Русская линия
Журнал Калужской епархии «Православный Христианин» Нина Смирнова14.03.2008 

«Встреча» ведёт к Богу
Размышления после пресс-конференции по поводу прошедшего в феврале III Международного Сретенского православного кинофестиваля «Встреча» (Обнинск-Калуга, 2008)

«Россия вспрянет ото сна…»

«Из всех искусств важнейшим является кино», — так писал В.И. Ленин ещё в 20-х годах прошлого века. Этот лозунг тогда, да, впрочем, и потом украшал многие стены и кабинеты учреждений культуры, побуждая тем самым огромное количество людей относиться серьёзно не только к этой фразе, но и к самому процессу создания кино.

Эмблема кинофестиваля "Встреча"Именно в то время возникла настоятельная потребность создания настоящего советского — высоконравственного — кино, которое воспитывало бы массы, зрительно и подсознательно ориентированные на нужную систему ценностей и программированное поведение. Именно тогда наступил кинематографический бум и были созданы лучшие фильмы своего времени. Лучшие артисты, режиссёры получили гигантскую популярность и завидную посещаемость кинотеатров, когда демонстрировались их киноленты.

Всё это, конечно, ушло в историю. Время выдвинуло другие лозунги, система ценностей кардинально изменилась, дикий капитализм, как раковая опухоль, распластал свои щупальца по всему телу России… Изменения претерпели все виды искусства. Что ж?! XXI век…

Только не надо забывать, что никакая американизация нашего кино, литературы, образа жизни, линии поведения и добывания денег не воспринимается русским народом как что-то глубокое и родное. В душе-то каждый человек понимает, что это всё по сути своей ему инородно; глотает «эти блюда» без всякого вкуса и, почти давясь и выплёвывая, думает о старых временах и кино, когда один поцелуй на весь фильм был трепетным явлением счастья…

Да, нравственная распущенность, эротизация сегодняшнего кино и телевидения — считаются теперь почти нормой. Люди, которые постарше, не хотят верить, что это надолго, навсегда. А вот молодёжь!.. Ещё не успев обрести свою твёрдую жизненную позицию, они бросаются в море страстей, поскольку всё можно, и, растлевая душу и тело, губят себя, свою жизнь, здоровье, судьбу… Пока не приходят жестокое разочарование и горькое желание — отринуть от себя наносное, очиститься, встретить, наконец, истинную любовь и счастье.

Душа русского человека глубока и генетически запрограммирована на добро, любовь и порядочность, на силу духа и волю к победе. И никакие западные программы не свернут русских людей с пути истинного. Пройдёт время, и придёт осознание вины перед будущими поколениями.

На пресс-конференцииМы никогда не плясали под чужую дудку. Всегда шли своим, особым путём, и весь мир диву давался, как это мы, такие первопроходцы, не устали торить необозримые пространства будущего по-своему, не подражая никому. Они нас не понимали и решили «достать» если не оружием и войной, так нравственным распадом личности и духовным разложением.

Но мы — борцы за свою свободу и свою землю, хоть сами войны никогда и не затевали.

Наносное уйдёт. «Россия вспрянет ото сна…»

Мы должны ей сейчас помочь. Помочь увидеть себя со стороны. Помочь заглянуть в глубины своей души и вспомнить о своём Божественном предназначении — вести за собой народы всего мира к добру и справедливости на Земле, к Любви, о которой проповедовал Иисус Христос.
Сегодня на защиту души русской и русского могучего духа встало православное кино.

«Просвещай сущих во тьме…»

На земле Калужской вот уже в третий раз в феврале прошёл Международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча». Более четырёх тысяч зрителей и участников фестиваля имели возможность посмотреть 43 конкурсных и 12 внеконкурсных нравственных, духовных и душевных фильмов, присланных из разных уголков России и других стран мира: Австралии, Франции, США, Грузии, Украины, Приднестровья, Белоруссии, Германии…

Фестиваль стал значительным событием в культурной жизни не только Калуги и таких городов области, как Обнинск, Малоярославец, Боровск, но и в масштабах всей России.

В мою цель не входит описывать здесь всё, что происходило на Сретенском кинофестивале день за днём, о том, кто принимал в нём участие и какие фильмы стали победителями. Об этом в нашей прессе прошла довольно подробная информация. В данном материале я хотела бы рассказать о пресс-конференции с калужскими журналистами, которую организовала президент кинофестиваля «Встреча» монахиня София (Ищенко) при помощи информационно-издательского центра Калужской епархии и главного редактора журнала «Православный Христианин» Вадима Наговицына.

Пресс-конференция состоялась 6 марта в Доме Печати, и, несмотря на то, что число присутствующих на ней журналистов было гораздо ниже предполагаемого, эффект от проведения этого мероприятия превысил все ожидания. Новая волна интереса к Международному Сретенскому православному кинофестивалю «Встреча» была зафиксирована во многих средствах массовой информации, и прозвучавшие на конференции предложения по улучшению организации работы фестиваля, есть уверенность, буквально на следующий год принесут свои плоды.

«Кино и телевидение стало неотъемлемой частью нашей жизни и современной культуры, и перед православными кинематографистами стоит задача — показать цели, устремления, интересы и внутренний мир нашего современника. Православное кино — это искусство для тех, кого волнует будущее Отечества и судьба своих ближних; для тех, кто ищет свой духовный путь в обществе, где выше всего поставлено материальное богатство и мирской успех», — сказал в своём приветствии участникам кинофестиваля митрополит Калужский и Боровский Климент.

И вот, когда началась пресс-конференция, сразу стало понятно, что собравшихся журналистов прежде всего интересует вопрос: каковы же на сегодняшний день каноны православного кино? Этот вопрос задала главный редактор газеты «Ева плюс» Валентина Ушакова.

На все вопросы, прозвучавшие на конференции, отвечала матушка София. В данном случае ответ её был таков (он скорее походил на размышления по поводу…):

