Фонд «Русская Цивилизация» | Василий Ансимов | 20.04.2005 |
Этим список кандидатов на объединение не заканчивается. На очереди Хабаровский край с Еврейской автономной областью, Тюменская область с Ямало-Ненецким АО и Ханты-Мансийским АО — Югрой. К концу этого года в Северо-западном федеральном округе будут готовы к реализации еще три подобных проекта, два из которых — Ненецкий автономный округ и Архангельская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область.
Глава ЦИК Александр Вешняков утверждает, что до конца текущего года будет выдвинута инициатива об объединении Камчатской области и Корякского автономного округа. Затем начнется объединение Краснодарского края и республики Адыгея. К 2006 году запланировано объединение Иркутской области и Усть-Ордынского автономного округа.
К чему бы это?
Единство страны — безусловно, дело хорошее. Стране не нужно то огромное количество бюрократических аппаратов, которые в настоящее время заведуют разделенными частями великого российского тела. Стране не нужно то огромное количество произвольно-абстрактных, «с потолка» взятых границ, которые мелкой сеточкой покрывают ее на всем протяжении, затрудняя процессы управления. Однако настораживает, что идущий процесс укрупнения по своему характеру является не всеобщей оптимизацией управления страной, а только местной, горизонтально-экономической оптимизацией ее отдельно взятых фрагментов.
«В целом для экономики Красноярского края объединение — это инвестиционная привлекательность, это налоги, которые будут поступать в бюджет Красноярского края. Для Таймыра и Эвенкии это возможность освоения богатейших природных ресурсов, расположенных в этих двух территориях», — заявил глава Красноярского края Александр Хлопонин. По его словам, в результате федеральные власти получат сильный геополитический регион, не требующий дотаций, дающий высокие налоги в бюджет Российской Федерации.
Однако от перестановки слагаемых сумма не меняется. Территории, которые объединяются сейчас, и раньше находились в составе Российской Федерации, в жестком подчинении у федерального центра. Их главы не были президентами независимых государств, они так же отчитывались перед федеральной властью, как любой другой чиновник.
Что мешало развиваться им до сих пор? Неумение федеральных властей управлять бюджетом федерации?
В укрупненном Красноярском крае планируется осуществить ряд крупных проектов, интересных для бизнеса: строительство объездной дороги вокруг Красноярска, завершение строительства Богучанской ГЭС, разработка нефтяных месторождений Ванкора и Эвенкии, создание крупнейшего транспортного узла на основе аэропорта Емельяново. Планируется развитие Ангаро-Енисейских месторождений, строительство новых нефтепроводов, развитие порта Диксон, построение и развитие предприятий по глубокой переработке минеральных и лесных ресурсов, создание нового алюминиевого завода, развитие автомобильных, железных дорог, линий электропередачи и многое другое.
Все это прекрасно, но почему это не делалось раньше?
Что изменит стирание чисто формальных границ между Таймыром и Красноярским краем? Разве уменьшится расстояние до месторождений, разве подешевеет процесс строительства? Нет, ничего подобного не произойдет. Произойдет только размыкание финансово-экономических процессов на федеральном уровне с целью их замыкания на уровне региональном. Логика укрупнения — в создании очагов «местной экономической самодостаточности» за счет развала экономического единства страны в целом. Ведь радужные бизнес-проекты в Красноярском крае будут делаться на деньги от разработки его же месторождений, избавляя центральную власть от тягостного бремени централизованного планирования и распределения ресурсов и финансов. К 2008 году, когда, по прогнозам экспертов, Эвенкия и Таймыр станут регионами-донорами, Красноярский край, по своей площади в три-четыре раза превосходящий любую европейскую республику, станет вполне достоин собственной государственности. Ведь в конституциях многих субъектов федерации уже давно содержатся абсолютно противозаконные пункты об их «суверенитете» и «договорных отношениях с федерацией».
Если уж начинать «укрупнение» и «централизацию», то именно с ликвидации такого уродливого явления, как «суверенные республики» внутри «суверенной державы» — Башкирию, Татарстан и пр. Разговоры об этом идут давно — в форме пререканий республиканских властей с Конституционным судом РФ, справедливо усмотревшим в их «независимых» конституциях нарушение Основного закона страны. Но воз и ныне там. Ни Президент, ни «эксперты» не интересуются этой проблемой. Более того, в ходе «укрупнения» существующий ряд претендентов на независимость пополнится новыми, созданными путем слияния мелких и зависимых «субъектиков».
Стоит внимательно послушать кремлевских чиновников.
«Что мы оставим в наследство потомкам: гармоничное федеративное государство или набор абсолютно разных по размеру и экономической силе кусочков страны? Идея укрупнения регионов — вариант осмысленного развития федерации в рамках существующей Конституции», — утверждает глава президентской администрации Дмитрий Медведев. Очень глубокомысленно, а насчет потомков даже трогательно. Однако абсолютно несостоятельно с политической точки зрения. Чтобы организовать взаимодействие «абсолютно разных по размеру и экономической силе кусочков страны», вовсе не обязательно сливать их в один. Требуется лишь эффективное, квалифицированное центральное управление. С учетом современных средств информации можно было бы вообще обойтись без административного деления, полностью ликвидировав его и напрямую подчинив все города и села единому Министерству регионального управления.
Наоборот, чем больше несамодостаточность регионов — тем больше их зависимость друг от друга, тем крепче единство страны в целом. Чем они крупнее и самодостаточнее, тем сильнее соблазн их руководителей в один прекрасный момент прийти к совершенно логичному вопросу: «а оно нам надо, это единство?» Для того, чтобы не получить по шапке за «сепаратизм», им требуется лишь договориться и выступить единым фронтом, в единый момент. Скажем, в 2008 году. Пост президента Великой России ни одному из них, конечно, не светит. Но кресло президента какой-нибудь новоявленной «Сибирской республики» — почему бы и нет?
Тем более что со стороны запада эта инициатива, безусловно, встретит самое горячее одобрение и поддержку. Если вице-спикер Любовь Слиска считает, что количество субъектов Федерации должно быть 35−40 вместо 88, то Бжезинский подходил к этому вопросу еще более радикально: «России, устроенной по принципу свободной конфедерации, в которую вошли бы Европейская часть России, Сибирская республика и Дальневосточная республика, было бы легче развивать более тесные экономические связи с Европой, с новыми государствами Центральной Азии и с Востоком, что тем самым ускорило бы развитие самой России».
Обстановка секретности и невнятности, окружающая действия федеральной власти, заставляет предполагать худшее — административно-территориальные реформы направлены на подготовку развала Российской Федерации к 2008-му году. Невероятность такой метаморфозы — только кажущаяся. Вспомним, каким невероятным нам представлялся распад СССР, когда мы шли на мартовский референдум 1991-го года. И как дружно мы проголосовали против этой безобразной химеры. Однако это не помешало нашим правителям поступить прямо наоборот, цинично изобразив это шагом к «свободе, суверенитету и процветанию».
19.04.2005