Русская линия
Русская линияПротоиерей Владимир Корецкий10.04.2008 

Сестра наша, Беларусь
Паломнические заметки. Часть 3

Часть 1

Часть 2

МИТРОПОЛИТ ФИЛАРЕТ

В кабинете Патриаршего Экзарха всея Беларуси висит портрет отца Николая Гурьянова. «Мы с ним часто переглядываемся», — шутит владыка, при жизни старца, неоднократно приезжавший к нему на остров Залит. Впрочем, как известно, в шутке всегда имеется изрядная доля правды. Но об этом позднее. Пока же представим архипастыря, для которого наступивший год является юбилейным — Православную Церковь на белорусской земле он возглавляет вот уже три десятилетия!

C митрополитом Минским и Слуцким ФиларетомИтак, митрополит Минский и Слуцкий, Патриарший Экзарх всея Беларуси, постоянный член Священного Синода Русской Православной Церкви Филарет (Вахромеев) родился в 1935 году. Его предки — ярославские купцы. А вот деду, Александру Ивановичу, который был избран городским головой, в 1913 году на 300-летие Дома Романовых за заслуги перед Россией Высочайшим повелением было даровано дворянство. Отец и мать владыки — музыкальные педагоги. Наверное, по этой причине музыкальная тема близка и самому митрополиту Филарету. Кстати, когда при встрече я передал ему поклон от своего правящего архиерея — архиепископа Тульчинского и Брацлавского Ионафана, владыка первым делом заметил: «Это — наш композитор». Видимо, сразу вспомнилось то, что очень роднит две эти интересные фигуры в мире сегодняшнего Православия.

В мою задачу не входит пересказ биографии владыки. Потому пропускаю школьный, семинарский, академический периоды в его жизни. Равно как и монашеский постриг, и принятие священства. Скажу лишь, что архиерейская хиротонии, состоялась в 1965 году, а в 1978-ом (как уже было замечено, ровно тридцать лет назад), уже будучи митрополитом, владыка Филарет прибыл в Белоруссию.

Наверное, это время еще будет серьезно рассмотрено церковными историками. Я же, работая с документами несколько поверхностно, смог увидеть в деятельности митрополита Филарета дерзкий вызов тогдашней атеистической системе. Чем иным, например, можно объяснить, что, вскоре после своего назначения на кафедру, архиерей начинает в Минске возводить невиданную по тем временам резиденцию с комплексом епархиального управления? Это строительство стало не только новым словом в церковной архитектуре, но и мощным импульсом, повышающим статус белорусского митрополита. Вся история Русской Православной Церкви в СССР не знала ничего подобного ни до, ни после.

Наверняка, новому архиерею были известны неафишируемые планы кремлевских правителей превратить Белоруссию в первую союзную республику, где атеизм победил «полностью и окончательно». Понятно, что мириться с этими поистине сатанинскими расчетами владыка не мог. При помощи различных средств: и своих организаторских талантов, и связей за рубежом (сегодня некоторые «православные ревнители» злословят митрополита Филарета, представляя его чуть ли не предателем нашей веры за то, что, служа в Западной Европе, установил (а позднее, и сохранил) хорошие добрые отношения с представителями различных религиозных конфессий — о несуразности подобного рода обвинений мы еще поговорим), а главное, непрестанно трудясь духовно, молясь, уповая на Господа — правящий архиерей отстоял Православие на белорусской земле. Достаточно сказать, что к моменту его приезда в Минске имелось всего два православных храма. Теперь только в Минской епархии их более трехсот. А во всем Белорусском Экзархате число храмовых строений приближается к полутора тысячам. С Божией помощью, на белорусской земле «прекратилась злоба нечестивых» (Пс. 7, 10), и немалую роль в этом сыграла твердая позиция православного архипастыря.

Однако соглашусь с теми, кто скажет, что количество церквей еще не является главным показателем духовного благополучия. Поговорим потому о разных аспектах деятельности митрополита Филарета на Минской кафедре. При этом сразу замечу, что деяния этого человека необходимо рассматривать только в комплексе. Те или иные поступки, вырванные из общего контекста, из единой сформированной позиции (убеждён, что таковая у владыки присутствует), могут создать о нём лично и о его работе превратное впечатление.

