Русская линия | Священник Георгий Скубак, Юрий Захватаев | 01.04.2008 |
Григорию было двадцать, когда он неожиданно для всех решил принять монашество. Император Константинопольский предлагал ему блестящую карьеру и делал все, чтобы удержать его при дворе. Однако Григорий был непреклонен. Он отправляется на Афон — центр православного монашества в 14 веке. Проведенные там годы были для него особым временем. Во-первых, он получил доступ к святоотеческой литературе и приобрел не только знания, но и глубокий опыт монашеской жизни. Во-вторых, здесь же начинается его литературная деятельность. Свое первое сочинение «Житие святого Петра Афонского» Григорий написал в 1334 году. Ему было 38 лет. Он совершал монашеский подвиг в пустыне святого Саввы.
Спустя несколько лет он пишет свои знаменитые «Триады в защиту священнобезмолвствующих». Эти тексты имеют важнейшее значение, так как являются первым богословским изложением основ духовной жизни восточного монашества. Поводом к их написанию послужили нападки греческого философа Варлаама. Он считал, что существо Божие непостижимо, поэтому все усилия монахов через уединение, безмолвие и постоянную молитву соединить свой ум с Богом и просиять светом, который исходил от Господа на горе Преображения — напрасны и являются еретическим заблуждением. В ответ на обвинения Варлаама Святитель Григорий писал: «Воссиял Неисповедимый Свет и таинственно явлен Апостолам в то время, когда Господь молился. Этим показано, что родительницей этого блаженного видения была молитва, что блистание происходило и являлось от соединения ума с Богом, и что оно подается всем, кто при постоянном упражнении в подвигах добродетели и молитвы, устремляют ум свой к Богу». Чтобы разрешить спор между Варлаамом и святителем Григорием было решено созвать собор. Он состоялся в 1341 году в Константинополе в храме Святой Софии. И 27 мая на соборе были приняты положения Григория Паламы о том, что Бог недоступный в Своей сущности, через Духа Святого от Отца исходящего, являет Себя каждому верующему. Поэтому теперь христиане, и не только монахи, соединенные в таинствах с Искупителем могут созерцать свет Фаворский в своих собственных сердцах.
Однако, несмотря на победу, в результате политических интриг, святителя Григория и афонских монахов признали виновниками церковных смут. В 1344 году патриарх Константинопольский Иоанн 14 отлучил святителя от Церкви и подверг темничному заключению на три года. А после смерти Иоанна 14 на патриарший престол взошел Исидор, святителя Григория Паламу освобождают и возводят в сан архиепископа Солунского.
Последние годы жизни Григорий Палама активно участвует в жизни своей епархии. Он возглавляет многочисленные праздничные богослужения и церемонии. Произносит проповеди практически на каждое событие церковного года и совершает множество исцелений. 14 ноября 1357 года в возрасте 61 года святитель Григорий умер. Через 11 лет в марте 1386 года за подвиг исповедничества и мученичества, за подвижническую жизнь и глубокую назидательность своих творений Григорий Палама прославлен в лике святых.
В подготовленное прп. Никодимом Святогорецем спустя четыре с половиной столетия трехтомное собрание творений святителя Григория Паламы вошли 21 богословско-полемических трактата и 6 духовных сочинений, 23 письма и 63 проповеди. По нелепой случайности рукопись была утеряна, и полное собрание его творений были напечатаны лишь в конце 20 века. Наверное, это произошло потому, что в наш век суеты и философской многоголосицы глубокое духовное наследие святителя Григория Паламы наиболее актуально. Ведь писал он о том, как в безмолвии и тишине сердца увидеть Свет Преображения.
http://rusk.ru/st.php?idar=112640
|