Пять лет прошло моего служения в домовом храме при Поморском Государственном университете. Что-то получалось, что-то нет. Больше, к сожалению, не получалось и не получилось. Конечно, хочется оправдаться и сказать самому себе и окружающим, что делал все, что умел, но, право, не успокаивают эти мысли мою совесть. Вспоминаю слова из одной популярной книжки, когда в одном из эпизодов оправдывается человек перед вышестоящим руководителем и говорит: «Поверьте, делается все возможное!» На что тот ему отвечает: «Нас не интересует процесс, нам важен результат. И потом, что значит — делается все возможное? Замечу, мы вас не ограничиваем. Делайте и невозможное!». Что невозможное нужно сделать, чтобы сегодняшний крещенный в православной традиции человек
осознал не только свои права, но и обязанности?
Крещение — это выбор веры
Неоднократно писал уже о порочности фразы
«главное, чтобы Бог был в душе», но снова и снова слышу от людей, вроде бы интеллигентных, имеющих ученую степень, в солидном возрасте слова, которые подтверждают их неистребимое право верить так, как они этого сами хотят. Слов нет, «мир на волю дан». Человек сам добровольно выбирает те духовные ценности, которые становятся ориентиром в его поведении, в его духовной жизни. Только ведь и в этом выборе есть правила. Если я выбрал для себя учебу в университете, то добровольно должен подчиниться правилам и уставу, по которому живет данное учебное заведение. Думаю, ни у кого не возникло желание заявить при поступлении в университет, что
семинары посещать не буду, курсовые проекты не для меня, а экзамены и зачеты это, вообще, лично мое дело. Понятно, что с такими взглядами учеба у данного студента закончится сразу же после первой сессии. А что же с выбором нашей веры? Человек принимает Таинство Крещения, тем самым,
выбирая ВЕРУ. Вера, как мы знаем, выше знаний. Знания — это всего лишь «голая» информация, никого ни к чему не обязывающая. Человек может знать и понимать, что курить вредно, но привычку курить все-таки в своей жизни сохранить. Повторюсь, даже зная и понимая пагубность для здоровья этой привычки! Знания — это просто информация. Другое дело вера. Я доверяю свое здоровье врачам, соглашаюсь на рискованную операцию,
потому что ВЕРЮ, что они излечат меня от болезненного недуга. Право, сидеть в зубопротезном кресле у дантиста особого желания, думаю, ни у кого нет. Но ВЕРИМ мы, что излечит нас врач от зубной боли, и послушно выполняем все его указания.
ВЕРА без дел, как известно, мертва. К каким же делам призывает нас выбор нашей веры, принятие Таинства Крещения?
Прежде всего, мы должны знать и понимать главный догмат Православия — Символ Веры. Во время Таинства Крещения Символ Веры читается три раза и в нем раскрывается суть нашей ВЕРЫ. И, если человек принимает Крещение будучи взрослым, то он должен сам прочитать во время Таинства этот Символ Веры, показывая тем самым, в какого Бога он верит, в чем смысл его веры. Будем откровенны, среди сегодняшних крещенных в Православной традиции людей очень немногие смогут наизусть прочитать Символ Веры. А значит, тем самым, они показывают слабость своей ВЕРЫ. И это позволяет таким людям пренебрегать основными заповедями и правилами, которые они должны исполнять, будучи православными. Давайте очень хорошо попробуем это понять.
Выпускник медицинского института принимает клятву Гиппократа, воин принимает присягу, приступая к службе в армии. И каждый из этих людей, если будет пренебрегать своими обязанностями, нарушит данную клятву. Он становится преступником — человеком, преступившим слова клятвы. Таинство Крещения. Оно предваряется оглашением, преуготовлением человека к предстоящему Таинству. И именно в этот момент человек тоже произносит слова клятвы, троекратно отрекаясь от сатаны и всех дел его, и также троекратно клянется в верности Богу. Как это происходит конкретно? Священник спрашивает у крещаемого: «Отрицаеши ли сатаны и всех дел его, и всех ангел его, и всея служения его, и всея гордыни его?» И крещаемый отвечает: «Отрицаюся!». А слова верности Богу звучат так. На вопрос:
«Сочетоваешися ли ся Христу?» Крещаемый отвечает: «Сочетоваюся!». Что же это значит — «сочетоваюся»? Это очень важно понять, ведь это же слова клятвы на верность Богу. К этим словам нельзя относиться легкомысленно.