Для начала скажу, что все мы — хотя и находимся в единой Церкви и причащаемся из одной Чаши — несомненно, очень разные люди. В неофитский период каждому, наверное, хочется, чтобы Церковь напоминала «клуб по интересам» — т. е. в Нее бы входили только те, кто нам симпатичен и близок по взглядам. Однако потом начинаешь понимать, что Церковь глубже и шире наших о Ней представлений. Помню, как в начале 90-х я (православный монархист), страшно сожалел, что приснопамятный Санкт-Петербургский митрополит Иоанн (Снычев) не является Патриархом Московским. А сегодня пришло осознание, что если бы так случилось, вполне возможно, Русская Православная Церковь была бы расколота. Владыка Иоанн с достоинством нес крест духовного лидера патриотического правого крыла Русского Православия, но ведь в нем существует и крыло либеральное. И вряд ли либералы без волнений приняли бы такого Патриарха. Общество нынче необычайно расслоено. Подобно тому, как в первые века в храме вместе стояли господа и рабы, аристократы и плебеи — сегодня одной молитвой объединены, к примеру, миллионеры, сделавшие свое состояние в смутное перестроечное время и простой люд, в это же самое время утративший даже малейшие средства к нормальному существованию. Именно Церковь, отвергающая любые социальные катаклизмы, делает невозможное, примиряя на духовной основе тех, кто в обычной жизни, кажется, может смотреть друг на друга только в прицел автомата.

«Для всех я сделался всем, чтобы спасти по крайней мере некоторых», — писал апостол Павел в послании к коринфянам.
Этот великий христианский принцип, на мой взгляд, в полной мере осуществляют сегодня Первоиерарх Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Алексий и Предстоятель Украинской Православной Церкви Блаженнейший митрополит Владимир. Присутствует он и в деятельности митрополита Филарета.

Правящий архиерей Минской епархии постоянно подчеркивает свою русскость. Более того, будучи потомственным дворянином, владыка охотно вошел в белорусское отделение Российского дворянского собрания. На вопрос одного из журналистов, какими языками он владеет, митрополит Филарет ответил, что прежде всего великим и могучим русским. Однако четко выраженная православно-патриотическая позиция, отрицание космополитизма вполне естественно уживаются в жизни владыки с обширными международными контактами с Союзом Евангелистских Церквей Германии, католиками и англиканами, которые он начал осуществлять, как уже было сказано, служа за рубежом, а потом и занимая пост председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. На основе этого факта биографии митрополита Филарета наши «борцы за чистоту Православия» занесли его в разряд главных экуменистов — врагов Святой веры. Другая точка зрения заключается в том, что глубоко духовно и интеллектуально развитый православный архипастырь на таких встречах достойно представляет РПЦ и несомненно повышает ее авторитет. Одна из книг владыки называется «Идеология добрососедства». И в ней, и в других своих работах митрополит Филарет подчеркивает мысль о том, что в наше время Православие не должно прятаться как улитка в раковину, необходимо действовать открыто, в диалоге с различными религиозными и общественными структурами и научиться находить ответы на все сложные вопросы, которые ставит перед нами бурно развивающийся мир.

Рассмотрим еще одну интересную ситуацию. Полагаю, читатель заметок согласится, что у митрополита Филарета нет оснований для каких-нибудь симпатий к коммунистам. Но в людях он прежде всего, как сказано в Евангелии, ценит их дела, а уж потом смотрит на цвет знамени, под которым они выступают.

Когда стала разрушаться наша единая держава, а из разных щелей выползли всевозможные национал-сепаратистские движения — именно среди членов Компартии владыка нашел единомышленников в желании сохранить страну. В 1991 году на избирательном участке, где голосовал архипастырь, за место в Минском горсовете вели борьбу нынешний лидер белорусских коммунистов и представитель националистического «народного фронта». Митрополит первым пришел к месту голосования, демонстративно вычеркнул фамилию сторонника «незалежной» Белоруссии, перекрестил бюллетень и опустил его в урну. После этого набожные старушки целый день стояли у разных участков, сообщая избирателям, что «Филарет благословил Чикина (фамилия представителя коммунистов) на депутатство». Надо ли говорить, кто одержал на тех выборах победу?

Единую страну, однако, сохранить не удалось. Сегодня белорусский архипастырь активно поддерживает идею создания союзного государства Белоруссии и России. Добрые конструктивные отношения связывают его с президентом Александром Лукашенко, другими представителями власти. И уж, понятно, в действиях владыки нет даже малейшего намёка на возможность отделить Белоруссию от единой Русской Церкви. Кстати, эта чёткая позиция митрополита Филарета находит поддержку у подавляющего большинства белорусских священников Беседуя с собратьями из разных мест, мы постоянно слышали от них фразы: «Автокефалия нам не нужна. Наш путь только вместе с Россией».

Вместе с тем, владыка также с любовью относится и к белорусской культуре. С его благословения на белорусский язык переведено Священное Писание, в некоторых приходах разрешено служить по-белорусски. Понимаю, что этот факт может вызвать у читателя неоднозначную реакцию. Что делать — у нас на Украине тему национального языка «оседлали» раскольники. Благодаря им, любое слово, произнесенное в богослужении «на мове» вызывает у церковного народа беспокойство (часто вполне обоснованное). Гораздо более здоровая духовная обстановка Белоруссии, думаю, позволяет частично использовать национальный язык в церковной жизни. Убежден, что духовенство Белорусского Экзархата во главе со своим мудрым архипастырем не допустят того, чтобы церковнославянский язык утратил доминирующую роль в духовной практике. Красивый же и певучий белорусский язык дополнит при этом широкий спектр наречий мира, на которых звучит хвала Творцу.

