Русская линия
Русская линия Игорь Алексеев17.04.2008 

«Направление это. противоречит началам русской государственной идеи»
Документальные штрихи к официальному портрету «русского» сионизма

Недавние резкие высказывания о сионизме муфтия Нафигуллы Аширова и последовавшая на них бурная реакция «Федерации еврейских общин России» вновь вызвали к жизни дискуссию о характере и политической направленности сионистской идеологии. Учитывая, что таковая в известной мере затрагивает историю «еврейского вопроса» и проблему отношения к ней государства, было бы уместным вспомнить об официальной реакции на деятельность сионистов правительства Российской Империи, усмотревшего в ней в начале прошлого века угрозу русской государственной идее.

Летом этого года исполнится сто пять лет с момента появления «совершенно секретного» циркуляра министра внутренних дел В.К.Плеве N 6142 от 24 июня 1903 г., о котором в своё время много твердили и продолжают твердить обличители «проклятого царского режима» всех мастей, но который мало кто на самом деле читал. Между тем, лучшим признанием того, что содержавшаяся в циркуляре В.К.Плеве информация соответствовала действительности, может служить заключение известного израильского историка, уроженца Либавы Ицхака (Исаака) Маора, писавшего в своей книге «Сионистское движение в России», что: «Циркуляр от 24 июня 1903 года за номером 6142 („Еврейская старина“, VIII. Петроград, 1915.) свидетельствует о том, что министр внутренних дел был хорошо осведомлён о положении в сионистском движении и что в его распоряжении имелась подробная и точная информация обо всех сферах деятельности сионистских организаций в России». [1]

По мнению того же автора, «есть снование полагать, что этот циркуляр появился на свет также и в результате покушения молодого сиониста-социалиста [П.И.]Дашевского на [П.А.]Крушевана», которое произошло в Санкт-Петербурге 4 июня 1903 г. «Плеве убедился, — конкретизировал И. Маор, — что сионистское движение выводит евреев из состояния покорности и побуждает их к революционным действиям». [2] Он же указывал на то, что для самих евреев этот документ не представлял никакой тайны: «Хотя циркуляр был „совершенно секретный“, — отмечал И. Маор, — окольными путями он попал в руки представителей еврейской общественности и был тайно размножен на гектографе». [3]

Существует распространённое мнение, что означенный документ санкционировал необоснованные гонения на «русских» сионистов, якобы не преследовавших антиправительственных целей, а занимавшихся исключительно культурно-просветительной работой с целью подготовки евреев к возвращению на «землю обетованную». Однако дальнейшее развитие событий, с характерной революционно-либеральной «мутацией» сионистских идей и общей политизацией «еврейского вопроса», наглядно доказывают, что предпринимаемые — с точки зрения защиты существовавшего в Российской Империи государственного строя — охранительно-ограничительные меры были вполне обоснованы. Вот, что говорилось в том самом циркуляре В.К.Плеве, погибшего в июле следующего 1904 г. от рук эсеровских террористов:

«М.В.Д.
ДЕПАРТАМЕНТ ПОЛИЦИИ
По Особому Отделу
24 Июня 1903 г.
N 6142.

Совершенно секретно.
Циркулярно
.


Г. г. Губернаторам, Градоначальникам и Обер-Полициймейстерам.


Из имеющихся в Департаменте Полиции сведений о так называемых сионистских сообществах усматривается, что таковые, поставив себе первоначально целью содействие переселению евреев в Палестину для создания там самостоятельного еврейского государства, ныне осуществление этой мысли отодвинули в область далёкого будущего и направили свою деятельность на развитие и укрепление национальной еврейской идеи, проповедуя сплочение в замкнутые организации евреев в местах их нынешнего проживания. Направление это, будучи враждебно ассимиляции евреев с другими народностями, усугубляя между первыми и последними племенную рознь, противоречит началам русской государственной идеи и потому не может быть терпимо.

Вследствие сего, признавая необходимым дать вопросу о сионистских организациях надлежащее разрешение, покорнейше прошу Вас, Милостивый Государь, сообщить мне безотлагательно подробные сведения о существующих во вверенном Вам районе сионистских кружках и соображения Ваши об их значении с точек зрения государственной и национальной.

