Фонд стратегической культуры | Николай Головкин | 03.03.2008 |
«Укрепляй семью, потому что она основа всякого государства…». Последний русский император свято следовал этому завещанию своего отца императора Александра III.
В храме Святителя Николая Чудотворца в Бирюлёве не только помнят об этом, но и учат паству неустанно беречь и укреплять семью. Во многом способствуют этому и паломнические поездки.
Нынешнее паломничество совершается в рамках Международной духовно-просветительской программы «Под звездой Богородицы» и в память подвига православных жителей Бирюлева, воздвигших полвека назад, в годы гонений, на месте сгоревшего новый храм во имя Святителя Николая — Небесного покровителя ещё не прославленного в то время в лике святых Царя Мученика Николая, почитавшегося в этом небольшом приходе.
Программа «Под звездой Богородицы» — молитвенно-покаянное шествие, которое совершается с мая 2007 года по июнь 2008 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и посвящено историческому воссоединению Русской Православной Церкви.
В рамках этой программы предполагается проведение восьми крестных ходов, символизирующих лучи «звезды Богородицы» (шесть городов России — Владивосток, Якутск, Барнаул, Архангельск, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург; и два центра Вселенского Православия — Иерусалим и Афон).
В программе участвуют чудотворные иконы, мощи святых угодников из монастырей и храмов Иерусалима, Афона, Кипра, США, России.
Её цель — укрепление самосознания русского народа, способствование сплочению народов России, укрепление сотрудничества светской и духовной власти.
— По Своей железной дороге Сам Хозяин земли Русской, предваряемый Крестом Господним, со Своими верными слугами совершает Свой путь, — рассказывает руководитель паломнической поездки, внук крестника святого Царя Мученика Николая, клирик храма Святителя Николая в Бирюлёве иерей Константин Кобелев. — Святой Царь Мученик Николай снова проезжает города державы Своей. Навстречу святому праведному Симеону. Навстречу месту Своих страданий и верноподданных Своих.
— Мы очень желали совершить поклонение местам, возлюбленным святой Царской четой ещё во время Их земной славы, — продолжает отец Константин.
…За окном вагона мелькают ещё не пробудившиеся после зимнего сна леса, реки и поля. Мелькают полустанки, города и веси.
Повсюду — маковки церквей, они, словно свечи, горящие на бескрайних просторах нашего Отечества….
Храм, который не удалось закрыть
22 декабря 2007 года, в праздник иконы Божией Матери «Нечаянная Радость», в день 50-летнего юбилея освящения храма святителя Николая Чудотворца в Бирюлеве, состоялось торжественное праздничное богослужение, которое возглавил высокопреосвященнейший Арсений, архиепископ Истринский, викарий Святейшего Патриарха Алексия. Владыка Арсений отслужил благодарственный молебен о том, чтобы Господь благословил зданию храма святителя Николая Чудотворца в Бирюлево простоять пять десятков лет.
После совершения молебна архиепископ Арсений зачитал специальное Патриаршее Послание приходу храма в связи с 50-летним юбилеем его освящения, вручил клирикам и прихожанам храма Патриаршие награды: протоиерей Алексий Байков, со дня основания храма несущий пастырское служение в нем, награжден Патриаршей грамотой, настоятель протоиерей Виталий Тогубицкий награжден орденом Серафима Саровского, клирики, сотрудники и прихожане удостоены высоких Патриарших наград: медалей и грамот Русской Православной Церкви.
…В 1903 году при станции «Бирюлёво» открыли железнодорожное училище. А в 1911 году к нему пристроили церковь. Через год храм освятили во имя святого благоверного великого князя Александра Невского.
После революции начались гонения на Церковь. В марте 1924 года храм был закрыт, а в мае — ликвидирован. Его имущество отошло в расположенную неподалеку Покровскую церковь.
21 июня 1924 года по молитвам святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, и по ходатайству верующих было получено разрешение Президиума Моссовета построить в Бирюлёве новую церковь на территории кладбища, возникшего в 1917 году.
14 декабря 1924 года вновь построенный храм был освящен во имя святителя Николая Чудотворца — небесного покровителя уже прославленного Богом святого Царя-мученика.
Через полгода был заключен договор с Московским уездным советом рабочих и красноармейских депутатов о передаче общине в бесплатное пользование храма с колокольней, сторожки и кладбища.
Документальных подтверждений этой версии не сохранилось, но сейчас многие служители и прихожане храма считают, что их предшественники в 1920-х годах пожелали в имени своего храма слышать имя Государя — Императора Николая Александровича.
