Русская линия
Русская линия Мария Закорецкая02.04.2008 

Самый русский композитор
К 135-летию Сергея Васильевича Рахманинова

20 марта (2 апреля по нов. ст.) исполняется 135 лет со дня рождения выдающегося русского композитора и пианиста Сергея Васильевича Рахманинова.

«Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне, как в шумановской фантазии тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир», — неудивительно, что в этих словах Сергея Рахманинова слышится горечь по уходящей эпохе романтизма, ведь ему довелось жить на рубеже веков, когда идеи и веяния, царившие в Х? Х столетии, ослабли. Зазвучали новые острые ломаные ритмы, терпкие диссонансы, которые были чужды Сергею Васильевичу. Его искусство отличает теплота, щемящая проникновенность, искренность и эмоциональная полнота художественного высказывания. Рахманинов был проникновенным певцом русской природы. В его сочинениях тесно сосуществуют страстные порывы непримиримого протеста и тихоупоённое созерцание, трепетная насторожённость и волевая решимость, мрачный трагизм и восторженная гимнографичность.

Музыка Рахманинов впитала русские народно-песенные истоки и некоторые особенности знаменного распева. Одна из самобытных основ музыкального стиля Рахманинова — органичное сочетание широты и свободы мелодического дыхания с ритмической энергией. Большую роль в образной сфере музыки Рахманинова играет так называемая «колокольность» — многообразное претворение колокольных звучностей, от праздничных или погребальных колоколов до звонких бубенчиков.

Портрет С.В.Рахманинова работы К.А.СомоваТворческий облик Рахманинова-композитора часто определяют словами «самый русский композитор». В этой краткой и неполной характеристике выражены как объективные качества стиля Рахманинова, так и место его наследия в исторической перспективе мировой музыки. Именно творчество Рахманинова выступило тем синтезирующим знаменателем, который объединил и сплавил творческие принципы московской (П.Чайковский) и Петербургской («Могучая кучка») школ в единый и цельный русский национальный стиль.

Творчество Рахманинова хронологически относится к тому периоду русского искусства, который принято называть «серебряным веком». Основным творческим методом искусства этого периода был символизм, черты которого ярко проявились и в творчестве Рахманинова. Произведения Рахманинова насыщены сложной символикой, выражаемой с помощью мотивов-символов, главным из которых является мотив средневекового хорала Dies Irae. Этот мотив символизирует у Рахманинова предчувствие катастрофы, «конца света», «возмездия».

В творчестве Рахманинова очень важны христианские мотивы: будучи глубоко верующим человеком, Рахманинов не только сделал выдающийся вклад в развитие русской духовной музыки (Литургия св. Иоанна Златоуста, 1910; Всенощное бдение, 1916), но и в прочих своих произведениях воплотил христианские идеи и символику.

Рахманинов был чрезвычайно популярен как пианист. Феноменальная техника, певучая глубина звука, гибкая и властная ритмика всецело подчинялись в его игре высокой одухотворённости и яркой образности выражения. Кроме прочего, Рахманинов обладал самым большим из всех пианистов охватом клавиш. Он мог сразу охватить двенадцать белых клавиш. Поэтому его произведения нередко изобилуют широкими аккордами, трудными для исполнения пианистам с небольшими руками. Будучи великим пианистом, Рахманинов предельно чутко ощущал фортепианную ткань. С другой стороны — многие пианисты признаются, что произведения именно Рахманинова легче всего играть. Здесь, безусловно, имеется в виду не техническая легкость, а внутренний комфорт при исполнении.

Сергей Васильевич родился в дворянской семье в Старорусском уезде Новгородской губернии, в имении Онег 20 марта 1873 г.
С 4−5 лет играл на фортепьяно (занимался с матерью и педагогом А. Д. Орнатской). С 1882 учился в Петербургской консерватории у В. В. Демянского, с 1885 — в Московской консерватории у Н. С. Зверева и А. И. Зилоти (фортепьяно), С. И. Танеева и А. С. Аренского (композиция).
В 13 лет юный Сергей был представлен Чайковскому, перед которым преклонялся. Через семь лет в Большом театре состоялся вечер, ознаменованный двумя премьерами: «Алеко» — первой оперы (и дипломной работы) Рахманинова и «Иоланты» — последней оперы Чайковского, как бы символизируя эстафету поколений… Рахманинов унаследовал от Петра Ильича яркую эмоциональность музыки в сочетании с образностью и красотой мелодического высказывания. Эти качества сделали музыку Рахманинова доступной, легко воспринимаемой и понимаемой. Это и ввело его музыку в очень широкий круг не только профессиональных музыкантов, но и любителей.

