Русская линия | Андрей Широков | 05.03.2008 |
На страницах «Компендиума» раскрываются базовые принципы социальной доктрины католической церкви, излагается учение церкви в отношении экономической и общественно-политической деятельности человека, подчеркивается необходимость миротворческой и природоохранной деятельности и т. д. При этом основная ценность данной книги, по мнению выступавших, заключается в том, что ее положения носят практический характер и поэтому «Компендиум» является эффективным руководством по решению социальных проблем современной Украины.
Например, лидер украинских греко-католиков кардинал Любомир Гузар заявил, что «если бы мы всем сердцем приняли ту правду, которая изложена в этой книге, где накоплен опыт церкви, тогда такое понятие как коррупция, могло бы исчезнуть». В публикациях украинских СМИ с характерными названиями «Католическая церковь предлагает эффективное решение социальных проблем», «Компендиум социальной доктрины церкви — это сокровище», «Компендиум для всех», посвященных презентации 5 февраля, подчеркивается большое практическое значение социальной доктрины католической церкви для всех украинцев независимо от их религиозной принадлежности. Поэтому, по словам сотрудника Львовского католического университета Антуана Аржаковского, публикация украинского варианта «Компендиума» будет способствовать активизации экуменического движения, которое «поддерживают все восточные православные церкви».
Однако, некоторые утверждения составителей «Компендиума», если судить по цитатам, которые приводят украинские СМИ, явно рассчитаны на националистическую аудиторию и отличаются определенной предвзятостью. Например, из газеты «День», поместившей 8 февраля статью Клары Гудзик «Компендиум для всех» можно узнать, что на его страницах признается факт геноцида украинцев в 20 веке. Нет нужды говорить о том, что тема «геноцида украинцев в 20 веке», которая служит предметом острых дискуссий в украинском обществе, является одним из концептуальных положений идеологии украинского шовинизма и русофобии.
Следует сказать, что католические структуры, представленные на территории Украины, ассоциируются, главным образом, с украинской греко-католической церковью (УГКЦ), которую принято считать союзником прозападных политических сил и украинских националистов. На фоне современных украинских реалий, где греко-католики часто оказываются участниками различных конфликтов, социальная доктрина католической церкви с ее гуманистическими ценностями представляется документом, который носит отвлеченно-популистский характер.
Известно, что в начале 90-х годов 20 века деятельность униатов, связанная с отчуждением православных храмов, нанесла значительный урон Украинской православной Церкви.
В 2004 году студенты четырех греко-католических семинарий, а также католического университета г. Львова провели свой «выездной семестр», участвуя в протестных мероприятиях на киевском «майдане». Интересно, что, по некоторым данным, в период «оранжевой революции» также были прекращены аудиторные занятия в полузакрытом римо-католическом Институте Фомы Аквинского, расположенном в Киеве и спонсируемом Папским университетом.
Позиция официального электронного издания УГКЦ www.ugcc.org.ua, которое благодаря своим постоянным авторам, известным как «отец Олег» и «Ярема Дух», последние два года является своеобразной трибуной для пропаганды имен украинских коллаборационистов, выступавших на стороне нацистской Германии, не может не показаться деструктивной. Помимо этого, официальное издание УГКЦ освещает деятельность одиозных националистических организаций, таких как «Пласт», «Центр национального возрождения имени Степана Бандеры» и т. д., выступая одним из информационных ресурсов украинских националистов.
В связи с недавней презентацией «Компендриума», также следует сказать и о редакционной политике веб-портала Львовского греко-католического университета «Религиозно-информационная служба украины» (РИСУ) www.risu.org.ua, который считается одним из самых известных и популярных на Украине интернет-изданий религиозной тематики.
В начале февраля с. г. редакция сайта под рубрикой «Дайджест СМИ» разместила вышеупомянутую статью Клары Гудзик «Компендиум для всех», где говорится об актуальности социальной доктрины католической церкви для современного украинского общества. Под этой же рубрикой редакция решила републиковать материал издания «Контакты UA» под названием «Деньги, рясы, купола», основной мыслью которого является беззаботное утверждение о том, будто бы «материальное благополучие в какой-то мере может стать подспорьем того, чтобы войти в Царство Божие».
В данной публикации корреспондент Анастасия Рингис, представив читателям председателя Миссии «Духовное просвещение» Украинской Православной Церкви Московского Патриархата игумена Лонгина (Чернухи) в качестве «одного из финансовых менеджеров церкви», засыпала его вопросами «Есть ли у вас счет в банке?», «Во что, согласно вере, следует вкладывать деньги?» «Как церковь распоряжается своим капиталом?» «Нередко священника можно увидеть за рулем очень дорогой машины. Не противоречит ли это христианской традиции?» и т. д.
Не удивительно, что Православие, которое в такой тенденциозной интерпретации сводится к понятиям «финансовые менеджеры церкви» и «священники за рулем дорогих машин», в определенной степени оказывается лишенным своей привлекательности.
Однако даже сам лидер УГКЦ кардинал Любомир Гузар, недавно осуществивший переезд из Львова в Киев, вынужден ориентироваться на традиции современной политической и экономической элиты Украины, выбирая для возведения своей резиденции одно из наиболее престижных районов Киевской области. По информации украинских изданий, здание резиденции верховного архиепископа УГКЦ, в оформлении которого использованы элементы западноевропейского храмового зодчества, находится на территории левобережного поселка Княжичи. Данный населенный пункт, расположенный в непосредственной близости от Киева, широко известен верующим украинской столицы, благодаря своей православной святыне — Спасо-Преображенскому монастырю, в прошлом известнейшей обители Южной Руси, которая сегодня постепенно возрождается. Интересно, что вплоть до середины 18 века в поселке проживали казаки, из которых формировалась одна из сотен Киевского полка. Как известно, такой способ организации населения по своей сути был одной из наиболее эффективных форм противостояния духовной и политической агрессии со стороны Запада.
Неизвестно, получат ли на Украине практическое применение социальные рецепты ватиканского «Компендиума», однако есть основания считать, что политика, связанная с созданием новых структур католической церкви в центре и на востоке нашей страны будет продолжена.
Широков Андрей, Всеукраинское Православно братство Александра Невского
http://rusk.ru/st.php?idar=112558
|