Владыка Филарет многогранен. Но духовная православная основа всегда присутствует в его поступках. Вот, например, будучи человеком, знающим и любящим европейскую культуру, считающим необходимым перенимать положительный иностранный опыт, он, вместе с тем, остается категорическим противником проникновения в Беларусь новообразованных зарубежных сектантских структур. «Они не значатся в нашей истории. Их опытом не жили наши отцы и прадеды», — спокойно парирует архиерей обвинения отдельных представителей СМИ в нетолерантности.

Проявлением нетолерантности в «демократических» кругах, наверное, было расценено и письмо митрополита Филарета к руководству страны по поводу недопустимости проведения в Минске «гей-парада». Надо сказать, что авторитет, который имеет владыка, сыграл свое дело: уже подготовленная в белорусской столице акция «содомитов» была отменена.

Громкое честное слово архипастыря звучит по самым разным поводам. В 2003 году он открыто называет агрессию США против Ирака «беззаконной акцией, которой нет оправдания».

Принципиальную позицию занял митрополит Филарет и в вопросе присвоения гражданам Беларуси и СНГ идентификационных номеров.

В середине февраля 2001 г. митрополит отправил письмо Александру Лукашенко, в котором отметил, что «некоторые не хотят иметь паспорта с личным номером по религиозным мотивам… Другие граждане воспринимают как оскорбление личного достоинства узаконение наряду с именем человека бездушного номера, к тому же пожизненного, личного… Мы просим Вас, уважаемый Александр Григорьевич, предусмотреть возможность получения паспорта без личного номера, отменив обязательность его присвоения». Президент внял просьбе митрополита и снял ограничения по сроку действия паспорта старого образца.

При этом, опять же, возглавляя Синодальную богословскую комиссию РПЦ, владыка неоднократно заявлял, что ИНН не является «печатью антихриста» и, говоря о спокойной и взвешенной позиции по этому вопросу, призывал верующих не устраивать расколы в Церкви.

Митрополит Филарет награжден многими церковными и государственными наградами. Наверное, главной из светских является присвоение ему звания Героя Беларуси. Надо сказать, что этот факт не вызвал в белорусском обществе поляризации мнений, какая, скажем, была у нас на Украине после недавнего присвоения аналогичного звания Шухевичу.

Владыка — настоящий духовный лидер белорусского народа. Его знают и любят повсюду. В этом лично я сумел убедиться, пересекая белорусско-украинскую границу на машине. Водитель, который меня вез, был заинтересован побыстрее добраться до вокзала в Ковеле (где я должен был сесть на поезд) и вернуться назад. Так вот перед белорусскими таможенниками и пограничниками водитель громко заявлял: «Везу батюшку с Украины — он был в гостях у митрополита Филарета!» Надо было видеть, как магически действовало на аудиторию имя владыки! Меня пропускали вне очереди. Смотрели с уважением — словно бы свет личности архипастыря каким-то образом перешел на мою персону. Один молоденький лейтенант спросил: «Простите, а что вам сказал Филарет?» Не знаю, посещает ли этот парень храм, но интерес к словам главного белорусского архиерея у него был неподдельный.

В кабинете Патриаршего Экзарха всея Беларуси висит портрет отца Николая Гурьянова. Митрополит Филарет часто с ним «переглядывается». Очевидцы утверждают, что в последние годы залитский старец говорил, что возрождение Святой Руси начнется именно с Белоруссии. После поездки на эту землю, я начал серьезно верить, что слова батюшки Николая сбудутся.
Протоиерей Владимир Корецкий,
Заведующий Информационным отделом Тульчинской епархии Украинской Православной Церкви Московского Патриархата

(Продолжение следует)

http://rusk.ru/st.php?idar=112664

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Наталья Л.    10.04.2008 19:31
Отец Владимир, спасибо Вам за теплые слова о моем народе. Не знаю, к сожалению, автора этого стихотворения, но оно созвучно сегодняшней жизни.

Мы в детстве были много откровенней
-Что у тебя на завтрак?
-Ничего.
-А у меня хлеб с маслом и вареньем
Возьми немного хлеба моего.

Года прошли и мы иными стали
Теперь никто не спросит никого:
Что у тебя на сердце?
Уж не тьма ли?
Возьми немного света моего.

Мне так хотелось, чтобы у моей милой сердцу страны, моей Беларуси хватило терпения, сил и Божественного света для всех, кто к ней приходит со своими радостями или печалями. Мира Вам и Любви!
  Сергей М_.    10.04.2008 16:46
Спасибо Вам, отец Владимир. Очеь интересная и нужная статья. А то про Беларусь у нас все больше негатива или просто молчание.

Страницы: | 1 |

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика