследство бедным, прп. Зосима уходит на дальний север, где в Сумской волости чудесно встречается с Германом. В келии на берегу Выга они подолгу беседовали и рамышляли о Соловках. Повествование прп. Германа о жизни монашеской с почтенным валаамским старцем Савватием, уже покойным, покорило Зосиму. Прп. Герман любил собирать духовные книги о монахах. Будучи неграмотным, он каждого встречного, умеющего читать, просил ему почитать. Сунув заветную какую-либо книгу в руки Зосимы, он, затаив дыхание, внимал словесам о жизни великих аскетов, спасающихся неимоверными подвигами, и не мог не загореться подобной «страстью» и ради нее он готов был отдать все свои силы, да и саму жизнь.
Когда наступила благоприятная погода, ничем не смущаясь, забрав необходимые припасы и помолясь усердно Богу, они двинулись в путь. Это было два года спустя по принятия Зосимой монашеского пострига. Наконец среди самого синего моря появились очертания их будущего рая на земле, вернее преддверия рая. Прибыв на остров в летнее время, пригодное благополучному плаванию, они поразились красотой Божиего создания. Все было в цвету и зелено. Они первым делом помолились усердно Богу и воздвигли Крест.
Иноки поставили кельи на берегу одного из озер и стали проводить дни в тяжелых трудах, борясь со скудной природой, а по ночам славословили Господа. Св. Зосима скоро сделался известным всему Северу. Как только слава о подвигах Зосимы стала распространяться, к нему начали стекаться со всех сторон ревнители благочестия. Основание и распространение Соловецкой обители возбудили зависть недоброжелательных людей. Многие из Корельских жителей, а также поселенцев боярских и служителей, вельможных господ, приплывали к острову, ловили в озерах рыбу, а монастырю ловить не позволяли, называя себя хозяевами и владельцами Соловецких островов. В жару спора они обижали прп. Зосиму и всех иноков досадными словами и делали им всякие неприятности: даже грозили разорить обитель и выгнать оттуда монахов.
Преподобный игумен решился отправиться к святителю Феофилу Печерскому, архиепископу Новгородскому и просить у него помощи и защиты. В Новгороде прп. Зосима был благосклонно принят архиепископом, который советовал ему изложить свои нужды пред главными боярами, управлявшими городом. В то время особым богатством и влиянием отличалась боярыня Марфа Семеновна Борецкая, или Марфа-Посадница. Ее поселенцы особенно часто обижали Соловецкий монастырь. Заслышав о Соловецком игумене и предубежденная против него наговорами, она повелела с бесчестием отогнать его от своего дома.
Видя доброе расположение бояр к Соловецкой обители, святитель Феофил Печерский вновь призвал их к себе и убедил помочь монастырю. Игумен получил от доброхотных дателей много пожертвований на нужды обители церковными сосудами, св. одеждами, золотом, серебром, хлебом.
Скоро и сама Марфа Посадница раскаялась, что оскорбила преподобного и, желая загладить причиненную ему обиду, пригласила его к себе на обед. Прп. Зосима по своему незлобию принял это приглашение. И был с честью встречен самою хозяйкою и всем семейством ее и посажен на почетном месте. Все ели и пили, а преподобный сидел молча и, по обыкновению, мало вкушал от предлагаемой пищи. Взглянув на гостей, он в изумлении опустил глаза. Взглянув в другой и третий раз, он видел то же самое — шесть главнейших бояр сидели без голов. Поняв, что означает это видение, преподобный вздохнул и прослезился, и уже не мог вкушать ничего из снедей, как ни просили его собеседники.
После обеда Марфа, испросив у прп. Зосимы прощение за прежнее оскорбление, дала монастырю во владение землю, утвердив это пожертвование грамотою. Когда преподобный вышел из дома ее, то ученик его, Даниил, спрашивал его о причине скорби и слез во время обеда. Прп. Зосима объяснил ему свое видение, заметив, что эти шесть бояр будут со временем обезглавлены, и просил никому не говорить об этом. Немного спустя, по возвращении преподобного в обитель, исполнилось и пророчество его о запустении дома Борецкой, и видение во время обеда. Смирив Новгород силою оружия, великий князь Иоанн III повелел казнить тех бояр, которых прп. Зосима видел обезглавленными, а Марфу Борецкую отправить в ссылку. Имение ее было разграблено, дом и двор запустели.
Трудами братии новой Соловецкой обители была поставлена церковь во имя Преображения Господня, а прп. Зосима был избран первым ее игуменом. Он был образцом для монашествующей братии, истинным отцом для иноков. Бог наградил его даром чудотворения. Достигнув маститой старости, прп. Зосима скончался 17 апреля 1478 года.
http://rusk.ru/st.php?idar=112729
|