Находя однако неотложным, до разрешения поставленного ныне на очередь вопроса, принятие мер к предупреждению и пресечению утверждения начал сионистских организаций и развития сионистского движения во вредном направлении, считаю долгом в руководство Вашему Сиятельству / Превосходительству преподать нижеследующие указания:

1/ Пропаганда идеи сионизма в публичных местах и на собраниях общественного характера должна быть воспрещена. В этих целях надлежит препятствовать деятельности специальных сионистских агитаторов, так называемых «магидов», разъезжающих по городам и местечкам и произносящих в синагогах и на общественных собраниях речи для привлечения слушателей, особенно из числа простонародья, в ряды сторонников сионистского движения.

2/ Точно также подлежат запрещению, насколько деятельность их проявляется публично в сходках, собраниях и прочих сборищах, уже существующие сионистские организации, раскинутые сетью по всей России, включая Сибирь, губернии Царства Польского, Кавказ и русские средне-азиатские владения.

3/ Съезды, для каких бы то ни было целей, представителей и участников сионистских организаций /районов, на которые поделена сионистами вся Россия, кружков и различных поместных и избирательных групп/ не должны дозволяться.

4/ Всякие не разрешённые правительством денежные сборы на сионистские цели, обращение среди публики недозволенных к ввозу в Империю /N 92, отдел 1 «Собрания Узаконений и распоряжений Правительства» 1902 года/ акций и временных свидетельств Еврейского Колониального Банка в Лондоне, а также сборы на пополнение «Национального еврейского фонда», учреждённого там же, производимые в некоторых городах поголовным обходом всего местного еврейского населения, должны быть немедленно прекращаемы при получении сведений о таких сборах. Лица, стоящие во главе таких сионистских организаций, должны быть обязываемы подпискою отказаться от руководства движением и прекратить всякие денежные сборы.

Находящиеся в их распоряжении суммы, как полученные путём неразрешённых правительством сборов, следует направлять на еврейские благотворительные учреждения /например, существующее в Одессе «общество вспомоществования евреям земледельцам и ремесленникам Сирии и Палестины"/. Акции и временные свидетельства Еврейского Колониального Банка, а также квитанции во взносах в „Национальный Еврейский фонд“ подлежат конфискации, а лица, занимающиеся распространением означенных выше документов, должны быть обязываемы подпискою отказаться от такой деятельности. Последняя представляется тем более вредной, что плательщиками в сионистские кассы являются преимущественно неимущие классы еврейства.

5/ Надлежит также иметь наблюдение за устройством сионистами новых и уже существующих еврейских школ /хедеров/, библиотек-читален, субботних школ для взрослых, в целях изучения древне-еврейского языка, публичных чтений по истории еврейства и т. п. учреждений. Еврейские школы, разрешаемые правительством к открытию в удовлетворение вероисповедных потребностей еврейского населения Империи, не должны, под руководством сионистских деятелей, получать характер учреждений для развития национальной обособленности русского еврейства.

6/ При представлении на утверждение центральных органов Министерства Внутренних Дел кандидатов на выборные должности в еврейских общинах, в особенности на должности раввинов, надлежит прилагать собранные на месте сведения о степени причастности представляемых кандидатов к сионистским организациям.

Подписал: Министр Внутренних Дел, Статс-Секретарь Плеве.
Скрепил: Директор Лопухин.
Верно: За Заведывающего Отделом Пешков».
[4]

Как показывает изучение документов, хранящихся в НА РТ, даже в таком «глухом» по еврейским меркам городе, как Казань, сионистские идеи в конце девятнадцатого — начале двадцатого века получили достаточно широкое распространение. И хотя сионисты здесь обосновались, по большей части, мирные и заботившиеся в основном о просветительстве «в национальном духе» своих соплеменников, в местных сионистских и «околосионистских» кругах умудрилось засветиться немало известных творцов будущих «революционных бурь».