Это было чудом Божиим: повсеместно закрываются, рушатся храмы, оскверняются святыни, происходят расправы над духовенством и мирянами…
Если обратиться к статистике по храмам в 20-х годах ХХ века, то храм в маленьком поселке под Москвой (ныне Бирюлёво-Западное вошло в состав столицы) оказался бы одним из немногих, построенных в этот период.
Во времена хрущевских гонений на Церковь, когда, казалось, не было открытых репрессий, но при этом тихо закрывались храмы, церковь в Бирюлеве в 1956 году уничтожается пожаром. Но уже через несколько дней богослужение возобновляется. А в начале 1957 года рядом с пепелищем строится новый храм.
Такова необычная, поучительная история этого московского храма.
У святого праведного Симеона Верхотурского
Ночью 29 февраля — паломники в городе Верхотурье. Свято-Николаевский мужской монастырь, который они посещают здесь, — старейший на Урале.
В годы богоборчества монастырь, как и другие обители, был закрыт — храмы обезображены, почивающие в нем мощи святого праведного Симеона вывезены в музей. Сегодня по молитвам Святого Симеона, трудами многих и многих верующих уральцев обитель возрождается. И снова тысячи людей со всей России, ближнего и дальнего зарубежья стремятся сюда, чтобы прикоснуться к неиссякаемому источнику благодати Божией.
Всероссийскую известность эта обитель получила вместе с перенесением в неё три столетия назад из села Меркушино мощей святого праведного Симеона — Небесного покровителя Уральского края.
Но на самом деле история обители старше на целое столетие. Основание в устье речек Свияги и Калачика мужской обители относится к 1604 году. В этом году инок Иона испрашивает позволение у царя Бориса Годунова на построение храма во имя святителя Николая Чудотворца.
Посетят паломники и село Меркушино — место блаженной кончины святого праведного Симеона.
После перенесения в обитель из этого села его святых мощей, год от года стало расти число паломников, стремящихся помолиться у мощей праведника.
Были построены три каменных храма: Свято-Никольский, Преображенский, а также храм во имя Праведного Симеона Богоприимца и Пророчицы Анны.
В конце XIX века число братии и послушников в обители было уже больше сотни, а число приезжающих сюда богомольцев измерялось десятками тысяч в год.
В монастыре была собрана библиотека, насчитывающая три с половиной тысячи духовных книг. Были построены каменные кузницы, проведен водопровод, действовала церковно-приходская школа.
Осенью 1904 года монастырь отметил два знаменательных события — свое 300-летие и 200-летие перенесения из села Меркушино мощей святого праведного Симеона.
В память этих событий был заложен трехпрестольный Крестовоздвиженский собор — один из самых больших в России, который был торжественно освящен 11 сентября 1913 года, в год 300-летия царствования Дома Романовых.
В тот день от царской семьи пришла приветственная телеграмма: «Верхотурье. Николаевский монастырь. Настоятелю отцу Ксенофонту. От души приветствуем Вас и братию с высокоторжественным днем освящения нового храма, дорогой нашему сердцу обители и с завтрашним великим праздником. Просим ваших молитв перед ракой Преподобного. Николай. Александра».
— Среди вещей, оставшихся в Ипатьевском доме Екатеринбурга была обретена икона святого праведного Симеона, — говорит отец Константин. — При Своей земной жизни святая Царская Чета глубоко почитала этого святого покровителя Сибири. Государь жаловал средства на построение нового собора в Свято-Николаевском монастыре и устраивал сень над мощами святого праведного Симеона. Государыня собственноручно украшала вышивкой священнические облачения для обители, изготовленные из материала Её коронационного платья.
Когда через год освящали Симеоновский придел Крестовоздвиженского собора, в монастырь привезли царский подарок — сень для мощей святого праведного Симеона. Вся она была вызолочена и имела серебряную надпись: «Сия сень сооружена к мощам Симеона праведного в Верхотурский Николаевский монастырь иждивением и любовью Благочестивейшего Самодержавнейшего Великого Государя Императора Николая Александровича, Благочестивейшей государыни императрицы Александры Федоровны, наследника цесаревича Алексея Николаевича и Благоверных княжен Ольги, Татьяны, Марии, Анастасии Николаевен». К предполагаемому приезду в Верхотурье Царской Семьи был построен рядом с монастырем Дом почетных гостей по типу боярских хором 16 — 17 веков (сейчас в этом доме находится Краеведческий музей). Но Первая мировая война сделала эту поездку Царской Семьи невозможной. Зато в июле 1914 года паломничество по святым местам Верхотурья совершила одна из представителей Дома Романовых — Великая княгиня Елизавета Федоровна. В монастыре ей была устроена торжественная встреча. Одним из первых она посетила Крестовоздвиженский собор. — При Своей земной жизни, — говорит отец Константин, — Царская Семья так и не смогла побывать в Верхотурье. Государь с Семьей Своё паломничество совершают ныне.
