Русская линия | Протоиерей Александр Немчинов | 27.03.2008 |
В дальнейшем пост становится неотъемлемой составляющей жизни христиан во все времена. Пожалуй, назвать точную дату, когда было установлено время поста в христианской Церкви — невозможно, потому что, сколько существует христианство, столько существует и пост. Так Господь, говоря о демонических силах, сказал в Евангелии: «Сей род не исходит токмо молитвою и постом». Поэтому пост — это неотъемлемая составная часть христианского образа жизни и образа мысли.
— Православные христиане не имеют право употреблять мясо свинины только в пост или они вообще не имеют право есть свинину?
- Насчет того или иного вида мяса в православии нет как таковых табу. В пост мы воздерживаемся от белковой пищи вообще, в частности и от свинины тоже. Если вы имеете ввиду ветхозаветные предписания, которые гласят о том, что можно вкушать мясо только тех животных, у которых раздвоены копыта и которые «жуют жвачку», то в Новом Завете, в книге Деяний святых апостол мы читаем, что отныне, после совершившейся искупительной Крестной Жертвы Христа, уже ничего нечистого быть не может. Это было утверждено учениками Христовыми на Первом Апостольском соборе в Иерусалиме, где они постановили придерживаться Богом данных правил, являющихся существенно важными из ветхозаветного закона. А именно, христиане должны воздерживаться от кровей, блуда, идоложертвенного, удавленины и самое главное, что красной нитью проходит через все Священное Писание, чтобы не делали другому того, чего не желают себе.
— Отец Александр, сейчас хотелось бы, чтобы вы сконцентрировали свое внимание на том, что не только ограничение в пище заключает в себе пост, но еще и ограничение в поведении. Нужно ли отказывать в период поста от увеселительных и развлекательных мероприятий, от сквернословия и скандалов, от всякого рода отрицательных эмоций?
— Сразу оговорюсь, как вами было замечено, насчет «сквернословить» и «скандалить». Это Церковь запрещает делать не только в пост. Нет такого, что пришла Пасха, можно разговеться и теперь сразу можно браниться, сорится и ругаться. Такого нет!
Что же касается сущности поста, то самое главное надо для себя запомнить: пост — это не диета, хотя и включает в себя и определенную диетическую часть. Пост — это период воздержания во всей нашей жизни, во всех ее проявлениях. Это период, когда мы становимся более сдержанными. И вот здесь необходимо вспомнить одно важное новозаветное предупреждение: ни в коем случае пост не должен являться предметом публичного афиширования, мол, «обратите на меня внимание, я пощусь», а также «я не такой как вы, я праведный, а вы все нечестивые». Господь в Евангелии нам это очень строго запрещает. Он говорит, чтобы мы береглись «закваски фарисейской». Фарисейство здесь имеется ввиду как имя нарицательное, как показная вера, как показное благочестие, часто фальшивое. Поэтому пост должен быть предметом наших отношений с Богом.
В пост важно не то, от чего мы воздерживаемся, не просто ряд определенных запретов, а скорее — зачем мы это делаем и какая в этом необходимость. И тут нужно понять самое главное: в любом деле для того, чтобы что-то получить, нужно от чего-то отказаться. Вот часто приходится слышать о строгости Церкви в требованиях по отношении поста. Но почему-то никто и никогда не возмущается по поводу спортсмена, у которого период усиленных тренировок и у него очень строго регламентирован образ жизни — вот это можно, а это нельзя. Вообще, кто себя ограничивает строгими рамками, важно понять, что мы не просто занимаемся каким-то плотским и духовным самоистязанием. Мы ограничиваем себя в одном, для того чтобы получить другое.
— Следовательно, в любом случае, пост — это еще и молитва, и чистота помыслов?
— Более того, я продолжу вашу мысль, пост — это период углубленного критического самоанализа. Это период покаяния и вот по мере того, как мы ограничиваем свою плоть, по мере того, как мы ограничиваем свои телесные побуждения и стремления душа наша становится свободной и возвышается над плотью. Поэтому время поста — это период радости и праздник нашего духа, это наше духовное обновление и возрождение. Это наша духовная весна!