Так, например, в том же 1903 г. казанский полицмейстер П.Б.Панфилов «накрыл» в Казани очередной сионистский кружок под руководством присяжного поверенного М.Д.Шерешевского, подчеркнув в одном из своих рапортов Казанскому губернатору П.А.Полторацкому, что деятельность его «вредная для Правительства и, скорее всего, преследует антиправительственные цели». [5] Причём, по имеющимся у П.Б.Панфилова агентурным данным, к числу членов данного кружка, в числе прочих, принадлежал «присяжный поверенный Мандельштам». Речь в данном случае шла об известном деятеле «либерально-освободительного» движения М.Л.Мандельштаме (1866 — 1939), на одной из нелегальных лекций которого в Казани, согласно данным из книги саратовского историка Н.А.Троицкого «Судьбы российских адвокатов», 17-летний В.И.Ульянов-Ленин [6] впервые услышал о Карле Марксе и созданном им учении. [7]

Помимо просвещения марксистскими (а, возможно, попутно и сионистскими) идеями будущего «вождя мирового пролетариата», М.Л.Мандельштам был известен своим знакомством с его старшим братом — террористом-неудачником А.И.Ульяновым, одним из «пионеров марксизма» в России Н.Е.Федосеевым, участием в антиправительственной демонстрации у могилы Н.А.Добролюбова на Волковом кладбище в Санкт-Петербурге, членством в ЦК «Конституционно-Демократической Партии» и т.н. «Предпарламенте», а также выступлениями на судебных процессах в защиту революционеров, террористов и либералов (Н.Э.Баумана, Н.А.Рожкова, Г. А.Гершуни, И.П.Каляева и других).

То, что публика в казанских «еврейских кружках» собиралась отнюдь не шуточная, свидетельствуют как многочисленные жандармские «объективки», так и сведения о дальнейшей революционной судьбе некоторых из их участников. Так, например, известно, что Г. И.Лахман являлся членом «Одесского Демократического кружка, состоящего из евреев и русских», А.Л.Бердичевская принадлежала «к роду Бердичевских Таврической губ[ернии], котор[ый] дал несколько человек поднадзорн[ых]: один бежал за границу, другой был убит при нападении на почту», и т. д. [8]

М. Шергов упоминался позднее в книге Б.В.Савинкова «Воспоминания террориста» в числе членов эсэровской боевой организации, арестованных в Санкт-Петербурге 16 — 17 марта 1905 г. и выпущенных на свободу вскоре после выхода Высочайшего Манифеста «Об усовершенствовании государственного порядка». [9] При этом, несмотря на то, что Б.В.Савинков не числил уже М. Шергова в числе вернувшихся «в дело» товарищей, тот с революцией «завязывать» явно не торопился. Читинский уроженец М. Шергов (теперь уже в качестве «эсдэка») фигурировал и в книге воспоминаний «От Байкала до Мёртвого моря» известного сионистского деятеля «сибирского происхождения», активного борца с «русским деспотизмом» (и по совместительству одного из основателей «Промышленного синдиката Эрец Исраэль») М.А.Новомейского. Последний вспоминал, в частности, как поддерживал его во время выборов в Чите депутатов Второй Государственной Думы. [10]

«Широкую известность в узких кругах» получил в дальнейшем и варшавский еврей Юзеф [11] (Иосиф) Яковлевич Ротштадт, «пророческую» фамилию которого так и не научились правильно писать местные жандармские осведомители. Вступив в «Социал-демократическую партию Польши и Литвы», он окончательно связал свою судьбу с «красным делом», превратившись после революции из профессионального революционера в профессионального разведчика, друга и соратника Ф.Э.Дзержинского Иосифа (Юзефа) Яковлевича Красного.

Особо по части революционной активности среди членов местных «еврейских кружков» выделялись иногородние студенты, на которых в значительной мере равнялась и местная учащаяся еврейская молодёжь. Те же из «кружкистов», кто уже был «обременён» должностями и капиталами, как правило, отдавали предпочтение идеям либерального свойства (не чураясь, однако, при удобное случае и методов революционной борьбы). Некоторые из них в дальнейшем приняли активное участие в известных «казанских событиях» октября 1905 г., а затем влились в ряды местного «прогрессивного движения». Так, например, присяжный поверенный Казанской судебной палаты М.С.Венецианов («Венецианов-младший») и работавший одно время его помощником А.Г.Бать в конце 1905 г. стали деятельнейшими членами «Казанского Организационного Комитета конституционно-демократической партии». [12]