Здесь взошла на Голгофу Царская семья и Их верные слуги
1 марта паломники посетили места мученического подвига святого Царя Николая и Его Семьи и верных слуг в Екатеринбурге и монастырь в честь Святых Царственных Страстотерпцев на Ганиной яме.
…Ранним утром 17 июля 1918 года встретила Ганина Яма святые мощи Царственных Страстотерпцев.
Ярко-красным зарделся просвет Коптяковской дороги, Черный зев старых шахт ожидает убитых тела. Старый лес еще спит и траву постилает под ноги, Под колеса телег, ужасаясь величию зла.
Честные останки Августейшей Семьи и их верных слуг были сброшены в затопленную шахту. Через некоторое время изуверы достали тела, расчленили и в течение двух суток уничтожали их огнем и серной кислотой.
Русский Царь убиен со своей Августейшей Семьею. Кругом трусость, измена, предательство, ложь и обман, Прах святой Их убийцы смешают с уральской землею, Станет дымом кадильным над Ганиной Ямой туман.
В августе 2000 года свершилось то, чего так ждал много лет православный русский народ! На Архиерейском Соборе, проходившем в Москве с 13 по 16 августа, Царская Семья была прославлена в лике Святых Страстотерпцев. Сие соборное деяние явилось актом согласия Церкви земной с уже существующим прославлением всенародно чтимых святых Дома Царского в Церкви Небесной.
После этого торжественного события произошел судьбоносный поворот в истории святого урочища.
23 сентября 2000 года во время своего первого визита на Уральскую землю Святейший Патриарх Алексий II посетил Ганину Яму.
В тот знаменательный день Предстоятель Русской Православной Церкви заметил, что лучшим увековечиванием памяти на Руси всегда было строительство Божьего храма или учреждение монастыря.
Так Первосвятитель дал свое благословение монашеской обители на месте уничтожения святых мощей Августейшей Семьи.
Из письма Святейшего Патриарха Алексия Высокопреосвященному Викентию, Архиепископу Екатеринбургскому и Верхотурскому:
«Надеемся, что строительство… скита на месте уничтожения тел царственных страстотерпцев в Ганиной яме, где в скором времени тоже будет возноситься церковная молитва, изгладит последствия страшных преступлений, совершившихся на многострадальной Уральской земле».
…2 марта после Божественной Литургии в Екатеринбурге, в Храме-на-Крови во имя Всех Святых, в Земле Российской просиявших, паломники из Москвы совершат поездку в Алапаевск, где были сброшены в одну из шахт Великая княгиня Елизавета Феодоровна и инокиня Варвара, а также верные Царю Великие князья.
«Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое воскресение Твое славим!»
3 марта, приняв участие в торжественной встрече крестного хода Якутск — Москва программы «Под звездой Богородицы» на границе Тюменской и Екатеринбургской епархий, паломники пройдут вместе с участниками крестного хода целый день.
Затем через Тюмень путь группы лежит в Тобольск.
Пробыв здесь два дня, посетив Абалакский Свято-Троицкий монастырь и познакомившись с другими святынями, паломники вернутся в Москву.
В день встречи крестного хода московские паломники вручат участникам молитвенно-покаянного шествия святыни, которые привезли с собой: из своего храма свт. Николая Чудотворца в Бирюлёве — мироточивую икону Царственных мучеников, из храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове — мироточивую храмовую икону Собора Бутовских святых и малый Поклонный Соловецкий крест.
— Не пожелал святой Царь Мученик путешествовать только с Супругой и Чадами Своими, — говорит отец Константин, — но (управил неизреченно Господь) — святого Царя мученика сопровождает в этом паломничестве, в этом осмотре вверенной Ему Богом земли целый сонм святых Новомучеников, принявших венец страданий своих в ставшем печально известным Бутове, месте скорби и великой славы!
— Мы же, живущие сейчас чада Его, — продолжает батюшка, — ежедневно неоднократно призывающие святые молитвы этих Новых угодников Божиих, мы — лишь исполнители воли Божьей, определившей быть этому Царскому пути.
