Русская линия | Станислав Минаков | 24.04.2008 |
Прекрасен университетский ботанический сад, изобилующий распустившимися белыми и пока еще едва раскрытыми магнолиями, и фиолетовеющим багульником, который радостно полыхает, цветет, оказывается, и здесь, а не только «где-то на сопках». Всё это высажено заботливыми руками, и потому здесь всегда немало прогуливающихся киевлян и приезжих, а уж щебечущей молодежи (и потягивающей по нынешнему поветрию пиво прямо из бутылок) — несчитанно. Щебечут и птицы, как эти воробьи на фото, залетающие поклевать зачерствевший батон, прикрепленный кем-то к дереву.
Есть местная легенда — специально для влюбленных — узнав ее, просто не удержишься и обязательно захочешь вдохнуть аромат магнолий. Кажется, где-то здесь, в Ботсаду им. Фомина, растет особая магнолия, которая пахнет ладаном. Хотя, как отмечают биологи, такой запах больше характерен для орхидей. Влюбленные, которым повезет одновременно понюхать этот цветок, всегда будут вместе. Та же легенда свидетельствует: полвека назад этот чудо-цвет якобы нашла одна молодая пара…
Сквозь весенние, пока еще полупустые ветви ботсада просвечивает знаменитый Владимирский собор, хоть и захваченный раскольниками «киевского патриархата», но мы ведь помним, что построен он к 900-летию Крещения Руси русскими и украинскими архитекторами, расписан выдающимися живописцами, в том числе Нестеровым, Васнецовым, Врубелем.
Миновав храм, которому в этом году исполняется 120 лет, вы попадаете на улицу композитора Лысенко, где с тыльной стороны большого здания Национального оперного театра обращаете внимание на красивый особняк Управленния Юго-Западной железной дороги. На высоте ваших глаз, у входа — бронзовый барельефный портрет С. Витте, русского государственного деятеля, министра финансов России (1892−1903), Председателя Совета Министров Российской Империи (1905−1906).
Однако ни о чем этом доска не уведомляет, а сообщает лишь, что он в 1886 г. занимал в Киеве пост управляющего частного «Общества Юго-Западных железных дорог». Разумеется, в свете нынешних укро-веяний, на доске не названа даже страна, министром которой был г-н Витте. Но мы-то помним, что, работая на должностях начальника эксплуатации и управляющего упомянутой российской компании, Витте добился роста эффективности и прибыльности.
В частности, проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввел практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.). Именно в киевский период своей деятельности С. Витте познакомился с императором Александром III, на глазах которого он вступил в конфликт с царскими адъютантами, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей. Александр III убедился в правоте С. Витте после крушения царского поезда под ст. Борки Харьковской губернии в 1888 г.
Вы минуете не столь давно отреставрированные в очередной раз Золотые ворота, у которых задумчиво-просветленный князь Ярослав Мудрый держит на руках копию древней Святой Софии (вспоминаем, что Софией и называется Премудрость). И к ней-то вы и направляетесь.
Уплатив за вход 2 гривны, попадаете на территорию Софийского музея-заповедника. Вечереет, но еще ярки усеянные желтыми цветками неведомые вам кусты, прекрасны белеющие древние стены храма с удивительной резьбой под зелеными куполами.
Здесь тихо, уютно, благодатно, у этих древних каменьев. На лавочках сидят молодые мамы, покачивая коляски с младенцами. Вы обнаруживаете табличку, которая просвещает вас: этот кустарник с желто-золотистыми цветами, называется «форзицией свисающей». Странно: завезен из далекого Китая, а к этим стенам и золотым крестам льнет как родной.
Вас хлопают по плечу: «Привет Харькову!» Знакомый литератор, работающий гидом, привел сюда три десятка итальянцев, которые только что спустились с надвратной колокольни — голубой, с белой резьбой, одной из «визитных карточек» Киева, что просвечивает сквозь черно-белую графику дерев.
Вас зовут примкнуть к итальянской группе, но вам пора на поезд. Сегодняшний киевский день, похоже, прошел для вас без политических вторжений в сознание, — только с цветами. Ан нет: на входе в станцию метро «Золотые ворота» вам вручают газетенку тягныбоковской «Свободы», такую же злобную и человеконенавистническую, как и сам лидер этого «движения».
Отрезвляюще действует на вас и переполненное киевское метро, где активные молодые люди в оранжевых сервис-жилетах впихивают пассажиров в вагоны, и сам вокзал, буквально кишащий приезжающими-отъезжающими. У станции метро «Вокзальная» поют четверо парней разного возраста, одетых в камуфляжную форму (у троих из них — костыли и черные береты. Самый низенький и молодой, безногий, ловко играет на гитаре, опираясь сразу на два костыля. Бойцы, под которыми на ящике висит табличка «ООО «Солдаты империи. В помощь участникам боевых действий», исполняют самопальные солдатские песни времен Афгана. Слушающего народа здесь очень много, в картонный короб летят синие гривневые пятерки и красные червонцы (соответственно 25 и 50 росс. рублей — С.М.), и не только женщины вытирают слезы.
А вы — думаете о том, что теперь 8 украинских парней отправлены Виктором Ющенко в Ирак, а 15 — в Афганистан. За что они будут воевать там? За чьи интересы? Окупит ли их зарплата ту жертву, которую кто-то из них принесет там, в чужих странах?
Одно утешает вас: ни весна неотменима, ни древние соборы Киева — кто бы ни приходил к власти.
Цвети, Киев.
Фото автора.
Харьков-Киев
http://rusk.ru/st.php?idar=112711
|