Немногим ранее — в октябре 1905 г. — А.Г.Бать вместе с ещё одним известным деятелем из местной кадетской обоймы Г. Г.Тельбергом (также служившим тогда помощником присяжного поверенного Казанской судебной палаты) — входили, наравне с социал-демократами и социалистами-революционерами, в так называемый «Объединённый комитет партий Казани» (прозванный «временным правительством»), который заправлял в городе во время учинённой «прогрессивными силами» смены власти и разоружения полиции. После возвращения ситуации на круги своя А.Г.Бать и М.С.Венецианов, в числе прочих, были избраны в Губернский Комитет Конституционно-демократической партии, приняв в новом качестве активное участие в раскачивании «царского режима», а после его падения — и в строительстве «новой России». [13]

И подобных примеров (по отношению к одной только «спокойной» Казани) можно привести ещё целое множество. Очевидно, что приверженность сионистским идеям отнюдь не являлась препятствием для участия исповедовавших их лиц в революционном и либеральном движениях, ставивших своей целью свержение монархического строя. Свидетельства о том, как «верноподданнический» сионизм легко перетекал в агрессивное политическое состояние, в изобилии содержатся, в частности, в информационно-аналитических материалах, доводившихся на местах до жандармских чинов, которые занимались «разработкой» сионистских организаций.

Одним из таковых материалов, обнаруженных в НА РТ, является справка «Сионизм и еврейское рабочее движение», под которой значится подпись ротмистра Отдельного корпуса жандармов, адъютанта Казанского губернского жандармского управления Ф.Ф.Кащеева, одно время занимавшегося расследованием дел местных сионистов. Данный документ, который можно датировать приблизительно 1909 — 1910 гг., представляет сегодня интерес, прежде всего, в части «оперативной» (не затуманенной ещё поздними идеологическими напластованиями) оценки направленности и классификации течений внутри «русского» сионизма и исходящих от него политических угроз. В этой связи я считаю уместным привести данный материал полностью:

«СИОНИЗМ И ЕВРЕЙСКОЕ РАБОЧЕЕ ДВИЖЕНИЕ.


«Сионизмом» /от слова «Сион», т. е. юго-западная гора в Иерусалиме/ называется движение, имеющее целью политическое и национальное возрождение рассеянного по всему миру еврейского народа и организацию еврейского государства в Палестине.

В XIX веке тоска еврейского народа по Палестине, в связи с верой в национальное возрождение, остаётся неизменной, вследствие этого и под влиянием национально-освободительных движений в Западной Европе раздались первые голоса в пользу восстановления политического бытия еврейского народа. Наряду с этим, в 1881−82 г. г. на юге России произошёл ряд еврейских погромов, последствием коих образовался эмиграционный поток евреев, направившийся к нашей западной границе, а оттуда разлившийся по всем крупным городам Западной Европы и отхлынувший в Северную Америку. Во главе стояла интеллигентная молодёжь. В Киеве, Харькове и Одессе многие евреи, покидая Университет и гимназию, образовывали группы, которые должны были направиться в Палестину, где будет приобретена особая территория для еврейского народа. В это же время в России возникают кружки так называемых «Ховове-Цион» /"друзей Сиона"/ или «Палестинофилов» с целью содействия основанию в Палестине еврейских земледельческих колоний. В 1890 году был утверждён устав Общества вспомоществования евреям землевладельцам и ремесленникам в Сирии и Палестине, с комитетом в Одессе, подчинённым Палестинскому. В 1891 году эмиграционное движение евреев в Палестине достигло своего апогея и вызвало со стороны турецкого правительства запрещение въезда в Палестину русских евреев: под влиянием этих событий в лагере «Палестинофилов» начинают обрисовываться различные течения. Особенное значение получают духовные палестинофилы, в противоположность им являются практические палестинофилы, которые, не задаваясь широкими проектами, надеются на естественное усиление еврейской эмиграции в Палестину и колонизацию этой страны. В середине 1890 годов возникает политический сионизм, задачей коего есть основание еврейского государства, посредством объединения всех евреев в один союз, который добился бы уступки Турцией территории в Палестине. Основателем этой идеи является венский журналист Теодор Герцль со своим знаменем и ветхозаветным заветом «Сион», последователи же его приняли название «сионистов». С этого времени и начиная с 1897 года, начинают собираться конгрессы сионистов из всех частей света, имеющих своей последней задачей образование еврейского государства в Палестине. Каждый сионист, желающий послать делегатов на конгресс, должен вносить на общее дело ежегодно не менее одного «шекеля» /древнееврейская монета — около 40 коп[еек]/. Первый сионистский конгресс дал толчок к значительному распространению идеи сионизма в России путём пропаганды, организациею сионистских кружков и сбором денег.