Потеря и обретение Бога
В первые дни творения человек живет в райском саду. Первые люди могут видеть и слышать своего Творца, знать волю Божью в отношении себя и пытаться следовать этой воле. В этом и есть главный смысл жизни человека: знать волю Божью в отношении себя и пытаться ее выполнить. Окружающий тварный мир способен к преображению. Задача человека познавать законы этого мира. И на основании полученных знаний и, зная волю Божью преображать этот мир. Это должно было одновременно помочь человеку в познании Бога по Его творению. Жить в мире, созданном Творцом, и не желать знать цели творения, не желать знать замысла Божия по отношению к планам его преображения,
может только безумный гордец. Грехопадение — это отвержение воли Божией в отношении планов преображения мира. Постановка в центр мироздания не Творца, а самого себя,
приводит к разрыву духовной связи между человеком и его Творцом. Первые люди изгоняются из Райского сада, человек больше не видит и не слышит Бога непосредственно. Духовная связь с Богом добровольно разорвана самим человеком. И вся дальнейшая история человечества — это
история падшей, изуродованной грехом человеческой природы, в попытке восстановить эту утраченную связь с Богом, вернуть богообщение. Почти пять с половиной тысяч лет идет борьба лучших людей за возрождение, исцеление своей падшей природы. В этой борьбе человечество одерживало победы и терпело страшные поражения. Были моменты, когда практически все население планеты теряло богообщение. Люди жили, не зная и не желая знать волю Создателя, в отношении сотворенного Им мира. Всемирный потоп — это наказание всего человечества за страшный грех противления своему Творцу, за желание жить в доме Божьем, не спрашивая при этом, правил поведения в самом доме. Рождество Христово — это радостный светлый праздник обретения богообщения после пяти с половиной тысяч лет забвения. Поскольку человек так и не смог дорасти до небес,
то Господь Сам сходит на землю, искупая грехи падшего, забывшего Бога человечества. Его новое учение о правильных духовных законах, по которым живет душа, должно было взято всеми людьми, как главный ориентир в духовной жизни каждого человека. Бог дает нам новые заповеди, новые правила духовной жизни. Евангелие — Новый Завет. Неоднократно в течение человеческой истории Бог заключал Завет с человеком. Вспомним Ноя перед потопом, вспомним ветхозаветного Авраама, вспомним Моисея. Все, кто не поверил Ною перед потопом, кто не поверил в Завет (договор) между Богом и человеком — погибли.
Смысл Нового Завета
Новый Завет — в чем смысл нового Завета между Богом и человеком? Бог оставил нам новую главную заповедь — научиться любить Бога и человека. Мы как-то забыли, что любить надо научиться. Да, душа по природе христианка и умеет любить. Но любить можно и грех, стремиться из любви можно и к злу. А значит, надо научиться любить правильно, в рамках тех законов, по которым живет душа. Знаем ли мы эти законы? Как правило, нет.
Но страшно не то, что не знаем. Страшно то, что знать не хотим! Опять, как и первый человек, мы в центр бытия ставим свое «Я», свое понимание смысла жизни, правильности духовных законов. И трудно доказать современному, особенно интеллигентному человеку, что, если он признает, что у мира есть Творец, то, следовательно, он обязан свое понимание смысла бытия, смысла своей жизни привести в согласие с волей Творца, который и вызвал нас в Ему принадлежащий мир из небытия. Как можно узнать волю Божию в отношении себя? Наверное, только в ПРАВИЛЬНОМ богообщении.
Подчеркнем это слово в ПРАВИЛЬНОМ общении с Богом, а не в таком, которое нам кажется правильным. Современный крещеный человек, порой, не только не знает Символ Веры (о понимании в данном случае говорить даже не приходится), он просто, зачастую, действует противно тем задачам, которые подразумеваются обязательными для каждого крещеного человека. В рамках короткой статьи невозможно перечислить даже минимальные правила и требования, но я хочу коснуться одного, самого главного. После Вознесения Господа на небо, Христос оставляет нам непосредственное богообщение в Таинствах. И, прежде всего,
в Таинстве ПРИЧАСТИЯ, в Таинстве Евхаристии. Смысл Нового Завета, нового договора между Богом и человеком раскрывается на Тайной Вечери в Сионской горнице за несколько часов до Голгофской жертвы. Вспомним слова Спасителя, которые звучат ни как просьба, ни как рекомендация, а как наказ:
«…Приимите, ядите: сие есть Тело Мое…. Пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Мф. 26, 26−28). Только касаясь святости можно освящать свою душу. В чем выражается любовь человека к Богу? Прежде всего, в соблюдении заповедей. «
Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцем Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам» (Ин. 14,21). Думаю, что никто не будет пытаться опровергать эти слова. Но спросим себя: «В чем же заключается наша любовь к Богу, если мы не желаем даже касаться Его в Таинствах, которые Он нам оставил?»