В годы учения сочинил ряд произведений, в том числе романс «В молчанье ночи тайной», 1-й концерт для фортепьяно с оркестром (1891, 2-я редакция 1917). Окончил Московскую консерваторию по классам фортепьяно (1891) и композиции (1892, с большой золотой медалью).

Рано приобрел известность как композитор, пианист и дирижер. Однако блестящий расцвет его творческой деятельности был прерван неудачной премьерой Первой симфонии, которая окончилась полным провалом как из-за некачественного исполнения, так и — главным образом — из-за новаторской сущности музыки, намного опередившей своё время. Это событие послужило причиной серьёзной нервной болезни. В течение нескольких лет Рахманинов не мог сочинять, и лишь помощь опытного психиатра, доктора Николая Даля, помогла ему выйти из кризиса.

С.В.Рахманинов. руки«Я никогда не мог решить, каково мое подлинное призвание — композитор, пианист или дирижер — утверждал Рахманинов. — Бывают моменты, когда мне кажется, что следовало бы быть только композитором, иногда я думаю, что я только пианист. Теперь, когда прожита большая часть жизни, меня постоянно мучает мысль, что, разбрасываясь по разным областям, я не нашел своего подлинного призвания».

В 1901 году он закончил свой Второй фортепианный концерт, создание которого ознаменовало выход Рахманинова из кризиса и одновременно — вступление в следующий, зрелый период творчества. Вскоре он принял приглашение занять место дирижёра в московском Большом театре. После двух сезонов отправился в путешествие по Италии (1906), затем на три года поселился в Дрездене, чтобы полностью посвятить себя композиции. В 1909 Рахманинов совершил большое концертное турне по Америке и Канаде, выступая как пианист и дирижёр.

Вскоре после революции 1917 покинул Россию. Вплоть до 1926 года не писал значительных произведений; творческий кризис, таким образом, продолжался около 10 лет. Лишь в 1926−27 гг. появляются новые произведения: Четвёртый концерт и Три русские песни. В течение жизни за рубежом (1918−1943) Рахманинов создал всего 6 произведений.

Местом постоянного жительства избрал США, много гастролировал в Америке и в Европе и вскоре был признан одним из величайших пианистов своей эпохи и крупнейшим дирижёром. В 1941 году закончил своё последнее произведение, многими признанное как величайшее его создание, — Симфонические танцы. Последние годы Рахманинова были омрачены смертельной болезнью. Однако несмотря на это, он продолжал концертную деятельность, прекращённую лишь незадолго до смерти.
Умер Рахманинов в Беверли-хиллз (в штате Калифорния) 28 марта 1943 года.

Известный певец Хосе Каррерас сказал русским слушателям: «…Я выжил благодаря своей семье, моим прекрасным друзьям и сотням тысяч поклонников. А еще в самые страшные моменты мне помогала не сдаваться музыка вашего великого композитора Рахманинова. Конечно, я слушал его произведения и раньше, но в момент болезни его музыка стала для меня откровением. Я верю, что все физические недуги лечатся не только с помощью лекарств, но и с помощью работы души».

Композитор Николай Метнер писал о С. В. Рхманинове:
«В равной степени огромный мастер — как композитор, пианист и дирижер, — он во всех своих проявлениях поражает нас главным образом одухотворением звуков, оживлением музыкальных элементов. Простейшая гамма, простейшая каденция, словом, любая формула, продекламированная его пальцами, обретает свой первичный смысл. Слушаем ли мы его в концерте, вспоминает ли он дома за инструментом оперы и симфонии, которыми он дирижировал в былое время, нас поражает не память его, не его пальцы, не пропускающие ни одной детали целого, а поражает именно то целое, те вдохновенные образы, которые он восстанавливает перед нами. Его гигантская техника, его виртуозность служат лишь уточнением этих образов и потому до конца могут быть оценены лишь специалистами-знатоками».
Подготовила Мария Закорецкая,
Харьков

http://rusk.ru/st.php?idar=112646

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Подробная информация международная доставка калькулятор тут.