Однако, несмотря на старание делегатов, главная масса русского еврейства была чужда пониманию истинного сионизма. /Чтобы быть сионистом, нужно внести 40 коп[еек], а этот, хотя и незначительный сбор, для большинства обитателей, Западного Края особенно, представляется тяжёлой жертвой/. После 4-го конгресса в 1900 году учащаяся молодёжь усиленно примыкает к сионистам, эти новые силы направляют сионизм по новой дороге, внося в программу новейшие положения политической экономии, социологии и энциклопедии права. С течением времени теоретические кружки, приобретая ту или иную окраску, присвоили себе и соответствующие наименования /сионистский демократический кружок, кружок сионистов-социалистов и т. д./. Впоследствии эти кружки сливаются с социал-демократическими фракциями, а позднее их деятельность сводится к социал-демократической организации еврейского пролетариата в его теперешних местах жительства и к социалистическо-сионистской пропаганде.

В 1902 году русские сионисты образовали следующие группы и фракции сионизма, из которых заслуживают внимание: основное ядро сионизма — «Герцлисты», их работа сосредоточивалась специально на сборе шекеля на увеличение средств национального фонда и на распространение сионизма среди народных масс. «Сионисты-социалисты» — сторонниками этой группы явилась учащаяся молодёжь. Как уже сказано, социалисты-сионисты выставили своей программой социал-демократическую организацию еврейского пролетариата и широкую пропаганду социалистическо-сионистских идей. Делу распространения сионизма в России много помогало постановление пятого конгресса /в Базеле, 1901 года/ о том, что сионизм не исключает иной деятельности сиониста на пользу народа. Это постановление дало возможность сионистам, оставаясь таковыми, вступать в ряды даже революционных партий, но, впрочем, не в качестве сионистов.

Русские сионисты делятся на три группы:

1/ Мизрахисты — главные вожаки этой партии и духовные раввины, которые в проповедях своих возбуждают евреев против христиан, цель этой группы — предупредить раскол среди сионистов. 2/ Политические сионисты — цель этой группы — создание еврейского государства в Палестине дипломатическим путём. И 3/ Фракционеры — к этой группе примыкают капиталисты, учёные и часть сионистов-социалистов. Многие из этой группы — бывшие революционеры и лица, готовые перейти в ряды революционеров в тот момент, когда сионизм потерпит неудачу. На VII конгрессе в 1905 году в Базеле сионисты разделились на Палестинцев, стремящихся создать для еврейского народа «охранительное убежище» в Палестине, и Территориалистов, стремящихся создать это «убежище» и на других местах земного шара.

Учащаяся молодёжь, интеллигентный и рабочий пролетариат образовали «молодую фракцию», по идее и программе совершенно тождественную с «Бундом», но на национальной почве.

Социальные идеи молодой фракции пришлись по вкусу как рабочей среде, так и интеллигенции, которая пожелала воспользоваться готовой организацией, чтобы при помощи её вступить в борьбу с правительством, и, пользуясь внутренними неурядицами, создать автономную территорию в пределах Западного Края.

Верховным органом сионистов являются конгрессы, избирающие большой и малый А.С. /Центральные комитеты/; в России имеется свой центральный комитет сионистских организаций /Ц.К.С.О./. Главный центральный комитет в Лондоне. В России особенно сильны чисто сионистские организации на юге и западе, органами коих являются «Рассвет», издаваемый на русском языке в Петербурге с 1907 года, на еврейском языке «Дос Юдише Лебен» — в Вильне, «Дер Фрайда» в Петербурге и «Гаолам» в Вильне.

ЕВРЕЙСКАЯ СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТИЧЕСКАЯ РАБОЧАЯ ПАРТИЯ «ПОАЛЕЙ-ЦИОН»

.
Эта партия была организована в 1905 году преимущественно из рабочих сионистов. Еврейское рабочее движение базировало[сь] на трёх принципах: 1/ социализм, как конечная цель, 2/ революционная борьба против самодержавного и бюрократического режима и 3/ территориализм, т. е. стремление к приобретению собственной свободной территории для еврейского народа, как радикальное и полное решение вопроса. К периоду 1905 — 1906 года еврейская народная масса вследствие идейного и организационного разброда представляла собою организм, испещрённый партиями, фракциями и группами. Часть еврейского пролетариата находилась под влиянием общерусских социал-демократических и революционных партий, другая же часть входила в ряды еврейских «Бунда», «Сионистов-социалистов», «Поалей-цион» и «Еврейской социалистической рабочей партии». В 1906 году на съезде в Гельсингфорсе русской сионистской организации вменено вести в России самостоятельную политическую деятельность, вступая в соглашения с другими партиями и союзами и присоединяясь к требованию демократизации государства, всеобщей равноправности, свободы совести, слова, союзов и стачек. Партия «Поалей-цион» стремится к организации еврейского пролетариата на началах социал-демократии и признаёт необходимость активной политической борьбы, направленной к изменению и устранению коренных основ русского государственного строя.

Во главе партии «Поалей-цион» стоит центральный комитет из 7 человек, который собирается не менее трёх раз в год. В состав «Поалей-цион» входят преимущественно студенты и приказчики — молодёжь от 16 до 25 лет. Несмотря на многочисленность этой партии, деятельность её развита очень слабо.

Из приверженцев социал-революционного учения и из значительного числа поалей-сионистских организаций образовалась еврейская социалистическая рабочая партия, называемая «СЕРП», или короче — «Е.С.», к ней примкнули некоторые деятели из партии социалистов-сионистов, в число программных требований коих включены: созыв учредительного собрания, преобразование ИМПЕРИИ в демократическую республику, наиболее же верным средством для этого признаётся вооружённое восстание. В апреле 1906 года состоялся первый очередной съезд сионистско-социалистической партии, на котором приняты следующие резолюции: вести широкую и настойчивую агитацию за вооружённое восстание, допустимость террористических актов, направленных на представителей самодержавия, вести агитацию о народном вооружении с целью самозащиты.

С 1906 и 1907 г. г. в С.-Петербурге функционировали две еврейских партии: «Еврейская народная группа» и «Еврейская народная партия»; деятельность этих партий состояла в защите еврейских интересов в Государственной Думе. С конца 1908 года начинает возрождаться «Гатхио», эта организация явилась результатом стремления еврейской молодёжи, стоявшей на почве чистого национального сионизма, отмежеваться и даже вести борьбу с так называемыми пролетарскими партиями в еврействе, проявлявшими социалистическое и даже революционное направление. Центра Гатхийцев не существовало, и местные группы вели работу самостоятельно. Деятельность групп выражается в продаже сионистских шекелей и марок еврейского национального фонда и сборе денежных пожертвований на покупку земли в Палестине. В апреле 1909 года было совещание партий — социалистов-сионистов, «Поалей-цион» и социалистов-революционеров-территориалистов — с целью соединения, что и было принято единогласно". [14]

Достаточная осведомлённость о деятельности сионистских организаций способствовала оперативному раскрытию и пресечению их деятельности. Однако местные власти, как правило, недостаточно разбирались в тонкостях и мотивах изощрённой тактики сионистов, позволявшей им «играть» одновременно на нескольких политических «досках», да особо и не старались делать этого. Их главной задачей было сохранение и поддержание общественно-политического «статуса кво». Поэтому, например, периодическое раскрытие казанскими жандармами сети тайных «еврейских кружков», их формальная ликвидация и удаление за пределы губернии наиболее одиозных фигур из числа членов таковых отнюдь не означали «подавления» в корне сионистского движения. Оно просто приобретало иные формы, мимикрируя под культурно-просветительные, благотворительные и иные общественные объединения, такие, как: Казанское отделение «Общества для распространения просвещения между евреями в России», «Общество пособия бедным евреям г. Казани» и другие.

Когда же в феврале 1917 г. грянул революционный гром, креститься оказалось уже поздно. «Русские» сионисты, на удивление быстро оправившиеся от «столетий бесправия» и моментально воссоздавших организационные структуры, в одном из своих первых воззваний, выпущенных в марте 1917 г., патетически восклицали: «Разразившаяся над Россией великая гроза революции, сметая по пути всё гнилое и отжившее, вдохнула новую жизнь и в наши сионистские ряды». [15] То же, что под видом «гнилого и отжившего» на «свалку истории» была отправлена великая держава, веками созидавшаяся усилиями православного русского народа, им, как и прочим ненавистникам традиционного русского миропорядка, было только на руку. И скрывать этого, как до революции, уже никто не собирался.
Игорь Евгеньевич Алексеев, кандидат исторических наук,
г. Казань

Примечания:

1 — Маор И. Циркуляр Плеве о сионизме и еврейском национальном движении. — http://jhistory.nfurman.com/zion/maor41.htm
2 — См.: Маор И. Становление самообороны. — http://jhistory.nfurman.com/zion/maor38.htm
3 — См.: Маор И. Циркуляр Плеве о сионизме и еврейском национальном движении. — http://jhistory.nfurman.com/zion/maor41.htm
4 — Цитируется по: Национальный архив Республики Татарстан (НА РТ). Ф. 199. Оп. 1. Д. 193. Л.л. 177 — 178.
5 — См.: НА РТ. Ф. 1. Оп. 6. Д. 172. Л. 19.
6 — Казань, отнюдь не в последнюю очередь, была обязана «честью» пребывания в стенах Императорского Казанского Университета В.И.Ульянова-Ленина его деду — крещёному еврею А.Д.Бланку (1799 — 1870), владевшему близ города имением — деревней Кокушкино — и жившему в нём с 1847 г. до самой своей смерти. — И.А.
7 — См.: Троицкий Н.А. Судьбы российских адвокатов (статья — «Михаил Львович /Моисей Лейбович/ Мандельштам»). — http://sgu.ru/faculties/historical/sc.publication/history_rus/rus_ad/docs/10.pdf
8 — См.: НА РТ. Ф. 199. Оп. 1. Д. 105. Л.л. 22, 27, 94.
9 — См.: Савинков Б. Воспоминания террориста. — http://savinkov.by.ru/terror13.htm
10 — См.: Новомейский М. От Байкала до Мёртвого моря. — http://novomeysky.genealogia.ru/mose/book/glava19.htm
11 — В некоторых документах фигурирует как «Юлиан». — И.А.
12 — См.: Волжский Листок. — 1905. — 9 декабря.
13 — См.: Айнутдинова Л.М. Либеральное движение в Казанской губернии (1900 — 1917 гг.). — Казань: Изд-во «Фэн», 2003. — С.с. 40, 41 — 42, 91, 93, 166 — 167.
14 — НА РТ. Ф. 199. Оп. 1. Д. 731. Л.л. 49 — 51 об. (Документ приводится с исправлением опечаток, грамматических и орфографических ошибок. — И.А.)
15 — Цит. по: Маор И. Подъём сионистского движения во время революции. — http://jhistory.nfurman.com/zion/maor85.htm

http://rusk.ru/st.php?idar=112691

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Одна из многих    19.04.2008 02:53
"…"верноподданнический" сионизм легко перетекал в агрессивное политическое состояние…"

–Думаю, что не менее легко он течёт и в "смиренное" православное состояние…
  Одна из многих    18.04.2008 22:46
/Чтобы быть сионистом, нужно внести 40 коп[еек], а этот, хотя и незначительный сбор, для большинства обитателей, Западного Края особенно, представляется тяжёлой жертвой/.

–Сейчас копейки ни у кого не просят, надо только "продать себя".
Те, кто "хорошо" работают, получают "хорошие" деньги!
  Одна из многих    18.04.2008 00:56
"Оно просто приобретало иные формы, мимикрируя под культурно-просветительные, благотворительные и иные общественные объединения,…"

–Интересно, кто-нибудь знает, сколько сейчас в России таких "иных форм" намимикрировалось?

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика