Русская линия | Владимир Невярович | 08.03.2008 |
Выведи из темницы душу мою, чтобы мне славить имя Твое
(Пс. 141,7)
Тюрьма — ж. острог, темница, место заключения подсудимых, узников.
В.И. Даль. Толковый словарь живого великорусского языка. Том IV c.451
Вспоминаются крылатые слова: «То вознесет его высоко, то в бездну бросит без стыда». Могли ли даже представить себе некогда сиятельные и преуспевающие вельможи, да и самые великие и сильные мира сего, что когда-то сполна испытают на себе жалкую долю узника?
В наши дни ярким примером вышесказанного могут быть трагические судьбы двух наших современников: бывшего югославского руководителя Слободана Милошевича, умершего в гаагских застенках и бывшего правителя Ирака Саддама Хусейна, казненного после агрессии США в Ираке. Какие страшные метаморфозы произошли в их внезапно круто изменившихся жизнях на глазах у всего мира, отвыкшего уже чему-либо удивляться! И какой печальный финал после стольких лет величия и славы!
Если же попытаться задаться целью перечислить имена всех известных миру великих людей, испытавших на себе некогда узы темницы, то наверняка на это бы ушли многие-многие годы кропотливого труда, а результат получился неполным и незавершенным. Тюремная тема стара как мир. Но злободневность ее с годами не ослабевает. «Худое дело тюрьма — а без неё нельзя!» — гласит старая русская мудрость. Ныне же уровень преступности во всем мире продолжает неуклонно расти. Количественный рост сопровождается и ужасными «качественными» переменами (имею в виду сам характер преступлений, новые их формы: изощренность, дерзость, масштабы и т. п.), а средства искоренения зла так до сих пор и не найдены. Если, по данным Л. Северского в России в 1913 году было всего 32 757 заключенных, из которых политических — 5000 человек (Л. Северский «Сущность монархической идеи», электронная версия), то ныне эта цифра, уже превышает миллионную отметку.
По своей сути идея тюрьмы как системы общественно-государственных мероприятий для осуществления не только изоляции опасных для общества людей, совершивших тяжкие правонарушения, но и их глубинного качественного перевоспитания, заслуживает самого серьезного внимания. Каждый преступник, в отдельности взятый, даже самый злостный убийца и насильник создан по образу и подобию Божию, а потому не должен восприниматься нами как нечто чуждое и отличное от нас по своей сущности. Само по себе преступление перед законом и людьми, чаще всего, есть следствие веских причин: дефектов семейного воспитания, серьезной болезни души, глубокой деформации личности, утраты духовного смысла в жизни, кризиса безверия. Понятно, что здесь могут быть какие-либо особые исключения из правил, включая случайности. Более того, в темничных узах, как я указывал выше, нередко бывали не только убийцы, воры и насильники, но и совершенно невинные люди. Страшно сказать, но в заключении томились и подвергались истязаниям Пророки, Апостолы Христа, многие святые, да и Сам Спаситель прошел Свой Крестный путь на Голгофу через темницу. В темнице был обезглавлен Предтеча и Креститель Господень Иоанн.
Уже одни эти примеры заставляют нас очень пристально обратиться к темничной теме, ибо кроме буквального содержания в ней имеется немало иных значений и смыслов, подтекстов и нюансов, постичь которые есть непременная задача каждого внимательного и серьезно относящегося к Православному Учению о спасении. Согласно этому учению все люди не без греха. А грех есть преступление перед Богом (сравн., «грех есть беззаконие» 1 Иоанн.3,4). То есть, в той или иной степени, все мы тоже являемся преступниками, о чем наглядно свидетельствуют и все наши покаянные христианские молитвы.
Как ни странно это звучит, но в темничных домах (тюрьмах, темницах), есть некое сходство с православными монастырями, также предназначенными для исправления и врачевания людских душ.
Это сходство, конечно же, весьма условное, но истинное. И приоритет в таком заключение принадлежит, конечно же, не мне, а еще раннехристианским аскетам-монахам, подвижникам первых веков Р.Х. Так, еще преп. Иоанн Лествичник, живший в V—VI вв. Р.Х. описывает обитель в Фиваиде с названием «Темница». Эта обитель существовала не менее 200 лет, прежде чем посетил ее преп. Иоанн Лествичник. Обитатели обители («осужденники») искренне считали себя преступниками пред Богом и добровольно обрекали себя на непостижимые жестокие мучения, уподобляясь как бы при том узникам темницы (страшно даже вспоминать те картины, что приводит в своём описании «осужденников» автор «Лествицы»)…
Теперь попытаемся кратко исследовать, как раскрывается «темничная тема» в Священном Писании.
I. Книги Ветхого Завета о темничном заключение
Уже в книге Бытия мы находим первые упоминания о темнице. Старший из двух братьев Патриарха Иакова от любимой его жены Рахили Иосиф, родившийся в Месопатамии в 2256 году, был продан за 20 сребреников ненавидевшими его братьями в рабство случайно проезжавшему мимо каравану Измаильских купцов. Те, в свою очередь, продали Иосифа в Египте начальнику телохранителей Фараона Потифару. Этот царедворец полюбил Иосифа и доверил ему все управление в своем доме. Красота и молодость прельстили сладострастную жену царедворца. Она неоднократно пыталась склонить юношу к преступной близости, но всегда безрезультатно. Однажды, получив в очередной раз решительный отказ («как я сделаю сие великое зло и согрешу пред Богом?» Быт. 39,9) жена Потифара оклеветала Иосифа перед мужем, обвинив юношу в домогательстве. Разгневанный Потифир «взял Иосифа…и отдал его в темницу, где заключены узники царя. И был он там в темнице» (Быт. 39, 20).
Вначале Иосифу пришлось претерпеть немало мук и испытаний. Как поет псалмопевец об Иосифе: «Стеснили оковами ноги его; в железо вошла душа его; доколе исполнилось слово Его: слово Господне испытало его» (Пс. 104,18−19). Но Господь не оставил своего избранника «и простер к нему милость, и даровал ему благоволение в очах начальника темницы. И отдал начальник темницы в руки Иосифа всех узников, находившихся в темнице, и во всем, что они там не делали, он был распорядителем» (Быт. 39, 21−22). Итак, Сам Господь был с Иосифом в темнице, не только испытывая в терпении праведника, но и изливая через него благодать на окружающих до такой степени явную, что даже начальник темницы, видя все это, попросту самоустранился, препоручив все внутренние дела по управлению в тюрьме осужденному — Иосифу.
В Третьей книге Царств темница упоминается в связи с заключением в нее пророка Михея, возвещавшего нечестивому царю Ахаву истинные пророчества от Бога (в отличие от лжепророков, окружавших царя). Перед военным походом на Сириян Михей предрек царю не только поражение, но и гибель («я вижу всех Израильтян, рассеянных по горам, как овец, у которых нет пастыря» 3 Цар. 22, 17), за что был посажен в темницу («…так говорит царь: посадите этого в темницу и кормите его скудно хлебом и скудно водою, доколе я не возвращусь в мире». 3 Цар. 22, 27). Но предсказания пророка Божия в точности сбылось, и царь погиб от кровотечения из раны, полученной на поле сражения.
В Четвертой книге Царств также упоминается темница. Так, в главе 25 говорится о том, как царь Вавилонский вывел пленного царя Иудейского Иехонию из дома темничного и «переменил темничные одежды его» (4 Цар. 25, 29). Из данного отрывка следует, что узники уже в те древние времена, возможно, облачались уже в специальные «темничные одежды», отличные от одежды вольных людей.
В книге пророка Исаии среди пророчеств о грядущем пришествии Спасителя есть такие слова: «и поставлю Тебя в завет для народа, во свет для язычников, чтобы открыть глаза слепых, чтобы узников вывести из заключения и сидящих во тьме — из темницы» (Ис 42,6−7).
Конечно, упоминание о темнице содержит здесь более духовный смысл, ибо узники и сидящие во тьме это те, кто не просвещены верою Христовой, и вывести из заключения, означает привести на путь спасения, через святое Крещение и следование евангельским заповедям. Но есть в тех великих и судьбоносных словах и буквальный смысл. Ибо многие, просветившиеся верой Христовой в темнице, благодаря тому выходят навсегда из темницы, обращаясь к новой праведной жизни во Христе, причем некоторые иногда даже чудесным образом, гораздо ранее положенного срока.
В книгах Ветхого завета имеются и некоторые другие упоминания, касающиеся темницы и узничества (например, в книге Екклесиаста 4,14; во Второй книге Маккавейской 13,21, в книге пророка Иеремии 32, 2 и некоторых других).
Был заключен в «дом узников» (так иногда именуется тюрьма в Священном Писании) и Самсон, которого осудили на изнурительно-тяжелый труд молотьбы в цепях (Суд.16, 21−25).
Упоминается темница и в Давидовых псалмах (CXLI, 7; LXXVIII, 11 и др.).
Как указано в Библейской энциклопедии, «тюрьмы располагались при домах начальников телохранителей (Быт.39, 20) или в караульнях при домах царских (Иерем. 32,2), или при вратах (20,2) и состояли иногда в глубоких, безводных рвах во дворах зданий и подземельях (Иер. 37,16). Узников сковывали цепями (Иов.36,8), сажали их в колоду (Иер. 20, 2; Иов 13, 27), состоявшую из двух больших брусьев, в которую вкладывались руки и ноги преступника». (Библейская Энциклопедия. М. 1990)
II. Книги Нового Завета
Ко времени земного пришествия Христа темницы уже имеют сложившийся статус общественных учреждений.
Как повествуют три евангелиста (Матфей, Марк и Лука), сын Ирода Великого, умертвившего Вифлеемских младенцев, Ирод-Антипа, управлявший Галилеею и Переею (четвертою частью Иудейского царства, за что и получил прозвище четверовластника) за обличительные слова Пророка Иоанна Крестителя против незаконного сожительства Ирода-Антипы с женою своего брата Филиппа Иродиадой, заточил Крестителя Господня в темницу (См. Мф.14, 3; Мк, 17; Лк 3,19). На пире, устроенном в честь рождения Ирода, дочь Иродиады плясала и угодила тем царю, который «сказал девице: проси у меня, чего хочешь, и дам тебе» (Мк 6, 22). При этом Ирод стал клясться, что даст все, чего пожелает угодившая ему своим танцем.
Как пишет толкователь Священно Писания (Св.Феофилакт Болгарский), «Пир идет весело: сатана пляшет в девице, и дается клятва беззаконная и безбожная, а более всего безумная» («Благовестник», книга 1 с.293). Посоветовавшись с матерью, дочь Иродиады просит у царя голову Иоанна Крестителя и тот, боясь нарушить свою клятву, посылает своего спекулятора, повелев ему принести голову Крестителя («И абие послав царь спекулятора, повеле принести главу его. Он же шед усекну его в темнице, и принесе главу его на блюде, и даде ю девице; и девице даде ю матери своей». Мк. 6, 28).
В русском переводе Библии слово «спекулятор» переведено как оруженосец. Однако область деятельности спекуляторов в то время у иудеев были весьма специфические, ибо они исполняли по сути функции палача (убивали и казнили преступников).
Итак, невинная кровь Пророка Господня Иоанна, пролившаяся в темнице, освятила собой это презренное у иудеев место, причем освятила на все времена. В первом послании Апостола Петра есть удивительные строки: «Только бы не пострадал кто из вас, как убийца, или вор, или злодей, или как посягающий на чужое; а если как Христианин, то не стыдись, но прославляй Бога за такую участь» (1 Пет. 4, 15,16). То есть стыдно и непотребно христианину стать узником за убийство, воровство или разбой, но пострадать за Господа нашего Иисуса Христа, — великое достоинство и счастье! (конечно, этим удостаиваются лишь заслужившие того, могущие вместить).
Как сказано в «Большом путеводителе по Библии», Новый Завет упоминает публичную тюрьму в Иерусалиме и у филиппийцев: Варавва был посажен в тюрьму за произведенный в Иерусалиме беспорядок и убийство (Лк.23,19); апостолов арестовали в Иерусалиме и заключили «в народную темницу» (Деян, 5,18); апостол Павел и его спутник Сила во время второй миссионерской поездки Павла в Филиппах были заключены «во внутреннюю темницу» (Деян.16, 24), где, по-видимому, тюремный сторож отвечал за сохранность заключенных своей жизнью. Основание так полагать делает эпизод, описанный в Деяниях Святых Апостолов, когда после землетрясения в Филиппах, в результате чего все двери темниц разверзлись, тюремный сторож хотел даже покончить жизнь самоубийством (Деян. 16, 27).
Апостол Петр находился в темнице закованным в цепи между двумя солдатами, кроме того, его надежно охраняла еще наружная охрана (всего же четыре отделения по четыре солдата сторожили его). Вместе с тем, Церковь прилежно молилась об Апостоле Богу (Деян. 12, 5), и Ангелом Божиим Апостол чудесным образом был освобожден из темницы: цепи сами упали с рук узника и он благополучно вышел из тюрьмы, пройдя все стражи, причем тюремные врата сами собою отворились (Деян 12, 10). Вот как угодна Богу молитва Церкви за заключенного праведника!
В Новом Завете термином «тюрьма (темница) обозначается и бездна — место тысячелетнего заключения сатаны и его ангелов (См Откр.20,2−3,7, а также 2 Пет. 2,4). В первом послании Апостола Петра есть важные слова, касающиеся сошествия Спасителя во ад („.но ожив духом, которым Он и находящиеся в темнице духам, сойдя, проповедал“ 1 Пет. 3, 18−19). Однако, как считает Св. Григорий Богослов „Христос, явившись к находящимся во аде, спасает не всех без изъятия, но одних верующих“ (Св.Григорий Богослов. Слово 45, Ч.4; цит. по „Благовестнику“ Блж.Феофилакта. Книга Вторая, с.594).
Священное Писание о наказаниях за тяжкие преступления
Не касаясь обширных Ветхозаветных сводов правил, остановимся лишь на одном весьма существенном отрывке из книги Левит, а именно: „Кто убьет какого-либо человека, тот предан будет смерти“ (Левит 27,17). Заметьте, не говорит Господь, что кто убьет какого-либо человека, того заключите пожизненно в темницу, но прямо и однозначно указывает: „тот предан будет смерти“.
Темница и Промысел Божий в жизни преп. Ефрема Сирина
Святой Ефрем Сирин жил в IV веке Р.Х. От природы он обладал пламенным темпераментом и был весьма раздражителен. В юные годы он совершал поступки, мягко говоря, не очень благовидные. В своей „Исповеди“ сам святой позже признавался: „…в краткие сие годы был я злоязычен, бил, ссорил других, препирался с соседями, завиствовал, к странным был безчеловечен, с друзьями жесток, с бедными груб, за маловажные дела входил в ссоры, поступал безрассудно, предавался худым замыслам и блудным мыслям, даже и не во время плотского возбуждения“ (Святой Ефрем Сирин Творения. Том 1. М., Издательский отдел Московского Патриархата», 1993, С.5). Наряду с прочим, юноша не отличался крепкой верой и имел большие сомнения относительно Промысла Божия. В связи с чем был подвергнут не только серьёзному испытанию, но и вразумительному уроку.
Однажды, отправившись за город, юноша остановился ночевать с пастухами овец. Ночью на стадо напали волки и растерзали овец. Всю вину за происшедшее несправедливо возложили на Ефрема, в связи с чем его и заключили в темницу. Там он познакомился с двумя другими узниками: одного обвиняли в прелюбодеянии (надо же, в те времена за это даже сажали в тюрьму!), а другого, земледельца, — за убийство. На самом деле первый не был прелюбодеем, а земледелец никого не убивал. Получив во сне откровение Свыше повнимательнее рассмотреть свою жизнь и поразмышлять обо всем случившемся, Ефрем вспомнил, что некогда был повинен в гибели коровы одного бедняка, которую растерзал хищник. Этот случай он рассказал другим заключенным. Тогда один из них припомнил, что в своё время присоединился к обвинителям одной женщины, оклеветанной в прелюбодеянии. За эту подлую ложь он получил часть её наследства из рук братьев оклеветавших свою сестру по злому умыслу. Земледелец же признался, что некогда видел человека, тонущего в реке, и хотя мог ему помочь, но не сделал этого. Вскоре Ефрем был освобождён из темницы. Пред тем в ночном видении ему было возвещено повеление: «Возвратись в место свое и покайся в неправде, убедившись, что есть Око, над всем назирающее». После выхода из темницы он посвятил всю свою жизнь покаянию. «…И в поздние годы не переставал он каяться в грехах юности и просить у других молитв пред Господом о прощении» (С. 8 указ.соч.).
Не правда ли, пример достойный подражания. Итак, даже, казалось бы, случайные, напрасные случаи, связанные с тюремным узничеством, предопределены Промыслом Божьим. Тюрьма — это Богом данный крест, причём для многих, как явствует из самой жизни, спасительный.
Землетрясение души
«Тюрьма — это землетрясение души, попущенное Богом. В его эпицентре оказываются родные, знакомые, а порой и вовсе случайные люди», — пишет в своей документальной повести «Из рода в род» Виктор Николаевич Николаев («Из рода в род» М., «Софт Издат», 2003 С.12), справедливо считающий, что без священника и Церкви все воспитательные меры в тюрьме нерезультативны и бессмысленны. По точному определению Николаева, тюрьма — «это иной мир и в определённой степени иные люди. Это своего рода государство в государстве, со своей… «конституцией"… Кто-то там становится ещё хуже, и таких, к сожалению, немало… А кому-то это наказание идёт во благо и вразумление» (С. 5 указ. соч.)
Замечательно демонстрируется подвиг в тюрьме православного пастыря в полюбившейся современным читателям книге «Отец Арсений». Воистину, чем темнее ночь, тем ярче светят звёзды! Много лет провел в тюрьмах и лагерях исповедник веры Христовой иеросхимонах Сампсон (граф Сиверс) (1898−1979), которого мучители бросали даже в ледяной карцер и на съедение крысам. И, тем не менее, в своём духовном завещании, уже на закате лет, старец подчеркнул, что если бы ему вдруг пришлось заново жить и вновь избрать свой жизненный путь, то он бы выбрал вновь лишь путь православного монаха, включая все постигшие его испытания и скорби.
Наш замечательный русский поэт Александр Солодовников (1893 -1974), будучи заключен в 1919 году в темницу, пришёл там, по его собственному призванию, к Богу. Произошла удивительная трансформация души молодого поэта, в корне изменилось его отношение к жизни, ко всем непрерывно следующим за ним как тень скорбям и гонениям. После того тюремного заключения, Александр Александрович уже до конца своих дней не переставал восхвалять Господа, даже несмотря на все постигшие его страшные утраты (гибель братьев, смерть маленькой дочери и сына, долгие годы заключений, включая Колыму с работой на молибденовых рудниках). Удивительны по своей силе и проникновенности два стихотворения поэта, которые хотел бы привести полностью:
Как дерево в саду Ты подстригал меня,
Побеги счастья все срезал, не дав развиться,
Угас ребёнок мой, что был мне краше дня,
Рассыпалась семья и вот я сам в темнице.
Но я люблю Тебя, Отцовская рука,
Мне наносящая пронзительные раны.
И сердце полнит мне блаженство, не тоска.
Люблю Тебя и в гимнах славить стану.
Тюрьма
Благо мне, что Ты смирил меня,
чтобы я научился Уставам Твоим.
(Пс. 118, 71)
Решетка ржавая, — спасибо;
Спасибо, старая тюрьма!
Такую волю дать могли бы
Мне только посох да сума.
Мной не владеют больше вещи,
Все затемняя и глуша.
Но Солнце, Солнце, Солнце блещет,
И тихо говорит душа.
Запоры крепкие, — спасибо!
Спасибо, лезвие штыка!
Такую мудрость дать могли бы
Мне только долгие года.
Не напрягая больше слуха,
Что б уцелеть в тревоге дня,
Я слышу все томленье духа
С Екклесиаста до меня.
Спасибо, свет коптилки слабый,
Спасибо, жесткая постель,
Такую радость дать могла бы
Мне только детства колыбель.
Уж я не бьюсь в сетях словесных,
Ища причин добру и злу,
Но в ожиданье тайн чудесных
Надеюсь, верю и люблю.
Удивительно глубоки и трогательны и другие стихотворения поэта, посвященные тюремной тематике (есть отдельно шесть «тюремных» стихотворений Солодовникова).
К теме о темнице обращались ранее и другие русские поэты: Жуковский, Пушкин, Лермонтов, Якубович, Бехтеев. Ведь именно поэты, как никто другой, особенно чутки к подлинной свободе и нередко тяготились самими земными узами для души. Также и некоторые святые сравнивали саму земную жизнь с некоей темницей, узами, рабством…
Нынешнее время внешне весьма спокойно для православных христиан. За веру Христову в России никто ныне не судит и не бросает в тюрьмы, не придают на пытки и муки. Однако спокойствие то весьма зыбко.
И если верить пророчествам русских святых, в последние времена, за веру Православную вновь будут гнать и сажать в темницы истинных христиан. Но подлинная свобода — есть не земная вольница, а лишь свобода от греха. Потому лишить той свободы православного христианина не может никто и ни при каких обстоятельствах, как и живого Богообщения человеческой души. И в этом огромное преимущество нашей веры и смысл истинно спасительного, при всех обстоятельствах, упования.
А накануне же Великого Поста всё же очень полезно, как мне представляется, перечитать всем нам, кающимся, «Обличение себе самому и исповедь» святого Ефрема Сирина и степень 5 преподобного Иоанна, игумена Синайской горы.
Впрочем, у каждого своё понимание и свой путь…
Конец и Богу слава!
http://rusk.ru/st.php?idar=112567
|