Матушка София с главным призом кинофестиваля— Исходя из слов министра культуры и массовых коммуникаций РФ Александра Сергеевича Соколова, о православном кино можно сейчас говорить как о части культуры, которая после разгрома в XX веке в наши дни вновь начинает складываться. Об этом свидетельствуют возникшие в последние годы литературные журналы, еженедельники, радиостанции, правовые сайты, театральные фестивали и кинофорумы. Это движение привлекает к себе множество людей. Оно идёт снизу, но уже услышано и поддержано Церковью и государством.
Нам, со своей стороны, хочется сделать Международный Сретенский православный кинофестиваль «Встреча» высокопрофессиональным и выявляющим ценные художественные достоинства фильмов, которые, особенно в последнее время, стали выделяться в новый вид искусства — православное кино. Многие по этому поводу говорят, что такого термина быть не может, что такое кино необходимо только в рамках Церкви… Но православное кино уже вышло за рамки Церкви и стремительно пробивает себе дорогу к сердцам и душам всех страждущих.
Если существует каноническая иконопись, которая выделилась в отдельное направление из живописи вообще, то и православное кино имеет право на существование, выделившись из искусства кинематографии в самостоятельное течение.
Ни для кого не секрет, что люди сейчас мало читают, — больше смотрят телевизор, ходят в кинотеатры и «сидят» в Интернете. Вот властители дум. И раз к этим средствам чаще всего люди обращаются, то православное кино может стать миссионерским просветительным каналом.
Только в 2007 году в Калужской области состоялись три конференции под названием «Кино глазами православного человека».
Каковы же критерии или каноны православного кино?
Во-первых, это христоцентричность. То есть в таком фильме должны быть высвечены идеи христианства. Необходимо возвышать душу до божественных вершин через любые житейские истории.
Дать понять зрителю, что человек может пасть, совершать бесконечные грехи. Важно не дать человеку совершить грехопадение, а предоставить ему возможность осознать происходящее вокруг и совершенствоваться, сохраняя свою светлую душу.
Второй канон — это христианская (православная) эстетика.
Существуют, например, определённые каноны в иконописи — никогда не показывается тело святого — то есть сосуд, в котором живёт дух святой, — все физические его проявления. Тело — это дар Божий. Но восхвалять тело, ставить его выше духа нельзя. Всё-таки оно третично по отношению к духу и душе.
Икона — окно в мир горний. Она показывает, как, живя на земле, человек достиг высот духовных.
Само по себе тело не имеет сверхценности. Все проявления сексапильности — это проявления таинства продолжения рода. Оно сокровенное — не должно показываться широко. Эту тайну не смакуют, как делается сейчас в кино и по телевидению, где эротические фильмы в любое время дня и ночи могут смотреть люди всех возрастов и конфессий.
На фестивале в день было показано по 10−12 фильмов. По вечерам участники, организаторы фестиваля, члены жюри и журналисты обсуждали увиденное. Разгорелись страсти. Стало складываться впечатление, что одинаковых для всех канонов не существует. И когда приехали в Оптину пустынь (в рамках фестиваля), спросили у священника его мнение об этих самых канонах. Он ответил, что в Новом Завете Господь даёт около трёхсот заповедей, — вот по ним и стройте своё православное кино.
Я начала перечитывать Новый Завет, и заповеди, о которых говорил священник в Оптиной пустыни, стали мне открываться.
Например, одна из них: «Будьте благодарными дающим благо».
Что стоит за словом «любовь»? Слово одно — а толкования разные. Я думаю, что наши фильмы должны быть о любви к ближнему.
А вот ещё одна заповедь: «Не обманывай». Пообещал — исполни. Да? — Да! Нет? — Нет! И в этом тоже проявление любви. Помните, Господь сказал: «Если вы не полюбите Меня, вы Меня никогда не увидите»? И в этом смысл Веры.
Вот такие фильмы нам нужны. И тут уже, как вы понимаете, речь идёт о христианской этике — третьем каноне православного кино.
Помните художественный фильм «Остров»? Было много споров, так как никто тогда не знал общих критериев для оценки этого фильма. К кому он ведёт — ко Христу или к старцу? А может, через старца ко Христу? Может. Но может быть, и нет.
Мы должны понимать друг друга, и поэтому так важно сейчас выработать эти критерии православного кино. Осмысление христианства — очень важное для всех нас дело. Поэтому нести знание о Боге — это по сути дела миссионерство.
Сейчас всё чаще и чаще в газетах, на радио и телевидении выступают священники, режиссёры, артисты и отвечают на вопрос, как повлияло кино на их жизнь. Многие говорят о том, что, благодаря кино, они пришли к Богу. Ведь Господь совершает с нами всегда какие-то действия — мы называем это судьбой. Кино играет здесь большую роль.
Значит, мы должны сделать альтернативное кино — в противовес тому, что идёт сейчас по телевидению и на большом экране. С этой целью мы и организовали свой кинофестиваль. Всё больше становится зрителей у двух кабельных каналов: «Союз» и «Спас». Сейчас идёт речь о том, чтобы и на центральном телевидении нам выделили определённое время для показа православных программ.
Наше кино будет уничтожать грех в сознании, значит, Добру легче будет прорасти.
Я к своему кинофестивалю отношусь как к складу боеприпасов.
Надо нам объединяться во имя будущего России. Понятия нравственности, исполнения воли Божией — надо нести в массы. Для всех конфессий они едины. Поднимайте эту тему. Будите сердца!

Вернуться в рай

Кстати, началась пресс-конференция, о которой идёт речь, с показа документального фильма режиссёра Александра Тяпова «Хрустальный мальчик». Этот фильм, по мнению жюри кинофестиваля, наиболее полно отразил цель фестиваля — прославление православного образа жизни в современных условиях — и был удостоен Гран-при «Хрустальные птицы».

Монахиня София (Ищенко) предложила обсудить этот фильм после просмотра, и своё мнение о киноленте высказали: православный журналист Марина Улыбышева, представитель Союза литераторов России Анатолий Демидов, главный редактор газеты «Ева плюс» Валентина Ушакова, телерепортёр ГТРК «Калуга» монахиня Агриппина (Григорьева) и автор этих строк. Мнения были различны, но все сошлись на том, что такое кино действительно людям необходимо. Светлый образ «хрустального» мальчика-инвалида, устремлённого каждым мгновением своей жизни к Богу и пробуждению в душе истинно высоких нравственных качеств, завораживает и заставляет задуматься людей, здоровых в теле, но несовершенных духом, о высоком предназначении человека на земле и изменении своей жизни к лучшему, о повороте от греха к духовности.

Завершая пресс-конференцию, монахиня София и сама обратилась с вопросом к журналистам. Она попросила высказать предложения о том, как улучшить организацию Международного Сретенского православного кинофестиваля и что сделать для того, чтобы увеличить среди людей интерес к проведению фестиваля и вообще любым мероприятиям, направленным на повышение духовности и нравственности в нашем обществе.

Среди самых интересных предложений прозвучали такие:

возродить киноклубы, кинолектории, киножурналы с обсуждением показанных кинофильмов, в том числе и на православную тему;

чаще показывать православное кино по телевидению, в школах, училищах, среди студентов и в крупных организациях;

повысить уровень мероприятий на православную тему, серьёзно подходить к организации подобных мероприятий с привлечением людей известных и авторитетных среди населения России;

повышать образование и уровень профессионализма тех людей, которые делают православное кино;

создать Ассоциацию православных кинофестивалей и Фонд православных кинофестивалей, которые помогли бы заказывать к проведению очередного фестиваля фильмы на определённую тему по заранее написанным профессиональным сценариям;

устроить итоговый обзорный гала-фестиваль нескольких подобных кинофестивалей с показом фильмов-победителей в разных номинациях;

привлечение к проведению Сретенского православного кинофестиваля и иных подобных мероприятий серьёзных спонсоров и других влиятельных лиц, увеличивающих шансы фестиваля на успех и поднимающих его статус;

накануне фестиваля и в течение года организовать многоступенчатую рекламную кампанию этого мероприятия, чтобы удерживать у общественности и рядовых зрителей постоянный интерес к православному кино;

привлечь к проведению Сретенского православного кинофестиваля различные творческие союзы и организации и воплощать в жизнь полученные таким путём свежие идеи на высоком профессиональном уровне.

Выслушав все предложения, матушка София сказала: «Где-то я слышала, что любой вид искусства — это память о пребывании в раю, которая заложена в каждом человеке на генетическом уровне. Поэтому благодатная задача деятелей культуры — помогать человеку вернуться в рай».

«Фильмы, наполненные православным содержанием, возвращают утерянные ценности, такие как преданность семье, верность долгу, честность, бескорыстие, любовь к ближнему и Отечеству. Особенно это важно для воспитания молодого поколения, которому предстоит определить судьбу России в ближайшем будущем», — высказался по поводу III Международного Сретенского православного кинофестиваля «Встреча» председатель Союза кинематографистов России Никита Сергеевич Михалков. И хочется верить, что с каждым годом наш фестиваль будет набирать свою силу, а польза от него разойдётся по всей семье русской.

«Где двое или трое собраны во Имя Моё, там Я посреди них», — сказал Господь. Пусть же благородные идеи форума помогают нам приходить в единение и с Богом, и с самим собой, что необходимо для преодоления трудностей и испытаний нашего времени.
Нина СМИРНОВА, член Союза журналистов России, писатель


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru