Русская линия | Протоиерей Артемий Владимиров | 25.04.2008 |
Многие прообразы и пророчества были явлены еще в библейской древности касательно сегодняшнего дня, события распятия Христа. Один из таких прообразов — таинственный медный змий, отлитый по повелению пророка Моисея и водруженный на высокий жезл наподобие креста. Мы вспоминаем, как древние иудеи, израильтяне в пустыне спасались от неминуемой смерти от ядовитых укусов змей лишь одним воззрением на изображение, свершенное по повелению пророка Моисея. Так вот сегодня, взирая на Спасителя, видя в красках то, что словесно запечатлели евангелисты: созерцая терновый венец, прободенное ребро, руки и ноги Спасителя, пригвожденные ко Кресту во исполнение древнего пророчества: «ископаша руце и нози Мои и об одежде Моей меташа жребий», взирая на Божественного Страдальца, предстоя Ему в тишине и безмолвии помыслов, в сокровенной молитве к Искупителю, мы осознаем и ощущаем, какой великий покой, благодатный мир, освящение преподаются нам за одно только созерцание Распятого Искупителя.
И чем более времени проведет в храме Господнем человек в этот день, тем явственнее он ощущает, как Бог подает ему со Креста Свою живительную благодать, врачуя и душевные, и телесные раны. Действительно, все змии — духи тьмы, и их ядовитые укусы, обезвреживаются чрез наше поклонение Христу Спасителю, чрез молитву к Нему — Распятому, чрез лобызание Треблаженного Древа, как именует Крест мать наша Церковь. И действительно, мы на опыте дознаем, что все издевательства и пытки и самою горькую казнь, предваряемую немыслимыми хулами, оскорблениями и кощунствами Спаситель претерпел с единственной целью — дабы возвратить нам здоровье, дабы исцелить падшее в Адаме и умноженное личными грехопадениями естество наше, как пророчествовал об этом Исаия пророк: «язвою Его мы исцелехом (исцелились)».
И всякий христианин в эти дни духовно участвующий, духовно поклоняющийся Страстям Господним, ощутит в своем теле ту таинственную священную мертвенность, выражением которой является изображение Христа на Кресте; почувствует в своих телесных и душевных членах ту неподвижность в отношении зла, греха, страстей, которая означает, что Бог Своею благодатью утверждается в нас, возводя нас духовно на крест. Об этом таинстве сораспятия Христу возвещает апостол Павел, говоря: «если с Ним умрем, то с Ним и воцаримся», и в другом месте свидетельствуя: «Будьте же мертвы для греха, а живы для Бога». Святой апостол Павел, познавший высоту и глубину и широту таинства Креста, сам духовно сораспявшись и воскреснув со Христом, свидетельствует о том, что эту священную мертвенность все чада Божии призваны носить в себе, пригвоздив плоть — грех — со страстьми и похотьми к Крестному древу. Пригвоздив уды, яже на земли, — то есть, обессилив, усушив Божьей благодатью страсти, которые привносят вечную смерть, греховную смерть в нашу душу.
Вот почему святые могли в безмолвии часами предстоять кресту и всякой иной иконе предпочитали крест, как наиболее соответствующий той духовной брани, которую ведет на земле воин Христов. Вот почему писали о язвах Спасителя, называя их «сладчайшими язвами», и такой замечательный просветитель, как свт. Димитрий Ростовский составлял даже поэтические произведения, в которых говорил о том, как с любовью прикасается он к пяти язвам Спасителя, лобызает их, орошая слезами и себя самого, и Крест; черпает, словно пьет, живую воду благодати, истекающую от этих язв, а особенно — от кровоточащего ребра нашего Спасителя. Посему и мы будем в меру нашей веры и сопричастности страданиям Спасителя, приступать в Крестную Пасху к этому священному изображению Спасителя, памятуя, что честь, ему воздаваемая, непосредственно относится к вечно живому Богу, обитающему во свете неприступном.
А отходя от креста, будем уносить Христа в самих себе, дабы и наше чело, увенчанное тернием, венцом, было свободно от приражения греховных, злых, нечистых помышлений и образов; и наше сердце, духовно прободенное, освященное кровью Спасителя, уже не было гнездилищем ни похоти, ни гордости, ни злобы человеческой, но было бы отверзто, источая смирение, кротость, мир, любовь, долготерпение, а особенно — было бы радушно в отношении всякого одушевленного образа Божия, как этого требует от нас Спаситель: «дети, любите друг друга. По тому узнают, что вы — Мои, если любовь будете иметь между собою».
Отходя от креста, будем осознавать, что и наши руки, стопы пригвождены ко кресту — для того, чтобы уже никогда не посягать на чужое, никогда не ходить по стезям лукавым; и наше чрево умерщвлено для непотребства, для излишества, и, одним словом, все наше тело, освященное страданиями Спасителя, было бы послушным орудием разумной души — так, чтобы и душой и телом, по выражению апостола, мы прославляли Господа, ибо тело не для блуда, но для Господа, а душа — разумный словесный орган, который должен слагать сам в себе песни и песнопения духовные, прославляя имя Господа Иисуса. Вот так-то, ходя во плоти, но не по плоти, по выражению апостола, мертвы будучи для греха, но живы для Бога и благих дел, мы будем в самих себе всегда иметь, осмыслять и переживать таинство Живоносной Смерти и Воскресения Христова — смерти, как воздержания от греха, и жизни, как таинственного единения с Саможизнью — Спасителем, жизни, которая, прежде всего, познается в молитвенной обращенности ко Христу, Распятому и Воскресшему.
Впервые опубликовано на сайте Храм Всех святых в Красном Селе
http://rusk.ru/st.php?idar=112718
Страницы: | 1 | |