Вручая 29 декабря 2007 года после Божественной Литургии образ Святых Царственных Страстотерпцев представителям Фонда «Андреевский Флаг» — организаторам программы «Под звездой Богородицы», старейший клирик храма — митрофорный протоиерей Алексий Байков произнес слова напутствия. А Фонд «Андреевский Флаг» передал в дар храму список Державной иконы Божией Матери с благословением Святейшего Патриарха Алексия и поручил паломникам, отправляющимся на встречу крестного хода Якутск — Москва, доставить его участникам две бутовские святыни.
Летом 2007 года икона Собора Бутовских святых и малый Поклонный Соловецкий крест принимали участие в речном крестном ходе Соловки — Бутово. Эти святыни передал для участия в программе настоятель храма в Бутове, внук одного из бутовских новомучеников иерей Кирилл Каледа.
По словам отца Константина, «их паломническая поездка должна была иметь своей основной целью передачу в крестный ход лишь одной мироточивой иконы святой Царской Семьи из Бирюлёвского храма».
— Однако в предпоследний день перед поездкой, — рассказывает отец Константин, — выяснилось, что число святынь увеличилось. Исполнить просьбу настоятеля храмов Воскресения Христова и Новомучеников Бутовских и везти с собой бутовские святыни — большая честь и радость для нас. Ведь с отцом Кириллом Каледой и всей семьёй незабвенного протоиерея Глеба нас связывает 25-летняя дружба и многолетнее соработничество. Среди расстрелянных в Бутове — святые Новомученики.
Это и митрополит Серафим (Чичагов), которому власть не могла забыть трудов по канонизации преподобного Серафима Саровского, предпринятых им рука об руку с Царём, и преподобный мученик и старец архимандрит Свято-Троице-Сергиевой лавры Кронид (Любимов), не отрёкшийся от монархических убеждений и в 1937 году, и московский кузнец Василий Иванов с ними расстрелянный, также не отрёкшийся хранитель портрета Царского…
— И многие, многие — ВСЕ в Бутове пострадавшие — именованные и не именованные, — уточняет отец Константин. — Мы имеем основания причислить к лику Новомучеников тех людей, о религиозности которых нам известно. В основном это священно- и церковнослужители, из числа которых более 370 вошло в Собор Бутовских святых.
Сколько их Лубянскую, Бутырскую и Таганскую тюрьму, Соловецкий, Беломоро-Балтийский, Карагандийский и прочие концлагеря и ссылки прошедших, допросами и пытками не сломленных!
Сколько их, всякого звания и сословия — в Царстве Небесном к лику Бутовских святых Новомучеников Господом причисленных, угодивших Ему!
— ВСЕ они сейчас у Креста Господня, — говорит отец Константин, — сейчас в нашем вагоне со святым мучеником Государем Императором Николаем Александровичем и Супругою Его Государынею Императрицею Александрою Феодоровною, и великими Княгинями Ольгою Николаевною, Татианою Николаевною, Мариею Николаевною и Анастасиею Николаевною, и Великим Князем Наследником-Цесаревичем Алексием Николаевичем.
Подвиг Царской семьи — это подвиг святости. Царская семья была неделима и в земной жизни — одно большое целое — семь Я, и принять мученическую кончину Господь сподобил их вместе, так что и в жизнь вечную они вошли такими же неделимыми.
Но Господь являет нам в утешение другое Свое чудо — чудо мироточения, происходившее в храме в Бирюлёве дважды (2002, 2003): видимое, обоняемое, осязаемое всеми, мы становимся свидетелями и причастниками подвига Царской семьи.
Милосердный Отец промыслительно заботится о своих детях, и прославление Царской Семьи есть Божий подарок и помощь нам в сегодняшнее трудное время духовного возрождения, ибо мы получили воистину достойный пример для подражания.
Сам Господь дарует нам заступников и молитвенников пред Ним за нас и за Святую Русь, и мы не вправе отвергать этот щедрый дар. Нужно дорожить этим щедрым подарком и благодарить Бога за оказанную нам милость.
Да поможет нам Бог в этом молитвами прославленной Царской Семьи — Царственных мучеников, чудом мироточения иконы которых Господь говорит нам, что не оставляет Он нас, любит, помогает, утешает, и долготерпеливо ждет нашего покаяния и возвращения к Себе: «Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас» (Матф.11:28)
Имени ради Христа ненавидима и гонима была Царская семья, и пострадала и приняла мученический венец за веру Христову.
Не у многих есть мужество идти Царским путём. Прихожане храма святителя Николая в Бирюлёве решились. Сегодня совершается по России их паломническая поездка. И впереди них — Святой Царь Мученик.
Николай Алексеевич ГОЛОВКИН, член Союза писателей России
http://www.fondsk.ru/article.php?id=1252