Но еще хочется сказать. Пост сам по себе занятие пустое и никому не нужное. Если мы усердно потрудились как в молитве, так и в воздержании, но не соизволили Причаститься Святых Христовых Тайн, то можно сказать, что мы и не постились. Если мы говорим, что пост — это время критического самоанализа, выражающегося в покаянии, то следующим шагом после покаяния обязательно должно быть Святое Причастие. Только тогда пост исполняется во всей своей полноте, и тогда Пасха нами будут встречаться во всей полноте нашего духа, всей радостью нашего сердца. Тогда мы действительно «вкушаем» Пасху Господню.
— Есть ли какие-нибудь послабления во время поста? Вот, например, если врачи рекомендуют мужчинам, которые страдают болезнью простаты, жить регулярной половой жизнью. Как тогда быть?
- А если, например, мужчина не женат, как ему тогда быть? На самом деле это сугубо индивидуальный вопрос. Что же касается послабления вообще, то если у человека больной желудок или другие болезни и ему необходимо вкушать, например, молочные продукты, то Церковь дает такое благословение. В этом случае перед началом поста нужно подойти к священнику и попросить благословение на послабление в пост. Но не лукавить!
Что же касается интимной жизни, то тут я не слышал не каких послаблений. Равно, как и не слышал о том, что у больных, которым медики предписывают какие-то ограничения, а они рассудительно держат пост, ухудшалось здоровье. Попросту говоря, мы люди верующие и для нас этот вопрос решен очень просто — никогда Бог не останется перед нами в долгу!
— Сколько можно раз в году исповедоваться, а самое главное — принимать Причастие?
- Вообще этот вопрос лучше и правильней всего решать в индивидуальном порядке со своим духовником. В среднем, самый, так скажем минимум: никак нельзя причащаться в год менее четырех раз, то есть — сколько постов, столько и раз мы соединяемся с Господом. Кто-то рекомендует своим чадам причащаться раз в сорок дней, некоторые — раз в месяц, кому-то реже, кому-то чаще. Тут нельзя поставить единодушную точку зрения, потому что все люди разные и для одних частое причастие будет предметом их духовного роста, а для других — человек очень быстро привыкает, он теряет благоговение пред Причастием и это становится для него явлением утилитарным. Поэтому этот вопрос я рекомендую оговаривать только со своим духовником, у которого вы исповедуетесь, и который знает ваш внутренний духовный мир.
— Сколько раз в день можно есть во время поста?
- Наш устав — это, прежде всего, устав монашеский, который предписывает двухразовый прием пищи. В пост особое предписание: есть дни, когда вообще не вкушается пища, есть раз в день и определенное количество. Для мирян этот устав послабляется, но в какой мере — это, опять-таки, решается только индивидуально.
— Могу ли я в пост кушать сладкую пищу?
- Конечно, можете. Мед, варенье и другие натуральные сладости.
— Нужно ли детям соблюдать пост? Ведь исключается белковая пища — самая необходимая для растущего организма. И если нужно, то с какого возраста?
- Разумеется, Святая Церковь не нагружает постом младенцев и детей до семи лет. Здесь все зависит от семьи, в которой они родились и воспитываются. Эффективней всего для детей будет на время поста ограничить их в играх, компьютере и телевизоре, а также «чипсах» и других вредных продуктов, которые они очень любят.
Но тут бы мне хотелось подчеркнуть вот что. Я обращаюсь, прежде всего, к людям, которые сравнительно недавно переступили порог храма. Полнота аскезы поста — это не то, с чего надо начинать церковную жизнь. Для сравнения представим себе юношу, который пришел в секцию тяжелой атлетики и ему нравится, как чемпионы толкают тяжеленные штанги. Ему тоже, естественно, хочется сразу рвануть чемпионский вес. Но что с ним будет, если он попробует это сделать? Ответ однозначный — ничего хорошего. Поэтому начинать пост нужно по согласованию с духовным руководителем вашей жизни, с умеренного воздержания и с умеренной нагрузки.
Записал беседу диакон Георгий Скубак
http://rusk.ru/st.php?idar=112625
|