Что ответим на Страшном Суде?
Нельзя развить свои интеллектуальные возможности, без постоянной умственной нагрузки, Нельзя развить свои физические способности без соответствующих упражнений.
Нельзя (!!!) развить свою живую душу без богообщения (Бог — есть любовь) и, прежде всего, в Его Таинствах. Человек вне правильного общения с Богом не может сказать, что он умеет любить. Нельзя любить творение, не любя при этом Творца. Странная это любовь! Когда сегодня человек утверждает, что он верит в Бога, что он иногда заходит в Церковь, ставит свечку, молится, соблюдает какие-то правила, но при этом касаться Бога непосредственно не хочет,
то это выглядит более чем странно. Не могу же я сказать, что люблю своих родителей, если только иногда посылаю им посылки, пишу поздравления (вспомним наши приходы в Церковь только по большим праздникам), часто вспоминаю о них, но… общаться непосредственно с ними не желаю. И кто поверит вашим словам, кто поверит, что вы на самом деле любите ваших родителей??? Полноте! Странная это любовь…
Вот такой же непонятной и странной псевдолюбовью мы любим своего Творца! Иногда мне говорят, что человек этих тонкостей веры не понимает. Что на это можно ответить. Вспомним свою клятву при Крещении:
— Сочетоваешься Христу?
— Сочетоваюся.
Вот этими словами мы и дали клятву, что будем соединяться с Богом в Таинстве Причастия. Соединяться с ним таинственным образом и принимать в себя Его Пречистое Тело и Кровь. И кто «забыл» об этой клятве или старательно не хочет о ней вспоминать, пусть подумает о самом простом и обязательном, самом главном событии в нашей жизни — о СМЕРТИ. Что мы, как клятвопреступники, будем отвечать на Страшном суде. Какими нужными и важными делами будем оправдывать свое клятвопреступление пред Богом? И есть ли такие слова и такие дела вообще… Так хочется, чтобы мы не только возмущались недостойными правителями, которые дают клятву на книге государственных законов перед населением своей страны, области, города, а потом сами же эти законы нарушают. Если они (в данный момент говорю о руководителях, крещенных в Православии) клятву перед Богом не выполняют, то уж перед нами грешными тем более можно нарушать все и вся. Вспомним Ф. М. Достоевского «А если Бога нет, то все возможно». И как бы мы не желали навести порядок, искоренить недостатки, ту же коррупцию, полноте! Все бесполезно! Не может человек, подходящий к Чаше, к Причастию не попытаться духовно исправить свою жизнь — Бога же страшно прогневить. А если Бога нет, и к Чаше подходить не надо (хотя Крещение человек принял), если Богу лгать можно, быть клятвопреступником пред Богом можно, то, что заставит подобного человека не лгать окружающим людям.
Грустно все, действительно, грустно. Никак не желаем научиться любить. Да и понятно почему. У любящего всегда душа страдает и болит за окружающий падающий в духовную пропасть мир. А нам же сегодня «хэппи энд» нужен. Страдать не желаем! А без умения страдать непостижимым образом из человека уходит ЛЮБОВЬ. В сытости и благополучии любовь «остывает». Нам, правда опять обещают стабильность и обеспеченность, как главный смысл существования человека на земле. О любви как-то не вспоминают, особенно к своему Творцу. А ведь главная, наипервейшая заповедь: «Возлюби Бога своего всем сердцем…» Неужели опять забыли? И опять рай пытаемся построить, как достойное обеспеченное бытие, где Бог опять очень далеко, не в центре этого бытия. Неужели ничему не научили нас прошедшие страшные годы безбожия? Неужели так и не поняли простую деревенскую истину «Без Бога не до порога»? Неужели очередной раз попытаемся строить рай без истинного Бога, без помощи и любви Божией? Ну, право же опять Вавилонская башня, какая по счету. Кажется, эта стройка бесконечна, попытка дорасти до небес, до Бога с помощью материальных средств. Горько все это!
Протоиерей Евгений Соколов, настоятель домового храма в честь Святого праведного Иоанна Кронштадтского при Поморском госуниверситете (Архангельск)
Впервые опубликовано в интернет-газете «Православие на Северной земле» по адресу: http://www.pravoslavie-nord.ru/2007/2/596